Решение по заявлению Лабинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц (о признании незаконным бездействия администрации Сладковского сельского поселения Лабинского района по организации обустройства зон захоронения)



№ 2-774/11г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Лабинск 10 ноября 2011 года

Судья Лабинского районного суда Краснодарского края Горюшина Л.А.,

с участием помощника прокурора Лабинской межрайонной прокуратуры Шуваева С.В.,

представителя заинтересованного лица – Сладковского сельского поселения Лабинского района Кучеренко Н.В.,

при секретаре Коровкиной А.В.,

рассмотрев заявление Лабинского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Сладковского сельского поселения Лабинского района по организации обустройства зон захоронения,

УСТАНОВИЛ:

Лабинский межрайонный прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Сладковского сельского поселения Лабинского района по организации обустройства зон захоронения.

В обоснование требований прокурор указывает на то, что в Сладковском сельском поселении Лабинского района захоронение умерших граждан осуществляется на сельском кладбище, расположенном в х. Сладкий.

Проведенной проверкой установлено, что сельское кладбище Сладковского сельского поселения Лабинского района не имеет ограждения по периметру места захоронения, чем нарушены требования п. 3.1 раздела 3 СанПиН 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», введенного в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.04.2003 года № 35 «О введении в действие СанПиН 2.1.1279-03».

В нарушение требований СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», устройство кладбищ осуществляется при отсутствии проектов, которые должны быть утверждены в установленном порядке и предусматривать следующее: наличие водоупорного слоя для кладбищ традиционного типа; систему дренажа; обваловку территории; характер и площадь зеленых насаждений; организацию подъездных путей и автостоянок; планировочное решение зоны захоронений для всех типов кладбищ с разделением на участки, различающиеся по типу захоронений, при этом площадь захоронений должна составлять не более 70 % общей площади кладбища; разделение территории кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно – хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища); канализование, водоснабжение, теплоэлектроснабжение, благоустройство территории (глава II п. 2.7 СанПиН 2.1.2882-11).

Территории санитарно – защитных зон не спланированы, не благоустроены и не озеленены, не имеют транспортных и инженерных коридоров (глава II п. 2.9 СанПиН 2.1.2882-11); не предусмотрены самостоятельные системы водоснабжения для проведения поливочных и уборочных работ кладбищ (глава VI п. 6.2 СанПиН 2.1.2882-11); на кладбищах не предусмотрено хозяйственно – питьевое водоснабжение для питьевых и хозяйственных нужд, качество воды должно отвечать требованиям санитарных правил для питьевой воды (глава VI п. 6.3 СанПиН 2.1.2882-11); отсутствуют шахтные колодцы для полива, общественные туалеты выгребного типа в соответствии с требованиями санитарных норм и правил (глава VI п. 6.4 СанПиН 2.1.2882-11); не предусмотрены на участках кладбищ зоны зеленых насаждений, стоянки автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним (глава VI п. 6.6 СанПиН 2.1.2882-11); площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование) (глава VI п. 6.7 СанПиН 2.1.2882-11).

22.03.2011 года глава администрации Сладковского сельского поселения уже привлекался к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ, однако мер, направленных на устранение выявленных нарушений до настоящего времени, не принял.

Выявленные нарушения являются недопустимыми, так как нарушают права и законные интересы граждан на защиту жизни, здоровья, личного имущества и благоприятную окружающую среду.

Изложив указанные в заявлении обстоятельства, прокурор просил признать бездействие администрации Сладковского сельского поселения Лабинского района, выразившееся в неисполнении требований п.22 ч.1 ст.14 Закона РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», незаконным. Обязать администрацию Сладковского сельского поселения Лабинского района устранить нарушения закона следующим путем: установить ограждения по периметру места захоронения; подготовить и утвердить в установленном порядке проекты устройства кладбищ; спланировать, благоустроить и озеленить территории санитарно – защитных зон, предусмотреть транспортные и инженерные коридоры; для проведения поливочных и уборочных работ кладбищ предусмотреть систему водоснабжения (при отсутствии централизованных систем водоснабжения и канализации допускается устройство шахтных колодцев для полива и строительство общественных туалетов выгребного типа в соответствии с требованиями санитарных норм и правил); предусмотреть на участках кладбищ зоны зеленых насаждений, стоянки автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним, данные площадки должны быть огорожены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование).

В судебном заседании представитель заявителя – помощник Лабинского межрайонного прокурора Шуваев С.В. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель заинтересованного лица Кучеренко Н.В. в судебном заседании заявленные требования прокурора признала частично. Она считает, что утверждение Лабинского межрайонного прокурора по поводу бездействия администрации Сладковского сельского поселения Лабинского района является необоснованным, поскольку администрацией принимаются меры, направленные на обустройство зон захоронения. В Сладковском сельском поселении Лабинского района захоронение умерших граждан осуществляется на одном сельском кладбище. На кладбище находятся зеленые насаждения (деревья, кустарники), установлен надворный кирпичный туалет, вода для поливочных и уборочных работ находится на расстоянии примерно 30 метров (колонка), где любой желающий может взять воду. Администрация Сладковского сельского поселения Лабинского района в настоящее время не имеет возможности установить на кладбище ограждение по периметру захоронения, поскольку на указанные цели планируется заложить деньги в бюджет на 2012 года. В настоящее время документы на земельный участок находятся в стадии оформления. После изготовления межевого дела и постановки земельного участка, используемого под размещение сельского кладбища, на кадастровый учет, администрацией будут приняты меры по подготовке проекта устройства кладбищ, а также меры по планированию, благоустройству территории санитарно-защитных зон. Установка урн и работа по организации стоянки для автокатафалков и автотранспорта, площадки для мусоросборников с подъездами к ним, будет проведена по мере поступления денег в бюджет.

Выслушав пояснения представителей заявителя и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ч. 1 ст. 26 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, в том числе, органами местного самоуправления.

В соответствии с требованиями ч.1 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, статьи 16-17 данного Закона определяют санитарные и экологические требования к размещению, содержанию мест погребения.

Согласно п.22 ч.1 ст.14 Закона РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения.

В судебном заседании установлено, что в Сладковском сельском поселении Лабинского района захоронение умерших граждан осуществляется на одном сельском кладбище, расположенном в х. Сладкий.

21, 24 октября 2011 года территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Лабинском, Курганинском и Мостовском районах были проведены контрольно-надзорные мероприятия в отношении администраций поселений Лабинского района, в том числе в отношении администрации Сладковского сельского поселения, по соблюдению обязательных требований санитарного законодательства при погребении и похоронном деле.

В результате проведенной проверки был установлен ряд вышеперечисленных нарушений.

Лабинский межрайонный прокурор просил суд обязать администрацию Сладковского сельского поселения Лабинского района устранить выявленные нарушения.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В судебном заседании представитель истца ссылался на то, что кладбище Сладковского сельского поселения Лабинского района не имеет ограждения по периметру места захоронения, чем нарушены требования п. 3.1 раздела 3 СанПиН 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», введенного в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.04.2003 года № 35.

Однако, Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.06.2011 года № 84, СанПиН 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», утвержденный Главным государственным санитарным врачом РФ 06.04.2003 года, утратил силу.

Указанным Постановлением утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», вступившие в законную силу 18 сентября 2011 года, которые не содержат требования по установлению ограждения по периметру места захоронения.

В связи с тем, что проверка по соблюдению обязательных требований санитарного законодательства при погребении и похоронном деле в Сладковском сельском поселении Лабинского района была проведена 21,24 октября 2011 года, требования утратившего силу нормативного акта на момент проверки не могли быть применены к администрации Сладковского сельского поселения Лабинского района.

Таким образом, суд не находит оснований для удовлетворения требования прокурора в части устранения администрацией нарушения закона путем установления ограждения по периметру места захоронения.

Кроме того, суд не может согласиться с требованиями прокурора в части возложения на администрацию Сладковского сельского поселения обязанности по подготовке проектов устройства кладбищ, включающего планирование, благоустройство и озеленение территории санитарно – защитных зон, транспортные и инженерные коридоры, поскольку решением Лабинского районного суда от 17 февраля 2011 года администрация Сладковского сельского поселения Лабинского района обязана принять меры по проведению межевания и постановке на кадастровый учет земельных участков, используемых под размещение сельского кладбища.

Как видно из материалов дела, постановлением главы администрации муниципального образования Лабинский район от 18.07.2011 года № 2218 утверждена схема расположения земельного участка площадью 20662 кв.м., по адресу: Лабинский район, х. Сладкий, кладбище, относящегося к категории земель «земли населенных пунктов», для размещения кладбища. Управлению имущественных отношений Лабинского района в течение шести месяцев со дня подписания настоящего постановления поручено обеспечить постановку указанного земельного участка на государственный кадастровый учет.

В связи с этим, суд не находит оснований для признания бездействия администрации Сладковского сельского поселения Лабинского района в части возложения обязанности по подготовке проекта устройства кладбищ незаконным, поскольку администрацией принимаются все необходимые меры по изготовлению межевых дел и постановке земельного участка на кадастровый учет, работа по изготовлению которых занимает длительное время. Отсутствие четких границ земельного участка, используемого под размещение кладбища, препятствует определению и установлению его санитарно-защитной зоны.

Требования прокурора в части строительства на территории кладбища общественного туалета являются необоснованными, так как из представленных в судебное заседание фотоснимков видно, что на кладбище в х. Сладкий установлен надворный туалет.

Кроме того, на сельском кладбище х. Сладкий имеются зеленые насаждения (деревья, кустарники), что также подтверждается приобщенными к материалам дела фотоснимками.

Требования прокурора в части бездействия администрации Сладковского сельского поселения Лабинского района по проведению работ по организации стоянки для автокатафалков и автотранспорта, площадки для мусоросборников с подъездами к ним, установки урн и системы водоснабжения обоснованы и подлежат удовлетворению.

В судебное заседание представителем заинтересованного лица не представлено доказательств, подтверждающих наличие водоснабжения на сельском кладбище х. Сладкий.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования Лабинского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Сладковского сельского поселения Лабинского района по организации обустройства зон захоронения удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации Сладковского сельского поселения Лабинского района, выразившееся в неисполнении требований п.22 ч.1 ст.14 Закона РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Обязать администрацию Сладковского сельского поселения Лабинского района устранить следующие нарушения: для проведения поливочных и уборочных работ кладбищ предусмотреть систему водоснабжения, предусмотреть на участках кладбищ стоянки автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним, данные площадки должны быть огорожены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование).

В остальной части заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Лабинский районный суд в течение 10 дней.

Решение вступило в законную силу с 21.11.2011 г.