Решение об удовлетворении иска о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий



Дело № 2-157/2010

Решение

Именем Российской Федерации

с. Кытманово Алтайского края 02 ноября 2010г.

Кытмановский районный суд Алтайского края в составе председательствующего судьи М. Г. Ермизиной, при секретаре Курьиной Е. О., с участием истца Тарасова <данные изъяты>, представителя истца Тарасовой Г.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тарасова <данные изъяты> о признании незаконным решения жилищной комиссии администрации Кытмановского района, оформленного протоколом № 9 от 31 марта 2010 года об отказе Тарасову А.В. в постановке в список инвалидов и участников ВОВ по Кытмановскому району, нуждающимся в улучшении жилищных условий, признании участника Великой Отечественной войны Тарасова <данные изъяты> нуждающимся в улучшении жилищных условий, обязании администрации Кытмановского района осуществить постановку на учет Тарасова <данные изъяты> в составе категории граждан - участников и ветеранов ВОВ по Кытмановскому району, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с включением Тарасова А.В. с 15 марта 2010 года в сформированный список указанной категории граждан - получателей субсидий,

УСТАНОВИЛ:

Тарасов <данные изъяты> обратился в суд с иском к администрации Кытмановского района Алтайского края о признании решения жилищной комиссии об отказе в постановке Тарасова А.В. в Список инвалидов и участников Великой Отечественной войны по Кытмановскому району Алтайского края в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным, признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий и обязании администрации Кытмановского района осуществить постановку Тарасова А.В. на учет в сформированный список указанной категории граждан - получателей субсидий с 15 марта 2010г.

В обоснование заявленных требований истец указывает, что является участником Великой Отечественной войны.

Обратившись 15 марта 2010г. к ответчику с заявлением о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета, истец получил отказ по тем мотивам, что он обеспечен учетной нормой площади жилого помещения, которая на территории Кытмановского района составляет 12,5 кв.м.

Не соглашаясь с отказом, Тарасов А.В. указывает, что проживает с супругой. Жилое помещение не отвечает установленным техническим и санитарным требованиям, а именно: отсутствует холодное и горячее водоснабжение, туалет; отопление в доме печное, поэтому приходится закупать большое количество дров и угля, течет крыша, подгнили бревна и окна. Собственником данного жилого помещения он не является. В силу своего возраста и инвалидности ему с каждым годом становится все труднее ухаживать за собой.

Указанные обстоятельства: статус участника Великой Отечественной войны, отсутствие жилого помещения на праве собственности или по договору социального найма, отсутствие благоустроенного жилья, подача заявления в жилищную комиссию со всеми необходимыми документами, по мнению истца, обязывали ответчика принять положительное решение по вопросу о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Истец Тарасов А.В. в судебном заседании настаивал на удовлетворении исковых требований по основаниям, в нем изложенным. Пояснил так же, что дом в котором он проживает с супругой не благоустроен, отсутствует водоснабжение, канализация. Дом построен им в 1958 году и пришел в негодность: протекает крыша, подгнили бревна, прогнили рамы на окнах и подоконники. Зимой дом быстро остывает, так как гнилой. <данные изъяты>

Представитель истца, Тарасова Г.К. на удовлетворении исковых требований настаивала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Тарасова Г.К. пояснила, что Тарасов А.В. является ее свёкром. В силу преклонного возраста, состояния здоровья Тарасов А.В. нуждается в постоянном уходе. Истец имеет статус участника Великой Отечественной войны. Жилое помещение, в котором в настоящее время проживает Тарасов А.В. с супругой не обеспечено центральным отоплением, водоснабжением, канализацией, им приходится закупать много угля и дров. Он проживает с женой, и им уже трудно за собой ухаживать в силу возраста и состояния здоровья, а элементарные удобства в доме отсутствуют. Администрацией района было выделено 17000 рублей на ремонт, но на них капитальный ремонт сделать невозможно. Указанные условия жизни участника ВОВ нельзя назвать соответствующими понятию жилого помещения. Считает отказ жилищной комиссии администрации Кытмановского района в постановке Тарасова А.В. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не основанным на законе, так как жилая площадь помещения не 72 кв.м, а значительно меньше.

Наличие соответствующих норм материального закона, статус участника ВОВ, отсутствие у Тарасова А.В. жилого помещения на праве собственности или по найму, направление ответчику заявления со всеми необходимыми документами и положения п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ дают право истцу состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, в отзыве на исковое заявление просил суд отказать истцу в удовлетворении иска, ходатайствовал так же о рассмотрении дела в его отсутствие.

Заслушав мнение участников процесса, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившейся стороны.

В отзыве на исковое заявление ответчик заявленные исковые требования не признает по следующим основаниям.

Истцом на заседание жилищной комиссии были предоставлены документы, в соответствии с законом Алтайского края от 09 декабря 2005 года № 115-ЗС «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма», по которым была проведена проверка.

В ходе проверки установлено, что Тарасов А.В. проживает в жилом помещении, площадь которого в расчете на одного проживающего лица, превышает учетную норму площади жилого помещения на одного человека, нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Так, по данным похозяйственных книг администрации Кытмановского сельсовета Кытмановского района Алтайского края Тарасов А.В. проживает в жилом помещении, площадь которого составляет 72 кв.м.

В соответствии с решением районного Совета народных депутатов Кытмановского района № 55 от 26 августа 2008 г. норма общей площади жилого помещения на одного человека, нуждающегося в улучшении жилищных условий, составляет 12,5 кв.м.

Поскольку общая площадь жилого помещения по адресу: <адрес>, в котором проживает истец, составляет 72 кв.м., норма общей площади жилья в расчете на 1 человека превышает учетную норму (12,5 кв.м.), установленную на территории Кытмановского района.

Заслушав объяснения представителей истца, исследовав материалы дела, представленные истцом письменные доказательства, материалы жилищной комиссии, представленные по запросу суда, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных исковых требований.

Тарасов А.В. является участником Великой Отечественной войны и пользуется льготами, предусмотренными п.п. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 12. 01. 95 № 5-ФЗ «О ветеранах», что подтверждено удостоверением участника Отечественной войны №.

В соответствии с копией паспорта Тарасов А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>.

Согласно справки администрации Кытмановского сельсовета совместно с ним проживает его жена Тарасова <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ

Согласно справки ФГУП « Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» № 141 от 19.05.2010 г. истец не имеет в собственности недвижимое имущество, приобретенное в период до 22 декабря 1998г.

Его жена - Тарасова <данные изъяты>, так же не имеет в собственности недвижимое имущество, приобретенное в период до 22 декабря 1998г., что подтверждается справкой ФГУП « Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» № 142 от 19.05.2010 г.

Согласно уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю № 33/003/2010-487 от 08.10.2010г в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении Тарасова А.В. отсутствуют.

Материалами дела № 21, представленными ответчиком по запросу суда, подтверждается факт подачи истцом заявления в жилищную комиссию администрации района о признании Тарасова А.В. нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке его на учет с приложением необходимых документов.

Уведомлением от 16.04.2010 г., протоколом заседания жилищной комиссии № 9 от 31.03.2010 г. подтверждается факт отказа истцу в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Основанием для отказа послужило превышение учетной нормы общей площади жилого помещения в расчете на одного человека, нуждающегося в улучшении жилищных условий (12,5 кв.м.) по сравнению с общей площадью жилья, приходящегося на долю истца и его супруги как члена семьи собственника (72 кв.м.).

В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Согласно подпункту 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» одной из мер социальной поддержки инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, является обеспечение их жильем за счет средств федерального бюджета, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 указанного Федерального закона.

Из ст. 23. 2 Федерального закона от 12. 01. 1995 № 5 ФЗ «О ветеранах» (с изменениями и дополнениями) следует, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг и полномочия по обеспечению жильем категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

П. 2 ч. 3 ст. 23.2 Закона предусматривает, что объем средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций бюджетов субъектов РФ определяется: по обеспечению жильем, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки: общей площади жилья 36 кв. м и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации для участников Великой Отечественной войны.

В соответствии с Законом Алтайского края № 92-ЗС « О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны», п. 7 Положения «О предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов в Алтайском крае», утвержденных Постановлением администрации Алтайского края № 407 от 06. 10. 2006, органы местного самоуправления муниципального района наделены государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В преамбуле Указа Президента РФ от 07. 05. 2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» сказано, что он постановлен в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов в дань глубокого уважения ветеранам войны.

В соответствии с данным Указом (в редакции Указа Президента РФ от 09. 01. 2010 № 30), жильем должны быть обеспечены все ветераны Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, независимо от постановки их на учет в срок до 01 марта 2005 г.

Кроме того, данным нормативным актом (Указом № 30 от 09. 01. 2010) исключен срок окончания данной меры социальной поддержки инвалидов и участников ВОВ.

Системный анализ действующего законодательства Российской Федерации позволяет прийти к выводу, что под нуждающимися в улучшении жилищных условий участниками Великой Отечественной войны, применительно к Федеральному закону о ветеранах, понимаются участники Великой Отечественной войны (лица, приравненные к ним), соответствующие основаниям признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

При этом, участники Великой Отечественной войны должны признаваться нуждающимися в улучшении жилищных условий в порядке, установленном для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (статьи 50-56 Жилищного кодекса Российской Федерации, Закон Алтайского края № 115-ЗС от 09.12.2005 г. "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма"), за исключением предъявления к участникам Великой Отечественной войны требований относительно их имущественного положения.

Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Из анализа представленных документов (акта обследования материально-бытового положения от 07.10.2010 г., выписки из технического паспорта на жилое помещение от 13.09.2010 г., кадастрового паспорта от 13.09.2010 г., акта проверки жилищных условий от 29.12.2009 г., выписки из протокола № 9 от 30.12.2009 г. заседания жилищной комиссии при администрации Кытмановского сельсовета) и объяснения истца Тарасова А.В. и его представителя Тарасовой Г.К.) следует, что истец построил дом в 1958 году, право собственности не зарегистрировано. Площадь дома составляет 31,9 кв.м., жилье не благоустроено, а именно: отсутствуют холодное и горячее водоснабжение, канализация. Дом холодный, имеется печное отопление, крыша протекает, стены осыпаются, в полу имеются щели, окна гнилые.

Требования, которым должны отвечать жилые помещения, содержатся в подзаконном акте - Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. № 47 (в дальнейшем - Положение).

Согласно п.12 указанного Положения жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.

В судебном заседании установлено, что квартира, в которой проживает истец Тарасов А.В. и его жена находится в одноэтажном жилом доме, не имеет водопровода, канализации, отопление печное.

Согласно кадастрового паспорта № 387 от 13.09.2010 г. жилой дом по <адрес> имеет общую площадь 31,9 кв.м., введен в эксплуатацию в 1958 году.

Выпиской из технического паспорта на домовладение от 13.09.2010 г. подтверждается, что износ вышеуказанного жилого помещения составляет 47% и обеспечено оно только освещением и печным отоплением.

Из справки, представленной администрацией Кытмановского сельсовета №1014 от 02.11.2010 г. следует, что на территории с. Кытманово имеются централизованные инженерные сети водоснабжения и теплоснабжения.

Таким образом, жилое помещение в котором проживает Тарасов А.В.,не отвечает установленным для жилых помещений требованиям (п. 3 ст. 51 ЖК РФ).

В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 12. 01. 1995 № 5 ФЗ «О ветеранах» (с изменениями и дополнениями) ветераны имеют право на обращение в суд за защитой прав, установленных данным законом, другими федеральными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации мер социальной поддержки.

При указанных обстоятельствах, установленных судом, решение жилищной комиссии при администрации Кытмановского района Алтайского края об отказе в постановке на учет участника ВОВ Тарасова А.В. в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны Кытмановского района Алтайского края, нуждающихся в улучшении жилищных условий и получения субсидии, является незаконным.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявленные исковые требования удовлетворить.

Признать незаконным решение жилищной комиссии при администрации Кытмановского района Алтайского края, оформленное протоколом № 9 от 31 марта 2010 года об отказе Тарасову <данные изъяты> в постановке в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны Кытмановского района Алтайского края, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Признать Тарасова <данные изъяты>, нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Обязать Администрацию Кытмановского района Алтайского края осуществить постановку на учет Тарасова <данные изъяты> в составе категории граждан, участников и ветеранов Великой Отечественной войны Кытмановского района Алтайского края, нуждающихся в улучшении жилищных условий с включением Тарасова А.В. в сформированный список участников и ветеранов Великой Отечественной войны, получателей субсидий с 15 марта 2010 г.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья М. Г. Ермизина