Дело № 2-117/2010
Решение
Именем Российской Федерации
с. Кытманово Алтайского края 20 октября 2010г.
Кытмановский районный суд Алтайского края в составе председательствующего судьи М. Г. Ермизиной, при секретаре Курьиной Е. О., с участием представителей истца Малашкевич ..... - Рябовой Н.А., действующей на основании доверенности от 06.09.2010г., адвоката адвокатского кабинета Гречишкина Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-161/2010 по иску Малашкевич ..... о признании решения жилищной комиссии об отказе в постановке Малашкевич С.К. в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны по Кытмановскому району Алтайского края в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным, признании Малашкевич С.К.нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязании администрации Кытмановского района осуществить постановку на учет в сформированный список указанной категории граждан - получателей субсидий с 20 июля 2010г.,
УСТАНОВИЛ:
Малашкевич ..... обратилась в суд с иском к администрации Кытмановского района Алтайского края о признании решения жилищной комиссии об отказе в постановке Малашкевич С.К. в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны по Кытмановскому району Алтайского края в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным, признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязании администрации Кытмановского района осуществить постановку Малашкевич С.К. на учет в сформированный список указанной категории граждан - получателей субсидий с 20 июля 2010г.
В обоснование заявленных требований истица указывает, что является вдовой ветерана Великой отечественной войны -Малашкевича ....., умершего ДД.ММ.ГГГГ
Обратившись 30 июня 2010г. к ответчику с заявлением о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета, истица получила отказ по тем мотивам, что семья обеспечена учетной нормой площади жилого помещения, которая на территории Кытмановского района составляет 12,5 кв.м.
Не соглашаясь с отказом, Малашкевич С.К. указывает, что проживает вместе с внуком в квартире, собственником которой не является, жилое помещение не благоустроенное.
Указанные обстоятельства : статус вдовы участника Великой Отечественной войны, отсутствие жилого помещения на праве собственности или по договору социального найма, подача заявления в жилищную комиссию со всеми необходимыми документами, по мнению истицы обязывали ответчика принять положительное решение по вопросу о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Истица в судебное заседание не явилась по причине преклонного возраста, состояния здоровья. Об отложении судебного заседания не ходатайствовала, доказательств наличия обстоятельств, препятствующих возможности рассмотрения гражданского дела в ее отсутствие, суду не представила.
Представитель истца, Рябова Н.А. на удовлетворении исковых требований настаивала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Рябова Н.А. пояснила, что Малашкевич С.К. является ее матерью. В силу преклонного возраста, состояния здоровья Малашкевич С.К. нуждается в постоянном уходе. Истица имеет статус вдовы ветерана Великой Отечественной войны, сама в годы войны являлась труженицей тыла, за что имеет государственные награды. Жилое помещение, в котором в настоящее время проживает Малашкевич С.К. вместе со своим внуком не обеспечено центральным отоплением, водоснабжением, канализацией.
Для того, чтобы обеспечить истице соблюдение элементарных правил гигиены, Рябова Н.А. вынуждена мыть маму в оцинкованной ванне рядом с печью. Указанные условия жизни вдовы ветерана ВОВ нельзя назвать соответствующими понятию жилого помещения.
Адвокат Гречишкин Ю.А. считает отказ жилищной комиссии администрации Кытмановского района в постановке истицы на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не основанным на законе.
Наличие соответствующих норм материального закона, статус вдовы участника ВОВ, отсутствие у Малашкевич С.К. жилого помещения на праве собственности или по найму, направление ответчику заявления со всеми необходимыми документами и положения п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ дают право истице состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, в отзыве на исковое заявление ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Заслушав мнение участников процесса, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившейся стороны.
В отзыве на исковое заявление ответчик заявленные исковые требования не признает по следующим основаниям.
Истицей на заседание жилищной комиссии были предоставлены документы, в соответствии с законом Алтайского края от 09 декабря 2005 года № 115-ЗС «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма», по которым была проведена проверка.
В ходе проверки установлено, что Малашкевич С.К. проживает в жилом помещении, площадь которого в расчете на одного проживающего лица, превышает учетную норму площади жилого помещения на одного человека, нуждающегося в улучшении жилищных условий. Так, по данным похозяйственных книг администрации Сунгайского сельсовета Кытмановского района Алтайского края Малашкевич С.К. проживает с внуком в жилорм помещении, площадь которого составляет 30 кв.м. В соответствии с решением районного Совета народных депутатов Кытмановского района № 55 от 26 августа 2008г. норма общей площади жилого помещения на одного человека, нуждающегося в улучшении жилищных условий составляет 12,5 кв.м.
Поскольку общая площадь жилого помещения по адресу: <адрес>, в котором проживает истица, составляет 30 кв.м., норма общей площади жилья в расчете на 1 человека превышает учетную норму (12,5 кв.м.), установленную на территории Кытмановского района.
Заслушав объяснения представителей истца, исследовав материалы дела, представленные истцом письменные доказательства, материалы жилищной комиссии, представленные по запросу суда, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных исковых требований.
Малашкевич С.К. является вдовой участника Великой Отечественной войны и пользуется льготами, предусмотренными п.п. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 12. 01. 95 № 5-ФЗ «О ветеранах», что подтверждено удостоверением участника Отечественной войны № 891813 (л. д. 9), свидетельством о смерти( л.д.10).
В соответствии с копией паспорта (л. д. 13) Малашкевич С.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована с 11. 08. 1978 по адресу: <адрес>.
Согласно справки ФГУП « Ростехинвентаризация -Федеральное БТИ» ( л.д.11) истица не имеет в собственности недвижимое имущество, приобретенное в период до 22 декабря 1998г.
Из исследованных в судебном заседании договора передачи жилья в собственность от 24.11.1992г., постановления администрации ..... сельсовета № 11 от 25.11.1992г. следует, что истица в приватизации жилья( <адрес>) не участвовала.
Согласно уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю № 02/1-04/95 от 29.06.2010г в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации прав на жилые дома, квартиры за последние 5 лет в отношении Малашкевич С.К. отсутствуют.
Согласно договора передачи жилья в собственность, постановления о регистрации договора <адрес> жилом <адрес> была передана в собственность супруга истицы - ветерана Великой Отечественной войны- Малашкевича ..... в порядке приватизации.
Из анализа исследованных в судебном заседании реестр-выписки администрации ..... сельсовета <адрес> № 167 от 25.06.2010г., выписки из домовой книги от 25.06.2010г., свидетельства о смерти следует, что истица после смерти супруга ДД.ММ.ГГГГ осталась проживать в указанной выше квартире в качестве члена семьи собственника жилья.
Копией свидетельства о заключении брака № 495 от 30. 07. 1946 г. ( л.д.8) подтверждается факт регистрации брака между Малашкевич С.К. и Малашкевичем А.М.
Материалами дела № 36, представленными из ответчиком по запросу суда, подтверждается факт подачи истцом заявления в жилищную комиссию администрации района о признании Малашкевич С.К. нуждающейся в улучшении и постановке ее на учет с приложением необходимых документов.
Уведомлением ( л.д.7), протоколом заседания жилищной комиссии № 21 от 20.07.2010г. подтверждается факт отказа истице в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Основанием для отказа послужило превышение учетной нормы общей площади жилого помещения в расчете на одного человека, нуждающегося в улучшении жилищных условий (12, 5 кв.м.) по сравнению с общей площадью жилья, приходящегося на долю истца и его супруги как члена семьи собственника (39, 00 кв.м.).
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно подп. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» одной из мер социальной поддержки инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий является обеспечение их жильем за счет средств федерального бюджета, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 указанного Федерального закона.
Из ст. 23. 2 Федерального закона от 12. 01. 1995 № 5 ФЗ «О ветеранах» (с изменениями и дополнениями) следует, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг и полномочия по обеспечению жильем категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
П. 2 ч. 3 ст. 23.2 Закона предусматривает, что объем средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций бюджетов субъектов РФ определяется: по обеспечению жильем, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки: общей площади жилья 36 кв. м и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации для участников Великой Отечественной войны.
В соответствии с Законом Алтайского края № 92-ЗС « О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны», п. 7 Положения «О предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов в Алтайском крае», утвержденных Постановлением администрации Алтайского края № 407 от 06. 10. 2006, органы местного самоуправления муниципального района наделены государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В преамбуле Указа Президента РФ от 07. 05. 2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» сказано, что он постановлен в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов в дань глубокого уважения ветеранам войны.
В соответствии с данным Указом (в редакции Указа Президента РФ от 09. 01. 2010 № 30), жильем должны быть обеспечены все ветераны Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, независимо от постановки их на учет в срок до 01 марта 2005 г.
Кроме того, данным нормативным актом (Указом № 30 от 09. 01. 2010) исключен срок окончания срока данной меры социальной поддержки инвалидов и участников ВОВ.
Системный анализ действующего законодательства Российской Федерации позволяет прийти к выводу, что под нуждающимися в улучшении жилищных условий участниками Великой Отечественной войны применительно к Федеральному закону о ветеранах понимаются участники Великой Отечественной войны( лица, приравненные к ним), соответствующие основаниям признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При этом, участники Великой Отечественной войны должны признаваться нуждающимися в улучшении жилищных условий в порядке, установленном для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (статьи 50 - 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, Закон Алтайского края № 115-ЗС от 09. 12. 2005 г. "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма"), за исключением предъявления к участникам Великой Отечественной войны требований относительно их имущественного положения.Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Учитывая вышеизложенное, в том случае, если ветеран проживает в жилом помещении, не являясь собственником (нанимателем) этого жилого помещения, а также не являясь членом семьи собственника (нанимателя) данного жилого помещения, то при отсутствии у ветерана иного жилого помещения, принадлежащего ему на праве собственности или занимаемого по договору социального найма, этот ветеран должен быть признан органом местного самоуправления нуждающимся в улучшении жилищных условий - на основании пункта 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
К членам семьи собственника жилого помещения согласно ч.1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации относятся проживающие совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Из анализа представленных документов ( договора передачи жилья в собственность, постановления о регистрации договора, реестр-выписки о проживании) следует, что истица на момент приватизации жилого помещения имела право пользования квартирой наравне с супругом,добровольно отказалась от своего права на участие в приватизации, в связи ч ем жилое помещение поступило в личную собственность Малашкевича А.М.
После прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения (супругом) в связи с его смертью 05.06.1994г. истица продолжала и продолжает пользоваться жилым помещением, поскольку данное право не может быть прекращено по правилам ч.4. ст. 31 Жилищного кодекса РФ.
Вместе с тем, не смотря на наличие в пользовании истца жилого помещения, оно не отвечает установленным для жилых помещений требованиям.
Требования, которым должны отвечать жилые помещения, содержатся в подзаконном акте- Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. № 47.( в дальнейшем Положение)
Согласно п.12 указанного Положения жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.
В судебном заседании установлено, что квартира, в которой проживает Малашкевич С.К. находится в одноэтажном двухквартирном жилом доме, не имеет водопровода, канализации, отопление печное, не отвечает установленным для жилых помещений требованиям (п. 3 ст. 51 ЖК РФ).
Из объяснений представителя Рябовой Н.А. следует, что на территории муниципального поселения Сунгайский сельский совет имеются централизованные инженерные сети водоснабжения.
В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 12. 01. 1995 № 5 ФЗ «О ветеранах» (с изменениями и дополнениями) ветераны имеют право на обращение в суд за защитой прав, установленных данным законом, другими федеральными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации мер социальной поддержки.
При указанных обстоятельствах, установленных судом, решение жилищной комиссии при администрации Кытмановского района Алтайского края об отказе в постановке на учет вдовы участника ВОВ Малашкевич С.К. в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны Кытмановского района Алтайского края, нуждающихся в улучшении жилищных условий и получения субсидии, является незаконным.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ государственная пошлина, уплаченная истицей при подаче искового заявления, подлежит взысканию с ответчика.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявленные исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным решение жилищной комиссии при администрации Кытмановского района Алтайского края от 20 июля 2010г. об отказе Малашкевич ..... в постановке в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны Кытмановского района Алтайского края в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Признать Малашкевич ....., как вдову участника Великой Отечественной войны, нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Обязать Администрацию Кытмановского района Алтайского края осуществить постановку на учет Малашкевич ..... в составе категории граждан, участников и ветеранов Великой Отечественной войны Кытмановского района Алтайского края, нуждающихся в улучшении жилищных условий с включением Малашкевич С.К. в сформированный список участников и ветеранов Великой Отечественной войны, получателей субсидий с 20 июля 2010 г.
Взыскать с Администрации Кытмановского района Алтайского края в пользу истца уплаченную государственную пошлину в размере 600 рублей.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Кытмановский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья : М. Г. Ермизина
.....
.....
.....