РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Лабинск 13 июня 2012 года Судья Лабинского районного суда Краснодарского края Горюшина Л.А., при секретаре Коровкиной А.В., с участием помощника прокурора Лабинской межрайонной прокуратуры Золотовой К.И., представителя заинтересованного лица – и.о. главы Первосинюхинского сельского поселения Лабинского района Кляхина Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Лабинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Первосинюхинского сельского поселения о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления УСТАНОВИЛ: Лабинский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления. В обоснование своих требований прокурор указывает на то, что согласно ст.14 Закона РФ от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В ст.3 ФЗ от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплены основные принципы охраны окружающей среды: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления, а также ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. В соответствии со ст.7 указанного закона к полномочиям органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В соответствии со ст.2 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. Таким образом, всеми указанными нормативными актами на органы местного самоуправления поселкового звена возложены задачи по обеспечению экологической безопасности и санитарно-эпидемиологическому благополучию поселения на соответствующих территориях. Однако проверка показала, что органом местного самоуправления названные обязанности в полной и необходимой мере не исполняются. Распоряжением Главы администрации края от 18.05.1999 года № 625-Р главам муниципальных образований края рекомендовано: безотлагательно организовать работу по выявлению и ликвидации несанкционированных свалок на подведомственной территории. Конкретные меры, направленные на вывод из кризиса коммунальной отрасли края в сфере санитарной очистки и обращения с отходами, были названы в постановлении Главы администрации края от 05.04.2004 года № 313. В нарушение всех перечисленных выше положений нормативно-правовых актов при проведении выездного контрольного мероприятия совместно со специалистами департамента природных ресурсов и государственного экологического контроля Краснодарского края в северной части окраины хутора Первая Синюха обнаружена несанкционированная свалка мусора ТБО. Имеются места сжигания отходов(автопокрышки, пластиковые бутылки, картон-тара). Администрацией мер, направленных на вывоз отходов производства и потребления не принято. Ранее межрайонной прокуратурой в адрес главы поселения вносились представления об устранении аналогичных нарушений законодательства, однако действенных мер по их устранению органом местного самоуправления принято не было. Сложившаяся ситуация требует незамедлительного разрешения, поскольку в противном случае может повлечь причинение ущерба окружающей природной среде, возникновение вредных и необратимых последствий от хозяйственной деятельности, что в конечном итоге может привести к нарушению прав граждан на защиту их жизни и здоровья на благополучную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, а также конституционного права граждан, проживающих на территории поселения, на благополучную окружающую среду. Неправомерное бездействие администрации сельского поселения нарушает права неопределенного круга лиц как проживающих, так и пребывающих на территории поселения. Кроме того, существование несанкционированной свалки приводит к ухудшению качества поверхностных и подземных вод, используемых для бытовых нужд населения, проживающего не только в границах сельского поселения. На основании изложенного прокурор просит суд признать незаконным бездействие администрации Первосинюхинского сельского поселения, выразившееся в неисполнении требований п.18 ч.1ст.14 Закона РФ от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и обязать администрацию Первосинюхинского сельского поселения устранить нарушения путем ликвидации несанкционированной свалки. В судебном заседании помощник Лабинского межрайонного прокурора Золотова К.И. поддержала заявленные требования и просила суд удовлетворить их в полном объеме. Представитель администрации Первосинюхинского сельского поселения суду пояснил, что за хутором действительно есть стихийная свалка, она организовалась в результате складирования ТБО жителями и МУМПКХ Первосинюхинского сельского поселения, меры по ликвидации свалки не предпринимались в связи с отсутствием транспорта и денежных средств. Выслушав пояснения представителей заявителя и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Как установлено в судебном заседании, Лабинской межрайонной прокуратурой при проведении выездного контрольного мероприятия совместно со специалистами департамента природных ресурсов и государственного экологического контроля Краснодарского края в северной части окраины хутора Первая Синюха обнаружена несанкционированная свалка мусора ТБО, морфологический состав отходов – текстиль; отходы стекла; отходы полипропилена, полиэтилена; пластиковая тара(бутылки); изделия из пластмассы, вышедшие из употребления; отработанные покрышки; тара алюминиевая из-под напитков; строительные отходы. Имеются места сжигания отходов(автопокрышки, пластиковые бутылки, картон-тара). Из материалов дела видно, что ранее межрайонной прокуратурой в адрес главы поселения вносились представления об устранении аналогичных нарушений законодательства, однако действенных мер по их устранению органом местного самоуправления принято не было. Согласно ст.3 ФЗ от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» за органами местного самоуправления закреплена обязанность, по обеспечению благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, обязательности участия в деятельности по охране окружающей среды, а так же ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. В соответствии со ст.7 указанного закона к полномочиям органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. На основании п.18 ч.1 ст.14 Закона РФ от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Так же в соответствии со ст. 2 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. Поскольку, в судебном заседании установлено, что органом местного самоуправления обязанности по обеспечению благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, обязательности участия в деятельности по охране окружающей среды и организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в полной мере не исполняются - в нарушение всех положений нормативно-правовых актов на территории Первосинюхинского сельского поселения продолжительный период времени функционирует несанкционированная свалка отходов, суд удовлетворяет требования Лабинского межрайонного прокурора. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 257-258 ГПК РФ, Федеральным законом от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Законом РФ от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», суд РЕШИЛ: Признать незаконным бездействие администрации Первосинюхинского сельского поселения, выразившееся в неисполнении требований п.18 ч.1 ст.14 Закона РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Обязать администрацию Первосинюхинского сельского поселения устранить нарушения закона путем ликвидации несанкционированной свалки, расположенной в северной части окраины хутора Первая Синюха Лабинского района Краснодарского края. Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда через Лабинский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения решения.