Дело № 2-165/2010
Решение
Именем Российской Федерации
с. Кытманово Алтайского края 12 ноября 2010г.
Кытмановский районный суд Алтайского края в составе председательствующего судьи М. Г. Ермизиной, при секретаре Курьиной Е. О., с участием представителей истца Михалевой <данные изъяты> - Ганиман Г.Н., действующей на основании доверенности от 20.09.2010г., адвоката адвокатского кабинета Гречишкина Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-165/2010 по иску Михалевой <данные изъяты> о признании решения жилищной комиссии об отказе в постановке вдовы участника Великой Отечественной войны Михалевой А.С. в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны по Кытмановскому району Алтайского края в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным, признании Михалевой А.С. нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязании администрации Кытмановского района осуществить постановку на учет в сформированный список указанной категории граждан - получателей субсидий с 22 сентября 2010г.,
УСТАНОВИЛ:
Михалева <данные изъяты> обратилась в суд с иском к администрации Кытмановского района Алтайского края о признании решения жилищной комиссии об отказе в постановке Михалевой А.С. в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны по Кытмановскому району Алтайского края в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным, признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязании администрации Кытмановского района осуществить постановку Михалевой А.С. на учет в сформированный список указанной категории граждан - получателей субсидий смомента обращения - 22 сентября 2010г.
В обоснование заявленных требований истица указывает, что является вдовой ветерана Великой Отечественной войны -Михалева <данные изъяты>, умершего ДД.ММ.ГГГГ
Обратившись 22 сентября 2010г. к ответчику с заявлением о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета, истица получила отказ по тем мотивам, что Михалева А.С. обеспечена учетной нормой площади жилого помещения, которая на территории Кытмановского района составляет 12,5 кв.м.
Не соглашаясь с отказом, Михалева А.С. указывает, что жилья в собственности, пользовании по договору социального найма не имеет, проживает в неблагоустроенном жилом помещении, которое ей не принадлежит.
Указанные обстоятельства : статус вдовы участника Великой Отечественной войны, отсутствие жилого помещения на праве собственности или по договору социального найма, подача заявления в жилищную комиссию со всеми необходимыми документами, по мнению истицы обязывали ответчика принять положительное решение по вопросу о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Истица в судебное заседание не явилась по причине преклонного возраста, состояния здоровья. Об отложении судебного заседания не ходатайствовала, доказательств наличия обстоятельств, препятствующих возможности рассмотрения гражданского дела в ее отсутствие, суду не представила.
Представитель истца, Ганиман Г.Н. ходатайствовала о рассмотрении гражданского дела в отсутствие истицы.
При этом представитель истца Ганиман Г.Н. на удовлетворении исковых требований настаивала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, пояснила, что Михалева А.С. является ее матерью.
Истица проживает в жилом доме, который не пригоден для проживания: кровля, фундамент практически пришли в негодность, материал стен- бревна - сгнили, не имеют достаточной теплоизоляции, в связи с чем низкая температура в отапливаемом помещении в холодное время года требует дополнительного использования электронагревательных приборов. Кроме того в доме отсутствует отопление, водоснабжение, водоотведение. Указанные выше недостатки делают данное жилое помещение непригодным для проживания, требует капитальных вложений, которые значительно превышают стоимость самого объекта недвижимости.
В силу преклонного возраста, состояния здоровья Михалева А.С. нуждается в постоянном уходе. Истица имеет статус вдовы ветерана Великой Отечественной войны.
Адвокат Гречишкин Ю.А. считает отказ жилищной комиссии администрации Кытмановского района в постановке истицы на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не основанным на законе.
Наличие соответствующих норм материального закона, статус вдовы участника ВОВ, отсутствие у Михалевой А.С. жилого помещения на праве собственности или в пользовании по найму, направление ответчику заявления со всеми необходимыми документами и положения п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ дают право истице состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, в отзыве на исковое заявление ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Заслушав мнение участников процесса, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившейся стороны.
В отзыве на исковое заявление ответчик заявленные исковые требования не признает по следующим основаниям.
Истицей на заседание жилищной комиссии были предоставлены документы, в соответствии с законом Алтайского края от 09 декабря 2005 года № 115-ЗС «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма», по которым была проведена проверка.
В ходе проверки установлено, что Михалева А.С. проживает в жилом помещении, площадь которого в расчете на одного проживающего лица, превышает учетную норму площади жилого помещения на одного человека, нуждающегося в улучшении жилищных условий. Так, по данным похозяйственных книг администрации <данные изъяты> сельсовета <адрес> Михалева А.С. проживает одна жилом помещении, площадь которого составляет 48 кв.м. В соответствии с решением районного Совета народных депутатов Кытмановского района № 55 от 26 августа 2008г. норма общей площади жилого помещения на одного человека, нуждающегося в улучшении жилищных условий составляет 12,5 кв.м.
Поскольку общая площадь жилого помещения по адресу: <адрес>, в котором проживает истица, составляет 48 кв.м., норма общей площади жилья в расчете на 1 человека превышает учетную норму (12,5 кв.м.), установленную на территории Кытмановского района.
Заслушав объяснения представителей истца, исследовав материалы дела, представленные истцом письменные доказательства, материалы учетного дела, документы, представленные по запросу суда, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных исковых требований.
Михалева А.С. является вдовой участника Великой Отечественной войны и пользуется льготами, предусмотренными п.п. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 12. 01. 95 № 5-ФЗ «О ветеранах», что подтверждено удостоверением участника Отечественной войны № (л. д.5), свидетельством о смерти( л.д.5).
Согласно реестр-выписки № 261 от 17. 09.2010г., справки № 262 от 17.09.2010г., выписки из домовой книги, содержащихся в учетном деле № 44 Михалева А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована с 1978 по адресу: <адрес>.
Из уведомления № 33/003/2010-374 от 20.09.2010г., выданного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, следует, что Михалева <данные изъяты> по данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним жилья в собственности не имеет.
Согласно справки Федерального БТИ № 501 от 22 сентября 2010г. истица является владельцем жилого <адрес>. Вместе с тем основание владения в справке не указано.
Справкой о заключении брака № 691 от 25.10.2010г. подтверждается факт регистрации брака между Михалевой А.С.( до регистрации брака <данные изъяты>.) и Михалевым Н.Т.
Материалами дела № 44, представленными из ответчиком по запросу суда, подтверждается факт подачи истцом заявления в жилищную комиссию администрации района о признании Михалевой А.С. нуждающейся в улучшении и постановке ее на учет с приложением необходимых документов.
Уведомлением ( л.д.8), протоколом заседания жилищной комиссии № 31 от 29.09.2010г. подтверждается факт отказа истице в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Основанием для отказа послужило превышение учетной нормы общей площади жилого помещения в расчете на одного человека, нуждающегося в улучшении жилищных условий (12, 5 кв.м.) по сравнению с общей площадью жилья, приходящегося на долю истицы (48, 00 кв.м.).
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно подп. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» одной из мер социальной поддержки инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий является обеспечение их жильем за счет средств федерального бюджета, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 указанного Федерального закона.
Из ст. 23. 2 Федерального закона от 12. 01. 1995 № 5 ФЗ «О ветеранах» (с изменениями и дополнениями) следует, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг и полномочия по обеспечению жильем категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
П. 2 ч. 3 ст. 23.2 Закона предусматривает, что объем средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций бюджетов субъектов РФ определяется: по обеспечению жильем, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки: общей площади жилья 36 кв. м и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации для участников Великой Отечественной войны.
В соответствии с Законом Алтайского края № 92-ЗС « О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны», п. 7 Положения «О предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов в Алтайском крае», утвержденных Постановлением администрации Алтайского края № 407 от 06. 10. 2006, органы местного самоуправления муниципального района наделены государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В преамбуле Указа Президента РФ от 07. 05. 2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» сказано, что он постановлен в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов в дань глубокого уважения ветеранам войны.
В соответствии с данным Указом (в редакции Указа Президента РФ от 09. 01. 2010 № 30), жильем должны быть обеспечены все ветераны Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, независимо от постановки их на учет в срок до 01 марта 2005 г.
Кроме того, данным нормативным актом (Указом № 30 от 09. 01. 2010) исключен срок окончания срока данной меры социальной поддержки инвалидов и участников ВОВ.
Системный анализ действующего законодательства Российской Федерации позволяет прийти к выводу, что под нуждающимися в улучшении жилищных условий участниками Великой Отечественной войны применительно к Федеральному закону о ветеранах понимаются участники Великой Отечественной войны( лица, приравненные к ним), соответствующие основаниям признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При этом, участники Великой Отечественной войны должны признаваться нуждающимися в улучшении жилищных условий в порядке, установленном для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (статьи 50 - 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, Закон Алтайского края № 115-ЗС от 09. 12. 2005 г. "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма"), за исключением предъявления к участникам Великой Отечественной войны требований относительно их имущественного положения.Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Учитывая вышеизложенное, в том случае, если ветеран проживает в жилом помещении, не являясь собственником (нанимателем) этого жилого помещения, а также не являясь членом семьи собственника (нанимателя) данного жилого помещения, то при отсутствии у ветерана иного жилого помещения, принадлежащего ему на праве собственности или занимаемого по договору социального найма, этот ветеран должен быть признан органом местного самоуправления нуждающимся в улучшении жилищных условий - на основании пункта 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Учитывая требование обоснованности принятого жилищной комиссией решения о постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, суд исходит из презумпции, что граждане, при обращении в орган, уполномоченный принимать решение, имеют право на постановку на учет. Основанием для отказа в постановке является одно или несколько оснований, установленных ст. 51 ЖК РФ.
При этом суд полагает, что бремя сбора и предоставления доказательств, свидетельствующих об отсутствии таких оснований возлагается на ответчика.
Поскольку доказательств наличия жилого помещения в собственности либо пользовании по договору социального найма у истицы ответчиком суду не представлено, а из имеющихся в деле доказательств следует, что Михалева в собственности и пользовании как наниматель жилого помещения не имеет, суд приходит к выводу о нуждаемости последней в улучшении жилищных условий.
Кроме того, требования, которым должны отвечать жилые помещения, содержатся в подзаконном акте- Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. № 47.( в дальнейшем Положение)
Согласно п.12 указанного Положения жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.
В судебном заседании установлено, что квартира, в которой проживает Михалева А.С. находится в одноэтажном жилом доме, не имеет водопровода, канализации, отопление печное.
Из объяснений представителя Ганиман Г.Н., информации № 313 от 02.11.2010г. следует, что на территории муниципального поселения Сунгайский сельский совет имеются централизованные инженерные сети водоснабжения.
Таким образом, жилое помещение по адресу: <адрес>, с учетом установленных судом обстоятельств, не является благоустроенным по смыслу п.12. Положения.
В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 12. 01. 1995 № 5 ФЗ «О ветеранах» (с изменениями и дополнениями) ветераны имеют право на обращение в суд за защитой прав, установленных данным законом, другими федеральными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации мер социальной поддержки.
При указанных обстоятельствах, установленных судом, решение жилищной комиссии при администрации Кытмановского района Алтайского края об отказе в постановке на учет вдовы участника ВОВ Михалевой А.С. в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны Кытмановского района Алтайского края, нуждающихся в улучшении жилищных условий и получения субсидии, является незаконным.
Поскольку требования истицы основаны на положениях Указа Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» (в редакции от 09.01.2010 г.), которым предписано завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах», суд считает необходимым при удовлетворении заявленных требований изложить их формулировку в иной редакции.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявленные исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным решение жилищной комиссии при администрации Кытмановского района Алтайского края от 30 сентября 2010г. об отказе Михалевой <данные изъяты> в постановке в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны Кытмановского района Алтайского края в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Признать Михалеву <данные изъяты>, как вдову участника Великой Отечественной войны, нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Обязать администрацию Кытмановского района Алтайского края поставить Михалеву <данные изъяты> на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета как вдову ветерана Великой Отечественной войны.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Кытмановский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья М. Г. Ермизина