Решение об удовлетворении иска Тельновой о признании незаконным решения жилищной комиссии



Дело № 2-255/2011

Решение

Именем Российской Федерации

с. Кытманово Алтайского края                              15 сентября 2011 года                                                                                 

Кытмановский районный суд Алтайского края

в составе:

Председательствующего, судьи      Ермаковой Л.Я.,

при секретаре Ягодкиной Е.В.,

с участием представителя истца Гречишкина Ю.А., представившего доверенность от 02.08.2011 года, представителя ответчика, администрации Кытмановского района Распопиной Д.Н., представившей доверенность от 01.03.2011 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску

Тельновой <данные изъяты> к Администрации Кытмановского района о признании решения жилищной комиссии об отказе в постановке Тельновой А.С. в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны по Кытмановскому району Алтайского края в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным, признании Тельновой А. С. нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязании администрации Кытмановского района осуществить постановку на учет в сформированный список указанной категории граждан - получателей субсидий с 20 мая 2011 года,

УСТАНОВИЛ:

Тельнова <данные изъяты> обратилась в суд с иском к Администрации Кытмановского района о признании решения жилищной комиссии об отказе в постановке Тельновой <данные изъяты> в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны по Кытмановскому району Алтайского края в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным, признании Тельновой <данные изъяты> нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязании администрации Кытмановского района осуществить постановку её на учет в сформированный список указанной категории граждан - получателей субсидий с 20 мая     2011 года,

      В обоснование заявленных требований, Тельнова А.С. ссылается на то, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны - Максимова <данные изъяты>, умершего 05 апреля 2002 года.

    В установленном законом порядке она была признана вдовой участника ВОВ, что подтверждает имеющееся у неё удостоверение. 20 мая 2011 года она обратилась в Администрацию Кытмановского района с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как в квартире, в которой она проживает, расположенном в <адрес> отсутствует какое-либо благоустройство - горячее водоснабжение, центральное отопление, ванна. Все удобства находятся во дворе. Право собственности на домовладение у неё не зарегистрировано. Квартира в силу ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации жилого дома, что привело к снижению до недопустимого уровня его надежности, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. Это проявляется в виде деформации стен, подоконников, дверных проемов. На это влияет и разрушение фундамента, а так же воздействие окружающей среды. Все это свидетельствует об исчерпании несущей способности строительных конструкций, опасности обрушения стен, потолка, крыши жилого дома. Состояние принадлежащей квартиры не отвечает установленным санитарным и техническим требованиям к жилым помещениям, поскольку имеется только печное отопление, полностью отсутствует горячее водоснабжение. В силу своего возраста, состояния здоровья, данные инженерные сооружения ей необходимы.

     20 мая 2011 года она обратилась с заявлением в Администрацию Кытмановского района с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. 20 июня 2011 года ею было получено сообщение от председателя жилищной комиссии при администрации Кытсмановского района Санкова А.Е. об отказе в постановке на учет, так как она одна проживают в квартире, жилая площадь которой составляет 35 кв. м., что превышает учетную норму, принятую в Кытмановском районе, установленную Советом народных депутатов № 55 от 26.08.2008 года.

     В соответствии с п. 7 Положения «О предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов в Алтайском крае», утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 06. 10. 06 № 407, орган местного самоуправления муниципального района наделен государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов ВОВ в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В части, не урегулированной указанным Положением, учет указанной категории граждан осуществляется в порядке, установленном Законом Алтайского края от 09. 12. 2005 № 115-ЗС. Данным законом установлен исчерпывающий перечень документов, прикладываемых к заявлению о постановке на учет, а также 30-тидневынй срок для принятия решения по существу заявления. Органы местного самоуправления, получая федеральные субвенции через краевой бюджет, осуществляют государственные полномочия, в том числе ведут учет граждан, указанных в ч. 2 ст. 1 Закона АК № 92-ЗС, в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, согласно п. 2 ст. 3 данного Закона. Учет граждан осуществляется, в частности, путем ежегодного формирования соответствующих списков граждан в хронологической последовательности постановки граждан на учет в качестве нуждающихся (п. 8 раздела 3 Положения). Предоставление мер социальной поддержки указанной категории граждан осуществляется в форме субсидий на приобретение в собственность гражданина благоустроенного жилого помещения, пригодного для проживания и отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям.

     Отказ в принятии граждан на учет допускается на основании Жилищного кодекса РФ (п. 5 ст. 5 Закона АК № 115-ЗС). Согласно ст. 54 Жилищного кодекса РФ, перечень оснований для отказа является исчерпывающим, к ним относятся: не предоставление документов, предусмотренных ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса РФ, представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не истек срок, предусмотренный ст. 53 Жилищного кодекса РФ.

     В судебном заседание представитель истицы, адвокат Гречишкин Ю.А. на удовлетворении заявленного настаивал, по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнив, что жилье, в котором проживает Тельнова <данные изъяты> построено в 50-ые годы, в годы освоения целинных земель. Право собственности на недвижимое имущество у Тельновой А. С. не зарегистрировано. Дом ветхий, нижние бревна сгнили, протекает крыша, поэтому отвалилась штукатурка, прогнили окна. Во второй половине проживают люди, которые ведут разгульный образ жизни, не отапливают помещение, постоянная угроза возгорания квартиры. Баня во дворе ветхая. В доме из благоустройства имеется водопровод, но холодная вода в начале зимы перемерзает, так как в квартире низкая температура. Дом находится на окраине с. <адрес> от центра села, где находятся магазины, расположен далеко, примерно в 1,5 - 2 км. Тельнова А.С. в силу возраста - 82 года нуждается в благоустроенном жилье. Выполнение ремонтно- восстановительных работ по квартире экономически нецелесообразно, да и истице в силу возраста сделать это невозможно..

Представитель ответчика, Администрации Кытмановского района Распопина Д.Н. исковые требования истицы Тельновой <данные изъяты> признала частично, не отрицала, что жилье ветхое, пояснив, что площадь квартиры, в котором проживает истица, составляет 35 кв. м., что превышает учетную норму, установленную в соответствии с решением районного Совета народных депутатов Кытмановского района от 26.08.2008 года № 55 в размере 12,5 кв. м., поэтому Тельновой А.С. ... отказано в постановке на учет, как нуждающейся в улучшении жилищных условий, а также нет оснований для удовлетворения исковых требований.

     Заслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, представленные истцом письменные доказательства, а также документы, содержащиеся в учетном деле Тельновой <данные изъяты> Администрации Кытмановского района, суд приходит к выводу, что наличие соответствующих норм материального закона, статус вдовы участника ВОВ, наличие ветхого жилого помещения, направление ответчику заявления со всеми необходимыми документами и положения п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ дают право Тельновой А.С. состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

С 24.03.1995 года Тельнова <данные изъяты> и Максимов И.П.... состояли в браке, согласно свидетельства о заключении брака от 17.06.2010 года администрации <данные изъяты> сельсовета Кытмановского района (копия 1-ТО ).

05.04.2002 года Максимов И.П... умер (копия свидетельства о смерти 1-ТО от ДД.ММ.ГГГГ).

     Тельнова <данные изъяты> является вдовой участника Великой Отечественной войны и пользуется льготами, предусмотренными п.п. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 12. 01. 95 № 5-ФЗ «О ветеранах», что подтверждено удостоверением от ДД.ММ.ГГГГ.

В материалах учетного жилищного дела Администрации Кытмановского района имеется заявление Тельновой <данные изъяты>, адресованное главе Администрации Кытмановского района Тарасову Н.А. по обеспечению жилым помещением в соответствии с Указом Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».

    В материалах гражданского дела имеется сообщение председателя жилищной комиссии при Администрации Кытмановского района за № 589/1 от 20. 06. 2011, согласно которого истице Тельновой А.С. отказано в постановке на учет в список инвалидов и участников ВеликойОтечественной войны по Кытмановскому району, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

    Основанием для отказа послужил то обстоятельство, что на основании справки № 98 от 14.04.2011 года Новотарабинского <данные изъяты>, общая площадь жилого дома, в котором проживает истица, равна 35 кв. м. на одного проживающего, что превышает учетную норму по Кытмановскому району.

В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Согласно подп. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» одной из мер социальной поддержки инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий является обеспечение их жильем за счет средств федерального бюджета, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 указанного Федерального закона.

Из ст. 23. 2 Федерального закона от 12. 01. 1995 № 5 ФЗ «О ветеранах» (с изменениями и дополнениями) следует, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг и полномочия по обеспечению жильем категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

    П. 2 ч. 3 ст. 23.2 Закона предусматривает, что объем средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций бюджетов субъектов РФ определяется: по обеспечению жильем, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки: общей площади жилья 36 кв. м и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации для участников Великой Отечественной войны.

В соответствии с Законом Алтайского края № 92-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны», п. 7 Положения «О предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов в Алтайском крае», утвержденных Постановлением администрации Алтайского края № 407 от 06. 10. 2006, органы местного самоуправления муниципального района наделены государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В преамбуле Указа Президента РФ от 07. 05. 2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» сказано, что он постановлен в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов в дань глубокого уважения ветеранам войны.

В соответствии с данным Указом (в редакции Указа Президента РФ от 09. 01. 2010 № 30), жильем должны быть обеспечены все ветераны Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, независимо от постановки их на учет в срок до 01 марта 2005 г.

Кроме того, данным нормативным актом (Указом № 30 от 09. 01. 2010) исключен срок окончания срока данной меры социальной поддержки инвалидов и участников ВОВ.

    Системный анализ действующего законодательства Российской Федерации позволяет прийти к выводу, что под нуждающимися в улучшении жилищных условий участниками Великой Отечественной войны применительно к Федеральному закону о ветеранах понимаются участники Великой Отечественной войны, соответствующие основаниям признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

При этом, участники Великой Отечественной войны должны признаваться нуждающимися в улучшении жилищных условий в порядке, установленном для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (статьи 50 - 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, Закон Алтайского края № 115-ЗС от 09. 12. 2005 г. "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма"), за исключением предъявления к участникам Великой Отечественной войны требований относительно их имущественного положения.

    Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Учитывая вышеизложенное, в том случае, если ветеран проживает в жилом помещении, не являясь собственником (нанимателем) этого жилого помещения, а также не являясь членом семьи собственника (нанимателя) данного жилого помещения, то при отсутствии у ветерана иного жилого помещения, принадлежащего ему на праве собственности или занимаемого по договору социального найма, этот ветеран должен быть признан органом местного самоуправления нуждающимся в улучшении жилищных условий - на основании пункта 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

      В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 12. 01. 1995 № 5 ФЗ «О ветеранах» (с изменениями и дополнениями) ветераны имеют право на обращение в суд за защитой прав, установленных данным законом, другими федеральными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации мер социальной поддержки.

    При указанных обстоятельствах, установленных судом, решение жилищной комиссии при администрации Кытмановского района Алтайского края об отказе в постановке на учет вдовы участника ВОВ Тельновой А.С. в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны Кытмановского района Алтайского края, нуждающихся в улучшении жилищных условий и получения субсидии, оформленное решением за номером 589/1 от 20.06.2011 года, является незаконным.

На основании п. 19 ч. 1 ст. 333-36 НК РФ от уплаты госпошлины Администрацию Кытмановского района Алтайского края как ответчика, освободить.

          На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194 - 198, ГПК РФ, суд

     

РЕШИЛ:

    Заявленные исковые требования Тельновой <данные изъяты> удовлетворить.

    Признать незаконным решение жилищной комиссии при администрации Кытмановского района Алтайского края, оформленное протоколом № 589/1 от 20 июня 2011 года об отказе Тельновой <данные изъяты> в постановке в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны Кытмановского района Алтайского края в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

    Признать Тельнову <данные изъяты>, как вдову участника Великой Отечественной войны, нуждающейся в улучшении жилищных условий.

    Обязать Администрацию Кытмановского района Алтайского края осуществить постановку на учет Тельновой <данные изъяты> в составе категории граждан, участников и ветеранов Великой Отечественной войны Кытмановского района Алтайского края, нуждающихся в улучшении жилищных условий с включением Тельновой <данные изъяты> в сформированный список участников и ветеранов Великой Отечественной войны, получателей субсидий с 20 мая 2011 года.

        Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Кытмановский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в мотивированной форме.

Председательствующий, судья                                                     Л.Я. Ермакова

Решение в мотивированной форме изготовлено 20.09.2011 года