Решение об удовлетворении иска Собакиной о признании незаконным решения жилищной комиссии



Дело

Решение

Именем Российской Федерации

с. Кытманово Алтайского края                              14 сентября 2011 года                                                                                 

Кытмановский районный суд Алтайского края

в составе:

Председательствующего, судьи      Ермаковой Л.Я.,

при секретаре Ягодкиной Е.В.,

с участием представителя истца Гречишкина Ю.А., представившего доверенность от 03.08.2011 года, представителя ответчика, администрации Кытмановского района Распопиной Д.Н., представившей доверенность от 01.03.2011 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску

Собакиной <данные изъяты> к Администрации Кытмановского района о признании решения жилищной комиссии об отказе в постановке Собакиной <данные изъяты> в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны по Кытмановскому району Алтайского края в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным, признании Собакиной <данные изъяты> нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязании администрации Кытмановского района осуществить постановку на учет в сформированный список указанной категории граждан - получателей субсидий с 10 марта 2011 г.,

УСТАНОВИЛ:

Собакина <данные изъяты> обратилась в суд с иском к Администрации Кытмановского района о признании решения жилищной комиссии об отказе в постановке Собакиной <данные изъяты> в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны по Кытмановскому району Алтайского края в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным, признании Собакиной <данные изъяты> нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязании администрации Кытмановского района осуществить постановку её на учет в сформированный список указанной категории граждан - получателей субсидий с 10 марта     2011 года,

      В обоснование заявленных требований, Собакина Е.Е. ссылается на то, что она является вдовой участника Великой Отечественной - Собакина <данные изъяты>, умершего ДД.ММ.ГГГГ. 10 марта 2011 года она обратилась в Администрацию Кытмановского района с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как доме, в котором она проживает, расположенном в <адрес> отсутствует какое-либо благоустройство - горячее водоснабжение, центральное отопление, ванна. Все удобства находятся во дворе. Право собственности на домовладение у неё не зарегистрировано. Жилой дом в силу ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации жилого дома, что привело к снижению до недопустимого уровня его надежности, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. Это появляется в виде деформации стен, подоконников, дверных проемов. На это влияет и разрушение фундамента, а так же воздействие окружающей среды. Все это свидетельствует об исчерпании несущей способности строительных конструкций, опасности обрушения стен, потолка, крыши жилого дома. Состояние принадлежащего жилого дома не отвечает установленным санитарным и техническим требованиям к жилым помещениям, поскольку имеется только печное отопление, полностью отсутствует холодное и горячее водоснабжение. В силу своего возраста, состояния здоровья, данные инженерные сооружения ей необходимы.

10 марта 2011 года она обратилась с заявлением в Администрацию Кытмановского района о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. На заседании жилищной комиссии Администрации Кытмановского района от 21 марта 2011 года было принято решение об отказе в постановке на учет, так как она проживает одна в доме, жилая площадь которого составляет 42 кв. м., что превышает учетную норму, принятую в Кытмановском районе, установленную Советом народных депутатов № 55 от 26.08.2008 года.

     В соответствии с п. 7 Положения «О предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов в Алтайском крае», утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 06. 10. 06 № 407, орган местного самоуправления муниципального района наделен государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов ВОВ в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В части, не урегулированной указанным Положением, учет указанной категории граждан осуществляется в порядке, установленном Законом Алтайского края от 09. 12. 2005 № 115-ЗС. Данным законом установлен исчерпывающий перечень документов, прикладываемых к заявлению о постановке на учет, а также 30-тидневынй срок для принятия решения по существу заявления. Органы местного самоуправления, получая федеральные субвенции через краевой бюджет, осуществляют государственные полномочия, в том числе ведут учет граждан, указанных в ч. 2 ст. 1 Закона АК № 92-ЗС, в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, согласно п. 2 ст. 3 данного Закона. Учет граждан осуществляется, в частности, путем ежегодного формирования соответствующих списков граждан в хронологической последовательности постановки граждан на учет в качестве нуждающихся (п. 8 раздела 3 Положения). Предоставление мер социальной поддержки указанной категории граждан осуществляется в форме субсидий на приобретение в собственность гражданина благоустроенного жилого помещения, пригодного для проживания и отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям.

     Отказ в принятии граждан на учет допускается на основании Жилищного кодекса РФ (п. 5 ст. 5 Закона АК № 115-ЗС). Согласно ст. 54 Жилищного кодекса РФ, перечень оснований для отказа является исчерпывающим, к ним относятся: не предоставление документов, предусмотренных ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса РФ, представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не истек срок, предусмотренный ст. 53 Жилищного кодекса РФ.

     В судебном заседание представитель истицы, адвокат Гречишкин Ю.А. на удовлетворении заявленного настаивал, по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнив, что жилье, в котором проживает Собакина, построен в 40-х годах и перевезен в <адрес> из Агафьевска. Дом ветхий, нижние бревна сгнили, протекает крыша, потолочные перекрытия начинают обрушаться. Баня во дворе ветхая. Благоустройства никакого. Собакина в силу возраста - 84 года нуждается в благоустроенном жилье. Выполнение ремонтно- восстановительных работ по жилому дому экономически нецелесообразно, да и истице в силу возраста сделать это невозможно..

Представитель ответчика, Администрации Кытмановского района Распопина Д.Н. исковые требования истицы признала частично, не отрицала, что жилье ветхое, пояснив, что площадь дома, в котором проживает истица, составляет 42 кв. м., что превышает учетную норму, установленную в соответствии с решением районного Совета народных депутатов Кытмановского района от 26.08.2008 года № 55 в размере 12,5 кв. м., поэтому Собакиной Е.Е. обоснованно отказано в постановке на учет, как нуждающейся в улучшении жилищных условий, а также нет оснований для удовлетворения исковых требований.

     Заслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, представленные истцом письменные доказательства, а также документы, содержащиеся в учетном деле Собакиной Е.Е., суд приходит к выводу, что наличие соответствующих норм материального закона, статус вдовы участника ВОВ, наличие ветхого жилого помещения, направление ответчику заявления со всеми необходимыми документами и положения п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ дают право Собакиной Е.Е. состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

С ДД.ММ.ГГГГ Собакин И.И. и Собакина Е.Е. состояли в браке согласно свидетельства о заключении брака 11-БЮ от ДД.ММ.ГГГГ . сельсовета Кытмановского района.

ДД.ММ.ГГГГ Собакин И.И. умер (копия свидетельства о смерти 1-ТО от ДД.ММ.ГГГГ).

Собакина Е.Е. является вдовой участника Великой Отечественной войны и пользуется льготами, предусмотренными п.п. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 12. 01. 95 № 5-ФЗ «О ветеранах», что подтверждено удостоверением от 07.10.2004 года.

В материалах учетного жилищного дела Администрации Кытмановского района имеется заявление Собакиной Е.Е., адресованное главе Администрации Кытмановского района Тарасову Н.А. по обеспечению жилым помещением в соответствии с Указом Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».

    В материалах гражданского дела имеется сообщение председателя жилищной комиссии при Администрации Кытмановского района за № 296 от 01. 04. 2011, согласно которого истице Собакиной Е.Е. отказано в постановке на учет в список инвалидов и участников ВеликойОтечественной войны по Кытмановскому району, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

    Основанием для отказа послужил то обстоятельство, что на основании справки № 68 от 04.03.2011 года . сельсовета, общая площадь жилого дома, в котором проживает истица, равна 42 кв. м, что превышает учетную норму по Кытмановскому району.

В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Согласно подп. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» одной из мер социальной поддержки инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий является обеспечение их жильем за счет средств федерального бюджета, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 указанного Федерального закона.

Из ст. 23. 2 Федерального закона от 12. 01. 1995 № 5 ФЗ «О ветеранах» (с изменениями и дополнениями) следует, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг и полномочия по обеспечению жильем категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

    П. 2 ч. 3 ст. 23.2 Закона предусматривает, что объем средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций бюджетов субъектов РФ определяется: по обеспечению жильем, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки: общей площади жилья 36 кв. м и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации для участников Великой Отечественной войны.

В соответствии с Законом Алтайского края № 92-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны», п. 7 Положения «О предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов в Алтайском крае», утвержденных Постановлением администрации Алтайского края № 407 от 06. 10. 2006, органы местного самоуправления муниципального района наделены государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В преамбуле Указа Президента РФ от 07. 05. 2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» сказано, что он постановлен в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов в дань глубокого уважения ветеранам войны.

В соответствии с данным Указом (в редакции Указа Президента РФ от 09. 01. 2010 № 30), жильем должны быть обеспечены все ветераны Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, независимо от постановки их на учет в срок до 01 марта 2005 г.

Кроме того, данным нормативным актом (Указом № 30 от 09.01.2010)исключен срок окончания срока данной меры социальной поддержки инвалидов и участников ВОВ.

    Системный анализ действующего законодательства Российской Федерации позволяет прийти к выводу, что под нуждающимися в улучшении жилищных условий участниками Великой Отечественной войны применительно к Федеральному закону о ветеранах понимаются участники Великой Отечественной войны, соответствующие основаниям признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

При этом, участники Великой Отечественной войны должны признаваться нуждающимися в улучшении жилищных условий в порядке, установленном для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (статьи 50 - 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, Закон Алтайского края № 115-ЗС от 09. 12. 2005 г. "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма"), за исключением предъявления к участникам Великой Отечественной войны требований относительно их имущественного положения.

    Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Учитывая вышеизложенное, в том случае, если ветеран проживает в жилом помещении, не являясь собственником (нанимателем) этого жилого помещения, а также не являясь членом семьи собственника (нанимателя) данного жилого помещения, то при отсутствии у ветерана иного жилого помещения, принадлежащего ему на праве собственности или занимаемого по договору социального найма, этот ветеран должен быть признан органом местного самоуправления нуждающимся в улучшении жилищных условий - на основании пункта 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

      В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 12. 01. 1995 № 5 ФЗ «О ветеранах» (с изменениями и дополнениями) ветераны имеют право на обращение в суд за защитой прав, установленных данным законом, другими федеральными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации мер социальной поддержки.

    При указанных обстоятельствах, установленных судом, решение жилищной комиссии при администрации Кытмановского района Алтайского края об отказе в постановке на учет вдовы участника ВОВ Собакиной Е.Е. в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны Кытмановского района Алтайского края, нуждающихся в улучшении жилищных условий и получения субсидии, оформленное протоколом № 51 от 21.03.2011 года, является незаконным.

На основании п. 19 ч. 1 ст. 333-36 НК РФ от уплаты госпошлины Администрацию Кытмановского района Алтайского края как ответчика, освободить.

     На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194 - 198, ГПК РФ, суд

     

РЕШИЛ:

    Заявленные исковые требования Собакиной <данные изъяты> удовлетворить.

    Признать незаконным решение жилищной комиссии при администрации Кытмановского района Алтайского края, оформленное протоколом № 51 от 21 марта 2011 года об отказе Собакиной <данные изъяты> в постановке в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны Кытмановского района Алтайского края в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

    Признать Собакину <данные изъяты>, как вдову участника Великой Отечественной войны, нуждающейся в улучшении жилищных условий.

    Обязать Администрацию Кытмановского района Алтайского края осуществить постановку на учет Собакиной <данные изъяты> в составе категории граждан, участников и ветеранов Великой Отечественной войны Кытмановского района Алтайского края, нуждающихся в улучшении жилищных условий с включением Собакиной <данные изъяты> в сформированный список участников и ветеранов Великой Отечественной войны, получателей субсидий с 10 марта 2011 года.

    Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Кытмановский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в мотивированной форме.

Председательствующий, судья                                                     Л.Я. Ермакова

Решение в мотивированной форме изготовлено 19.09.2011 года