Дело № 2- 180/2011 Решение Именем Российской Федерации с. Кытманово Алтайского края 14 июля 2011 года Кытмановский районный суд Алтайского края в составе: Председательствующего, судьи Ермаковой Л.Я., при секретаре Ягодкиной Е.В., с участием истца процессуального истца, прокурора Кытмановского района Крючкова И.В., представителя истца Ермоленко В.В., представителя ответчика, Администрации Кытмановского района Распопиной Д.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Кытмановского района Алтайского края в интересах Ермоленко ... к Администрации Кытмановского района Алтайского края о признании решения жилищной комиссии, оформленное протоколом № 55 от 27 апреля 2011 года об отказе в постановке Ермоленко В.Ф. в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны по Кытмановскому району Алтайского края в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным, признании участника ВОВ Ермоленко ... нуждающимся в улучшении жилищных условий, обязании Администрации Кытмановского района Алтайского края осуществить постановку на учет Ермоленко ... в составе категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с 20 августа 2010 года УСТАНОВИЛ: Прокурор Кытмановского района обратился в суд с иском к Администрации Кытмановского района о признании незаконным решения жилищной комиссии Администрации Кытмановского района, оформленного протоколом № 55 от 27 апреля 2011 года об отказе Ермоленко ... в постановке в список инвалидов и участников ВОВ по Кытмановскому району, нуждающимся в улучшении жилищных условий, признании участника и инвалида ВОВ Ермоленко ... нуждающимся в улучшении жилищных условий, об обязании администрации Кытмановского района осуществить постановку на учет Ермоленко ... в составе категории граждан - участников и ветеранов ВОВ по Кытмановскому району, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с включением Ермоленко Василия ... с 20 августа 2010 года в сформированный список указанной категории граждан - получателей субсидий. В обоснование заявленных требований, процессуальный истец, прокурор Кытмановского района ссылается на то, что Ермоленко ... является участником и инвалидом Великой Отечественной войны. 20 августа 2010 года он (Ермоленко ...) обратился в Администрацию Кытмановского района Алтайского края с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. На заседании жилищной комиссии, состоявшей 23 августа 2010 года было принято решение о постановке на учет. Постановлением главы Администрации района от 25 августа 2010 года Ермоленко В.Ф. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Однако 27 апреля 2011 года решением жилищной комиссии принято решение о снятии Ермоленко В.Ф. с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, так как минимальный размер общей площади жилого помещения на одного проживающего, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан жилой площадью в целях принятия на учет в качестве нуждающегося, составляет на основании решения Кытмановского районного Совета народных депутатов № 55 от 26.08.2008 года 12,5 кв. м на одного человека, в тот время как жилая площадь доме <адрес> составляет 75,5 кв. м, то есть на одного проживающего приходится по 18,88 кв. м. Постановка на регистрационный учет в указанное жилое помещение Б. и А. признана комиссией искусственным ухудшением жилищных условий. В судебном заседании процессуальный истец, прокурор района Крючков И.В., а также представитель истца по доверенности Ермоленко ... Ермоленко В.В. на удовлетворении заявленных исковых требований настаивали в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Из объяснения представителя истца Ермоленко В.В. суд установил, что его отец он является участником и инвалидом ВОВ 2 группы. Ранение получил на фронте. Постоянно нуждается в постороннем уходе. Собственником дома <адрес> является он (Ермоленко В.В.), а также его жена, Е., согласно свидетельства о государственной регистрации права. Проживает в его доме отец как квартирант, сам распоряжается своими доходами, ведет отдельно хозяйство. Кроме отца, в доме проживают больные родители его жены, так как тоже нуждаются в постороннем уходе, поэтому они зарегистрированы и проживают в настоящее время в их доме. Жилого помещения, принадлежащего отцу, в котором отец мог проживать отдельно, не имеется. Отец в силу возраста и состояния здоровья может проживать в благоустроенном жилье, чтобы все было в доме. Представитель ответчика, Администрации Кытмановского района Распопина Д.Н. в судебном заседании исковые требования прокурора Кытмановского района в интересах Ермоленко В.Ф. не признала, пояснив, что решением жилищной комиссии Администрации Кытмановского района Ермоленко В.Ф. поставлен на учет 23 августа 2010 года, в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, так как семья Ермоленко состояла из 7 человек и проживали в доме площадь. 75,5 кв. м. Для получения субсидии Ермоленко В.Ф. необходимо было представить документы о составе семьи и наличии недвижимого имущества, и когда Администрация района сделала запрос в Администрацию ..., то выяснилось, что жена Ермоленко В.Ф. умерла в октябре 2010 года, а внук и правнучка выписались и уехали в г. Заринск, то есть в квартире проживают 4 человека, поэтому на одного проживающего приходится более 18 кв. м, что больше нормы жилой площади, установленной для постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в районе. В апреле в дом Ермоленко В.В. были прописаны супруги А. и Б., которые по её мнению прописаны с намерением искусственно ухудшить жилищные условия, поэтому жилищная комиссия обоснованно отказала Ермоленко В.Ф. в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Представитель ответчика не отрицала, что Ермоленко В.Ф. собственного жилья не имеет, он проживает в семье сына. Заслушав объяснения сторон, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, представленные истцом письменные доказательства, а также документы, содержащиеся в учетном деле № 40 Администрации Кытмановского района, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований. Ермоленко ... является инвалидом 2-й группы Великой Отечественной войны вследствие военной травмы и пользуется льготами, предусмотренными законодательством для инвалидов ВОВ, а также ст. 20 Федерального закона от 12.01.95 № 5-ФЗ «О ветеранах», что подтверждено удостоверением инвалида Отечественной войны серии Р № от ДД.ММ.ГГГГ, инвалидность установлена бессрочно (л.д. 7). В соответствии с уведомлением об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений № 33/004/2011-92 от 31.03.2011, выписке из ЕГРП № 33/003/2010-329 от 18.10.2010 в отношенииЕрмоленко ... объекты недвижимого имущества в виде жилых помещений в собственности не числятся. Согласно справки ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» № 461 от 18.08.2010 в отношении в отношении Ермоленко ... объекты недвижимого имущества не числятся. 20 августа 2010 года Ермоленко ... обратился с заявлением к главе Администрации Кытмановсского района с заявлением о постановке на учет для получения жилой площади, как нуждающегося в жилом помещении, так как собственного жилья он не имеет (л.д. 10). Постановлением главы Кытмановского района № 326 от 25.08.2010 года на основании решения жилищной комиссии Ермоленко ... поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении ветерана ВОВ (л.д.11), о чем Ермоленко ... уведомлен (л. д. 12). Согласно протокола заседания жилищной комиссии Администрации Кытмановского района № 55 от 27.04.2011 года Ермоленко ... снят с учета как нуждающийся в улучшении жилищных условий в связи с тем, что согласно выписки из книги похозяйственного учета Администрации ... 19.04.2011 года общая площадь жилого помещения, на которой проживает Ермоленко ..., составляет 75,5 кв. м.. Б. и А. прописаны в <адрес> 01.04.2011 года с целью искусственного ухудшения жилищных условий (л.д. 16-17). Письмом № 433 от 29.04.2011 Администрации Кытмановского района Алтайского края подтверждается факт отказа жилищной комиссии при администрации Кытмановского района в постановке Ермоленко ... в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, а также в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны для получения субсидии на приобретение жилья (л.д. 14). В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Согласно подп.4 п.1 ст.14 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» одной из мер социальной поддержки инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий является обеспечение их жильем за счет средств федерального бюджета, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 указанного Федерального закона. Из ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5 ФЗ «О ветеранах» (с изменениями и дополнениями) следует, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержке по оплате жилищно-коммунальных услуг и полномочия по обеспечению жильем категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. П. 2 ч. 3 ст. 23.2 Закона предусматривает, что объем средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций бюджетов субъектов РФ определяется: по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки: общей площади жилья 36 кв.м, и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации для участников Великой Отечественной войны. В соответствии с Законом Алтайского края № 92-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны», п.7 Положения «О предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов в Алтайском каре», утвержденных Постановлением администрации Алтайского края № 407 от 06.10.2006, органы местного самоуправления муниципального района наделены государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В преамбуле Указа Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» сказано, что он постановлен в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов в дань глубокого уважения ветеранам войны. В соответствии с данным Указом (в редакции Указа Президента РФ от 09.01.2010 № 30), жильем должны быть обеспечены все ветераны Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, независимо от постановки их на учет в срок до 01 марта 2005г. Кроме того, данным нормативным актом (Указом № 30 от 09.01.2010г.) исключен срок окончания срока данной меры социальной поддержки инвалидов и участников ВОВ. Системный анализ действующего законодательства Российской Федерации позволяет прийти к выводу, что под нуждающимися в улучшении жилищных условий участниками Великой Отечественной войны применительно к Федеральному закону о ветеранах понимаются участники Великой Отечественной войны, соответствующие основаниям признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Требования, которым должны отвечать жилые помещения, содержатся в подзаконном акте - Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 (в дальнейшем Положение). Согласно п. 12 указанного Положения жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных. В судебном заседании из показания представителя истца, а также из уведомления об отсутствии а ЕГРП на недвижимое имущество, справки ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» № 461 от 18.08.2010 в отношении Ермоленко ... объекты недвижимого имущества не числятся. В соответствии со ст.27 Федерального закона от 12.01.1995 № 5 ФЗ «О ветеранах» (с изменениями и дополнениями) ветераны имеют право на обращение в суд за защитой прав, установленных данным законом, другими федеральными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации мер социальной поддержки. При указанных обстоятельствах, установленных судом, решение жилищной комиссии при администрации Кытмановского района Алтайского края об отказе в постановке на учет участника ВОВ Ермоленко ... в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны Кытмановского района Алтайского края, нуждающихся в улучшении жилищных условий и получения субсидии, является незаконным. На основании подпункта 19 пункта 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов и ответчиков. На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск прокурора Кытмановского района Алтайского края в интересах Ермоленко ... удовлетворить. Признать незаконным решение года жилищной комиссии Администрации Кытмановского района Алтайского края, оформленное протоколом № 55 от 27 апреля 2011 года об отказе Ермоленко ... в постановке в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны Кытмановского района Алтайского края, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Признать Ермоленко ... нуждающимся в улучшении жилищных условий. Обязать Администрацию Кытмановского района Алтайского края осуществить постановку на учет Ермоленко ... в составе категории граждан, участников и ветеранов Великой Отечественной войны Кытмановского района Алтайского края, нуждающихся в улучшении жилищных условий с включением Ермоленко ... в сформированный список участников и ветеранов Великой Отечественной войны, получателей субсидий с 20 августа 2010 года. Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Кытмановский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в мотивированной форме. Председательствующий, судья Л.Я. Ермакова ... Решение в мотивированной форме изготовлено 19.07.2011 года