Решение об удовлетворении иска о признании незаконным решения от отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий



Дело № 2-115/2010

Решение

Именем Российской Федерации

с. Кытманово Алтайского края 12 октября 2010 года

Кытмановский районный суд Алтайского края

в составе:

Председательствующего, судьи Ермаковой Л.Я.,

при секретаре Курьиной Е.О.,

с участием истицы Зайцевой Н.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску

Зайцевой <данные изъяты> к Администрации Кытмановского района Алтайского края о признании решения жилищной комиссии об отказе в постановке Зайцевой Н.М. в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны по Кытмановскому району Алтайского края в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным, признании Зайцевой <данные изъяты> нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязании администрации Кытмановского района осуществить постановку на учет в сформированный список указанной категории граждан - получателей субсидий с 16 августа 2010 г.,

УСТАНОВИЛ:

Зайцева <данные изъяты> обратилась в суд с иском к администрации Кытмановского района Алтайского края о признании решения жилищной комиссии об отказе в постановке её (Зайцевой Н.М.) в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны по Кытмановскому району Алтайского края в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным, признании Зайцевой Н.М.) нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязании администрации Кытмановского района осуществить постановку на учет в сформированный список указанной категории граждан - получателей субсидий с 16 августа 2010 г.

В обоснование заявленных требований, Зайцева Н.М. ссылается на то, что она является вдовой участника Великой Отечественной - Зайцева <данные изъяты>, умершего ДД.ММ.ГГГГ. 16 августа 2010 года она обратилась в Администрацию Кытмановского района с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как дом, в котором она проживает, не отвечает установленным санитарным и техническим требованиям к жилым помещениям, поскольку имеется только печное отопление, полностью отсутствует холодное и горячее водоснабжение, туалет - во дворе. Для отопления ей приходится закупать большое количество дров и угля.

На заседании жилищной комиссии Администрации Кытмановского района от 23 августа 2010 года было принято решение об отказе в постановке на учет, так как минимальный размер площади жилого помещения на одного проживающего, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия на учет в качестве нуждающегося, составляет на основании решения районного совета народных депутатов Кытмановского района Алтайского края № 55 от 26 августа 2008 года 12, 5 квадратных метров на одного человека, в то время как площадь жилого дома, где проживает она (Зайцева Н.М.), составляет 44,3 квадратных метра.

В соответствии с п. 7 Положения «О предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов в Алтайском крае», утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 06. 10. 06 № 407, орган местного самоуправления муниципального района наделен государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов ВОВ в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В части, не урегулированной указанным Положением, учет указанной категории граждан осуществляется в порядке, установленном Законом Алтайского края от 09. 12. 2005 № 115-ЗС. Данным законом установлен исчерпывающий перечень документов, прикладываемых к заявлению о постановке на учет, а также 30-тидневынй срок для принятия решения по существу заявления. Органы местного самоуправления, получая федеральные субвенции через краевой бюджет, осуществляют государственные полномочия, в том числе ведут учет граждан, указанных в ч. 2 ст. 1 Закона АК № 92-ЗС, в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, согласно п. 2 ст. 3 данного Закона. Учет граждан осуществляется, в частности, путем ежегодного формирования соответствующих списков граждан в хронологической последовательности постановки граждан на учет в качестве нуждающихся (п. 8 раздела 3 Положения). Предоставление мер социальной поддержки указанной категории граждан осуществляется в форме субсидий на приобретение в собственность гражданина благоустроенного жилого помещения, пригодного для проживания и отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям.

Отказ в принятии граждан на учет допускается на основании Жилищного кодекса РФ (п. 5 ст. 5 Закона АК № 115-ЗС). Согласно ст. 54 Жилищного кодекса РФ, перечень оснований для отказа является исчерпывающим, к ним относятся: непредоставление документов, предусмотренных ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса РФ, представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не истек срок, предусмотренный ст. 53 Жилищного кодекса РФ.

В судебном заседание представитель истица Зайцева Н.М. на удовлетворении заявленного настаивала, дав объяснения аналогичные обоснованию заявленных требований. Наличие соответствующих норм материального закона, статус вдовы участника ВОВ, направление ответчику заявления со всеми необходимыми документами и положения п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ дают ей право состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Заслушав мнение участников процесса, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившейся на заседание стороны.

В отзыве на исковое заявление ответчик заявленные исковые требования не признает по следующим основаниям:

Зайцевой Н.М. на заседание жилищной комиссии были предоставлены документы, в соответствии с законом Алтайского края от 09 декабря 2005 года № 115-ЗС «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма», по которым была проведена проверка, в ходе которой выявлено, что Зайцева Н.М. проживает в доме, общая площадь которого составляет 44,3 кв. м., что превышает учетную норму на одного человека, принятую в Кытмановском районе 12,5 кв. м

Заслушав объяснения истицы, исследовав материалы дела, представленные истцом письменные доказательства, материалы жилищной комиссии, представленные по запросу суда, допросив свидетелей: ФИО4 и ФИО5, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных исковых требований.

Зайцева Н.М. является вдовой участника Великой Отечественной войны и пользуется льготами, предусмотренными п.п. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 12. 01. 95 № 5-ФЗ «О ветеранах», что подтверждено удостоверением о льготах и преимуществах, установленных для родителей и жен погибших военнослужащих № 27200 от 13.09.2004 года (л. д. 17).

Из выписки из похозяйственных книг администрации Кытмановского сельсовета Кытмановского района Алтайского края от 16. 08. 2010 усматривается, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Зайцева Н.М. проживает по адресу: <адрес>, владение оформлено (л.д. 15-16, 18). На момент выдачи выписки жилой дом не продан, не заложен, арестов и запрещений на отчуждение не значится.

В соответствии с копией паспорта (л. д. 24) Зайцева Н.М., 16. 03. 1936 года рождения, зарегистрирована с 1979 года по адресу: <адрес>.

Зайцев А.Д. умер ДД.ММ.ГГГГ (копия свидетельства о смерти 1-ТО № от ДД.ММ.ГГГГ).

В материалах гражданского дела имеется копия протокола № от 23. 08. 2010 заседания жилищной комиссии при администрации района, согласно которого истцу отказано в постановке на учет в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны по Кытмановскому району, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Основанием для отказа послужил то обстоятельство, что истица проживает в доме общая площадь которого составляет 44,3 кв. м, что больше учетной нормы, принятой на территории Кытмановского района.

В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Согласно подп. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» одной из мер социальной поддержки инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий является обеспечение их жильем за счет средств федерального бюджета, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 указанного Федерального закона.

Из ст. 23. 2 Федерального закона от 12. 01. 1995 № 5 ФЗ «О ветеранах» (с изменениями и дополнениями) следует, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг и полномочия по обеспечению жильем категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

П. 2 ч. 3 ст. 23.2 Закона предусматривает, что объем средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций бюджетов субъектов РФ определяется: по обеспечению жильем, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки: общей площади жилья 36 кв. м и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации для участников Великой Отечественной войны.

В соответствии с Законом Алтайского края № 92-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны», п. 7 Положения «О предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов в Алтайском крае», утвержденных Постановлением администрации Алтайского края № 407 от 06. 10. 2006, органы местного самоуправления муниципального района наделены государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В преамбуле Указа Президента РФ от 07. 05. 2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» сказано, что он постановлен в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов в дань глубокого уважения ветеранам войны.

В соответствии с данным Указом (в редакции Указа Президента РФ от 09. 01. 2010 № 30), жильем должны быть обеспечены все ветераны Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, независимо от постановки их на учет в срок до 01 марта 2005 г.

Кроме того, данным нормативным актом (Указом № 30 от 09. 01. 2010) исключен срок окончания срока данной меры социальной поддержки инвалидов и участников ВОВ.

Системный анализ действующего законодательства Российской Федерации позволяет прийти к выводу, что под нуждающимися в улучшении жилищных условий участниками Великой Отечественной войны применительно к Федеральному закону о ветеранах понимаются участники Великой Отечественной войны, соответствующие основаниям признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

При этом, участники Великой Отечественной войны должны признаваться нуждающимися в улучшении жилищных условий в порядке, установленном для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (статьи 50 - 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, Закон Алтайского края № 115-ЗС от 09. 12. 2005 г. "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма"), за исключением предъявления к участникам Великой Отечественной войны требований относительно их имущественного положения.

Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Учитывая вышеизложенное, в том случае, если ветеран проживает в жилом помещении, не являясь собственником (нанимателем) этого жилого помещения, а также не являясь членом семьи собственника (нанимателя) данного жилого помещения, то при отсутствии у ветерана иного жилого помещения, принадлежащего ему на праве собственности или занимаемого по договору социального найма, этот ветеран должен быть признан органом местного самоуправления нуждающимся в улучшении жилищных условий - на основании пункта 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 12. 01. 1995 № 5 ФЗ «О ветеранах» (с изменениями и дополнениями) ветераны имеют право на обращение в суд за защитой прав, установленных данным законом, другими федеральными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации мер социальной поддержки.

В судебном заседании из показаний свидетеля ФИО4 установлено, что в августе 2010 года комиссия Администрации Кытмановского сельсовета провели обследование жилищных условий Зайцевой <данные изъяты>, которая проживает в ветхом доме, водопровода в котором нет, имеется только печное отопление, туалет во дворе, канализация отсутствует. На территории с. Кытманово расположено 10 двухэтажных домов, в которых имеется центральное отопление, холодное водоснабжение, канализование.

Свидетель ФИО5 суду показала, что до сентября 2003 года она проживала неподалеку от Зайцевой Н.М.. Дом у Зайцевой старый деревянный, в котором нет никакого благоустройства, а именно центрального отопления, холодного водоснабжения, канализации. В настоящее время она проживает в 2 - этажном доме по <адрес>. В её квартире, также как и в других квартирах данного дома имеется центральное отопление, холодное водоснабжение, канализация.

При указанных обстоятельствах, установленных судом, решение жилищной комиссии при администрации Кытмановского района Алтайского края об отказе в постановке на учет вдовы участника ВОВ Зайцевой Н.М. в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны Кытмановского района Алтайского края, нуждающихся в улучшении жилищных условий и получения субсидии, является незаконным.

На основании п. 19 ч. 1 ст. 333-36 НК РФ от уплаты госпошлины Администрацию Кытмановского района Алтайского края как ответчика, освободить.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявленные исковые требования Зайцевой <данные изъяты> удовлетворить.

Признать незаконным решение жилищной комиссии при администрации Кытмановского района Алтайского края, оформленное протоколом № 27 от 23 августа 2010 г. об отказе Зайцевой <данные изъяты> в постановке в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны Кытмановского района Алтайского края в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Признать Зайцеву <данные изъяты>, как вдову участника Великой Отечественной войны, нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Обязать Администрацию Кытмановского района Алтайского края осуществить постановку на учет Зайцевой <данные изъяты> в составе категории граждан, участников и ветеранов Великой Отечественной войны Кытмановского района Алтайского края, нуждающихся в улучшении жилищных условий с включением Зайцевой <данные изъяты> в сформированный список участников и ветеранов Великой Отечественной войны, получателей субсидий с 16 августа 2010 года.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Кытмановский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в мотивированной форме.

Председательствующий, судья Л.Я. Ермакова