Дело № 2-152/2011 Решение Именем Российской Федерации с. Кытманово Алтайского края 29 июня 2011г. Кытмановский районный суд в составе председательствующего судьи М.Г.Ермизиной, при секретаре Курьиной Е.О., с участием представителя истца Саяпиной ....- Никитенко Н.И., действующей на основании устного заявления истца Саяпиной М.А., представителя ответчика -Администрации Кытмановского района Алтайского края- Распопиной Д.Н., действующей на основании доверенности от 01.03.2011г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-152/2011 по иску Саяпиной .... к Администрации Кытмановского района Алтайского края о признании решения жилищной комиссии об отказе в постановке Саяпиной М.А.в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны по Кытмановскому району Алтайского края в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным, признании Саяпиной М.А. нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязании Администрации Кытмановского района осуществить постановку ее на учет в сформированный список указанной категории граждан -получателей субсидии с 27 октября 2010г., УСТАНОВИЛ: Саяпина .... обратилась в суд с иском к Администрации Кытмановского района Алтайского края о признании решения жилищной комиссии об отказе в постановке Саяпиной М.А. в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны по Кытмановскому району Алтайского края в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным, признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязании Администрации Кытмановского района осуществить постановку Саяпиной М.А. на учет в сформированный список указанной категории граждан - получателей субсидий с момента обращения - 27 октября 2010г. В обоснование заявленных требований истица указывает, что является вдовой ветерана Великой Отечественной войны - Саяпина ...., умершего ДД.ММ.ГГГГ Обратившись 27 октября 2010г. к ответчику с заявлением о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета, истица получила отказ по тем мотивам, что Саяпина М.А. обеспечена учетной нормой площади жилого помещения, которая на территории Кытмановского района составляет 12,5 кв.м. Не соглашаясь с отказом, Саяпина М.А. указывает, что жилой дом, в котором она проживает не пригоден для проживания: дом является ветхим в связи с износом ( построен в 1954г.), не отвечает установленным санитарным и техническим требованиям к жилым помещениям: отсутствует холодное и горячее водоснабжение, туалет находится на улице. Указанные обстоятельства: статус вдовы участника Великой Отечественной войны, ветхое состояние жилого дома, подача заявления в жилищную комиссию со всеми необходимыми документами, по мнению истицы, обязывали ответчика принять положительное решение по вопросу о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Истец Саяпина М.А. в судебное заседание не явилась по причине преклонного возраста, состояния здоровья, ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие. С учетом мнения сторон, суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие истца. В предварительном судебном заседании истица пояснила, что, являясь вдовой участника Великой Отечественной войны, проживает в <адрес> с 1954 г. Дом в силу ветхости, физического износа не пригоден для проживания. Основание и несущие конструкции жилого дома находятся в ветхом состоянии, фундамент рассыпался, крыша протекает, в зимнее время температура в помещении низкая, в связи с чем истица, не смотря на преклонный возраст и состояние здоровья, вынуждена постоянно отапливать помещение, что приводит к значительным финансовым затратам. В доме отсутствуют централизованное отопление, водоснабжение, водоотведение. Несмотря на то, что площадь занимаемого истицей жилого помещения превышает учетную норму площади жилья, установленную на территории Кытмановского района для целей постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, указанные выше фактические обстоятельства делают данное жилое помещение непригодным для проживания. В судебном заседании представитель истца Никитенко Н.И. на удовлетворении исковых требований настаивала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, подтвердила свои объяснения, данные на предварительном судебном заседании. В предварительном судебном заседании представитель истца пояснила, что является дочерью Саяпиной М.А., проживает с истицей через дорогу, часто бывает в доме последней. Не смотря на то обстоятельство, что площадь жилого дома превышает учетную норму площади жилья, установленную на территории Кытмановского района, жилой дом не пригоден для проживания в нем: крыша протекает, в связи с чем во время дождя, таяния снега Никитенко вынуждена использовать подручный материал ( целлофановые пакеты и т.п.) для устранения протечки. Вследствие износа конструктивных элементов в зимнее время в доме холодно, истица вынуждена жить в одной комнате, остальные комнаты заизолированы. Истица, представитель истца Никитенко Н.И. не согласны с заключением межведомственной комиссии о признании жилья пригодным для проживания, поскольку денежных средств на ремонт в размере 17 000 рублей недостаточно для проведения капитального ремонта, а своих денег на ремонт у Саяпиной М.А. нет. В связи с назначением по делу строительно-технической экспертизы и оплатой расходов по ее проведению в размере 16 480 рублей за счет средств истицы, представитель Никитенко Н.И. ходатайствовала о взыскании указанной суммы судебных расходов с ответчика, включая сумму комиссионного сбора в размер 480 рублей. Представитель ответчика Распопина Д.Н. исковые требования не признала, считает принятое решение об отказе истице в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилых помещений, законным и обоснованным, поскольку Саяпина М.А. проживает в жилом помещении, площадь которого в расчете на одного проживающего лица, превышает учетную норму площади жилого помещения на одного человека, нуждающегося в улучшении жилищных условий. В соответствии с решением районного Совета народных депутатов Кытмановского района № 55 от 26 августа 2008г. норма общей площади жилого помещения на одного человека, нуждающегося в улучшении жилищных условий составляет 12,5 кв.м. Поскольку общая площадь жилого помещения по адресу: <адрес>, в котором проживает истица, составляет 26,6 кв.м., норма общей площади жилья в расчете на 1 человека превышает учетную норму (12,5 кв.м.), установленную на территории Кытмановского района. На основании акта обследования жилого дома Саяпиной М.А. межведомственной комиссией от 09.12.2010 г. № 5 было вынесено заключение от 09.12.2010 г. № 5 о пригодности жилого дома для проживания и необходимости и возможности проведения капитального ремонта. На этом основании представитель ответчика считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению. Заслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, представленные истцом письменные доказательства, материалы учетного дела; документы, представленные по запросу суда, заключение строительно-технической экспертизы, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных исковых требований. Саяпина М.А. является вдовой участника Великой Отечественной войны и пользуется льготами, предусмотренными п.п. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 12. 01. 95 № 5-ФЗ «О ветеранах», что подтверждено удостоверением № 27178 (л.д. 5). Свидетельством о браке (оборотная сторона л.д. 6) подтверждается факт заключения брака между истицей и Саяпиным И.И. Согласно свидетельства о смерти № (л.д.7) Саяпин И.И. умер ДД.ММ.ГГГГ По данным выписки из домовой книги № 53 от 21.04.2011г., справки администрации .... сельсовета Кытмановского района Алтайского края от 21.04.2011г., выписки из похозяйственных книг администрации .... сельсовета № 179 от 19.10.2010г., истица зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>. Указанный жилой дом имеет общую площадь 26,6 кв.м. и принадлежит истице на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии <адрес>, выданным Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Алтайскому краю 23 июня 2010г. (л.д. 18). Материалами ученого дела № 57, представленного ответчиком по запросу суда, подтверждается факт подачи истцом 27 октября 2010г. заявления в жилищную комиссию Администрации района о признании Саяпиной М.А. нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке ее на учет с приложением необходимых документов, а так же факт подачи Саяпиной М.А. заявления об обследовании жилого дома межведомственной комиссией. Уведомлением от 31.12.2010 г. (л.д.8), протоколом заседания жилищной комиссии № 45 от 30.12.2010г. подтверждается факт рассмотрения заявления истицы и отказа Саяпиной М.А. в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Основанием для отказа послужило превышение учетной нормы общей площади жилого помещения в расчете на одного человека, нуждающегося в улучшении жилищных условий (12,5 кв.м.) по сравнению с общей площадью жилья, приходящегося на долю истицы (26,6 кв.м.), а также наличие заключения межведомственной комиссии о признании помещения пригодным для проживания. Из акта обследования межведомственной комиссии от 09.12.2010 г. № 5 следует, что жилой дом Саяпиной М.А. требует капитального ремонта, а именно: необходима замена тесового покрытия кровли на шифер, замена части обрешетки и стропил, замена нижних венцов, замена окон и дверей, ремонт полов, ремонт печи, отопление -печное, водоснабжение отсутствует, канализация - отсутствует, процент износа на 2010 год - 51%. Для создания нормальных условий для проживания межведомственной комиссией было рекомендовано провести капитальный ремонт дома, подвести водопровод (расположен в 40 метрах от дома), устроить выгреб. Межведомственная комиссия сделала заключение о необходимости и возможности проведения капитального ремонта жилого помещения и признании его пригодным для проживания, что подтверждается заключением от 09.12.2010 г. № 5 (л.д.9). Между тем, согласно заключения строительно-технической экспертизы № 29-11-06-12 от 20.06.2011г. жилой дом, в котором проживает истица, не пригоден для проживания по основаниям, изложенным в «Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (в редакции Постановления Правительства РФ от 02.08.2007г. № 494), Постановлении Госстроя России от 20.02.2004 г. № 10 «Об утверждении критериев и технических условий отнесения жилых домов (жилых помещений) к категории ветхих или аварийных» ввиду ветхого технического состояния, физический износ составил более 65%. Учитывая техническое состояние конструкций, а также процент физического износа -70 %, превышение фактического срока службы жилого дома ( 57 лет) по отношению к нормативному (50 лет), несоответствие требованиям норм, эксперт указывает на экономическую нецелесообразность выполнения ремонтно-восстановительных работ в доме. Степень благоустройства жилого дома соответствует «Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», однако наличие благоустройства на приквартирном участке (баня, уборная) не обеспечивает гигиенических условий для владельца жилого дома. В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. В соответствии со ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны имеют право на предоставление мер социальной поддержки в виде обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем. При этом обеспечении жильем осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Статьей 23.2 указанного закона определено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. П. 2 ч. 3 ст. 23.2 Закона предусматривает, что объем средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций бюджетов субъектов РФ определяется: по обеспечению жильем, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки: общей площади жилья 36 кв. м и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации для участников Великой Отечественной войны. В соответствии с Законом Алтайского края № 92-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны», п. 7 Положения «О предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов в Алтайском крае», утвержденных Постановлением администрации Алтайского края № 407 от 06. 10. 2006, органы местного самоуправления муниципального района наделены государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Системный анализ действующего законодательства Российской Федерации позволяет прийти к выводу, что под нуждающимися в улучшении жилищных условий участниками Великой Отечественной войны применительно к Федеральному закону о ветеранах понимаются участники Великой Отечественной войны (лица, приравненные к ним), соответствующие основаниям признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Таким образом, основанием для постановки на учет в качестве нуждающегося, является одно и (или) несколько оснований, установленных ст. 51 ЖК РФ. Учитывая требование обоснованности принятого жилищной комиссией решения о постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, суд исходит из презумпции, что граждане, при обращении в орган, уполномоченный принимать решение, имеют право на постановку на учет. Основанием для отказа в постановке является одно или несколько оснований, установленных ст. 51 ЖК РФ. При этом суд полагает, что бремя сбора и предоставления доказательств, свидетельствующих об отсутствии таких оснований, возлагается на ответчика. Вместе с тем, при вынесении решения жилищная комиссия формально, установив превышение нормы площади жилья, и опираясь на акт и заключение межведомственной комиссии, признавшей жилой дом пригодным для проживания и определившей процент износа дома по состоянию на 2010 год, отказала в удовлетворении поданного заявления. Судом так же установлено, что, не смотря на наличие в собственности Саяпиной М.А. жилого помещения, оно является непригодным для проживания, а наличие благоустройства на участке (баня, уборная) хотя и соответствует «Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», но не обеспечивает гигиенических условий для владельца жилого дома. Данное обстоятельство подтверждено совокупностью представленных истцом доказательств, в том числе заключением строительно-технической экспертизы. В судебном заседании установлено, что жилой дом, в котором проживает Саяпина М.А. по адресу: <адрес>, с учетом установленных судом обстоятельств, не пригоден для проживания, находится в ветхом состоянии, что делает обоснованными заявленные требования истицы. В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 12. 01. 1995 № 5 ФЗ «О ветеранах» (с изменениями и дополнениями) ветераны имеют право на обращение в суд за защитой прав, установленных данным законом, другими федеральными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации мер социальной поддержки. При указанных обстоятельствах, установленных судом, решение жилищной комиссии при администрации Кытмановского района Алтайского края об отказе в постановке на учет вдовы участника ВОВ Саяпиной М.А. в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны Кытмановского района Алтайского края, нуждающихся в улучшении жилищных условий и получения субсидии, является незаконным. Поскольку требования истицы основаны на положениях Указа Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» (в редакции от 09.01.2010 г.), которым предписано завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах», суд считает необходимым при удовлетворении заявленных требований изложить их формулировку в иной редакции. Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Судом при рассмотрении дела по ходатайству истца и за его счет была назначена строительно-техническая экспертиза. Согласно квитанции от 08.06.2011г., истцом произведена оплата экспертизы в размере 16 000 рублей, включая комиссионный сбор в размере 480 рублей за перевод денежных средств. Указанная денежная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу истца в полном размере. На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194 - 198, суд РЕШИЛ: Заявленные исковые требования удовлетворить. Признать незаконным решение жилищной комиссии при администрации Кытмановского района Алтайского края, оформленное протоколом заседания жилищной комиссии от 30 декабря 2010г. № 45 об отказе Саяпиной .... в постановке на учет в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны Кытмановского района Алтайского края в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Признать Саяпину .... как вдову участника Великой Отечественной войны нуждающейся в улучшении жилищных условий. Обязать Администрацию Кытмановского района Алтайского края поставить Саяпину М.А. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета как вдову ветерана Великой Отечественной войны с 27 октября 2010г. Взыскать с ответчика Администрации Кытмановского района Алтайского края в пользу истца Саяпиной .... в возмещение судебных расходов по оплате строительно-технической экспертизы 16480 ( Шестнадцать тысяч четыреста восемьдесят ) рублей. Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Кытмановский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Судья М. Г. Ермизина