Дело № 2-144/2011 Решение Именем Российской Федерации с. Кытманово Алтайского края 12 мая 2011г. Кытмановский районный суд в составе председательствующего судьи М.Г.Ермизиной, при секретаре Курьиной Е.О., с участием представителя истца - Лыновой Валентины Михайловны - адвоката адвокатского кабинета Гречишкина Ю.А., предоставившего ордер 073974 от 28.04.2011г., представителя ответчика - администрации Кытмановского района Алтайского края - Распопиной Д.Н., действующей на основании доверенности № 185 от 01.03.2011г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лыновой <данные изъяты> к администрации Кытмановского района Алтайского края о признании решения жилищной комиссии об отказе в постановке Лыновой В.М. в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны по Кытмановскому району Алтайского края в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, оформленного протоколом № 51 от 21 марта 2011г., незаконным, признании Лыновой В.М. нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязании администрации Кытмановского района осуществить постановку ее на учет в сформированный список указанной категории граждан - получателей субсидии с 11 марта 2011г., УСТАНОВИЛ: Лынова <данные изъяты> обратилась в суд с иском к администрации Кытмановского района Алтайского края о признании решения жилищной комиссии об отказе в постановке Лыновой В.М. в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны по Кытмановскому району Алтайского края в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным, признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязании администрации Кытмановского района осуществить постановку Лыновой В.М. на учет в сформированный список указанной категории граждан - получателей субсидий с 11 марта 2011г. В обоснование заявленных требований истица указывает, что является вдовой ветерана Великой отечественной войны - Лынова <данные изъяты>, умершего ДД.ММ.ГГГГ Обратившись 11 марта 2011 г. к ответчику с заявлением о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета, истица получила отказ по тем мотивам, что семья обеспечена учетной нормой площади жилого помещения, которая на территории Кытмановского района составляет 12,5 кв.м. Не соглашаясь с отказом, Лынова В.М.указывает, что проживает в доме <адрес>. Дом был построен её отцом и братьями в 1952 году. В 1986 году они вселились в этот дом и стали проживать совместно с родителями. Ни она, ни её муж никогда не имели в своей собственности жилья. Собственник дома, в котором она проживает, не определен, дом не благоустроен. В межведомственную комиссию при Администрации Кытмановского района для рассмотрения вопроса о соответствии жилого помещения требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. №47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» она не обращалась, поскольку не имеет правоустанавливающих документов на жилое помещение. Указанные обстоятельства: статус вдовы участника Великой Отечественной войны, отсутствие жилого помещения на праве собственности или по договору социального найма, подача заявления в жилищную комиссию со всеми необходимыми документами, по мнению истицы, обязывали ответчика принять положительное решение по вопросу о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Истица в судебное заседание не явилась по причине преклонного возраста, состояния здоровья. Об отложении судебного заседания не ходатайствовала, доказательств наличия обстоятельств, препятствующих возможности рассмотрения гражданского дела в ее отсутствие, суду не представила. Представитель истца, адвокат Гречишкин Ю.А. в судебном заседании настаивал на удовлетворении исковых требований в полном объеме по основаниям изложенным в исковом заявлении. Пояснил, что истица имеет статус вдовы ветерана Великой Отечественной войны. В настоящее время она проживает в жилом доме <адрес>. Жилой дом, в котором она проживает, был построен в 1952 году её отцом и братьями. В семье было пятеро детей, все живы. В 1986 году по семейной договоренности Лынова В.М. и её супруг стали проживать совместно с родителями Лыновой В.М., по причине того, что родители стали болеть, и нужно было за ними ухаживать. Потом родители умерли, но они с мужем так и остались проживать в родительском доме. С заявлением о принятии наследства к нотариусу никто из детей не обращался, но на дом претендуют все пятеро детей. Дом ветхий, отопление печное, воды в доме не имеется, отсутствует канализация, ближайшая колонка с водой находится в 50 метрах от дома. Зимой в доме очень холодно, приходится постоянно топить печь. Иного жилья у Лыновой В.М. в собственности не имеется. В силу своего преклонного возраста и состояния здоровья, она уже не в состоянии жить в неблагоустроенном доме с печным отоплением. Близкие родственники, которые могли бы оказывать ей посильную помощь, в селе не проживают. Адвокат Гречишкин Ю.А. считает отказ жилищной комиссии администрации Кытмановского района в постановке истицы на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не основанным на законе. Наличие соответствующих норм материального закона, статус вдовы участника ВОВ, отсутствие у Лыновой В.М. жилого помещения на праве собственности или по найму, направление ответчику заявления со всеми необходимыми документами и положения п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ дают право истице состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Представитель ответчика - Администрации Кытмановского района Алтайского края Распопина Д.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска Лыновой В.М. Пояснила, что комиссия вынесла решение об отказе Лыновой В.М. в предоставлении получении субсидии на приобретение жилья по причине того, что жилое помещение, в котором проживает истица, превышает учетную норму площади жилья на 1 человека и составляет 64 кв.м., следовательно, она обеспечена жилым помещением. По вопросу о соответствии жилого помещения, в котором проживает Лынова В.М. требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. №47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» ей было рекомендовано обратиться в межведомственную комиссию при Администрации Кытмановского района. Представитель ответчика Распопина Д.Н. в судебном заседании признала факт отсутствия жилья в собственности истицы Лыновой В.М., подав соответствующее заявление в письменном виде. Заслушав объяснения представителей истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, представленные истцом письменные доказательства, материалы жилищной комиссии, представленные по запросу суда, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных исковых требований. В соответствии с ч.2 ст. 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю ото необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств. Следовательно, факт отсутствия жилого помещения в собственности, не подлежал доказыванию истцом Лыновой В.М. Лынова В.М. является вдовой участника Великой Отечественной войны и пользуется льготами, предусмотренными п.п. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 12.01.95 № 5-ФЗ «О ветеранах», что подтверждено удостоверением № 14303 (л.д. 4), свидетельством о браке (л.д. 5), свидетельством о смерти Лынова И.Д. (л.д. 6). В соответствии с копией паспорта (л. д. 13) Лынова В.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована с 20.04.1978 по адресу: <адрес>. Из выписки из похозяйственных книг администрации <данные изъяты> сельсовета от 08.04.2011 г. № 86 следует, что Лынова В.М. проживает в доме <адрес> с 1986 года. Согласно справке администрации <данные изъяты> сельсовета Кытмановского района Алтайского края от 04.03.2011 г. № 49, Лыновой В.М. не предоставлялась на территории администрации Тяхтинского сельсовета мера социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств Федерального бюджета. По информации Администрации <данные изъяты> сельсовета №106 от 05.05.2011 г., предоставленной по запросу суда, Лыновой В.М. жилые помещения по договорам социального найма не предоставлялись. На территории Администрации <данные изъяты> сельсовета имеется только одна централизованная инженерная сеть - водопровод. Централизованного отопления и канализации не имеется. Указанное обстоятельство подтверждено информацией Администрации тяхтинского сельсовета от 05.05.2011 г. № 105. Материалами дела № 76, представленными ответчиком по запросу суда, подтверждается факт подачи истцом заявления в жилищную комиссию администрации района о признании Лыновой В.М. нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке ее на учет с приложением необходимых документов. Уведомлением (л.д.7), протоколом заседания жилищной комиссии № 51 от 21.03.2011 г. подтверждается факт отказа истице в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Основанием для отказа послужило превышение учетной нормы общей площади жилого помещения в расчете на одного человека, нуждающегося в улучшении жилищных условий (12,5 кв.м.) по сравнению с общей площадью жилья, приходящегося на долю истицы (64 кв.м.). В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. В соответствии со ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны имеют право на предоставление мер социальной поддержки в виде обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем. При этом обеспечении жильем осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Статьей 23.2 указанного закона определено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Пункт 2 части 3 ст. 23.2 Закона предусматривает, что объем средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций бюджетов субъектов РФ определяется: по обеспечению жильем, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки: общей площади жилья 36 кв. м и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации для участников Великой Отечественной войны. В соответствии с Законом Алтайского края № 92-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны», п. 7 Положения «О предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов в Алтайском крае», утвержденных Постановлением администрации Алтайского края № 407 от 06. 10. 2006, органы местного самоуправления муниципального района наделены государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Системный анализ действующего законодательства Российской Федерации позволяет прийти к выводу, что под нуждающимися в улучшении жилищных условий участниками Великой Отечественной войны применительно к Федеральному закону о ветеранах понимаются участники Великой Отечественной войны (лица, приравненные к ним), соответствующие основаниям признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Таким образом, основанием для постановки на учет в качестве нуждающегося, является одно и (или) несколько оснований, установленных ст. 51 ЖК РФ. Учитывая требование обоснованности принятого жилищной комиссией решения о постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, суд исходит из презумпции, что граждане, при обращении в орган, уполномоченный принимать решение, имеют право на постановку на учет. Основанием для отказа в постановке является одно или несколько оснований, установленных ст. 51 ЖК РФ. При этом суд полагает, что бремя сбора и предоставления доказательств, свидетельствующих об отсутствии таких оснований, возлагается на ответчика. Вместе с тем, при вынесении решения жилищная комиссия формально, установив превышение нормы площади жилья, отказала в удовлетворении поданного заявления. Из анализа представленных документов (выписки из похозяйственных книг, справок и информаций Администрации <данные изъяты> сельсовета, выписки из ЕГРП Кытмановского сельсовета, справки ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ»,) следует, что истица Лынова В.М. не являетсянанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилых помещений или членом семьи собственника жилого помещения. Факт отсутствия у истца Лыновой В.М. жилого помещения на праве собственности был так же признан ответчиком в судебном заседании. При вынесении решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий данное обстоятельство не было принято ответчиком во внимание. Между тем, само по себе обеспечение истицы учетной нормой площади жилья без определения правового статуса жилого помещения, в котором она проживает, правового значения не имеет. Кроме этого, не смотря на наличие в пользовании истца жилого помещения, оно не отвечает установленным для жилых помещений требованиям. Требования, которым должны отвечать жилые помещения, содержатся в подзаконном акте - Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. № 47 (в дальнейшем Положение) Согласно п.12 указанного Положения жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных. В судебном заседании установлено, что квартира, в которой проживает Лынова В.М. находится в одноэтажном жилом доме, не имеет водопровода, канализации, отопление печное, не отвечает установленным для жилых помещений требованиям (п. 3 ст. 51 ЖК РФ). В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 12. 01. 1995 № 5 ФЗ «О ветеранах» (с изменениями и дополнениями) ветераны имеют право на обращение в суд за защитой прав, установленных данным законом, другими федеральными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации мер социальной поддержки. При указанных обстоятельствах, установленных судом, решение жилищной комиссии при администрации Кытмановского района Алтайского края об отказе в постановке на учет вдовы участника ВОВ Лыновой В.М. в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны Кытмановского района Алтайского края, нуждающихся в улучшении жилищных условий и получения субсидии, является незаконным. В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ государственная пошлина, уплаченная истицей при подаче искового заявления, подлежит взысканию с ответчика. Поскольку требования истицы основаны на положениях Указа Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» (в редакции от 09.01.2010 г.), которым предписано завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах», суд считает необходимым при удовлетворении заявленных требований изложить их формулировку в иной редакции. На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявленные исковые требования удовлетворить. Признать незаконным решение жилищной комиссии при администрации Кытмановского района Алтайского края, оформленное протоколом заседания жилищной комиссии от 21 марта 2011г. № 51 об отказе Лыновой <данные изъяты> в постановке в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны Кытмановского района Алтайского края в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Признать Лынову <данные изъяты> как вдову участника Великой Отечественной войны нуждающейся в улучшении жилищных условий. Обязать администрацию Кытмановского района Алтайского края поставить Лынову <данные изъяты> на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета как вдову ветерана Великой Отечественной войны с 11 марта 2011г. Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Кытмановский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Судья М. Г. Ермизина Дата вынесения решения в окончательной форме 16 мая 2011г.