Решение об удовлетворении иска вдовы участника ВОВ Нехорошевой А.В. о признании незаконным решения жилищной комиссии



Дело № 2-151/2011

Решение

Именем Российской Федерации

с. Кытманово Алтайского края                                                         10 мая 2011г.                                                                                 

Кытмановский районный суд в составе председательствующего судьи М.Г.Ермизиной, при секретаре Курьиной Е.О., с участием представителя истца Нехорошевой Анны Владимировны - Гечишкина Ю.А., действующего на основании доверенности от 14.04.2011г. № 1-787, представителя ответчика - Администрации Кытмановского района Алтайского края Распопиной Д.Н., действующей на основании доверенности № 185 от 01.03.2011г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-151/2011 по иску Нехорошевой <данные изъяты> к администрации Кытмановского района Алтайского края о признании решения жилищной комиссии об отказе в постановке Нехорошевой А.В. в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны по Кытмановскому району Алтайского края в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным, признании Нехорошевой А.В. нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязании администрации Кытмановского района осуществить постановку её на учет в сформированный список указанной категории граждан - получателей субсидии с 07 февраля 2011г.,

УСТАНОВИЛ:

     

Нехорошева <данные изъяты> обратилась в суд с иском к администрации Кытмановского района Алтайского края о признании решения жилищной комиссии об отказе в постановке Нехорошевой А.В. в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны по Кытмановскому району Алтайского края в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным, признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязании администрации Кытмановского района осуществить постановку Нехорошевой А.В. на учет в сформированный список указанной категории граждан - получателей субсидий с 07 февраля 2011г.

      В обоснование заявленных требований истица указывает, что является вдовой ветерана Великой отечественной войны - Нехорошева <данные изъяты>, умершего ДД.ММ.ГГГГ

    Обратившись 07 февраля 2011 г. к ответчику с заявлением о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета, истица получила отказ по тем мотивам, что она обеспечена учетной нормой площади жилого помещения, которая на территории Кытмановского района составляет 12,5 кв.м.

    Не соглашаясь с отказом, Нехорошева А.В. указывает, что проживает в доме, собственником которого не является, жилое помещение не благоустроенное.

    Указанные обстоятельства: статус вдовы участника Великой Отечественной войны, отсутствие жилого помещения на праве собственности или по договору социального найма, подача заявления в жилищную комиссию со всеми необходимыми документами, по мнению истицы, обязывали ответчика принять положительное решение по вопросу о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

    Однако, жилищная комиссии неизвестно по каким причинам не отразила в своем решении то обстоятельство, что она не имеет собственного жилья и указала, что Нехорошевой А.В. необходимо обратиться в межведомственную комиссию с заявлением для рассмотрения вопроса о соответствии жилья требованиям, установленным в Постановлении Правительства РФ №47 от 28.01.2006 г.

    Истица в судебное заседание не явилась по причине преклонного возраста, состояния здоровья. Об отложении судебного заседания не ходатайствовала, доказательств наличия обстоятельств, препятствующих возможности рассмотрения гражданского дела в ее отсутствие, суду не представила.

      Представитель истца, адвокат Гречишкин Ю.А. в судебном заседании уточнил исковые требования в части признания незаконным протокола жилищной комиссии и просил признать незаконным решение жилищной комиссии администрации Кытмановского района Алтайского края, оформленное протоколом № 50 от 24 февраля 2011 г., поскольку в исковом заявлении имеется опечатка и дата протокола 07 февраля 2011 г. указана неверно. На удовлетворении исковых требований настаивал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

     Пояснил, что истица имеет статус вдовы ветерана Великой Отечественной войны. В настоящее время она проживает в жилом доме №15 по <адрес>. Этот дом приобрели её родители в 1958 году. В этом же году они с супругом заселились в этот дом и проживали совместно с родителями. Ни Нехорошева А.В., ни её муж Нехорошев И.А. в своей собственности жилья не имели. Собственник указанного жилого помещения, в котором в настоящее время проживает Нехорошева А.В. вместе со своим деверем, не определен.

       Адвокат Гречишкин Ю.А. считает отказ жилищной комиссии администрации Кытмановского района в постановке истицы на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не основанным на законе.

       Наличие соответствующих норм материального закона, статус вдовы участника ВОВ, отсутствие у Нехорошевой А.В. жилого помещения на праве собственности или по найму, направление ответчику заявления со всеми необходимыми документами и положения п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ дают право истице состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

    Представитель ответчика - Администрации Кытмановского района Алтайского края Распопина Д.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска Нехорошевой А.В.

    Пояснила, что комиссия вынесла решение об отказе Нехорошевой А.В. в получении субсидии на приобретение жилья по причине того, что жилое помещение, в котором проживает истица, превышает учетную норму площади жилья на 1 человека и составляет 42 кв.м., следовательно, она обеспечена жилым помещением, поскольку на неё приходится 21 кв.м. Комиссия не выясняла в качестве кого Нехорошева А.В. проживает в жилом доме по <адрес>, а руководствовалась лишь тем, что она обеспечена учетной нормой площади жилья.

    Заслушав объяснения представителей истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, представленные истцом письменные доказательства, материалы жилищной комиссии, представленные по запросу суда, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных исковых требований.

Нехорошева А.В. является вдовой участника Великой Отечественной войны и пользуется льготами, предусмотренными п.п. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 12. 01. 95 № 5-ФЗ «О ветеранах», что подтверждено удостоверением № 27007 (л.д. 13), свидетельством о смерти Нехорошева И.А. (л.д.12).

     В соответствии с копией паспорта (л.д. 7) Нехорошева А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована с 01 июля 1977 г. по адресу: <адрес>.

    Согласно справки ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» (л.д.8) истица не имеет в собственности недвижимого имущества, приобретенного в период до 22 декабря 1998г.

    Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю № 33/004/2011-25 от 01.02.2011г в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации прав на недвижимое имущество в отношении Нехорошевой А.В. отсутствуют.

    Доказательств наличия во владении и пользовании истицы жилого помещения, ответчиком не представлено.

    Из анализа исследованных в судебном заседании документов: копии домовой книги, выписки из похозяйственной книги администрации Кытмановского сельсовета Кытмановского района от 15.04.2011г., выписки из домовой книги от 03.02.2011 г., свидетельства о смерти Нехорошева И.А., установлено что истица вместе с супругом Нехорошевым И.А., матерью Ч.. и тремя детьми вселились в жилой дом по <адрес> 12 июня 1958 года.

    Супруг истицы - Нехорошев <данные изъяты>, умер ДД.ММ.ГГГГ.

    В настоящее время истица проживает в указанном доме вместе со своим деверем Нехорошевым <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ г.р., который вселился в дом 26.09.1997 г.

Материалами дела № 72, представленными ответчиком по запросу суда, подтверждается факт подачи истцом заявления в жилищную комиссию администрации района о признании Нехорошевой А.В. нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке ее на учет с приложением необходимых документов.

    Уведомлением ( л.д.6), протоколом заседания жилищной комиссии № 50 от 24.02.2011г. подтверждается факт отказа истице в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

     Основанием для отказа послужило превышение учетной нормы общей площади жилого помещения в расчете на одного человека, нуждающегося в улучшении жилищных условий (12,5 кв.м.) по сравнению с общей площадью жилья, приходящегося на долю истца Нехорошевой А.В. и её деверя Нехорошева Е.А. (42 в.м.).

В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны имеют право на предоставление мер социальной поддержки в виде обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем. При этом обеспечении жильем осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Статьей 23.2 указанного закона определено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

П. 2 ч. 3 ст. 23.2 Закона предусматривает, что объем средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций бюджетов субъектов РФ определяется: по обеспечению жильем, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки: общей площади жилья 36 кв. м и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации для участников Великой Отечественной войны.

В соответствии с Законом Алтайского края № 92-ЗС « О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны», п. 7 Положения «О предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов в Алтайском крае», утвержденных Постановлением администрации Алтайского края № 407 от 06. 10. 2006, органы местного самоуправления муниципального района наделены государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

    Системный анализ действующего законодательства Российской Федерации позволяет прийти к выводу, что под нуждающимися в улучшении жилищных условий участниками Великой Отечественной войны применительно к Федеральному закону о ветеранах понимаются участники Великой Отечественной войны( лица, приравненные к ним), соответствующие основаниям признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

        Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Таким образом, основанием для постановки на учет в качестве нуждающегося, является одно и ( или) несколько оснований, установленных ст. 51 ЖК РФ.

Учитывая требование обоснованности принятого жилищной комиссией решения о постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, суд исходит из презумпции, что граждане, при обращении в орган, уполномоченный принимать решение, имеют право на постановку на учет. Основанием для отказа в постановке является одно или несколько оснований, установленных ст. 51 ЖК РФ.

При этом суд полагает, что бремя сбора и предоставления доказательств, свидетельствующих об отсутствии таких оснований возлагается на ответчика.

    Из анализа представленных документов (справки ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, домовой книги, выписки из похозяйственной книги) следует, истица Нехорошева А.В. не являетсянанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилых помещений или членом семьи собственника жилого помещения.

При вынесении решения жилищная комиссия формально, установив превышение нормы площади жилья, отказала в удовлетворении поданного заявления

Вместе с тем, собственник жилого дома №15 по <адрес> не определен. Доказательств наличия во владении и пользовании истицы жилого помещения, ответчиком не представлено.

      В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 12. 01. 1995 № 5 ФЗ «О ветеранах» (с изменениями и дополнениями) ветераны имеют право на обращение в суд за защитой прав, установленных данным законом, другими федеральными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации мер социальной поддержки.

    При указанных обстоятельствах, установленных судом, решение жилищной комиссии при администрации Кытмановского района Алтайского края об отказе в постановке на учет вдовы участника ВОВ Нехорошевой А.В. в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны Кытмановского района Алтайского края, нуждающихся в улучшении жилищных условий и получения субсидии, является незаконным.

Поскольку требования истицы основаны на положениях Указа Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» (в редакции от 09.01.2010 г.), которым предписано завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах», суд считает необходимым при удовлетворении заявленных требований изложить их формулировку в иной редакции.

    На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194 - 198, суд

РЕШИЛ:

    Заявленные исковые требования удовлетворить.

    Признать незаконным решение жилищной комиссии при администрации Кытмановского района Алтайского края от 24 февраля 2011г. № 50 об отказе Нехорошевой <данные изъяты> в постановке в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны Кытмановского района Алтайского края в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

    Признать Нехорошеву <данные изъяты> как вдову участника Великой Отечественной войны нуждающейся в улучшении жилищных условий.

    Обязать     администрацию Кытмановского района Алтайского края осуществить постановку Нехорошевой <данные изъяты> на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета как вдову ветерана Великой Отечественной войны с 07 февраля 2011г.

    Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Кытмановский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                                                                М. Г. Ермизина

дата вынесения решения в окончательной форме 15.05.2011г.