Дело № 2-117/2010
Решение
Именем Российской Федерации
с. Кытманово Алтайского края 16 марта 2011г.
Кытмановский районный суд Алтайского края в составе председательствующего судьи М. Г. Ермизиной, при секретаре Курьиной Е. О., с участием представителей истца Прокудиной .... -Морозовой С.Н., действующей на основании доверенности от 176.11.2010г., адвоката адвокатского кабинета Гречишкина Ю.А., предоставившего ордер № 078308 от 16.02.2011г., с участием представителя ответчика -Администрации Кытмановского района Алтайского края -Распопиной Д.Н., действующей на основании доверенности № 185 от 01.03.2011г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-117/2010 по иску Прокудиной .... к Администрации Кытмановского района Алтайского края о признании решения жилищной комиссии об отказе в постановке Прокудиной Н.Д. в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны по Кытмановскому району Алтайского края в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным, признании Прокудиной Н.Д, как вдовы участника войны нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязании администрации Кытмановского района осуществить постановку на учет в сформированный список указанной категории граждан - получателей субсидии с 23 октября 2010г.,
УСТАНОВИЛ:
Прокудина .... обратилась в суд с иском к Администрации Кытмановского района Алтайского края о признании решения жилищной комиссии об отказе в постановке Прокудиной Н.Д. в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны по Кытмановскому району Алтайского края в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным, признании Прокудиной Н.Д. нуждающейся в улучшении жилищных условий, и понуждении администрации Кытмановского района осуществить постановку ее на учет в сформированный список указанной категории граждан - получателей субсидии с 23 октября 2010 г.
В обоснование заявленных требований истица указывает, что является вдовой ветерана Великой отечественной войны -Прокудина ...., умершего ДД.ММ.ГГГГ
Обратившись 23 октября 2010г. к ответчику с заявлением о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета, истица получила отказ по тем мотивам, что семья обеспечена учетной нормой площади жилого помещения, которая на территории Кытмановского района составляет 12,5 кв.м.
Не соглашаясь с отказом, Прокудина Н.Д. указывает, что проживает вместе с сыном в квартире, собственником которой не является, жилое помещение не благоустроенное.
Указанные обстоятельства : статус вдовы участника Великой Отечественной войны, отсутствие жилого помещения на праве собственности или по договору социального найма, подача заявления в жилищную комиссию со всеми необходимыми документами, по мнению истицы обязывали ответчика принять положительное решение по вопросу о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Истица в судебное заседание не явилась по причине преклонного возраста, состояния здоровья. Об отложении судебного заседания не ходатайствовала, доказательств наличия обстоятельств, препятствующих возможности рассмотрения гражданского дела в ее отсутствие, суду не представила.
Представитель истца Морозова С.Н. на удовлетворении исковых требований настаивала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. При этом Морозова С.Н. пояснила, что Прокудина Н.Д. является ее матерью.
В силу преклонного возраста, состояния здоровья Прокудина Н.Д. нуждается в постоянном уходе. Истица имеет статус вдовы ветерана Великой Отечественной войны. Жилое помещение, в котором в настоящее время проживает Прокудина Н.Д. вместе с родным сыном -инвалидом, страдающим .... заболеванием, не обеспечено центральным отоплением, канализацией, элементы благоустройства в квартире отсутствуют.
Истица, проживая в одном доме с сыном Прокудиным Ю.Н., вместе с тем совместное хозяйство с ним не ведет : оплату электроэнергии, заготовку дров, угла для отопления, производит самостоятельно, питается отдельно.
....
Кроме того, имеющийся в доме водопровод, практически весь год не функционирует, т.к. вода замерзает. Квартира отапливается автономно.
В зимнее время года в жилом помещении холодно. Из-за частичного разрушения основания дома, пол очень холодный, углы дома промерзают.
Кровля дома также частично разрушена, в дождливую погоду протекает.
Указанные выше недостатки делают данное жилое помещение непригодным для проживания, требует капитальных вложений, которые значительно превышают стоимость самого объекта недвижимости.
Отсутствие в доме горячей и холодной воды, туалета, ванной комнаты, не позволяет истице вести нормальный образ жизни, выполнять элементарные требования гигиены без значительных физических затрат.
Адвокат Гречишкин Ю.А. считает отказ жилищной комиссии администрации Кытмановского района в постановке истицы на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не основанным на законе.
Наличие соответствующих норм материального закона, статус вдовы участника ВОВ, отсутствие у Прокудиной Н.Д. жилого помещения на праве собственности или по найму, проживание в жилом помещении совместно с больным, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, входящего в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ № 378 от 16.06.2006г., направление ответчику заявления со всеми необходимыми документами и положения п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ дают право истице состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Представитель ответчика Распопина Д.Н. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала, пояснила, что истицей на заседание жилищной комиссии были предоставлены документы, в соответствии с законом Алтайского края от 09 декабря 2005 года № 115-ЗС «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма», по которым была проведена проверка.
В ходе проверки установлено, что Прокудина Н.Д. проживает в жилом помещении, площадь которого в расчете на одного проживающего лица, превышает учетную норму площади жилого помещения на одного человека, нуждающегося в улучшении жилищных условий. Так, по данным похозяйственных книг администрации .... сельсовета Кытмановского района Алтайского края Прокудина Н.Д. проживает с сыном в жилом помещении, площадь которого составляет 35 кв.м. В соответствии с решением районного Совета народных депутатов Кытмановского района № 55 от 26 августа 2008г. норма общей площади жилого помещения на одного человека, нуждающегося в улучшении жилищных условий составляет 12,5 кв.м.
Поскольку общая площадь жилого помещения по адресу: <адрес>, в котором проживает истица, составляет 35 кв.м., норма общей площади жилья в расчете на 1 человека превышает учетную норму (12,5 кв.м.), установленную на территории Кытмановского района.
Заслушав объяснения представителей истца, ответчика, объяснения специалиста Р., показания свидетелей Т., П., исследовав материалы дела, представленные истцом письменные доказательства, материалы учетного дела, представленные по запросу суда, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных исковых требований.
Прокудина Н.Д. является вдовой участника Великой Отечественной войны и пользуется льготами, предусмотренными п.п. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 12. 01. 95 № 5-ФЗ «О ветеранах», что подтверждено удостоверением №, свидетельством о браке серии БЮ №, свидетельством о смерти серии I-ТО №.
В соответствии с копией паспорта истица с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по адресу <адрес>.
Согласно исследованных в судебном заседании похозяйственных книг администрации .... сельсовета за 1999-2001гг.; 2002-2007гг., реестра-выписки № 43 от 02.03.2011г. в <адрес> проживали и состояли на регистарционном учете граждане С. с 1999г., О., Прокудина Н.Д, -с 2001г.
О. умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти.
Согласно справки администрации .... сельсовета Кытмановского района Алтайского края № 325 от 09.11.2010г. С. является сыном истицы и проживает вместе с ней в указанной выше квартире.
Из совокупности исследованных доказательств : показаний свидетелей Т., П., специалиста Р., справки Федерального БТИ № 576 от ДД.ММ.ГГГГ, уведомления об инвентаризации объекта ; квартиры № в жилом доме <адрес>, следует, что указанная квартира была приобретена С., после чего истица вместе с супругом вселились в данное жилое помещение и стали проживать совместно, двумя семьями.
К данным о принадлежности квартиры истице, содержащимся в справке Федерального БТИ, суд с учетом мнения специалиста Р., сведений, содержащихся в похозяйственных книгах, представленных по запросу суда, суд относится критически. Так, специалист Р. суду пояснила, что сведений о принадлежности данной квартиры в ФГУП « Ростехинвентаризация» нет, инвентаризация, регистрация прав на указанный объект в БТИ не производилась. Сведения, содержащиеся в справке, были внесены для оплаты налога на имущество по данным похозяйственных книг.
Согласно уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю № 33/003/2010-526 от 17.11.2010г в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации прав на жилые дома, квартиры в отношении Прокудиной Н.Д. отсутствуют.
Из объяснений представителя истца Морозовой С.Н,, показаний свидетелей Т., П., следует, что квартира была приобретена С.
Так свидетель П. суду показала, что она, являясь соседкой истицы, бывает в доме <адрес>.
Свидетелю известно, что данную квартиру купил сын истицы С. в 1998г. После приобретения данного жилого помещения, С. какое-то время проживал один, после чего к нему переехали родители и стали проживать вместе. С. ...., часто находится на лечении. Дом, в котором проживает истица, был построен в 1974г., материал стен- дерево, фундамента нет. В силу времени дом ветхий, холодный, окна сгнили, кровля пришла в негодность, протекает.
Из аналогичных показаний свидетеля Т. следует, что данную квартиру приобретал С. Свидетель проживает в том же жилом доме в <адрес>. Отмечает, что фундамент дома рассыпался вследствие времени, крыша протекает, окна, нижние бревна стен, сгнили. В силу указанных обстоятельств истица вынуждена приобретать большое количество угля, дров для отопления, т.к. квартира очень холодная.
В доме комнаты не изолированные, ....
Согласно уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю от 23.11.2010г. сведений о наличии зарегистрированных прав на имеющиеся объекты недвижимости у С. в ЕГРП нет.
Вместе с тем совокупность исследованных доказательств: похозяйственных книг, свидетельских показаний указывает на принадлежность данной квартиры С.
Судом установлено, что С. и Прокудина Н.Д, проживают в одной квартире, вместе с тем совместное хозяйство не ведут.
Согласно объяснения представителя истца Морозовой С.Н. истица производит оплату электроэнергии, приобретает дрова, уголь за счет собственных средств, питается отдельно от сына С.
Объяснения представителя истца косвенно подтверждаются показаниями свидетелей Т., П.
Согласно ответа МУЗ « Кытмановская ЦРБ» на запрос суда С. находится на .... учете .....
Материалами учетного дела № 64, представленными ответчиком по запросу суда, подтверждается факт подачи истцом заявления в жилищную комиссию администрации района о признании Прокудиной Н.Д. нуждающейся в улучшении и постановке ее на учет с приложением необходимых документов.
Уведомлением № 1328 от 31.12.2010г., протоколом заседания жилищной комиссии № 44 от 22.12.20010г. подтверждается факт отказа истице в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Основанием для отказа послужило превышение учетной нормы общей площади жилого помещения в расчете на одного человека, нуждающегося в улучшении жилищных условий (12, 5 кв.м.) по сравнению с общей площадью жилья, приходящегося на долю истца Прокудиной Н.Д, и ее сына.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны имеют право на предоставление мер социальной поддержки в виде обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем. При этом обеспечении жильем осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Статьей 23.2 указанного закона определено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с Законом Алтайского края № 92-ЗС « О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны», п. 7 Положения «О предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов в Алтайском крае», утвержденных Постановлением администрации Алтайского края № 407 от 06. 10. 2006, органы местного самоуправления муниципального района наделены государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно подп. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» одной из мер социальной поддержки инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий является обеспечение их жильем за счет средств федерального бюджета, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 указанного Федерального закона.
В преамбуле Указа Президента РФ от 07. 05. 2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» сказано, что он постановлен в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов в дань глубокого уважения ветеранам войны.
В соответствии с данным Указом (в редакции Указа Президента РФ от 09. 01. 2010 № 30), жильем должны быть обеспечены все ветераны Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, независимо от постановки их на учет в срок до 01 марта 2005 г.
Кроме того, данным нормативным актом (Указом № 30 от 09. 01. 2010) исключен срок окончания срока данной меры социальной поддержки инвалидов и участников ВОВ.
Системный анализ действующего законодательства Российской Федерации позволяет прийти к выводу, что под нуждающимися в улучшении жилищных условий участниками Великой Отечественной войны применительно к Федеральному закону о ветеранах понимаются участники Великой Отечественной войны( лица, приравненные к ним), соответствующие основаниям признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При этом, участники Великой Отечественной войны должны признаваться нуждающимися в улучшении жилищных условий в порядке, установленном для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (статьи 50 - 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, Закон Алтайского края № 115-ЗС от 09. 12. 2005 г. "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма"), за исключением предъявления к участникам Великой Отечественной войны требований относительно их имущественного положения.Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Учитывая вышеизложенное, в том случае, если ветеран проживает в жилом помещении, не являясь собственником (нанимателем) этого жилого помещения, а также не являясь членом семьи собственника (нанимателя) данного жилого помещения, то при отсутствии у ветерана иного жилого помещения, принадлежащего ему на праве собственности или занимаемого по договору социального найма, этот ветеран должен быть признан органом местного самоуправления нуждающимся в улучшении жилищных условий - на основании пункта 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
К членам семьи собственника жилого помещения согласно ч.1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации относятся проживающие совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Из анализа представленных документов ( похозяйственных книг, справки о составе семьи, показаний свидетелей, объяснений специалиста Р.) следует, что истица проживает в жилом помещении с сыном, который страдает .... заболеванием, входящим в Перечень заболеваний, препятствующих совместному проживанию, установленный Постановлением Правительства РФ от 16.06.06 N 378 "Об утверждении Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" (действует с 28.06.06). Другого жилого помещения в собственности, пользовании по договору социального найма Прокудина Н.Д. не имеет.
Доказательств обратного ответчиком суду не предоставлено.
В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 12. 01. 1995 № 5 ФЗ «О ветеранах» (с изменениями и дополнениями) ветераны имеют право на обращение в суд за защитой прав, установленных данным законом, другими федеральными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации мер социальной поддержки.
При указанных обстоятельствах, установленных судом, решение жилищной комиссии при администрации Кытмановского района Алтайского края об отказе в постановке на учет вдовы участника ВОВ Прокудиной Н.Д. в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны Кытмановского района Алтайского края, нуждающихся в улучшении жилищных условий и получения субсидии, является незаконным.
Поскольку требования истицы основаны на положениях Указа Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» (в редакции от 09.01.2010 г.), которым предписано завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах», суд считает необходимым при удовлетворении заявленных требований изложить их формулировку в иной редакции.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявленные исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным решение жилищной комиссии при администрации Кытмановского района Алтайского края от 22 декабря 2010г. № 44 об отказе Прокудиной .... в постановке в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны Кытмановского района Алтайского края в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Признать Прокудину .... как вдову участника Великой Отечественной войны нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Обязать администрацию Кытмановского района Алтайского края поставить Прокудину .... на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета как вдову ветерана Великой Отечественной войны с 23 октября 2010г.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Кытмановский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: М. Г. Ермизина
....
....
....