Решение об удовлетворении иска о признании незаконным решения жилищной комиссии



Дело № 2-48/2011

Решение

Именем Российской Федерации

с. Кытманово Алтайского края 30 марта 2011 года

Кытмановский районный суд Алтайского края

в составе:

Председательствующего, судьи Ермаковой Л.Я.,

при секретаре Ягодкиной Е.В.,

с участием представителя истца Гречишкина Ю.А., представившего доверенность от 08.02.2011 года, представителя ответчика, Администрации Кытмановского района Распопиной Д.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску

Кисловой .... к Администрации Кытмановского района Алтайского края о признании решения жилищной комиссии об отказе в постановке Кисловой .... в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны по Кытмановскому району Алтайского края в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным, признании Кисловой .... нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязании Администрации Кытмановского района Алтайского краяосуществить постановку на учет в сформированный список указанной категории граждан - получателей субсидий с 20 декабря 2010 года,

УСТАНОВИЛ:

Кислова .... обратилась в суд с иском к Администрации Кытмановского района Алтайского края о признании решения жилищной комиссии об отказе в постановке Кисловой .... в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны по Кытмановскому району Алтайского края в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным, признании Кисловой М.Н. нуждающейся в улучшении жилищных условий, и понуждении Администрации Кытмановского района осуществить постановку ее на учет в сформированный список указанной категории граждан - получателей субсидии с 20 декабря 2010 года.

В обоснование заявленных требований истица указывает, что является вдовой ветерана Великой отечественной войны - Кислова ...., умершего ДД.ММ.ГГГГ

Обратившись 20 декабря 2010 года к ответчику с заявлением о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета, истица получила отказ по тем мотивам, что семья обеспечена учетной нормой площади жилого помещения, которая на территории Кытмановского района составляет 12,5 кв.м.

Не соглашаясь с отказом, Кислова .... указывает, что проживает в квартире, собственником которой не является. Ни она, ни умерший муж никогда не имели в собственности своего жилья. Она не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, а также членом семьи собственника жилого помещения. Указанные обстоятельства: статус вдовы участника Великой Отечественной войны, отсутствие жилого помещения на праве собственности или по договору социального найма, подача заявления в жилищную комиссию со всеми необходимыми документами, по мнению истицы, обязывали ответчика принять положительное решение по вопросу о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Истица в судебное заседание не явилась по причине преклонного возраста, состояния здоровья. Об отложении судебного заседания не ходатайствовала, доказательств наличия обстоятельств, препятствующих возможности рассмотрения гражданского дела в ее отсутствие, суду не представила.

Представитель истицы, адвокат Гречишкин Ю.А., действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности, на удовлетворении исковых требований настаивал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, дополнив, что дом, в котором проживает в настоящее время Кислова М.Н., принадлежит П. по договору о приватизации жилого помещения. П. разрешил Кисловым проживать в своем доме на время его отсутствия, в любой момент может возвратиться, поэтому Кислова М.Н. в преклонном возрасте, с плохим состоянием здоровья может оказаться вообще без жилого помещения.

Адвокат Гречишкин Ю.А. считает отказ жилищной комиссии администрации Кытмановского района в постановке истицы на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не основанным на законе.

Наличие соответствующих норм материального закона, статус вдовы участника ВОВ, отсутствие у Кисловой .... жилого помещения на праве собственности или по найму, направление ответчику заявления со всеми необходимыми документами и положения п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ дают право истице состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Представитель ответчика Распопина Д.Н. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала, пояснив, что истицей на заседание жилищной комиссии были предоставлены документы, в соответствии с законом Алтайского края от 09 декабря 2005 года № 115-ЗС «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма», по которым была проведена проверка.

В ходе проверки установлено, что Кислова М.Н. проживает в жилом помещении, площадь которого в расчете на одного проживающего лица, превышает учетную норму площади жилого помещения на одного человека, нуждающегося в улучшении жилищных условий. По данным похозяйственных книг администрации .... сельсовета Кытмановского района Алтайского края Кислова .... проживает с сыном в жилом помещении, площадь которого составляет 48,1 кв.м. В соответствии с решением районного Совета народных депутатов Кытмановского района № 55 от 26 августа 2008г. норма общей площади жилого помещения на одного человека, нуждающегося в улучшении жилищных условий составляет 12,5 кв.м.

Поскольку общая площадь жилого помещения по адресу: <адрес>, в котором проживает истица, составляет 48, 1 кв.м., норма общей площади жилья в расчете на 1 человека - 24,05 кв. м превышает учетную норму (12,5 кв.м.), установленную на территории Кытмановского района.

Заслушав объяснения представителя истца, ответчика, объяснения специалиста Д., показания свидетелей П., исследовав материалы дела, представленные истцом, письменные доказательства, материалы учетного дела, представленные по запросу суда, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных исковых требований.

Кислова .... является вдовой участника Великой Отечественной войны и пользуется льготами, предусмотренными п.п. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 12. 01. 95 № 5-ФЗ «О ветеранах», что подтверждено удостоверением №, свидетельством о браке серии 1 ТО №, свидетельством о смерти серии I-ТО №.

В соответствии с копией паспорта истица с 1997 года зарегистрирована по адресу <адрес>.

Согласно исследованных в судебном заседании похозяйственных книг администрации .... сельсовета за 1988 -1990 гг., 1991- 1996 гг, в <адрес> <адрес> проживали супруги П. с дочерьми - П.Н. и П.Р.; с 1997 года в жилом <адрес> проживали и состояли на регистрационном учете: ФИО2, Кислова М.Н. ФИО9 - с 2002 года.

ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти 1-ТО № от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании был допрошен в качестве свидетеля П., из показания которого суд установил, что согласно договора на приватизацию жилого помещения, дом по <адрес> принадлежит ему. Выезжая в другую местность, разрешил проживать в своей квартире престарелых супругов Кисловых, которые проживали рядом в аварийном жилом доме для того, чтобы те присматривали за жилым домом, так как пока дом стоял без присмотра, то из него постоянно что-то крали. Кисловы не являются собственниками жилого дома. Так как дети у него взрослые, необходимо будет решать жилищную проблему, то возможно, в будущем придется возвращаться в <адрес>, где у него проживают родные братья и сестры.

Показания свидетеля П. подтверждает реестр - выписка, согласно которой с 1989 по 1995 годы в <адрес> проживала семья П., а с 1997 года семья Кисловых.

Из показания специалиста Д. суд установил, что она работает начальником Кытмановского участка Заринского отделения ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Алтайскому краю. В их учреждении на домовладение, расположенное в <адрес> имеется инвентарное дело. Согласно регистрационного удостоверения, содержащегося в данном инвентарном деле, собственником дома по <адрес> значится П. и члены его семьи, поэтому, когда с заявлением о предоставлении сведений о наличии жилого строения по <адрес> обратилась Кислова М.Н., то она выдала справку о том, что Кисловой М.Н. не принадлежит данное домостроение.

Д. направлены в Кытмановский районный суд копии документов, содержащихся в учетном деле по дому № по <адрес>, в которых имеется договор передаче жилого помещения в собственность семьи П. № от ДД.ММ.ГГГГ, состоящей из 4 человек. Год введения в эксплуатацию данного дома - 1960 года.

Согласно справки Администрации .... сельсовета № 13 от 01.02.2011 года договор социального найма между Администрацией и Кисловой ...., не заключался.

Согласно уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю № 33/003/2010-540 от 10.12.2010 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации прав на жилые дома, квартиры в отношении Кисловой .... отсутствуют.

Материалами учетного дела № 65, представленными ответчиком по запросу суда, подтверждается факт подачи истицей заявления в жилищную комиссию Администрации района о признании Кисловой Н.Д. нуждающейся в улучшении и постановке ее на учет с приложением необходимых документов.

Уведомлением № 22/1 от 17.01.2011 года, протоколом заседания жилищной комиссии № 46 от 14.01.2011 года подтверждается факт отказа истице в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Основанием для отказа послужило превышение учетной нормы общей площади жилого помещения в расчете на одного человека, нуждающегося в улучшении жилищных условий (12, 5 кв.м.) по сравнению с общей площадью жилья, приходящегося на долю истицы Кисловой М.Н. и ее сына.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны имеют право на предоставление мер социальной поддержки в виде обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем. При этом обеспечение жильем осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Статьей 23.2 указанного закона определено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с Законом Алтайского края № 92-ЗС « О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны», п. 7 Положения «О предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов в Алтайском крае», утвержденных Постановлением администрации Алтайского края № 407 от 06. 10. 2006, органы местного самоуправления муниципального района наделены государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно подп. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» одной из мер социальной поддержки инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий является обеспечение их жильем за счет средств федерального бюджета, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 указанного Федерального закона.

В преамбуле Указа Президента РФ от 07. 05. 2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» сказано, что он постановлен в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов в дань глубокого уважения ветеранам войны.

В соответствии с данным Указом (в редакции Указа Президента РФ от 09. 01. 2010 № 30), жильем должны быть обеспечены все ветераны Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, независимо от постановки их на учет в срок до 01 марта 2005 г.

Кроме того, данным нормативным актом (Указом № 30 от 09. 01. 2010) исключен срок окончания срока данной меры социальной поддержки инвалидов и участников ВОВ.

Системный анализ действующего законодательства Российской Федерации позволяет прийти к выводу, что под нуждающимися в улучшении жилищных условий участниками Великой Отечественной войны применительно к Федеральному закону «О ветеранах» понимаются участники Великой Отечественной войны (лица, приравненные к ним), соответствующие основаниям признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

При этом, участники Великой Отечественной войны должны признаваться нуждающимися в улучшении жилищных условий в порядке, установленном для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (статьи 50 - 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, Закон Алтайского края № 115-ЗС от 09. 12. 2005 г. "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма"), за исключением предъявления к участникам Великой Отечественной войны требований относительно их имущественного положения.

Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещение, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Учитывая вышеизложенное, в том случае, если ветеран проживает в жилом помещении, не являясь собственником (нанимателем) этого жилого помещения, а также не являясь членом семьи собственника (нанимателя) данного жилого помещения, то при отсутствии у ветерана иного жилого помещения, принадлежащего ему на праве собственности или занимаемого по договору социального найма, этот ветеран должен быть признан органом местного самоуправления нуждающимся в улучшении жилищных условий - на основании пункта 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, исследовав доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что Кислова М.Н. жилого помещения в собственности, пользовании по договору социального найма не имеет.

Доказательств обратного ответчиком суду не предоставлено.

В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 12. 01. 1995 № 5 ФЗ «О ветеранах» (с изменениями и дополнениями) ветераны имеют право на обращение в суд за защитой прав, установленных данным законом, другими федеральными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации мер социальной поддержки.

При указанных обстоятельствах, установленных судом, решение жилищной комиссии при администрации Кытмановского района Алтайского края об отказе в постановке на учет вдовы участника ВОВ Кисловой М.Н. в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны Кытмановского района Алтайского края, нуждающихся в улучшении жилищных условий и получения субсидии, является незаконным.

Поскольку требования истицы основаны на положениях Указа Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» (в редакции от 09.01.2010 г.), которым предписано завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах», суд считает необходимым при удовлетворении заявленных требований изложить их формулировку в иной редакции.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Кисловой .... удовлетворить.

Признать незаконным решение жилищной комиссии при Администрации Кытмановского района Алтайского края от 14 января 2011 года, выраженное протоколом жилищной комиссии при Администрации Кытмановского района Алтайского края № 46 об отказе Кисловой .... в постановке в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны Кытмановского района Алтайского края в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Признать Кислову .... как вдову участника Великой Отечественной войны, нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Обязать Администрацию Кытмановского района Алтайского края поставить на учет Кислову .... в составе категории граждан, участников и ветеранов Великой Отечественной войны Кытмановского района Алтайского края, нуждающихся в улучшении жилищных условий в целях обеспечения жильем за счет федерального бюджета как вдову ветерана Великой Отечественной войны, с момента обращения 20 декабря 2010 года.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Алтайский краевой суд через Кытмановский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в мотивированной форме.

Председательствующий, судья Л.Я. Ермакова

....

Решение в мотивированной форме изготовлено 04.04.2011 года