Решение об удовлетворении иска о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий



Дело № 2-172/2010

Решение

Именем Российской Федерации

с. Кытманово Алтайского края 08 декабря 2010г.

Кытмановский районный суд в составе председательствующего судьи М.Г.Ермизиной, при секретаре Курьиной Е.О., с участием истца Зайцевой <данные изъяты>, представителя истца Солдатенко Р.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зайцевой <данные изъяты> к администрации Кытмановского района Алтайского края о признании решения жилищной комиссии об отказе в постановке Зайцевой А.В. в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны по Кытмановскому району Алтайского края в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным, признании Зайцевой А.В. нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязании администрации Кытмановского района осуществить постановку ее на учет в сформированный список указанной категории граждан - получателей субсидии с 17 августа 2010г.,

УСТАНОВИЛ:

Зайцева <данные изъяты> обратилась в суд с иском к администрации Кытмановского района Алтайского края о признании решения жилищной комиссии об отказе в постановке Зайцевой А.В. в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны по Кытмановскому району Алтайского края в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным, признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязании администрации Кытмановского района осуществить постановку Зайцевой А.В. на учет в сформированный список указанной категории граждан - получателей субсидий с момента обращения - 17 августа 2010г.

В обоснование заявленных требований истица указывает, что является вдовой ветерана Великой Отечественной войны - Зайцева <данные изъяты>, умершего ДД.ММ.ГГГГ

Обратившись 17 августа 2010г. к ответчику с заявлением о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета, истица получила отказ по тем мотивам, что Зайцева А.В. обеспечена учетной нормой площади жилого помещения, которая на территории Кытмановского района составляет 12,5 кв.м.

Не соглашаясь с отказом, Зайцева А.В. указывает, что жилой дом, в котором она проживает, не благоустроен, не отвечает установленным санитарным и техническим требованиям к жилым помещениям : отсутствует холодное и горячее водоснабжение, туалет находится на улице, для отопления истице приходится закупать большое количество дров и угля в зимнее время.

Указанные обстоятельства : статус вдовы участника Великой Отечественной войны, отсутствие благоустроенного жилья в собственности, подача заявления в жилищную комиссию со всеми необходимыми документами, по мнению истицы обязывали ответчика принять положительное решение по вопросу о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Истица в судебное заседание не явилась по причине преклонного возраста, состояния здоровья. Об отложении судебного заседания не ходатайствовала, доказательств наличия обстоятельств, препятствующих возможности рассмотрения гражданского дела в ее отсутствие, суду не представила.

Представитель истца Солдатенко Р.М. ходатайствовала о рассмотрении гражданского дела в отсутствие истицы.

При этом представитель истца Солдатенко Р.М. на удовлетворении исковых требований настаивала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, пояснила, что Зайцева А.В. является ее матерью.

Истица проживает в жилом доме, который не пригоден для проживания: кровля, фундамент практически пришли в негодность, материал стен- бревна - сгнили, не имеют достаточной теплоизоляции, в связи с чем низкая температура в отапливаемом помещении в холодное время года требует дополнительного использования электронагревательных приборов. Кроме того в доме отсутствует центральное отопление, водоснабжение, водоотведение. Указанные выше недостатки делают данное жилое помещение непригодным для проживания, требует капитальных вложений, которые значительно превышают стоимость самого объекта недвижимости.

Супруг истицы Зайцев М.Д. как ветеран Великой Отечественной войны неоднократно обращался в администрацию сельского совета с просьбой о проведении капитального ремонта, которые оставались без внимания. как ветеран Великой Отечественной

В силу преклонного возраста, состояния здоровья Зайцева А.В. нуждается в постоянном уходе, самостоятельно не имеет возможности отапливать жилое помещение. Истица имеет статус вдовы ветерана Великой Отечественной войны.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, в отзыве на исковое заявление ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Заслушав мнение участников процесса, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившейся стороны.

В отзыве на исковое заявление ответчик заявленные исковые требования не признает по следующим основаниям.

Истицей на заседание жилищной комиссии были предоставлены документы, в соответствии с законом Алтайского края от 09 декабря 2005 года № 115-ЗС «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма», по которым была проведена проверка.

В ходе проверки установлено, что Зайцева А.В. проживает в жилом помещении, площадь которого в расчете на одного проживающего лица, превышает учетную норму площади жилого помещения на одного человека, нуждающегося в улучшении жилищных условий. Так, по данным похозяйственных книг администрации Кытмановского сельсовета Кытмановского района Алтайского края Зайцева А.В. проживает с двумя сыновьями, площадь жилого помещения составляет 63 кв.м. В соответствии с решением районного Совета народных депутатов Кытмановского района № 55 от 26 августа 2008г. норма общей площади жилого помещения на одного человека, нуждающегося в улучшении жилищных условий составляет 12,5 кв.м.

Поскольку общая площадь жилого помещения по адресу: <адрес>, в котором проживает истица, составляет 63 кв.м., норма общей площади жилья в расчете на 1 человека превышает учетную норму (12,5 кв.м.), установленную на территории Кытмановского района.

Заслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, представленные истцом письменные доказательства, материалы учетного дела, документы, представленные по запросу суда, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных исковых требований.

Зайцева А.В. является вдовой участника Великой Отечественной войны и пользуется льготами, предусмотренными п.п. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 12. 01. 95 № 5-ФЗ «О ветеранах», что подтверждено удостоверением участника Отечественной войны № 891913 (л. д.35), удостоверением № 27034 ( л.д.6).

Согласно выписки из домовой книги от 16.08.2010г., выданной начальником ТП УФМС РФ ПО Алтайскому краю в с. Кытманово, справки администрации Кытмановского сельсовета от 11.08.2010г., содержащихся в учетном деле № 38 Зайцева А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована по адресу: <адрес>.

Из уведомления № 33/003/2010-324 от 13.08.2010г., выданного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, следует, что Зайцева <данные изъяты> по данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним жилья в собственности не имеет.

Согласно справки Федерального БТИ № 243 от 31.04.2010г. истица зарегистрирована по адресу: <адрес>. Вместе с тем по данным архива информация о правах на указанный объект в БТИ отсутствует, жилой дом на учете не состоит.

Факт принадлежности жилого дома истице на праве общей совместной собственности подтверждается договором о передаче жилья в собственность от 16.04.1989г. ( л.д.33-34), зарегистрированным постановлением администрации Кытмановского сельсовета от 17.04.1998г. № 35.Согласно указанного договора жилой дом передан в общую совместную собственность истицы и ее сына Зайцева М.М.

Свидетельством о браке ( л.д.39) подтверждается факт регистрации брака между Зайцевой А.В. ( до регистрации брака Шабалиной ) и Зайцевым М.Д.

Материалами дела № 38 представленными из ответчиком по запросу суда, подтверждается факт подачи истцом заявления в жилищную комиссию администрации района о признании Зайцевой А.В. нуждающейся в улучшении и постановке ее на учет с приложением необходимых документов ( л.д.12).

Уведомлением ( л.д.11), протоколом заседания жилищной комиссии № 27 от 23.08.2010г. подтверждается факт рассмотрения заявления истицы и отказа Зайцевой А.В. в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Основанием для отказа послужило превышение учетной нормы общей площади жилого помещения в расчете на одного человека, нуждающегося в улучшении жилищных условий (12, 5 кв.м.) по сравнению с общей площадью жилья, приходящегося на долю истицы (21, 00 кв.м.)

Из представленного в материалах дела акта проверки жилищных условий заявителя установлено, что в жилом доме по адресу: <адрес> отсутствует водопровод, отопление печное, дом ветхий, ремонту не подлежит.

В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Согласно подп. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» одной из мер социальной поддержки инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий является обеспечение их жильем за счет средств федерального бюджета, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 указанного Федерального закона.

Из ст. 23. 2 Федерального закона от 12. 01. 1995 № 5 ФЗ «О ветеранах» (с изменениями и дополнениями) следует, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг и полномочия по обеспечению жильем категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

П. 2 ч. 3 ст. 23.2 Закона предусматривает, что объем средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций бюджетов субъектов РФ определяется: по обеспечению жильем, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки: общей площади жилья 36 кв. м и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации для участников Великой Отечественной войны.

В соответствии с Законом Алтайского края № 92-ЗС « О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны», п. 7 Положения «О предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов в Алтайском крае», утвержденных Постановлением администрации Алтайского края № 407 от 06. 10. 2006, органы местного самоуправления муниципального района наделены государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В преамбуле Указа Президента РФ от 07. 05. 2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» сказано, что он постановлен в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов в дань глубокого уважения ветеранам войны.

В соответствии с данным Указом (в редакции Указа Президента РФ от 09. 01. 2010 № 30), жильем должны быть обеспечены все ветераны Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, независимо от постановки их на учет в срок до 01 марта 2005 г.

Кроме того, данным нормативным актом (Указом № 30 от 09. 01. 2010) исключен срок окончания срока данной меры социальной поддержки инвалидов и участников ВОВ.

Системный анализ действующего законодательства Российской Федерации позволяет прийти к выводу, что под нуждающимися в улучшении жилищных условий участниками Великой Отечественной войны применительно к Федеральному закону о ветеранах понимаются участники Великой Отечественной войны( лица, приравненные к ним), соответствующие основаниям признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

При этом, участники Великой Отечественной войны должны признаваться нуждающимися в улучшении жилищных условий в порядке, установленном для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (статьи 50 - 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, Закон Алтайского края № 115-ЗС от 09. 12. 2005 г. "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма"), за исключением предъявления к участникам Великой Отечественной войны требований относительно их имущественного положения.

Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Учитывая требование обоснованности принятого жилищной комиссией решения о постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, суд исходит из презумпции, что граждане, при обращении в орган, уполномоченный принимать решение, имеют право на постановку на учет. Основанием для отказа в постановке является одно или несколько оснований, установленных ст. 51 ЖК РФ.

При этом суд полагает, что бремя сбора и предоставления доказательств, свидетельствующих об отсутствии таких оснований возлагается на ответчика.

Вместе с тем, при вынесении решения жилищная комиссия формально, установив превышение нормы площади жилья, отказала в удовлетворении поданного заявления.

Судом установлено, что не смотря на наличие в пользовании истца жилого помещения, оно не отвечает установленным для жилых помещений требованиям.

Требования, которым должны отвечать жилые помещения, содержатся в подзаконном акте- Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. № 47.( в дальнейшем Положение)

Согласно п.12 указанного Положения жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.

Из объяснений представителя Солдатенко Р.М., информации № 1014( л.д.16) следует, что на территории муниципального поселения Кытмановский сельский совет в <адрес> имеются централизованные инженерные сети водоснабжения.

Вместе с тем в судебном заседании установлено, что жилой дом, в котором проживает Зайцева А.В. не имеет водопровода.

Таким образом, жилое помещение по адресу: <адрес>, с учетом установленных судом обстоятельств, не является благоустроенным по смыслу п.12. Положения.

В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 12. 01. 1995 № 5 ФЗ «О ветеранах» (с изменениями и дополнениями) ветераны имеют право на обращение в суд за защитой прав, установленных данным законом, другими федеральными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации мер социальной поддержки.

При указанных обстоятельствах, установленных судом, решение жилищной комиссии при администрации Кытмановского района Алтайского края об отказе в постановке на учет вдовы участника ВОВ Зайцевой А.В. в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны Кытмановского района Алтайского края, нуждающихся в улучшении жилищных условий и получения субсидии, является незаконным.

Поскольку требования истицы основаны на положениях Указа Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» (в редакции от 09.01.2010 г.), которым предписано завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах», суд считает необходимым при удовлетворении заявленных требований изложить их формулировку в иной редакции.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявленные исковые требования удовлетворить.

Признать незаконным решение жилищной комиссии при администрации Кытмановского района Алтайского края от 09 сентября 2010г. об отказе Зайцевой <данные изъяты> в постановке в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны Кытмановского района Алтайского края в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Признать Зайцеву <данные изъяты>, как вдову участника Великой Отечественной войны, нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Обязать администрацию Кытмановского района Алтайского края поставить Зайцеву <данные изъяты> на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета как вдову ветерана Великой Отечественной войны.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Кытмановский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья М. Г. Ермизина