Дело № 2- 238/2011 Решение Именем Российской Федерации с. Кытманово Алтайского края 05 сентября 2011 года Кытмановский районный суд Алтайского края в составе: Председательствующего, судьи Ермаковой Л.Я., при секретаре Ягодкиной Е.В., с участием истца Филатова Н.П., представителя истца Гречишкина Ю.А., представившего удостоверение № 141, № ордера 002602, представителя ответчика, Администрации Кытмановского района Распопиной Д.Н., действующей на основании доверенности от 01.03.2011 года рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Филатова .... к Администрации Кытмановского района Алтайского края о признании решения жилищной комиссии, оформленное протоколом № 9 от 31 марта 2011 года об отказе в постановке Филатова .... в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны по Кытмановскому району Алтайского края в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным, признании участника ВОВ Филатова .... нуждающимся в улучшении жилищных условий, обязании Администрации Кытмановского района Алтайского края осуществить постановку на учет Филатова .... в составе категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с 15.03.2010 года УСТАНОВИЛ: Филатов Н.П. обратился в суд с иском к Администрации Кытмановского района о признании незаконным решения жилищной комиссии Администрации Кытмановского района, оформленного протоколом № 09 от 31 марта 2010 года об отказе Филатову Н.П., в постановке в список инвалидов и участников ВОВ по Кытмановскому району, нуждающимся в улучшении жилищных условий, признании участника и инвалида ВОВ Филатова Н.П. нуждающимся в улучшении жилищных условий, об обязании администрации Кытмановского района осуществить постановку на учет Филатова Н.П., в составе категории граждан - участников и ветеранов ВОВ по Кытмановскому району, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с включением Филатова Н.П., с 15 марта 2010 года в сформированный список указанной категории граждан - получателей субсидий. В обоснование заявленных требований, Филатов Н.П. ссылается на то, что является участником и инвалидом Великой Отечественной Войны, в настоящее время проживает в <адрес>. Хотя право собственности на квартиру зарегистрировано, квартира не отвечает установленным санитарным и техническим требованиям к жилым помещениям, т. е. не имеет систем горячего водоснабжения, имеется холодный туалет во дворе. С каждым днем ему становиться все труднее осуществлять уход за собой в силу своего возраста, здоровья и инвалидности. Квартира, в которой он проживает, имеет большой процент износа, фундамент разрушился, большая часть стенных брёвен прогнила, крыша протекает, в связи с чем в зимний период времени температура в доме не превышает 10-17 градусов, от чего холодное водоснабжение и имеющаяся канализация перемерзает, существует опасность обрушения крыши и потолка. В связи с изданием Указа Президента РФ 07. 05. 2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941 - 1945 годов» он относится к категории граждан - участников и ветеранов ВОВ, имеющих право состоять на учете по месту своего жительства в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, он обратился с заявлением в Администрацию Кытмановского района с заявлением о постановке его на учет в составе указанной категории граждан с целью обеспечения получения субсидий для приобретения благоустроенного жилья 15 марта 2010 года. Решением жилищной комиссии от 31 марта 2010 года ему отказано в постановке в список инвалидов и участников ВОВ по <адрес>, нуждающихся в улучшении жилищных условий Кытмановской районной администрации по тому основанию, что согласно справки БТИ он имеет в собственности квартиру <адрес>, площадь которой составляет 45, 4 кв. м., что превышает учетную норму, принятую в Кытмановском районе, установленную Советом народных депутатов № 55 от 26 августа 2008 года. Поскольку ответчик уклонился от рассмотрения заявления в полном объеме и по существу, отказав участнику и ветерану ВОВ в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в составе указанной категории граждан с включением в список указанной категории граждан - получателей субсидий, с целью последующего приобретения жилья в собственность, Филатов Н.П., обратился в суд за защитой нарушенного права. В судебном заседании истец Филатов Н.П., а также представитель истца Гречишкин Ю.А. на удовлетворении заявленных исковых требований настаивали в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Из объяснения истца Филатова Н.П., суд установил, что он является участником Великой Отечественной войны. Проживали они с женой в <адрес>, который построен в 1954 году в с. Корчино Тюменцевского района. В 1968 году этот дом перевезли из Тюменцевского района, то есть к тому моменту дому было уже 14 лет. В настоящее время дому около 60 лет, он старый и ветхий, нижние бревна сгнили, а также и часть других, мох осыпался, сгнили все подоконники. Дом для жилья .... в настоящее время не пригоден, так как в зимнее время температура очень низкая, особенно холодно когда дует ветер, продувает все насквозь. Он в силу возраста и состояния здоровья может проживать в благоустроенном жилье, чтобы все было в доме, а также и нормальная температура, так как в доме, в котором он в настоящее время проживает, очень низкая температура, из-за сгнивших стен. Считает, что районная Администрация необоснованно отказала ему в постановке на очередь как нуждающемуся в улучшении жилья. Представитель ответчика, Администрации Кытмановского района Распопина Д.Н. в судебном заседании исковые требования истца Филатова Н.П., признала, частично, пояснив, что отказ жилищной комиссии в постановке на учет Филатова Н.П. в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий законным и обоснованным. В обоснование возражений указывает на то обстоятельство, что согласно данным БТИ общая площадь жилого помещения, которое числится за истцом в <адрес>, равна 45, 4 кв.м., что превышает учетную норму площади жилья на одного человека, установленную решением районного Совета депутатов, равную 12,5 кв.м. Но жилой дом, принадлежащий истцу действительно ветхий, отсутствует часть благоустройства, необходимого для проживания указанной категории граждан. Заслушав объяснения сторон, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, представленные истцом письменные доказательства, а также документы, содержащиеся в учетном деле № 26 Администрации Кытмановского района, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований. Филатов Н.П. является участником Великой Отечественной войны и пользуется льготами, предусмотренными п.п. 4 п.1 ст.14 Федерального закона от 12.01.95 № 5-ФЗ «О ветеранах», что подтверждено удостоверением инвалида Отечественной войны серии Б №, выданного Кытмановским райвоенкоматом 23.12.1986 года. Согласно выписки из похозяйственных книг администрации Кытмановского сельсовета Кытмановского района Алтайского края, по адресу: <адрес>. проживает Филатов Н.П. В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества № 33/002/2010-151 недвижимого имущества в виде квартиры № 2 жилого дома по <адрес>. Аналогично усматривается и из свидетельства о государственной регистрации прав. 15 марта 2010 года Филатов Н.П. обратился с заявлением к главе Администрации Кытмановсского района с заявлением о постановке на учет для получения жилой площади, как нуждающегося в жилом помещении как участник Великой Отечественной войны. Согласно протокола заседания жилищной комиссии Администрации Кытмановского района № 09 от 31.03.2010 года Филатову Н.П., отказано в постановке на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий в связи с тем, что согласно справки БТИ общая площадь жилого помещения, которая числится за Филатовым Н.П., в <адрес> составляет 45,40 кв. м Письмом № 327 от 16.04.2010 Администрации Кытмановского района Алтайского края подтверждается факт отказа жилищной комиссии при администрации Кытмановского района в постановке Филатова Н.П. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, а также в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны для получения субсидии на приобретение жилья. В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Согласно подп.4 п.1 ст.14 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» одной из мер социальной поддержки инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий является обеспечение их жильем за счет средств федерального бюджета, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 указанного Федерального закона. Из ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5 ФЗ «О ветеранах» (с изменениями и дополнениями) следует, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержке по оплате жилищно-коммунальных услуг и полномочия по обеспечению жильем категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. П. 2 ч. 3 ст. 23.2 Закона предусматривает, что объем средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций бюджетов субъектов РФ определяется: по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки: общей площади жилья 36 кв.м, и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации для участников Великой Отечественной войны. В соответствии с Законом Алтайского края № 92-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны», п.7 Положения «О предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов в Алтайском каре», утвержденных Постановлением администрации Алтайского края № 407 от 06.10.2006, органы местного самоуправления муниципального района наделены государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В преамбуле Указа Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» сказано, что он постановлен в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов в дань глубокого уважения ветеранам войны. В соответствии с данным Указом (в редакции Указа Президента РФ от 09.01.2010 № 30), жильем должны быть обеспечены все ветераны Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, независимо от постановки их на учет в срок до 01 марта 2005г. Кроме того, данным нормативным актом (Указом № 30 от 09.01.2010г.) исключен срок окончания срока данной меры социальной поддержки инвалидов и участников ВОВ. Системный анализ действующего законодательства Российской Федерации позволяет прийти к выводу, что под нуждающимися в улучшении жилищных условий участниками Великой Отечественной войны применительно к Федеральному закону о ветеранах понимаются участники Великой Отечественной войны, соответствующие основаниям признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Требования, которым должны отвечать жилые помещения, содержатся в подзаконном акте - Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 (в дальнейшем Положение). Согласно п. 12 указанного Положения жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных. В соответствии со ст.27 Федерального закона от 12.01.1995 № 5 ФЗ «О ветеранах» (с изменениями и дополнениями) ветераны имеют право на обращение в суд за защитой прав, установленных данным законом, другими федеральными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации мер социальной поддержки. При указанных обстоятельствах, установленных судом, решение жилищной комиссии при администрации Кытмановского района Алтайского края об отказе в постановке на учет участника и инвалида ВОВ Филатову Н.П., в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны Кытмановского района Алтайского края, нуждающихся в улучшении жилищных условий и получения субсидии, является незаконным. На основании подпункта 19 пункта 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов и ответчиков. На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск Филатова .... удовлетворить. Признать незаконным решение № 9 от 31 марта 2010 года жилищной комиссии Администрации Кытмановского района Алтайского края об отказе Филатова .... в постановке в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны Кытмановского района Алтайского края, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Признать Филатова .... нуждающимся в улучшении жилищных условий. Обязать Администрацию Кытмановского района Алтайского края осуществить постановку на учет Филатова .... в составе категории граждан, участников и ветеранов Великой Отечественной войны Кытмановского района Алтайского края, нуждающихся в улучшении жилищных условий с включением Филатова .... в сформированный список участников и ветеранов Великой Отечественной войны, получателей субсидий с 15 марта 2010 года. Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Кытмановский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в мотивированной форме. Председательствующий, судья Решение в мотивированной форме изготовлено 10.09.2011 года