№ 2-8/11г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Лабинск 21 февраля 2011 года
Судья Лабинского районного суда Краснодарского края Горюшина Л.А.
при секретаре Коровкиной А.В.,
с участием представителя истца - помощника прокурора Лабинской межрайонной прокуратуры Шуваева С.В.,
представителя ответчика - адвоката Азарова С.А. по доверенности от 11.12.2010 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Лабинского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Чижиковой Ольге Васильевне о понуждении ответчика к соблюдению законодательства о безопасности гидротехнических сооружений,
УСТАНОВИЛ:
Лабинский межрайонный прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Чижиковой О.В. о понуждении ответчика к соблюдению законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, ссылаясь на то, что в ходе проведения Лабинской межрайонной прокуратурой плановой проверки установлено, что Чижикова О.В. осуществляет эксплуатацию гидротехнических сооружений, расположенных по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, ст. Чамлыкская, территория "Ч" 0,5 км на юг от ст. Чамлыкской в пойме реки Чамлык с нарушением законодательства о безопасности гидротехнических сооружений. Согласно свидетельства о государственной регистрации права от 20.11.2008 года Чижикова О.В. является собственником гидротехнического сооружения – дамбы Литер Г площадью 15,42 га.
По мнению прокурора, в соответствии с ч. 2 ст. 39 Водного Кодекса РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать причинение вреда окружающей среде, содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» его действие распространяется на гидротехнические сооружения, которые указаны в статье 3 указанного Закона и повреждения которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации. Согласно статье 3 Закона №117-ФЗ под гидротехническими сооружениями, на которые распространяется сфера деятельности Закона №117-ФЗ, понимаются плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.
Прокурор считает, что Чижикова О.В. нарушила требования статей 8, 9, 15 Федерального закона от 21.07.1997 года №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений». В связи с чем, просил суд обязать Чижикову О.В. устранить допущенные нарушения путем разработки:
расчета вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц на территории Краснодарского края в результате аварии гидротехнического сооружения, согласовав его в установленном законном порядке;
программы контроля (мониторинга) за показателями состояния ГТС;
критериев безопасности гидротехнического сооружения, согласовав их в установленном законном порядке;
систем контроля за состоянием гидротехнического сооружения;
правил эксплуатации безопасности гидротехнических сооружений;
мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения;
создания финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии гидротехнического сооружения;
обеспечения страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии гидротехнических сооружений.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Шуваев С.В. настаивал на удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика Азаров С.А. с заявленным иском не согласился, пояснив суду, что Чижикова О. В. является собственником гидротехнических сооружений с ноября 2008 г., в эксплуатацию сооружения ею были введены фактически только весной 2009 г., т. е. менее 2-х лет назад, хотя по действующему законодательству все требования прокурора должны быть выполнены в течение 5 лет. Ранее, гидротехническими сооружениями владел её муж, который произвёл все необходимые согласования, и получил разрешение на использование ГТС в течение до 2015 года. В настоящее время, ответчица предпринимает меры к оформлению необходимых документов в соответствии с новым законодательством. Представитель ответчика считает, что требования прокурора преждевременны, поскольку все они будут выполнены собственницей ГТС самостоятельно в течение установленного законом срока.
Представитель Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Симонов С.В. в судебное заседание не явился, представил в суд ходатайство, в котором просит дело рассмотреть в отсутствие их представителя, с доводами Лабинской межрайонной прокуратуры о понуждении ответчика к соблюдению законодательства о безопасности гидротехнических сооружений согласен полностью, дополнений и возражений не имеет.
Суд, заслушав пояснения представителя истца - помощника прокурора Шуваева С. В., представителя ответчика, исследовав материалы дела, находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно свидетельства о государственной регистрации права от 20.11.2008 года на основании решения Лабинского районного суда от 15.10.2008 года Чижикова О.В. является собственником гидротехнического сооружения – дамбы Литер Г площадью 15,42 га.
В соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны:
обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения;
обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения;
развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения;
систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения;
обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;
создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения;
организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации;
поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях;
осуществлять по вопросам предупреждения аварий гидротехнического сооружения взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; незамедлительно информировать об угрозе аварии гидротехнического сооружения федеральный орган исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений, другие заинтересованные государственные органы, органы местного самоуправления и в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта - население и организации в зоне возможного затопления;
содействовать федеральному органу исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений в реализации его функций;
совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений;
финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.
Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 18.12.2001 № 876 «Об утверждении Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения» расчет вероятного вреда производится владельцем гидротехнического сооружения и согласовывается им с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых может быть причинен этот вред, в порядке, устанавливаемом указанными органами в соответствии с их полномочиями.
В соответствии с ч. 4. ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушаются права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор вправе предъявить и поддержать в суде иск в интересах граждан (неопределенного круга лиц).
В судебном заседании помощник прокурора Шуваев С.В. утверждал, что в нарушение требований статей 8, 9, 15, Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений Чижикова О.В. не обеспечила и не организовала разработку расчета вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц на территории Краснодарского края в результате аварии гидротехнического сооружения, программу контроля (мониторинга) за показателями состояния ГТС, критериев безопасности гидротехнического сооружения, систем контроля за состоянием гидротехнического сооружения, не создала финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения; не обеспечила страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии гидротехнических сооружений; разработку и согласование в установленном порядке Правил эксплуатации по безопасности гидротехнических сооружений.
Суд считает позицию прокурора, заявленную в интересах неопределенного круга граждан, правомерной, а непринятие Чижиковой О. В. мер по обеспечению безопасности ГТС, может привести к существенному материальному ущербу и ставит под угрозу жизнь и здоровье жителей близлежащих территорий, а также состоянию окружающей природной среды.
Однако требование прокурора об устранении Чижиковой О.В. допущенных нарушений путем обеспечения страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии гидротехнических сооружений является преждевременным, поскольку, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N226-ФЗ, договоры обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте должны быть заключены собственниками или эксплуатирующей организацией ГТС с 1 января 2012 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 14,18 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Чижикову Ольгу Васильевну принять меры по обеспечению безопасности принадлежащего ей на праве собственности гидротехнического сооружения - дамбы, расположенной по адресу: Лабинский район, ст. Чамлыкская, территория "Ч", 0,5 км на юг от ст. Чамлыкской в пойме реки Чамлык, устранить допущенные нарушения путем разработки:
расчета вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц на территории Краснодарского края в результате аварии гидротехнического сооружения, согласовав его в установленном законом порядке;
программы контроля (мониторинга) за показателями состояния гидротехнического сооружения;
критериев безопасности гидротехнического сооружения, согласовав их в установленном законом порядке;
систем контроля за состоянием гидротехнического сооружения;
правил эксплуатации безопасности гидротехнических сооружений;
мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения;
создания финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии гидротехнического сооружения.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Лабинский районный суд в течение 10 дней.
Решение вступило в законную силу с 04.03.11г.