Дело № 2-110/2010
Решение
Именем Российской Федерации
с. Кытманово Алтайского края 15 сентября 2010 года
Кытмановский районный суд Алтайского края
в составе:
Председательствующего, судьи Ермаковой Л.Я.,
при секретаре Ягодкиной Е.В.,
с участием представителей истца: адвоката Гречишкина Ю.А., представившего удостоверение № 141, № ордера 002447, Кречетовой Е.П., представившей доверенность от 24.08.2010 года
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску
Божковой <данные изъяты> к Администрации Кытмановского района о признании решения жилищной комиссии об отказе в постановке Божковой Д.М. в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны по Кытмановскому району Алтайского края в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным, признании Божковой Д.М. нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязании администрации Кытмановского района осуществить постановку на учет в сформированный список указанной категории граждан - получателей субсидий с 08 апреля 2010 г.,
УСТАНОВИЛ:
Божкова <данные изъяты> обратилась в суд с иском к Администрации Кытмановского района Алтайского края о признании жилищной комиссии об отказе в постановке её (Божковой Д.М.) в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны по Кытмановскому району Алтайского края в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным, признании Божковой Д.М. нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязании Администрации Кытмановского района осуществить постановку на учет в сформированный список указанной категории граждан - получателей субсидий с 14 апреля 2010 г.
В обоснование заявленных требований, Божкова Д.М. ссылается на то, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны - Божкова <данные изъяты>, умершего ДД.ММ.ГГГГ. 08 апреля 2010 года она обратилась в Администрацию Кытмановского района с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как дом, в котором она проживает, не отвечает установленным санитарным и техническим требованиям к жилым помещениям, поскольку имеется только печное отопление, полностью отсутствует холодное и горячее водоснабжение, ближайший водопровод находится в 50 метрах от дома, туалет - во дворе. Для отопления ей приходится закупать большое количество дров и угля.
На заседании жилищной комиссии Администрации Кытмановского района от 14 мая 2010 года было принято решение об отказе в постановке на учет, так как ею было совершена продажа жилого дома в 2007 году находящегося в с. <адрес> который ей не принадлежал.
В соответствии с п. 7 Положения «О предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов в Алтайском крае», утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 06. 10. 06 № 407, орган местного самоуправления муниципального района наделен государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов ВОВ в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В части, не урегулированной указанным Положением, учет указанной категории граждан осуществляется в порядке, установленном Законом Алтайского края от 09. 12. 2005 № 115-ЗС. Данным законом установлен исчерпывающий перечень документов, прикладываемых к заявлению о постановке на учет, а также 30-тидневынй срок для принятия решения по существу заявления. Органы местного самоуправления, получая федеральные субвенции через краевой бюджет, осуществляют государственные полномочия, в том числе ведут учет граждан, указанных в ч. 2 ст. 1 Закона АК № 92-ЗС, в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, согласно п. 2 ст. 3 данного Закона. Учет граждан осуществляется, в частности, путем ежегодного формирования соответствующих списков граждан в хронологической последовательности постановки граждан на учет в качестве нуждающихся (п. 8 раздела 3 Положения). Предоставление мер социальной поддержки указанной категории граждан осуществляется в форме субсидий на приобретение в собственность гражданина благоустроенного жилого помещения, пригодного для проживания и отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям.
Отказ в принятии граждан на учет допускается на основании Жилищного кодекса РФ (п. 5 ст. 5 Закона АК № 115-ЗС). Согласно ст. 54 Жилищного кодекса РФ, перечень оснований для отказа является исчерпывающим, к ним относятся: не предоставление документов, предусмотренных ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса РФ, представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не истек срок, предусмотренный ст. 53 Жилищного кодекса РФ.
В судебном заседание представители истицы: Кречетова Е.П., адвокат Гречишкин Ю.А. на удовлетворении заявленного настаивали, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, в отзыве на исковое заявление ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Заслушав мнение участников процесса, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившейся на заседание стороны.
В отзыве на исковое заявление ответчик заявленные исковые требования не признает по следующим основаниям:
Божковой Д.М. на заседание жилищной комиссии были предоставлены документы, в соответствии с законом Алтайского края от 09 декабря 2005 года № 115-ЗС «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма», по которым была проведена проверка, в ходе которой выявлено, что Божкова Д.М. с 1997 года по настоящее время зарегистрирована по <адрес>. Дом в2007 года был продан в разобранном виде вывезен за пределы района. Таким образом Божкова Д.М. намеренно ухудшила свои жилищные условия, чтобы встать на очередь как нуждающаяся в улучшении жилищных условий, поэтому руководствуясь ст. 53 ЖК РФ её можно поставить на очередь не ранее чем через 5 лет.
Из пояснения Кречетовой Е.П. судом установлено, что заявительница - её мать, которая является вдовой участника ВОВ Божкова П.М., который умер 10.02.1979 года. В то время все они проживали в <адрес>, население которого стало разъезжаться, так как село было неперспективное. У матери был жилой дом в <адрес>, который она продала в начале 90 годов прошлого века, но началась инфляция и деньги обесценились, поэтому другого жилья мама не приобрела Их семье (Кречетовых) был предоставлен финский дом в с. <адрес>, в который они переехали и забрали к себе мать. Потом 2007 году дом продали на слом, на вырученные от продажи деньги купили по жилому помещению для дочери и сына. Мать от продажи жилого дома ни копейки не получила, так как дом ей не принадлежал, а принадлежал семье Кречетовых. Все переехали в квартиру дочери. Потом она с мужем развелась и 3 года назад переехала к гражданскому мужу ФИО10 в его дом. В настоящее время мать проживает вместе с ней в <адрес>. Дом принадлежит её гражданскому мужу, ФИО10 Она, (Кречетова), в <адрес> зарегистрирована, а мать, Божкова Д.М. так и осталась прописанной в несуществующем в настоящее время доме № <адрес> В настоящее время мать жилья не имеет. Дом, в котором они проживают в настоящее время, не благоустроенный. Площадь не большая, имеется комната и кухня. Решение жилищной комиссии Администрации Кытмановского района считает незаконным, так как никакого жилья её мать не продавала, поскольку оно ей не принадлежало, а принадлежало их семье.
Свидетель Сайденцаль С.К. дал аналогичные показания.
Свидетель ФИО12 подтвердил суду, что у Божковой Д.М. был небольшой домик в <адрес>. Когда народ из села разъехался, то Божкову забрала к себе дочь, Кречетова Е. в с. <адрес> Своего жилья у бабушки Божковой не было.
Заслушав объяснения представителя истца Кречетову Е.П., исследовав материалы дела, представленные истцом письменные доказательства, а также документы, содержащиеся в учетном деле Божковой Д.М. Администрации Кытмановского района, суд приходит к выводу, что наличие соответствующих норм материального закона, статус вдовы участника ВОВ, отсутствие у Божковой Д.М. жилого помещения на праве собственности или по найму, направление ответчику заявления со всеми необходимыми документами и положения п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ дают право Божковой Д.М. состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Божкова Д.М. является вдовой участника Великой Отечественной войны и пользуется льготами, предусмотренными п.п. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 12. 01. 95 № 5-ФЗ «О ветеранах», что подтверждено удостоверением № (л. д. 9-12.
Из выписки из похозяйственных книг администрации Кытмановского сельсовета Кытмановского района Алтайского края от 05. 05. 2010 усматривается, что в период с 1991-1996 годы Божкова Д.М. проживала по <адрес> в семье Кречетова <данные изъяты>, Кречетовой <данные изъяты> и их детей: Павла и Татьяны. Кречетова Е.П. 17.08.2008 года выбыла на <адрес>. В настоящее время в этом доме зарегистрирована Божкова Д.М. и Кречетов П.М. В 2007 году дом продан на слом и вывезен в г. Барнаул.
В материалах учетного жилищного дела Администрации Кытмановского района имеется договор о передаче жилья в собственность от 30.12.1994 года между ТОО «Чумышское» и Кречетовым М.В. на 5 человек. Данный договор подтверждает пояснение представителя истицы Кречетовой Е.П., а также свидетелей ФИО15 и ФИО12 о том, что хозяйкой данного дома Божкова не была, дом продан на слом, деньги пошли на нужды детей Кречетовых.
В соответствии с копией паспорта (л. д. 13) Божкова <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована с 02. 04. 1979 года по адресу: <адрес>
Из анализа данных, содержащихся в выписке из ЕГРП от 25. 03. 2010 № 33/003/2010-200 следует, что Божкова <данные изъяты> жилья в собственности не имеет.
Согласно военного билета Божков П.М. с 10.1941 года по 09.05.1941 года участвовал в ВОВ (л.д. 10-11), копией свидетельства о заключении брака <адрес> от 12. 03.1961 года между Божковым П.М. и Божковой Д.МС., а также копией свидетельства о смерти 1 - ТО № от 28.04.2010 года Божкова П.М. подтверждается, что Божкова <данные изъяты> является вдовой участника ВОВ Божкова <данные изъяты>.
В материалах гражданского дела имеется сообщение председателя жилищной комиссии при Администрации Кытмановского района за № 425 от 14. 05. 2010 (л. д. 14), согласно которого истцу отказано в постановке на учет в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны по Кытмановскому району, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Основанием для отказа послужил то обстоятельство, что истица продала жилой дом в 2007 году, поэтому в соответствии со ст. 53 ЖК РФ её нельзя поставить на учет как нуждающуюся в жилых помещения не ранее чем через 5 лет.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно подп. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» одной из мер социальной поддержки инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий является обеспечение их жильем за счет средств федерального бюджета, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 указанного Федерального закона.
Из ст. 23. 2 Федерального закона от 12. 01. 1995 № 5 ФЗ «О ветеранах» (с изменениями и дополнениями) следует, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг и полномочия по обеспечению жильем категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
П. 2 ч. 3 ст. 23.2 Закона предусматривает, что объем средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций бюджетов субъектов РФ определяется: по обеспечению жильем, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки: общей площади жилья 36 кв. м и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации для участников Великой Отечественной войны.
В соответствии с Законом Алтайского края № 92-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны», п. 7 Положения «О предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов в Алтайском крае», утвержденных Постановлением администрации Алтайского края № 407 от 06. 10. 2006, органы местного самоуправления муниципального района наделены государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В преамбуле Указа Президента РФ от 07. 05. 2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» сказано, что он постановлен в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов в дань глубокого уважения ветеранам войны.
В соответствии с данным Указом (в редакции Указа Президента РФ от 09. 01. 2010 № 30), жильем должны быть обеспечены все ветераны Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, независимо от постановки их на учет в срок до 01 марта 2005 г.
Кроме того, данным нормативным актом (Указом № 30 от 09. 01. 2010) исключен срок окончания срока данной меры социальной поддержки инвалидов и участников ВОВ.
Системный анализ действующего законодательства Российской Федерации позволяет прийти к выводу, что под нуждающимися в улучшении жилищных условий участниками Великой Отечественной войны применительно к Федеральному закону о ветеранах понимаются участники Великой Отечественной войны, соответствующие основаниям признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При этом, участники Великой Отечественной войны должны признаваться нуждающимися в улучшении жилищных условий в порядке, установленном для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (статьи 50 - 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, Закон Алтайского края № 115-ЗС от 09. 12. 2005 г. "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма"), за исключением предъявления к участникам Великой Отечественной войны требований относительно их имущественного положения.Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Учитывая вышеизложенное, в том случае, если ветеран проживает в жилом помещении, не являясь собственником (нанимателем) этого жилого помещения, а также не являясь членом семьи собственника (нанимателя) данного жилого помещения, то при отсутствии у ветерана иного жилого помещения, принадлежащего ему на праве собственности или занимаемого по договору социального найма, этот ветеран должен быть признан органом местного самоуправления нуждающимся в улучшении жилищных условий - на основании пункта 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 12. 01. 1995 № 5 ФЗ «О ветеранах» (с изменениями и дополнениями) ветераны имеют право на обращение в суд за защитой прав, установленных данным законом, другими федеральными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации мер социальной поддержки.
При указанных обстоятельствах, установленных судом, решение жилищной комиссии при администрации Кытмановского района Алтайского края об отказе в постановке на учет вдовы участника ВОВ Божковой Д.М. в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны Кытмановского района Алтайского края, нуждающихся в улучшении жилищных условий и получения субсидии, является незаконным.
На основании п. 19 ч. 1 ст. 333-36 НК РФ от уплаты госпошлины Администрацию Кытмановского района Алтайского края как ответчика, освободить.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявленные исковые требования Божковой <данные изъяты> удовлетворить.
Признать незаконным решение жилищной комиссии при администрации Кытмановского района Алтайского края от 14 мая 2010 г. об отказе Божковой <данные изъяты> в постановке в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны Кытмановского района Алтайского края в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Признать Божкову <данные изъяты>, как вдову участника Великой Отечественной войны, нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Обязать Администрацию Кытмановского района Алтайского края осуществить постановку на учет Божкову <данные изъяты> в составе категории граждан, участников и ветеранов Великой Отечественной войны Кытмановского района Алтайского края, нуждающихся в улучшении жилищных условий с включением Божковой <данные изъяты> в сформированный список участников и ветеранов Великой Отечественной войны, получателей субсидий с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Кытмановский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в мотивированной форме.
Председательствующий, судья: Л.Я. Ермакова