№ 2-85/11г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Лабинск 2 марта 2011 года
Судья Лабинского районного суда Краснодарского края Лисунов Н.В.,
с участием помощника прокурора Лабинской межрайонной прокуратуры Шуваев С.В.,
представителя заинтересованного лица специалиста администрации Ахметовского сельского поселения Цыбульникова А.А. (по доверенности),
при секретаре Перекотий С.А.
рассмотрев заявление Лабинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о понуждении к исполнению земельного законодательства и федерального закона «О погребении и похоронном деле» администрацию Ахметовского сельского поселения,
УСТАНОВИЛ:
Лабинский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением о понуждении к исполнению земельного законодательства и федерального закона «О погребении и похоронном деле» ссылаясь на то, что по результатам проведенной проверки соблюдения норм действующего законодательства органами местного самоуправления при захоронении умерших граждан установлено следующее. В Ахметовском сельском поселении Лабинского района захоронение умерших граждан осуществляется на сельских кладбищах. Земельная и техническая документация на кладбища отсутствует. Предоставление земельного участка для размещения места для погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством и проектной документацией. Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать 40 гектаров. Территории кладбищ Ахметовского сельского поселения используются для захоронения умерших с момента основания станицы (с 1841 года). В отношении используемых под размещение кладбищ земельных участков процедура межевания не проведена, на кадастровом учете земельные участки не стоят, землеустроительная документация отсутствует. Вопросы по содержанию мест захоронения отнесены к вопросам местного значения поселения. На основании изложенного просил суд признать бездействие администрации Ахметовского сельского поселения в части непринятия мер по оформлению земельно-правовой документации на земельные участки, используемые под сельские кладбища – незаконным, обязать администрацию Ахметовского сельского поселения принять меры по постановке на кадастровый учет земельных участков, используемых под размещение сельских кладбищ, устранить нарушения закона путем подготовки и направления в Совет депутатов сельского поселения проекта решения о создании административной комиссии.
В судебном заседании представитель Лабинской межрайонной прокуратуры поддержал заявленные требования, пояснил суду об обстоятельствах, аналогичных вышеизложенным.
Представитель заинтересованного лица заявленные требования признал частично, пояснив суду, что на территории Ахметовского сельского поселения Лабинского района находится кладбище, основанное в 1841году. Расширять кладбище некуда, так как с одной стороны начинаются огороды жителей, с другой стороны протекает ручей, с третей — упирается в гору, где могут сходить селевые потоки. Необходимо открыть новое кладбище, но денежные средства в бюджет на данные цели не заложены. Документов на выделение земельных участков под кладбища не имеется, денежные средства на проведение межевания и подготовки землеустроительных документов отсутствуют. Захоронения осуществляются в границах кладбищ. Выбор земельных участков для захоронений производится гражданами самостоятельно.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, находит заявление Лабинского межрайонного прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом земельно-правовая документация на земельные участки, используемые под сельские кладбища администрацией Ахметовского сельского поселения не оформлена. Организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения поселения (п.22 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»).
Согласно требованиям ст.ст. 6, 11.1 Земельного кодекса РФ объектами земельных отношений являются земельные участки. В ч.3 ст.1 и ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» определено, что объектами земельных отношений могут выступать земельные участки, которые должны быть сформированы в соответствии с законодательством, в результате чего они обретают индивидуальные характеристики, отличающие его от других земельных участков.
В соответствии с требованиями ч.1 ст. 4 Федерального закона от 12.01.1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.
В соответствии с ч.1 ст. 17 Закона Краснодарского края от 04.02.2004 года №666-КЗ «О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае» санитарные и экологические требования к размещению мест погребения устанавливаются в соответствии с федеральным законодательством.
Согласно требованиям ч.1 ст.17 Федерального закона от 12.01.1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
Кроме того в соответствии с п.2.1 раздела 2 СанПиН 2.1.1279-03«Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», введенного в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.04.2003 №35 размещение, расширение и реконструкция кладбищ, зданий, сооружений похоронного значения осуществляются в соответствии с действующей градостроительной документацией (генеральными планами городов, поселений, проектами детальной планировки территорий и др.) и регламентируются настоящими и другими действующими санитарными правилами и нормами.
Требованиями ст. 16 Федерального закона от 12.01.1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» установлено, что создание новых мест погребения, реконструкция действующих мест погребения возможны при наличии положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы.
Вместе с тем суд учитывает, что финансирование расходов за счет местных бюджетов осуществляется в объеме средств, запланированных представительным органом, органом местного самоуправления при решении вопроса о местном бюджете на текущий финансовый год.
На основании изложенного руководствуясь ст. 254-258 ГПК РФ, ст.ст. 6, 11.1 Земельного кодекса РФ, Федеральным законом от 24.07.2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»; Федеральным законом от 12.01.1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»; Законом Краснодарского края от 04.02.2004 года №666-КЗ «О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае»; СанПиН 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», суд
РЕШИЛ:
Обязать администрацию Ахметовского сельского поселения Лабинского района принять меры по постановке на кадастровый учет земельных участков, используемых под размещение сельских кладбищ.
Обязать администрацию Ахметовского сельского поселения Лабинского района принять меры по постановке на кадастровый учет земельного участка, используемого под размещение сельского кладбища, по мере поступления денежных средств из соответствующего бюджета.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Лабинский районный суд в течение 10 дней.
Решение вступило в законную силу с 13.03.11г.