Дело № 2-191/2011 Решение Именем Российской Федерации с. Кытманово Алтайского края 04 августа 2011 года Кытмановский районный суд Алтайского края в составе: Председательствующего, судьи Ермаковой Л.Я., при секретаре Ягодкиной Е.В., с участием истицы Карповой В.Н., представителя истца адвоката Гречишкина Ю.А., представившего удостоверение № 141, № ордера 073923, представителя ответчика, Администрации Кытмановского района, Распопиной Д.Н., действующей на основании доверенности от 01.03.2011 года рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Карповой .... к Администрации Кытмановского района о признании решения жилищной комиссии об отказе в постановке Карповой .... в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны по Кытмановскому району Алтайского края в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным, признании Карповой .... нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязании администрации Кытмановского района осуществить постановку на учет Карповой .... в сформированный список указанной категории граждан - получателей субсидий с 08 апреля 2011 г., УСТАНОВИЛ: Карпова .... обратилась в суд с иском к Администрации Кытмановского района Алтайского края о признании решения жилищной комиссии об отказе в постановке Карповой .... в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны по Кытмановскому району Алтайского края в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным, признании Карповой .... нуждающейся в улучшении жилищных условий, и понуждении администрации Кытмановского района осуществить постановку ее на учет в сформированный список указанной категории граждан - получателей субсидии с 08 апреля 2011 года. В обоснование заявленных требований истица указывает, что является вдовой ветерана Великой отечественной войны - Карпова ...., умершего ДД.ММ.ГГГГ. Обратившись 08 апреля 2011 года к ответчику с заявлением о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета, истица получила отказ по тем мотивам, что она (Карпова В. Н.) обеспечена жилым помещением, домом, площадь которого составляет 50,9 кв. м, что превышает учетную норму площади жилого помещения, которая на территории Кытмановского района составляет 12,5 кв.м. Не соглашаясь с отказом, Карпова .... обратилась в суд с иском, указывая, что проживает в <адрес>, собственник которого не определен. В жилом доме отсутствует какое-либо благоустройство: отсутствует горячее и холодное водоснабжение, центральное отопление, ванна, туалет, канализация. Все удобства находятся во дворе. Необходимо заготавливать большое количество дров и угля для отопления жилого помещения. В силу своего возраста и состояния здоровья для неё затруднительно отапливать жилой дом, который к тому же находиться не в лучшем состоянии. Указанные обстоятельства: статус вдовы участника Великой Отечественной войны, отсутствие благоустроенного жилого помещения, подача заявления в жилищную комиссию со всеми необходимыми документами, по мнению истицы, обязывали ответчика принять положительное решение по вопросу о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. В судебном заседании истица Карпова В.Н., а также представитель истца, адвокат Гречишкин Ю.А., на удовлетворении исковых требований настаивали в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, дополнив, что дом, в котором проживает в настоящее время Карпова В.Н. имеет ветхое состояние: прохудилась крыша, подгнили подоконники, система отопления пришла негодность, поэтому в доме очень холодно, гуляют сквозняки, трубы отопления едва теплые. Тратя значительные средства на приобретении топлива, она в зимнее время в своей квартире согреться не может, поэтому она (Карпова В.Н.) в преклонном возрасте, с плохим состоянием здоровья может вообще замерзнуть в занимаемом жилом помещении. Истица Карпова В.Н., представитель адвокат Гречишкин Ю.А. считают отказ жилищной комиссии администрации Кытмановского района в постановке истицы на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не основанным на законе, так как согласно закон у неё должно быть благоустроенное жилое помещение. Наличие соответствующих норм материального закона, статус вдовы участника ВОВ, отсутствие у Карповой .... благоустроенного жилого помещения на праве собственности по найму, направление ответчику заявления со всеми необходимыми документами и положения п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ дают право истице состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Представитель ответчика Распопина Д.Н. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала, но не отрицала, что действительно дом, в котором проживает Карпова В.Н., ветхий, не соответствует требованиям благоустройства, так как отсутствуют все коммуникации. Карповой В.Н. на заседание жилищной комиссии были предоставлены документы, в соответствии с законом Алтайского края от 09 декабря 2005 года № 115-ЗС «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма», по которым была проведена проверка. В ходе проверки установлено, что Карпова В.Н. проживает в жилом помещении, площадь которого в расчете на одного проживающего лица, превышает учетную норму площади жилого помещения на одного человека, нуждающегося в улучшении жилищных условий. По данным похозяйственных книг Администрации Кытмановского сельсовета Кытмановского района Алтайского края Карпова В.Н проживает в жилом помещении, площадь которого составляет 50,9 кв.м. В соответствии с решением районного Совета народных депутатов Кытмановского района № 55 от 26 августа 2008г. норма общей площади жилого помещения на одного человека, нуждающегося в улучшении жилищных условий составляет 12,5 кв.м., поэтому ей обоснованно отказано в постановке на учет, как нуждающейся в улучшении жилищных условий. Заслушав объяснения истицы, представителя истицы, представителя ответчика, Распопину Д.Н., исследовав материалы дела, представленные истцом письменные доказательства, материалы учетного дела, представленные по запросу суда, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных исковых требований. Карпова В.Н.,является вдовой участника Великой Отечественной войны и пользуется льготами, предусмотренными п.п. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 12. 01. 95 № 5-ФЗ «О ветеранах», что подтверждено удостоверением № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного комитетом по соцзащите Администрации Кытмановского района, свидетельством о браке серии БЮ №, свидетельством о смерти серии I-ТО № от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с копией паспорта истица с 1978 года зарегистрирована по адресу <адрес> Карпов В.К. умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти 1-ТО № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю № 33/003/2011-112 от 07.04.2011 г в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации прав на жилые дома, квартиры в отношении Карповой В.Н. отсутствуют. Материалами учетного дела № 78, представленными ответчиком по запросу суда, подтверждается факт подачи истицей заявления в жилищную комиссию администрации района о признании Карповой В.Н. нуждающейся в улучшении и постановке ее на учет с приложением необходимых документов. Уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом заседания жилищной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается факт отказа истице в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Основанием для отказа послужило превышение учетной нормы общей площади жилого помещения в расчете на одного человека, нуждающегося в улучшении жилищных условий (12, 5 кв.м.) по сравнению с общей площадью жилья, приходящегося на долю истицы. В соответствии со ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны имеют право на предоставление мер социальной поддержки в виде обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем. При этом обеспечении жильем осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Статьей 23.2 указанного закона определено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В соответствии с Законом Алтайского края № 92-ЗС « О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны», п. 7 Положения «О предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов в Алтайском крае», утвержденных Постановлением администрации Алтайского края № 407 от 06. 10. 2006, органы местного самоуправления муниципального района наделены государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Согласно подп. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» одной из мер социальной поддержки инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий является обеспечение их жильем за счет средств федерального бюджета, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 указанного Федерального закона. В преамбуле Указа Президента РФ от 07. 05. 2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» сказано, что он постановлен в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов в дань глубокого уважения ветеранам войны. В соответствии с данным Указом (в редакции Указа Президента РФ от 09. 01. 2010 № 30), жильем должны быть обеспечены все ветераны Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, независимо от постановки их на учет в срок до 01 марта 2005 г. Кроме того, данным нормативным актом (Указом № 30 от 09. 01. 2010) исключен срок окончания срока данной меры социальной поддержки инвалидов и участников ВОВ. Системный анализ действующего законодательства Российской Федерации позволяет прийти к выводу, что под нуждающимися в улучшении жилищных условий участниками Великой Отечественной войны применительно к Федеральному закону о ветеранах понимаются участники Великой Отечественной войны (лица, приравненные к ним), соответствующие основаниям признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Учитывая вышеизложенное, в том случае, если ветеран проживает в жилом помещении, не являясь собственником (нанимателем) этого жилого помещения, а также не являясь членом семьи собственника (нанимателя) данного жилого помещения, то при отсутствии у ветерана иного жилого помещения, принадлежащего ему на праве собственности или занимаемого по договору социального найма, этот ветеран должен быть признан органом местного самоуправления нуждающимся в улучшении жилищных условий - на основании пункта 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 12. 01. 1995 № 5 ФЗ «О ветеранах» (с изменениями и дополнениями) ветераны имеют право на обращение в суд за защитой прав, установленных данным законом, другими федеральными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации мер социальной поддержки. При указанных обстоятельствах, установленных судом, решение жилищной комиссии при администрации Кытмановского района Алтайского края об отказе в постановке на учет вдовы участника ВОВ Карповой В.Н. в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны Кытмановского района Алтайского края, нуждающихся в улучшении жилищных условий и получения субсидии, является незаконным. На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявленные исковые требования Карповой .... удовлетворить. Признать незаконным решение жилищной комиссии при администрации Кытмановского района Алтайского края, оформленное протоколом № 56 от 06.05.2011 года об отказе Карповой .... в постановке в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны Кытмановского района Алтайского края в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Признать Карпову ...., как вдову участника Великой Отечественной войны, нуждающейся в улучшении жилищных условий. Обязать Администрацию Кытмановского района Алтайского края осуществить постановку на учет Карповой .... в составе категории граждан, участников и ветеранов Великой Отечественной войны Кытмановского района Алтайского края, нуждающихся в улучшении жилищных условий с включением Карповой .... в сформированный список участников и ветеранов Великой Отечественной войны, получателей субсидий с 08 апреля 2011 года. Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Кытмановский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в мотивированной форме. Председательствующий, судья Л.Я. Ермакова Решение в мотивированной форме изготовлено 09.08.2011 года