Решение об удовлетворении иска о признании незаконным решения жилищной комиссии



Дело № 2-134/2011

Решение

Именем Российской Федерации

с. Кытманово Алтайского края                                                                            23 мая 2011г.

    Кытмановский районный суд в составе председательствующего судьи М.Г.Ермизиной, при секретаре Курьиной Е.О., с участием представителя истца - Карповой .... - Конюшенко П.В., действующего на основании доверенности № 1-934 от 06.05.2011г., представителя ответчика - администрации Кытмановского района Алтайского края - Распопиной Д.Н., действующей на основании доверенности № 185 от 01.03.2011г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карповой .... к администрации Кытмановского района Алтайского края о признании решения жилищной комиссии об отказе в постановке Карповой А.В. в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны по Кытмановскому району Алтайского края в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, оформленного протоколом № 40 от 29 ноября 2010г., незаконным, признании Карповой А.В. нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязании администрации Кытмановского района осуществить постановку ее на учет в сформированный список указанной категории граждан - получателей субсидии с 28 октября 2010г.,

УСТАНОВИЛ:

    Карпова .... обратилась в суд с иском к администрации Кытмановского района Алтайского края о признании решения жилищной комиссии об отказе в постановке Карповой А.В. в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны по Кытмановскому району Алтайского края в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным, признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязании администрации Кытмановского района осуществить постановку Карповой А.В. на учет в сформированный список указанной категории граждан - получателей субсидий с 28 октября 2010г.

    В обоснование заявленных требований истица указывает, что является вдовой ветерана Великой отечественной войны - Карпова ...., умершего ДД.ММ.ГГГГ

    Обратившись 28 октября 2010 г. к ответчику с заявлением о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета, истица получила отказ по тем мотивам, что семья обеспечена учетной нормой площади жилого помещения, которая на территории <адрес> составляет 12,5 кв.м.

    Не соглашаясь с отказом, Карпова А.В. указывает, что проживает в <адрес>. Собственником указанного жилого помещения она не является. Ни она, ни её муж никогда не имели в своей собственности жилья.

    В межведомственную комиссию при Администрации Кытмановского района для рассмотрения вопроса о соответствии жилого помещения требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. №47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» она не обращалась, поскольку считает, что указанное Постановление Правительства не является законом и правового отношения к Федеральному закону «О ветеранах» не имеет.

    Указанные обстоятельства: статус вдовы участника Великой Отечественной войны, отсутствие жилого помещения на праве собственности или по договору социального найма, отсутствие статуса члена семьи собственника или нанимателя жилого помещения, подача заявления в жилищную комиссию со всеми необходимыми документами, по мнению истицы, обязывали ответчика принять положительное решение по вопросу о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

     Истица в судебное заседание не явилась по причине преклонного возраста, состояния здоровья. Об отложении судебного заседания не ходатайствовала, доказательств наличия обстоятельств, препятствующих возможности рассмотрения гражданского дела в ее отсутствие, суду не представила.

     Представитель истца Конюшенко П.В. в судебном заседании настаивал на удовлетворении исковых требований в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

     Пояснил, что истица имеет статус вдовы ветерана Великой Отечественной войны. В настоящее время она зарегистрирована в <адрес>. Карпова А.В. в собственности, на условиях социального найма жилья не имеет, в настоящее время в жилом доме своей дочери К. проживает в качестве временного жильца. Поставлена на регистрационный учет в её доме в связи с необходимостью получения пенсии, социальных выплат, а так же получения субсидий собственником жилья по оплате услуг ЖКХ. Членом семьи М. Карпова А.В. не является, так как совместного хозяйства с ними не ведет. Она получает пенсию, расходует её по своему усмотрению. Семья большая, дружная, в семье много детей и внуков, поэтому Карпова А.В. по нескольку месяцев проживает у своих родственников. Помогает им присматривать за детьми, вести домашнее хозяйство.

    Представитель истца считает отказ жилищной комиссии администрации Кытмановского района в постановке истицы на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не основанным на законе.

    Наличие соответствующих норм материального закона, статус вдовы участника ВОВ, отсутствие у Карповой А.В. жилого помещения на праве собственности или по найму, отсутствие статуса члена семьи собственника или нанимателя жилого помещения, направление ответчику заявления со всеми необходимыми документами и положения п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ дают право истице состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

....

     Представитель ответчика - Администрации Кытмановского района Алтайского края Распопина Д.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска Карповой А.В.

    Пояснила, что комиссия вынесла решение об отказе Карповой А.В. в предоставлении субсидии на приобретение жилья по причине того, что жилое помещение, в котором проживает истица, превышает учетную норму площади жилья на 1 человека и составляет 50 кв.м., следовательно, она обеспечена жилым помещением. По вопросу о соответствии жилого помещения, в котором проживает Карпова А.В. требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. №47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» ей было рекомендовано обратиться в межведомственную комиссию при Администрации Кытмановского района. Кроме этого, Карпова А.В. проживает в доме своей дочери, следовательно, является членом семьи собственника жилого помещения.

    Заслушав объяснения представителей истца, представителя ответчика, выслушав свидетелей; исследовав материалы дела, представленные истцом письменные доказательства, материалы жилищной комиссии, представленные по запросу суда, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных исковых требований.

     Карпова А.В. является вдовой участника Великой Отечественной войны Карпова .... и пользуется льготами, предусмотренными п.п. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 12.01.95 № 5-ФЗ «О ветеранах», что подтверждено удостоверением № 27170 (л.д. 8), свидетельством о браке (л.д. 6), свидетельством о смерти Карпова Н.Л. (л.д. 7).

    В соответствии с копией паспорта (л. д. 13) Карпова А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, была зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>.

    До переезда в <адрес> Карпова А.В. проживала в <адрес>. В период с 2005 г. по 2010 год в приватизации государственного и муниципального имущества, находящегося в ведении администрации .... сельсовета не участвовала, собственного жилья не имеет. Данные обстоятельства подтверждены справкой Администрации .... сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ

     Из выписки из похозяйственных книг администрации .... сельсовета от 26.10.2002 г. № 33 следует, что Карпова А.В. зафиксирована в похозяйственных книгах как собственник жилого дома по <адрес> и проживает в доме с ДД.ММ.ГГГГ Совместно с ней зарегистрированы и проживают с ДД.ММ.ГГГГ М. и К..

    ДД.ММ.ГГГГ Карпова А.В. снята с регистрационного учета по указанному адресу, что подтверждается справкой Администрации .... сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ

    Собственниками жилого дома по <адрес> являются К. и М., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <адрес>, выданным Управлением Федеральной регистрационной службы по Алтайскому краю 25 февраля 2009 г.

    Справкой Кытмановского производственного участка Заринского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Алтайскому краю от 27.10.2010 г. №558 удостоверено, что Карпова ...., ДД.ММ.ГГГГ г.р. не имеет строений, помещений, зарегистрирована в частном доме по адресу: <адрес>, общей площадью 49,3 кв.м, жилой площадью 37,7 кв.м, владение значится за М. и К.

    Из показаний свидетеля Л. суд установил, что после смерти мужа Карпова А.В. часто приезжала к своей дочери П. в <адрес> и сыну Карпову и проживала у них, затем уезжала к дочери К. или к внукам в <адрес> и <адрес>. Затем в 2008 году П. переехала в <адрес>, а другая дочь Карповой А.В. - К. переехала в <адрес>. Карпова А.В. членом семьи К. и М. не является, постоянно с ними не проживает, по нескольку месяцев находится у второй дочери, либо у сына, или уезжает к внукам.

    Из показаний М. суд установил, что Карпова А.В. является его тещей, постоянно в его доме не проживает, живет понемногу у всех родственников, помогает по хозяйству, присматривает за правнуками. С 2008 года Карпова А.В. была зарегистрирована в доме, который принадлежит ему на праве собственности. Членом его семьи Карпова А.В. не являлась и не является, состояла на регистрационном учете с целью получения пенсии и других социальных выплат, оформления субсидий на жилищно-коммунальные услуги. Карпова А.В. получает пенсию, тратит её на собственные нужды, покупает подарки внукам, совместного хозяйства они не ведут. В декабре 2010 г. Карпова А.В. и они с женой снялись с регистрационного учета, так как продают свой дом и собираются переехать в <адрес> к детям, а Карпова А.В. планирует приобрести собственную благоустроенную квартиру и жить отдельно.

    В подтверждение отсутствия постоянного места проживания Карпова А.В. представила справку Администрации Дмитро-Титовского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой она с 2003 года по 2007 год проживала в семье Д., а с 2008 года по настоящее время в семье М. по адресу: <адрес>.

    Таким образом, в судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела и свидетельскими показаниями, что Карпова А.В. не является собственником или нанимателем жилых помещений, а так же не имеет статуса члена семьи собственника жилого помещения.

    К выписке из похозяйственных книг от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой Карпова А.В. зафиксирована в похозяйственных книгах как собственник жилого дома по <адрес> суд относится критически, так как основанием для такой информации является только регистрация лица в жилом помещении без выяснения фактических оснований для вселения.

Между тем, в материалах дела имеется заявление К., поданное в администрацию .... сельсовета с просьбой зарегистрировать на её жилплощади по адресу <адрес> её мать Карпову А.В. с целью получения компенсации на жилищно-коммунальные услуги.

Материалами дела № 59, представленными ответчиком по запросу суда, подтверждается факт подачи истцом заявления в жилищную комиссию администрации района о признании Карповой А.В. нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке ее на учет с приложением необходимых документов.

    Уведомлением (л.д.12), протоколом заседания жилищной комиссии № 40 от 29.11.2010 г. подтверждается факт отказа истице в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

    Основанием для отказа послужило превышение учетной нормы общей площади жилого помещения в расчете на одного человека, нуждающегося в улучшении жилищных условий (12,5 кв.м.) по сравнению с общей площадью жилья, приходящегося на долю истицы (16,6 кв.м.).

    В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

    В соответствии со ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны имеют право на предоставление мер социальной поддержки в виде обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем. При этом обеспечении жильем осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

     Статьей 23.2 указанного закона определено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

    Пункт 2 части 3 ст. 23.2 Закона предусматривает, что объем средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций бюджетов субъектов РФ определяется: по обеспечению жильем, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки: общей площади жилья 36 кв. м и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации для участников Великой Отечественной войны.

    В соответствии с Законом Алтайского края № 92-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны», п. 7 Положения «О предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов в Алтайском крае», утвержденных Постановлением администрации Алтайского края № 407 от 06. 10. 2006, органы местного самоуправления муниципального района наделены государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

    Системный анализ действующего законодательства Российской Федерации позволяет прийти к выводу, что под нуждающимися в улучшении жилищных условий участниками Великой Отечественной войны применительно к Федеральному закону о ветеранах понимаются участники Великой Отечественной войны (лица, приравненные к ним), соответствующие основаниям признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

    Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

    Таким образом, основанием для постановки на учет в качестве нуждающегося, является одно и (или) несколько оснований, установленных ст. 51 ЖК РФ.

    Учитывая требование обоснованности принятого жилищной комиссией решения о постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, суд исходит из презумпции, что граждане, при обращении в орган, уполномоченный принимать решение, имеют право на постановку на учет. Основанием для отказа в постановке является одно или несколько оснований, установленных ст. 51 ЖК РФ.

    При этом суд полагает, что бремя сбора и предоставления доказательств, свидетельствующих об отсутствии таких оснований, возлагается на ответчика.

    Вместе с тем, при вынесении решения жилищная комиссия формально, установив превышение нормы площади жилья, отказала в удовлетворении поданного заявления.

Из анализа представленных документов (выписки из похозяйственных книг, справок и информаций Администраций Дмитро-Титовского и Тягунского сельсоветов, выписки из ЕГРП, справки ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ»), свидетельских показаний следует, что истица Карпова А.В. не являетсясобственником илинанимателем жилого помещения по договору социального найма, а также членом семьи собственника или нанимателя жилого помещения.

    Данное обстоятельство не было принято ответчиком во внимание при вынесении решения об отказе Карповой А.В. в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

    Между тем, само по себе обеспечение истицы учетной нормой площади жилья без определения её правового статуса лица, в котором она проживает в жилом помещении, правового значения не имеет.

    В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 12. 01. 1995 № 5 ФЗ «О ветеранах» (с изменениями и дополнениями) ветераны имеют право на обращение в суд за защитой прав, установленных данным законом, другими федеральными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации мер социальной поддержки.

    При указанных обстоятельствах, установленных судом, решение жилищной комиссии при администрации Кытмановского района Алтайского края об отказе в постановке на учет вдовы участника ВОВ Карповой А.В. в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны Кытмановского района Алтайского края, нуждающихся в улучшении жилищных условий и получения субсидии, является незаконным.

    Поскольку требования истицы основаны на положениях Указа Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» (в редакции от 09.01.2010 г.), которым предписано завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах», суд считает необходимым при удовлетворении заявленных требований изложить их формулировку в иной редакции.

     На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Заявленные исковые требования удовлетворить.

    Признать незаконным решение жилищной комиссии при администрации Кытмановского района Алтайского края, оформленное протоколом заседания жилищной комиссии от 29 ноября 2010г. № 40 об отказе Карповой .... в постановке в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны Кытмановского района Алтайского края в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

    Признать Карпову .... как вдову участника Великой Отечественной войны нуждающейся в улучшении жилищных условий.

    Обязать     администрацию Кытмановского района Алтайского края поставить Карпову .... на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета как вдову ветерана Великой Отечественной войны с 28 октября 2010г.

    Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Кытмановский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                                                                М. Г. Ермизина