Дело № 2- 72/2011
Решение
Именем Российской Федерации
с. Кытманово Алтайского края 01 апреля 2011 года
Кытмановский районный суд Алтайского края
в составе:
Председательствующего, судьи Ермаковой Л.Я.,
при секретаре Ягодкиной Е.В.,
с участием истца Филимонова П.А., представителя истца Гречишкина Ю.А., представителя ответчика, Администрации Кытмановского района Распопиной Д.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Филимонова ..... к Администрации Кытмановского района Алтайского края о признании решения жилищной комиссии, оформленное протоколом № 46 от 14 января 2011 года об отказе в постановке Филимонова П.А. в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны по Кытмановскому району Алтайского края в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным, признании участника ВОВ Филимонова ..... нуждающимся в улучшении жилищных условий, обязании Администрации Кытмановского района Алтайского края осуществить постановку на учет Филимонова ..... в составе категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с 30.12.2010 года
УСТАНОВИЛ:
Филимонов ..... обратился в суд с иском к Администрации Кытмановского района о признании незаконным решения жилищной комиссии Администрации Кытмановского района, оформленного протоколом № 46 от 14 января 2011 года об отказе Филимонову ..... в постановке в список инвалидов и участников ВОВ по Кытмановскому району, нуждающимся в улучшении жилищных условий, признании участника и инвалида ВОВ Филимонова ..... нуждающимся в улучшении жилищных условий, об обязании администрации Кытмановского района осуществить постановку на учет Филимонова ..... в составе категории граждан - участников и ветеранов ВОВ по Кытмановскому району, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с включением Филимонова П. А. с 30 декабря 2010 года в сформированный список указанной категории граждан - получателей субсидий.
В обоснование заявленных требований, Филимонов П.А. ссылается на то, что является участником и инвалидом Великой Отечественной Войны, в настоящее время проживает в <адрес>. Квартира не отвечает установленным санитарным и техническим требованиям к жилым помещениям, т. е. не имеет систем горячего и холодного водоснабжения, канализования, имеется автономное печное отопление.
Дом, в котором он в настоящее время проживает, ему не принадлежит. Вообще он в своей жизни не имел жилья в собственности.
В связи с изданием Указа Президента РФ 07. 05. 2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941 - 1945 годов» он относится к категории граждан - участников и ветеранов ВОВ, имеющих право состоять на учете по месту своего жительства в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, он обратился с заявлением в Администрацию Кытмановского района с заявлением о постановке его на учет в составе указанной категории граждан с целью обеспечения получения субсидий для приобретения благоустроенного жилья 30 декабря 2010 года.
Решением жилищной комиссии от 14 января 2011 года ему отказано в постановке в список инвалидов и участников ВОВ по Кытмановскому району, нуждающихся в улучшении жилищных условий служащим Кытмановской районной администрации по тому основанию, что согласно справки БТИ он имеет в собственности жилой <адрес>, площадь которого составляет 43, 3 кв. м., что превышает учетную норму, принятую в Кытмановском районе, установленную Советом народных депутатов № 55 от 26 августа 2008 года, а также и из-за того, что в настоящее время он проживает в <адрес>, площадь которого также превышает учетную норму, принятую в Кытмановском районе. Отказав ему в предоставлении субсидии на приобретение благоустроенного жилья, председатель жилищной комиссии предлагает обратиться в межведомственную комиссию для рассмотрения вопроса о пригодности или непригодности жилых помещений для проживания.
Поскольку ответчик уклонился от рассмотрения заявления в полном объеме и по существу, отказав участнику и ветерану ВОВ в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в составе указанной категории граждан с включением в список указанной категории граждан - получателей субсидий, с целью последующего приобретения жилья в собственность, Филимонов П.А. обратился в суд за защитой нарушенного права.
В судебном заседании истец Филимонов П.А., а также представитель истца по доверенности Гречишкин Ю.А. на удовлетворении заявленных исковых требований настаивали в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Из объяснения истца Филимонова П.А. суд установил, что он является участником и инвалидом ВОВ 2 группы. Ранение получил на фронте, 8 месяцев пролежал в гипсе. После ранения передвигается на 2 костылях, постоянно нуждается в постороннем уходе. Когда была жива жена, то она осуществляла за ним уход. Проживали они с женой в доме по <адрес>, который построен в 50-е годы, дом старый и ветхий, ни воды, ни канализации в доме нет, только печное отопление. Дом для жилья не в настоящее время не пригоден. У него 4 детей, проживал у всех по очереди, но осенью 2010 года по его просьбе забрала Л.В., которая осуществляет за ним уход, а он ей оплачивает из своей пенсии услуги за уход, дает деньги на приобретение продуктов питания. Зарегистрировался в доме Л.А., но членом семьи не является. Он в силу возраста и состояния здоровья может проживать в благоустроенном жилье, чтобы все было в доме.
Представитель ответчика, Администрации Кытмановского района Распопина Д.Н. в судебном заседании исковые требования истца Филимонова П.А., не признала, пояснив, что отказ жилищной комиссии в постановке на учет Филимонова ..... в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий законным и обоснованным.
В обоснование возражений указывает на то обстоятельство, что согласно данным БТИ общая площадь жилого помещения, которое числится за истцом в <адрес>, равна 43, 3 кв.м., что превышает учетную норму площади жилья на одного человека, установленную решением районного Совета депутатов, равную 12,5 кв.м.
Заслушав объяснения сторон, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, представленные истцом письменные доказательства, а также документы, содержащиеся в учетном деле № 68 Администрации Кытмановского района, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований.
Филимонов П.А. является инвалидом 2-й группы Великой Отечественной войны вследствие военной травмы и пользуется льготами, предусмотренными п.п. 4 п.1 ст.14 Федерального закона от 12.01.95 № 5-ФЗ «О ветеранах», что подтверждено удостоверением инвалида Отечественной войны серии №, инвалидность установлена бессрочно.
Согласно выписки из похозяйственных книг администрации ..... сельсовета Кытмановского района Алтайского края, по адресу: <адрес> проживают Л.А., Л.В., Филимонов П.А. - с 19.10.2010 года.
Из справок Администраций: ..... и ..... сельсоветов следует, Что Филимонов П.А. в приватизации жилья не участвовал, жилых помещений на территорий данных администраций не имеет.
В соответствии с уведомлением об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений № 33/003/2011-1 от 31.03.2011, выписке из ЕГРП № 33/003/2010-554 от 28.12.2010 в отношении Филимонова ..... объекты недвижимого имущества в виде жилых помещений в собственности не числятся. Согласно справки ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» № 604 от 28.12.2010 в отношении в отношении Филимонова ..... объект недвижимого имущества по <адрес>, общая площадь которого 43,30 кв. м, жилая - 26, 80 кв. м.
30 декабря 2010 года Филимонов П.А. обратился с заявлением к главе Администрации Кытмановсского района с заявлением о постановке на учет для получения жилой площади, как нуждающегося в жилом помещении так как собственного жилья он не имеет.
Согласно протокола заседания жилищной комиссии Администрации Кытмановского района № 46 от 14.01.2010 года Филимонову П.А. отказано в постановке на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий в связи с тем, что согласно справки БТИ от 28.12.2010 года общая площадь жилого помещения, которая числится за Филимоновым в <адрес> составляет 43,30 кв. м., а также и в жилом доме <адрес> на Филимонова П.А. приходится 16,7 кв. м..
Письмом № 44/1 от 24.01.2011 Администрации Кытмановского района Алтайского края подтверждается факт отказа жилищной комиссии при администрации Кытмановского района в постановке Филимонова ..... на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, а также в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны для получения субсидии на приобретение жилья.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно подп.4 п.1 ст.14 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» одной из мер социальной поддержки инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий является обеспечение их жильем за счет средств федерального бюджета, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 указанного Федерального закона.
Из ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5 ФЗ «О ветеранах» (с изменениями и дополнениями) следует, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержке по оплате жилищно-коммунальных услуг и полномочия по обеспечению жильем категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
П.2 ч. 3 ст. 23.2 Закона предусматривает, что объем средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций бюджетов субъектов РФ определяется: по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки: общей площади жилья 36 кв.м, и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации для участников Великой Отечественной войны.
В соответствии с Законом Алтайского края № 92-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны», п.7 Положения «О предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов в Алтайском каре», утвержденных Постановлением администрации Алтайского края № 407 от 06.10.2006, органы местного самоуправления муниципального района наделены государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В преамбуле Указа Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» сказано, что он постановлен в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов в дань глубокого уважения ветеранам войны.
В соответствии с данным Указом (в редакции Указа Президента РФ от 09.01.2010 № 30), жильем должны быть обеспечены все ветераны Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, независимо от постановки их на учет в срок до 01 марта 2005г.
Кроме того, данным нормативным актом (Указом № 30 от 09.01.2010г.) исключен срок окончания срока данной меры социальной поддержки инвалидов и участников ВОВ.
Системный анализ действующего законодательства Российской Федерации позволяет прийти к выводу, что под нуждающимися в улучшении жилищных условий участниками Великой Отечественной войны применительно к Федеральному закону о ветеранах понимаются участники Великой Отечественной войны, соответствующие основаниям признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Требования, которым должны отвечать жилые помещения, содержатся в подзаконном акте - Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 (в дальнейшем Положение).
Согласно п. 12 указанного Положения жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.
В судебном заседании из показания свидетеля Л.В. установлено, что Филимонов П.А. попросил её взять в октябре 2010 года к себе для того, чтобы она за ним ухаживала, так как с родными детьми у Филимонова отношения не сложились. Проживает он в её доме в качестве квартиранта, оплачивает ей за уход, дает деньги на продукты питания, членом их семьи Филимонов не является, общее хозяйство с ним не ведется. К себе она взяла Филимонова П.А. из сострадания к больным и немощным в силу возраста людям. У Филимонова 5-6 лет назад умерла жена, с которой они проживали в построенном в 56-58 годах жилом доме. В настоящее время дом для жилья не пригоден, в доме никогда не было ни воды, ни канализации, ни центрального отопления.
Аналогичные показания суду дал свидетель Л.Ю.
Свидетель Ж., ..... подтвердил суду, что жилой дом супруги Филимоновы построили сами в 50-е годы, в доме только печное отопление, ни воды, ни канализации в доме нет. Имеется колонка, но она расположена в 100 метрах от жилого дома Филимоновых. Так как у Филимонова плохие отношения с сыном, то дом не ремонтировался. Сам Филимонов, находясь на костылях, осуществлять ремонтные работы не может, поэтому дом пришел в ветхое состояние, в котором жить невозможно. Филимонов П.А. нуждается в благоустроенном жилье, таком, чтобы в доме находились все коммуникации.
В соответствии со ст.27 Федерального закона от 12.01.1995 № 5 ФЗ «О ветеранах» (с изменениями и дополнениями) ветераны имеют право на обращение в суд за защитой прав, установленных данным законом, другими федеральными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации мер социальной поддержки.
При указанных обстоятельствах, установленных судом, решение жилищной комиссии при администрации Кытмановского района Алтайского края об отказе в постановке на учет участника ВОВ Филимонову ..... в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны Кытмановского района Алтайского края, нуждающихся в улучшении жилищных условий и получения субсидии, является незаконным.
На основании подпункта 19 пункта 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов и ответчиков.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Филимонова ..... удовлетворить.
Признать незаконным решение № 46 от 14 января 2011 года жилищной комиссии Администрации Кытмановского района Алтайского края об отказе Филимонову ..... в постановке в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны Кытмановского района Алтайского края, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Признать Филимонова ..... нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Обязать Администрацию Кытмановского района Алтайского края осуществить постановку на учет Филимонова ..... в составе категории граждан, участников и ветеранов Великой Отечественной войны Кытмановского района Алтайского края, нуждающихся в улучшении жилищных условий с включением Филимонова ..... в сформированный список участников и ветеранов Великой Отечественной войны, получателей субсидий с 30 декабря 2010 года.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Кытмановский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в мотивированной форме.
Председательствующий, судья Л.Я. Ермакова