Дело № 2-152/2010
Решение
Именем Российской Федерации
с. Кытманово Алтайского края 12 ноября 2010г.
Кытмановский районный суд Алтайского края в составе председательствующего судьи М. Г. Ермизиной, при секретаре Курьиной Е. О., с участием представителей истца Лавошниченко <данные изъяты> - Лавошниченко А.Б., адвоката адвокатского кабинета Гречишкина Ю.А., предоставившего ордер № 002490 от 25.10.2010г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лавошниченко <данные изъяты> к Администрации Кытмановского района о признании незаконным решения жилищной комиссии администрации Кытмановского района, оформленного протоколом №12 от 20 апреля 2010г. об отказе Лавошниченко Б.Н. в постановке в список инвалидов и участников ВОВ по Кытмановскому району, нуждающимся в улучшении жилищных условий, признании участника ВОВ Лавошниченко <данные изъяты> нуждающимся в улучшении жилищных условий, об обязании администрации Кытмановского района осуществить постановку на учет Лавошниченко Б.Н. в составе категории граждан - участников и ветеранов ВОВ по Кытмановскому району, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с включением Лавошниченко <данные изъяты> с 17 марта 2010г. в сформированный список указанной категории граждан - получателей субсидий,
УСТАНОВИЛ:
Лавошниченко <данные изъяты> обратился в суд с иском к администрации Кытмановского района Алтайского края о признании незаконным решения жилищной комиссии администрации Кытмановского района, оформленного протоколом № 12 от 20 апреля 2010 г. об отказе истцу в постановке на учет в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны по Кытмановскому району, нуждающихся в улучшении жилищных условий, признании участника и инвалида ВОВ Лавошниченко Б.Н. нуждающимся в улучшении жилищных условий, обязании ответчика осуществить подготовку истца на учет в составе категории граждан - участников и ветеранов ВОВ по Кытмановскому району, нуждающихся в улучшении жилищных условий и включить Лавошниченко Б.Н. с 17 марта 2010 г. в сформированный список указанной категории граждан - получателей субсидии.
В обоснование заявленных требований Лавошниченко Б.Н. указывает, что является участником Великой Отечественной Войны, в настоящее время не имеет жилья на праве собственности, проживает в квартире сына, которая не отвечает установленным санитарным и техническим требованиям к жилым помещениям, т. е. не имеет систем горячего водоснабжения, канализации, имеется печное отопление.
В связи с изданием Указа Президента РФ 07. 05. 2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941 - 1945 годов» он относится к категории граждан - участников и ветеранов ВОВ, имеющих право состоять на учете по месту своего жительства в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, а администрация Кытмановского района обязана принять положительное решение о постановке его на учет в составе указанной категории граждан с целью обеспечения получения субсидий для приобретения благоустроенного жилья.
В марте 2010 года истец подал в администрацию Кытмановского района Алтайского края заявление о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по установленному образцу, приложив все необходимые документы. Указанные документы были приняты на рассмотрение.
Решением жилищной комиссии от 20 апреля 2010 года отказано в постановке в список инвалидов и участников ВОВ по Кытмановскому району, нуждающихся в улучшении жилищных условий служащим Кытмановской районной администрации по основанию ст. 53 Жилищного кодекса РФ, в которой указано, что граждане, которые в течение пяти лет совершали сделки купли-продажи жилья, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее, чем через пять лет со дня совершения указанных действий. Истец указывает, что действительно продал принадлежащий ему жилой дом <адрес> в 2008г., однако фактически переехал на постоянное жительство к сыну в 2004г., поскольку после смерти супруги в силу состояния здоровья, преклонного возраста не мог проживать один.
Поскольку ответчик уклонился от рассмотрения заявления в полном объеме и по существу, отказав участнику и ветерану ВОВ в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в составе указанной категории граждан с включением в список указанной категории граждан - получателей субсидий, с целью последующего приобретения жилья в собственность, Лавошниченко Б.Н. обратился в суд за защитой нарушенного права.
Истец в судебное заседание не явился в силу возраста и состояния здоровья, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
В предварительном судебном заседании истец пояснял, что переезд на постоянное жительство в дом сына был вызван невозможностью проживать отдельно в силу преклонного возраста и состояния здоровья, в его действиях не было намерений приобрести право состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Представитель истца Лавошниченко А.Б. настаивал на удовлетворении заявленных требований в полном объеме основаниям, изложенным в иске. Пояснил суду, что действия администрации Кытмановского района, выразившиеся в отказе ему в постановке на учет в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны по Кытмановскому району, нуждающихся в улучшении жилищных, являются незаконными.
Лавошниченко Б.Н. собственником жилья не является, проживает в квартире, принадлежащей Лавошниченко А.Б., Лавошниченко А.А., Лавошниченко Д.А. Дом, в котором ранее проживал истец не являлся благоустроенным, в связи с чем, после смерти супруги в 2004г. истец переехал на постоянное место жительства в семью Лавошниченко А.Б., поскольку нуждается в постоянном уходе. Вместе с тем продажа жилого дома истцом не связана с желанием последнего ухудшить свои жилищные условия с целью постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, так как Указ Президента Российской Федерации был принят 9 января 2010 года, а продажа жилого дома состоялась в июне 2009г. Кроме того, дом в котором до 2004г. проживал истец не был благоустроен: отсутствовал водопровод, канализация, центральное отопление.
Представитель истца адвокат Гречишкин Ю.А. суду пояснил, что Лавошниченко Б.Н. относится к категории граждан - участников и ветеранов ВОВ, имеющих право состоять на учете по месту своего жительства в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, а администрация Кытмановского района обязана принять положительное решение о постановке его на учет в составе указанной категории граждан с целью обеспечения получения субсидий для приобретения благоустроенного жилья. По доводам адвоката Гречишкина Ю.А. истец в собственности жилья не имеет, жилой дом, в котором проживал Лавошниченко Б.Н. не соответствовал понятию жилого помещения. Поскольку отсутствовало централизованное водоснабжение, отопление, канализование. Отказ в постановке на учет в качестве нуждающегося ветерана Отечественной войны Лавошниченко Б.Н. считает незаконным и необоснованным.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился по заявлению.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившейся на заседание стороны.
Представитель ответчика в суд предоставил отзыв на исковое заявление, в котором просит в удовлетворении исковых требований Лавошниченко Б.Н. отказать по следующим основаниям: Лавошниченко Б.Н.были предоставлены документы в соответствии с законом Алтайского края от 09 декабря 2005 года № 115-ЗС «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма». Жилищной комиссией при администрации Кытмановского района была проведена проверка по данным документам, в ходе которой было установлено, что истец осуществил продажу жилого дома <адрес> в 2008г.
Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые произвели действия, приведшие к ухудшению жилищных условий, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных действий, приведших к ухудшению жилищных условий. На основании изложенного, ответчик считает, что оснований признавать истца нуждающимся в улучшении жилищных условий не имеется.
Заслушав объяснения представителей истца Лавошниченко Б.Н.- Лавошниченко А.Б., адвоката адвокатского кабинета Гречишкина Ю.А., свидетелей Дубова А.А., Федосеева С.А., Шаталову Т.З., Прияткину Л.П., исследовав материалы дела, представленные по запросу суда материалы учетного дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований.
Лавошниченко Б.Н. является участником, инвалидом Великой Отечественной войны и пользуется льготами, предусмотренными пп. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 12. 01. 1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», что подтверждено удостоверением серии Б № (л. д.64).
Справкой МСЭ ( л.д.5) подтверждается наличие у истца инвалидности 2 группы.
Согласно выписки из домовой книги от 16.03.2010г., справки администрации Кытмановского сельсовета от 04.03.2010г., выписки из похозяйственных книг от одноименной даты, истец проживает в деревянном жилом <адрес>.
Указанный жилой дом принадлежит на праве общей долевой собственности Лавошниченко А.Б, ( 1/2 доля в праве), Лавошниченко Д.А. ( 1/4 доля в праве), Лавошниченко А.А. ( 1/4 доля в праве), что подтверждается выписками из ЕГРП от 16 марта 2010г., свидетельсвами о государственной регистрации права серии 22 ВВ № № от 27 ноября 2000г.
Согласно справок Федерального БТИ № 141-143 от 11.03.2010г. общая площадь жилого дома, в котором проживает истец, составляет 36,8 кв.м, жилая - 30,2 кв.м.
Как следует из акта проверки жилищных условий от 29.12.2010г. в указанном жилом доме помимо истца проживают Лавошниченко А.Б., Лавошниченко О.А., Лавошниченко А.А. При этом на каждого члена семьи приходится 9,2 кв.м. жилой площади, что менее учетной нормы.
Согласно данным УФС государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю на территории Кытмановского района Алтайского края в ЕГРП нет записи о регистрации прав Лавошниченко Б.Н.
Вместе с тем по данным выписки из ЕГРП о переходе прав на объект недвижимого имущества № 33/002/2010-256 от 29.04.2010г. Лавошниченко Б.Н. имел в собственности жилой дом <адрес>, который продал 11.06.20210г. гр. ФИО11
Именно указанная сделка была расценена органом местного самоуправления как сделка, совершенная заявителем с целью ухудшения своих жилищных условий (приведшая к отчуждению жилого помещения), и явилась основанием для отказа в признании Лавошниченко Б.Н. нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Вместе с тем судом установлено, что причиной, послужившей основанием для принятия решения о продаже дома и переезде к сыну Лавошниченко Б.Н., явился преклонный возраст истца, его состояние здоровья, которое полностью исключало какие-либо физические нагрузки, а так же то обстоятельство, что дом был без коммунальных удобств, вследствие чего избежать тяжёлых физических нагрузок не удавалось.
Так, свидетель ФИО11 суду пояснил, что действительно приобрел в июне 2009г. жилой дом, принадлежащий истцу. Вместе с тем, свидетель отметил, что на момент покупки истец в жилом доме длительное время не проживал; дом имел многочисленные повреждения, был ветхим : крыша прохудилась, пол кривой, печь дымила, санузел, централизованное водоснабжение, отопление отсутствовало.
Из показаний свидетеля - главы администрации Кытмановского сельсовета Дубова А.А. следует, что истец проживает в доме своего сына Лавошниченко А.Б. по <адрес>. Семья Лавошниченко А.Б. решением жилищной комиссии при администрации Кытмановского сельсовета поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку площадь жилья в расчете на каждого члена семьи составляет менее учетной нормы. В с. Кытманово имеются централизованные инженерные сети водоснабжения и отопления.
Свидетель ФИО8 суду показала, что проживала по <адрес> с 2001г. Истец и его супруга на тот момент уже проживали в жилом <адрес>. После смерти супруги Лавошниченко Б.Н. в 2004г., переехал на постоянное жительство к своему сыну Лавошниченко А.Б., т.к. один жить не мог и требовал постоянного ухода за собой в связи с возрастом и состоянием здоровья. Указанный дом был с печным отоплением, без коммунальных удобств, воды.
Свидетель ФИО9 суду пояснила, что Лавошниченко Б.Н. проживал до 2004г. в жилом <адрес>. После смерти супруги истец в связи с плохим состоянием здоровья не смог осуществлять уход за собой и домом, в связи с чем сын забрал его к себе на постоянное жительство. Жилой дом истцом был продан в 2008г. Проживая по соседству, свидетель знает, что в настоящее время истец проживает в жилом доме сына, площадь которого мала, в доме нет воды.
Протоколом заседания жилищной комиссии при администрации Кытмановского района № 12, письмом № 368 от 29.04.2010г. подтверждается факт отказа жилищной комиссии при администрации Кытмановского района в постановке Лавошниченко Б.Н. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, а также в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны для получения субсидии на приобретение жилья, на основании ст. 53 ЖКРФ в связи с совершением истцом действий, направленных на ухудшение жилищных условий.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно подп. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 12. 01. 1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» одной из мер социальной поддержки инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий является обеспечение их жильем за счет средств федерального бюджета, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 указанного Федерального закона.
Из ст. 23. 2 Федерального закона от 12. 01. 1995 № 5 ФЗ «О ветеранах» (с изменениями и дополнениями) следует, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержке по оплате жилищно-коммунальных услуг и полномочия по обеспечению жильем категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
П. 2 ч. 3 ст. 23. 2 Закона предусматривает, что объем средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций бюджетов субъектов РФ определяется: по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки: общей площади жилья 36 кв. м и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации для участников Великой Отечественной войны.
В соответствии с Законом Алтайского края № 92-ЗС « О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны», п.7 Положения «О предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов в Алтайском каре», утвержденных Постановлением администрации Алтайского края № 407 от 06. 10. 2006, органы местного самоуправления муниципального района наделены государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В преамбуле Указа Президента РФ от 07. 05. 2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» сказано, что он постановлен в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов в дань глубокого уважения ветеранам войны.
В соответствии с данным Указом (в редакции Указа Президента РФ от 09. 01. 2010 № 30), жильем должны быть обеспечены все ветераны Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, независимо от постановки их на учет в срок до 01 марта 2005 г.
Кроме того данным нормативным актом (Указом № 30 от 09. 01. 2010) исключен срок окончания реализации данной меры социальной поддержки инвалидов и участников ВОВ.
Системный анализ действующего законодательства Российской Федерации позволяет прийти к выводу, что под нуждающимися в улучшении жилищных условий участниками Великой Отечественной войны применительно к Федеральному закону о ветеранах понимаются участники Великой Отечественной войны, соответствующие основаниям признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Учитывая вышеизложенное, в том случае, если ветеран проживает в жилом помещении, не являясь собственником (нанимателем) этого жилого помещения, а также не являясь членом семьи собственника (нанимателя) данного жилого помещения, то при отсутствии у ветерана иного жилого помещения, принадлежащего ему на праве собственности или занимаемого по договору социального найма, этот ветеран должен быть признан органом местного самоуправления нуждающимся в улучшении жилищных условий - на основании пункта 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
К членам семьи собственника жилого помещения согласно ч.1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации относятся проживающие совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Таким образом из анализа данной нормы следует, что супруг, дети и родители собственника, являются членами его семьи при совместном проживании в принадлежащем ему жилом помещении.
Решением Совета депутатов Кытмановского района № 55 от 26 августа 2008г.«Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения на территории муниципального образования» определено, что учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 12,5 кв.м общей площади.
В судебном заседании установлено, что собственником жилого <адрес> является сын истца -Лавошниченко А.Б.в 1/2 доле в праве.
Лавошниченко Б.Н. проживает в жилом помещении общей площадью 36,8 кв.м. как член семьи собственника, на долю каждого члена семьи приходится менее 12,5 кв.м ( 36,80 кв.м.:4 =9,2 кв.м.) ;
жилье не пригодно для проживания, поскольку отсутствует центральное водоснабжение и отопление, не смотря на наличие в с. Кытманово инженерных сетей, что подтверждено справкой № 1014 от 03.11.2010г., показаниями свидетеля ФИО7
Следовательно, истец, с учетом положений ст. 51 ЖК РФ, является лицом, нуждающимся в жилом помещении.
В силу ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобрести право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Анализ приведенной нормы права свидетельствует о том, по истечению пяти лет с момента совершения намеренных действий, ухудшающих жилищные условия, подлежат постановке на учет нуждающихся граждане, совершившие такие намеренные действия с целью приобретения права стоять на таком учете.
С учетом положений ч. 8 ст. 5 ЖК РФ суд приходит к выводу, что при проверке законности оспариваемого решения комиссии по жилищным вопросам при администрации Кытмановского района следует руководствоваться положениями ст. 53 ЖК РФ.
Следовательно, основанием для отказа Лавошниченко Б.Н. в принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении должно было являться не просто совершение им сделки по отчуждению жилого дома, а именно совершение этой сделки с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Вместе с тем анализ приведенных доказательств свидетельствует, что переезд истца на постоянное место жительство к сыну в 2004г. и последующая продажи жилого дома, были вызваны тем, что Лавошниченко Б.Н. не мог проживать один в жилом доме без необходимых коммунальных удобств и самостоятельно вести хозяйство в виду своего преклонного возраста и состояния здоровья : наличием инвалидности, что затрудняло его самостоятельный уход за собой и жилым помещением.
Таким образом, продажей жилого дома Лавошниченко Б.Н. не преследовал целью ухудшить свои жилищные условия и намерение приобрести право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В пользу этого также свидетельствует и то обстоятельство, что продажа Лавошниченко Б.Н. принадлежащего ему <адрес> <адрес> осуществлена за год до того, как в Закон Алтайского края от 14 сентября 2006 г. N 92-ЗС"О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" были внесены изменения в части распространения мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, независимо от постановки их на учет до 01 марта 2005г.При указанных обстоятельствах, установленных судом, решение комиссии по жилищным вопросам при администрации Кытмановского района от 20.04.2010г. об отказе в признании Лавошниченко Б.Н. нуждающимся в жилом помещении с целью обеспечения истца как ветерана Великой Отечественной войны благоустроенным жилым помещением за счет средств федерального бюджета, является незаконным.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявленные исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным решение жилищной комиссии при администрации Кытмановского района Алтайского края, оформленное протоколом № 12 от 20 апреля 2010г. об отказе Лавошниченко <данные изъяты> в постановке в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны Кытмановского района Алтайского края, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Признать Лавошниченко <данные изъяты> нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Обязать администрацию Кытмановского района Алтайского края поставить Лавошниченко <данные изъяты> на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета как ветерана Великой Отечественной войны.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Кытмановский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья М. Г. Ермизина
<данные изъяты>