№ 2-83/11г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Лабинск 02 марта 2011 года
Судья Лабинского районного суда Краснодарского края Лисунов Н.В.,
с участием помощника прокурора Лабинской межрайонной прокуратуры Шуваева С.В.,
представителя заинтересованного лица Черкашиной Н.А.,
при секретаре Перекотий С.А.
рассмотрев заявление Лабинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о понуждении к исполнению земельного законодательства и федерального закона «О погребении и похоронном деле» администрацию Упорненского сельского поселения,
УСТАНОВИЛ:
Лабинский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением о понуждении к исполнению земельного законодательства и федерального закона «О погребении и похоронном деле» ссылаясь на то, что по результатам проведенной проверки соблюдения норм действующего законодательства органами местного самоуправления при захоронении умерших граждан установлено следующее. В Упорненском сельском поселении Лабинского района захоронение умерших граждан осуществляется на сельском кладбище. Земельная и техническая документация на кладбища отсутствует. Предоставление земельного участка для размещения места для погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством и проектной документацией. Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать 40 гектаров. Территория кладбища Упорненского сельского поселения используется для захоронения умерших с момента основания станицы (более 90 лет). В отношении используемых под размещение кладбищ земельных участков процедура межевания не проведена, на кадастровом учете земельные участки не стоят, землеустроительная документация отсутствует.
В постановке на кадастровый учет земельного участка администрации Упорненского сельского поселения ФГУ «Земельно-кадастровая палата» Краснодарского края отказано решением от 21.09.2010 года №2343/5/10-296412 в связи с тем, что часть земельного участка, занятого под размещенное кладбище относится к землям сельскохозяйственного назначения и является невостребованной паевой землей. Данный факт стал возможен ввиду отсутствия мест для погребения в границах ранее действовавшего кладбища. Вопросы по содержанию мест захоронения отнесены к вопросам местного значения поселения. Отсутствие четких границ земельного участка, используемого под размещение кладбища, препятствует определению и установлению санитарно-защитной зоны кладбища. Данное обстоятельство негативно сказывается на санитарно-эпидемиологической обстановке в поселении и ставит под угрозу эпидемиологическое благополучие жителей Упорненского сельского поселения. На основании изложенного просил суд признать бездействие администрации Упорненского сельского поселения в части непринятия мер по оформлению земельно-правовой документации на земельный участок, используемый под сельское кладбище – незаконным, обязать администрацию Упорненского сельского поселения принять меры по постановке на кадастровый учет земельного участка, используемого под размещение сельского кладбища, обязать администрацию Упорненского сельского поселения Лабинского района устранить нарушения Федерального закона от 12.01.1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» путем прекращения деятельности по захоронению умерших на территории действующего кладбища и создать новое место для погребения путем выделения для этих целей соответствующего земельного участка.
В судебном заседании представитель Лабинской межрайонной прокуратуры поддержал заявленные требования, пояснил суду об обстоятельствах, аналогичных вышеизложенным.
Представитель заинтересованного лица, специалист администрации Упорненского сельского поселения Черкашина Н.А. заявленные требования признала частично, пояснила суду, что техническая документация на земельный участок (кладбище) отсутствует, но администрация Упорненского сельского поселения не бездействовала, обращались в ГУП КК «Лабинский земельный центр» для установления границ земельного участка под кладбище, обращались в ФГУ «ЗКП» по Краснодарскому краю, где было принято решение о приостановлении постановки на государственный кадастровый учет объекта недвижимости. Провели межевание земельного участка, выяснилось, что захоронения происходят на паевых землях. В настоящее время с АФ "У" и АФ "М" достигнута договоренность об обмене земельными участками. Планируют надлежаще оформить земельные участки. Кроме того, в бюджете на 2011год заложены денежные средства на данные нужды.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, находит заявление Лабинского межрайонного прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом земельно-правовая документация на земельный участок, используемый под сельские кладбища администрацией Упорненского сельского поселения не оформлена. Организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения поселения (п.22 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»).
В соответствии с требованиями ч.1 ст. 4 Федерального закона от 12.01.1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.
В соответствии с ч.1 ст. 17 Закона Краснодарского края от 04.02.2004 года №666-КЗ «О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае» санитарные и экологические требования к размещению мест погребения устанавливаются в соответствии с федеральным законодательством.
Из представленного в материалах дела Решения ФГУ «Земельно-кадастровая палата» Краснодарского края отказано решением от 21.09.2010 года №2343/5/10-296412 следует, что в постановке на кадастровый учет земельного участка администрации Упорненского сельского поселения, используемого для захоронений отказано в связи с тем, что часть земельного участка, занятого под размещенное кладбище относится к землям сельскохозяйственного назначения и является невостребованной паевой землей.
Из п.2.1 раздела 2 СанПиН 2.1.1279-03«Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», введенного в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.04.2003 №35 следует, что размещение, расширение и реконструкция кладбищ, зданий, сооружений похоронного значения осуществляются в соответствии с действующей градостроительной документацией (генеральными планами городов, поселений, проектами детальной планировки территорий и др.) и регламентируются настоящими и другими действующими санитарными правилами и нормами.
Требованиями ст. 16 Федерального закона от 12.01.1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» установлено, что создание новых мест погребения, реконструкция действующих мест погребения возможны при наличии положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы.
Согласно требованиям ст.ст. 6, 11.1 Земельного кодекса РФ объектами земельных отношений являются земельные участки. В ч.3 ст.1 и ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» определено, что объектами земельных отношений могут выступать земельные участки, которые должны быть сформированы в соответствии с законодательством, в результате чего они обретают индивидуальные характеристики, отличающие его от других земельных участков.
В соответствии с требованиями ч.1 ст.17 Федерального закона от 12.01.1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления. СанПиН 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», введенный в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.04.2003 года №35 «О введении в действие СанПиН 2.1.1279-03» установлены размеры санитарно-защитных зон для кладбища от жилых, общественных зданий и от водозаборных сооружений. На территориях санитарно-защитных зон кладбищ запрещено строительство зданий и сооружений, не связанных с обслуживанием указанных объектов; прокладка сетей централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения, используемого для хозяйственно-питьевых целей населением городов и других населенных пунктов, что свидетельствует об особом статусе санитарно-защитных зон и особых санитарных правилах их использования.
Отсутствие четких границ земельного участка, используемого под размещение кладбища, препятствует определению и установлению его санитарно-защитной зоны. Данное обстоятельство негативно сказывается на санитарно-эпидемиологической обстановке в Упорненском сельском поселении и ставит под угрозу эпидемиологическое благополучие его жителей.
Вместе с тем суд учитывает, что финансирование расходов за счет местных бюджетов осуществляется в объеме средств, запланированных представительным органом, органом местного самоуправления при решении вопроса о местном бюджете на текущий финансовый год.
На основании изложенного руководствуясь ст. 254-258 ГПК РФ, ст.ст. 6, 11.1 Земельного кодекса РФ, Федеральным законом от 24.07.2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»; Федеральным законом от 12.01.1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»; Законом Краснодарского края от 04.02.2004 года №666-КЗ «О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае»; СанПиН 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», суд
РЕШИЛ:
Признать бездействие администрации Упорненского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по оформлению земельно-правовой документации на земельный участок, используемый под сельское кладбище – незаконным.
Обязать администрацию Упорненского сельского поселения Лабинского района принять меры по постановке на кадастровый учет земельного участка, используемого под размещение сельского кладбища по мере поступления денежных средств из соответствующего бюджета.
Обязать администрацию Упорненского сельского поселения Лабинского района устранить нарушения Федерального закона от 12.01.1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» путем прекращения деятельности по захоронению умерших на территории действующего кладбища и создать новое место для погребения путем выделения для этих целей соответствующего земельного участка.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Лабинский районный суд в течение 10 дней.
Решение вступило в законную силу с 13.03.11г.