Дело № 2-150/2010
Решение
Именем Российской Федерации
с. Кытманово Алтайского края 12 ноября 2010 года
Кытмановский районный суд Алтайского края
в составе:
председательствующего, судьи Ермаковой Л.Я.,
при секретаре Ягодкиной Е.В.,
с участием истца Синкина А.А., представителя истца Брика Г.И., представителя ответчика Середа О.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Синкина <данные изъяты> к Ащеуловой <данные изъяты>, Администрации Кытмановского сельсовета о признании права собственности на <адрес>, включении её в наследственную массу
УСТАНОВИЛ:
Синкин <данные изъяты> обратился в суд с иском к Ащеуловой <данные изъяты>, Администрации Кытмановского сельсовета о признании права собственности на <адрес>, включении её в наследственную массу, ссылаясь на то, что его мать, Марченко <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ купила вышеуказанную квартиру за 15 тысяч рублей у ответчицы по делу. Деньги были переданы представителю продавца, Шестовой Л.А. по письменной расписке. Квартира была передана Марченко М.А. во владение и пользование, в данной квартире его мама зарегистрировалась в установленном порядке, владела и пользовалась как собственник.
В силу сложившихся обстоятельств (отсутствие денежных средств для оформления, юридическая неосведомленность) форма договора купли-продажи не была соблюдена, сделка не зарегистрирована. В настоящее время сделку в соответствии с требованиями закона заключить не представляется возможным, так как Марченко <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ умерла, а Ащеулова <данные изъяты> недвижима.
Ащеулова <данные изъяты> проживала в данной квартире с 1967 года, с 1967 по 1986 год как Тайлашева, а в 1986 году она вышла замуж за Ащеулова, в связи с чем приняла его фамилию. Участия в приватизации она не принимала, поэтому квартира осталась не приватизированной.
После смерти матери, он как единственный наследник, фактически принял в наследство: вступил во владение квартирой, взял на себя заботу по содержанию, уходу и эксплуатации квартиры, уплату налоговых и иных платежей, меры к сохранению жилого помещения, посягательств третьих лиц, однако для включения квартиры в наследственную массу после смерти матери, регистрации права собственности в Едином Государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, необходимо признать за ней право собственности на вышеуказанное недвижимое имущество.
В судебном заседании истец Синкин А.А., а также его представитель Брик Г.И. на удовлетворении заявленного настаивали по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель Администрации Кытмановского сельсовета по доверенности Середа О.Н., исковые требования признала, пояснив, что представителю истца были выдана соответствующая выписка из похозяйственной книги, из которой следует, что с 1967 по 2005 годы в квартире проживала Ащеулова А.Я., а с 12.05.2005 года зарегистрирована Марченко М.А.. После её смерти на квартиру никто не претендовал.
Ответчик Ащеулова А.Я. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания уведомлена, из объяснения её дочери Шестовой Л.А. было установлено, что ответчик не передвигается в силу болезненного состояния и преклонного возраста - 94 года, в связи с чем, суд нашел возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Заслушав объяснение лиц, участвующих в судебном заседании допросив свидетеля Шестову Л.А., суд приходит к выводу, иск подлежит удовлетворению.
Ст. 218 ч. 2 ГК РФ предусматривает, что право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении имущества.
В соответствии со ст. 1142 ГК РФ наследниками по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Свидетель Шестова Л.А. суду показала, что её мать, Ащеулова А.Я. проживала в данной квартире с 1967 года, с 1967 по 1986 год как Тайлашева, а в 1986 году она вышла замуж за Ащеулова, в связи с чем приняла его фамилию. Участия в приватизации мать не принимала, поэтому квартира осталась не приватизированной. Так как матери было около 90 лет, по состоянию здоровья она нуждалась в уходе, жить одна без посторонней помощи не могла, поэтому решили, что нужно перевезти мать к себе, а квартиру продать. Правоустанавливающих документов на квартиру у матери не было, поэтому Марченко согласилась купить без них, по письменной расписке. Деньги за проданную квартиру, в присутствии 2 свидетелей: Синкиной А.К. и Гордеевой А.А. получила она, Шестова 12 мая 2005 года. Мать из квартиры выписали, а Марченко М.А. зарегистрировали. Претензий по поводу квартиры ни к Марченко, ни к Синкину А.А. мать не имеет.
Согласно свидетельству о смерти Марченко <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ в с. Кытманово Кытмановского района Алтайского края (свидетельство о смерти 1-ТО № от ДД.ММ.ГГГГ) (л.д. 6).
Матерью истца Синкина А.А. является Синкина <данные изъяты> (копия свидетельства о рождении БЮ № от ДД.ММ.ГГГГ) (л.д. 9).
ДД.ММ.ГГГГ Синкина <данные изъяты> вступила в брак с Марченко Г.Г. и ей присвоена фамилия Марченко (копия свидетельства о заключении брака 11-БЮ № от ДД.ММ.ГГГГ) (л.д. 8)
Согласно выписки из похозяйственной книги № 636 от 07.07.2010 года администрации Кытмановского сельсовета Кытмановского района Алтайского края, в <адрес> с 1967 по 12.05.2005 года проживала Тайлашева (Ащеулова) <данные изъяты>, а с 12.05.2005 года по 17.03.2010 года Марченко <данные изъяты> (л.д. 11).
В соответствии с выпиской № 127 из Единого государственного реестра объектов градостроительной деятельности от 26 августа 2010 года, выданной Кытмановским производственным участком Заринского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Алтайскому краю, квартира № 2 расположенная по адресу: <адрес>, № проинвентаризирована, ей присвоен кадастровый номер №, реестровый номер № (л.д. 13).
Из уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Алтайскому краю от 31.08.2010 года следует, что запрашиваемые сведения об объекте недвижимого имущества, расположенного по адресу <адрес> Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют.
К иску приложена письменная расписка о получении Шестовой <данные изъяты> от Марченко <данные изъяты> 15 000 рублей за 1/2 дома, расположенного по адресу: <адрес>, № от ДД.ММ.ГГГГ, составленная в присутствии свидетелей: ФИО13 и ФИО12
Таким образом, в судебном заседании безусловно установлено, что <адрес> принадлежала Ащеуловой <данные изъяты>, которая её продала умершей Марченко <данные изъяты>.
На основании ч. 2 ст. 17 ГК РФ правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью, поэтому истец иным образом не может реализовать своё право на получение наследственного имущества.
Поскольку истец имеет процессуальной целью лишь юридическую формализацию своих прав, а ответчик не имеет материально-правового интереса по заявленным требованиям, то государственная пошлина неподлежит взысканию с Администрации Кытмановского сельсовета Кытмановского района Алтайского края, а также и Ащеуловой А.Я.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Синкина <данные изъяты> к Ащеуловой <данные изъяты> удовлетворить.
Признать право собственности за Марченко <данные изъяты> на квартиру № 2 <адрес>, кадастровый номер которой №, общей площадью 19,50 кв.м.
Включить в наследственную массу к имуществу Марченко <данные изъяты>, <данные изъяты> в с. Кытманово Кытмановского района Алтайского края недвижимое имущество, квартиру общей площадью 19,50 кв. метров, кадастровый номер которой №.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Кытмановский районный суд в течение 10 дней.
Председательствующий Л.Я.Ермакова