Дело № 2-275/2011 Решение Именем Российской Федерации с. Кытманово Алтайского края 02 ноября 2011 г. Кытмановский районный суд Алтайского края в составе председательствующего судьи М.Г.Ермизиной, при секретаре Курьиной Е.О., с участием истца Гришаева <данные изъяты> представителя истца Гречишкина Ю.А., действующего на основании доверенности от 11.10.2011г., представителя ответчика - Администрации Кытмановского района Алтайского края - Распопиной Д.Н., действующей на основании доверенности № 185 от 01.03.2011г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-275/2011 по иску Гришаева <данные изъяты> о признании решения жилищной комиссии Администрации Кытмановского района, оформленного протоколом № 9 от 31 марта 2010г. об отказе Гришаеву Н.Г. в постановке на учет в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны по Кытмановскому району, нуждающихся в улучшении жилищных условий, незаконным; признании участника и инвалида ВОВ Гришаева Н.Г. нуждающимся в улучшении жилищных условий, понуждении ответчика осуществить постановку истца на учет в составе категории граждан - участников и ветеранов ВОВ по Кытмановскому району, нуждающихся в улучшении жилищных условий - получателей субсидии с 15 марта 2010г., УСТАНОВИЛ: Гришаев <данные изъяты> обратился в суд с иском к администрации Кытмановского района Алтайского края о признании незаконным решения жилищной комиссии администрации Кытмановского района, оформленного протоколом № 9 от 31 марта 2010 г. об отказе истцу в постановке на учет в Список инвалидов и участников Великой Отечественной войны по Кытмановскому району, нуждающихся в улучшении жилищных условий, признании участника и инвалида ВОВ Гришаева Н.Г. нуждающимся в улучшении жилищных условий; обязании ответчика осуществить постановку истца на учет в составе категории граждан - участников и ветеранов ВОВ по Кытмановскому району, нуждающихся в улучшении жилищных условий и включить Гришаева Н.Г. с 15 марта 2010 г. в сформированный список указанной категории граждан - получателей субсидии. В обоснование заявленных требований Гришаев Н.Г. указывает, что является участником и инвалидом Великой Отечественной Войны. В настоящее время проживает в <адрес>, который принадлежит ему и его супруге на праве общей совместной собственности. Дом был построен и введен в эксплуатацию в 1935 году. Дом находится в ветхом состоянии ввиду физического износа в процессе эксплуатации. Это проявляется в виде деформации крыши, стен, подоконников, дверных проемов, пола. Считает, что указанные изменения привели к снижению до недопустимого уровня надежности дома, его прочности и устойчивости строительных конструкций. Существует опасность обрушения стен, потолка и крыши дома. Из-за ветхости жилого дома в зимний период времени температурный режим в доме очень низкий, несмотря на постоянное топление печи. Кроме того, дом не отвечает установленным санитарным и техническим требованиям к жилым помещениям, так как не имеет водоснабжения, канализации, центрального отопления, что в силу возраста истца и состояния здоровья является ему весьма необходимым. В связи с изданием Указа Президента РФ 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941 - 1945 годов» он относится к категории граждан - участников и ветеранов ВОВ, имеющих право состоять на учете по месту своего жительства в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, а администрация Кытмановского района обязана принять положительное решение о постановке его на учет в составе указанной категории граждан с целью обеспечения получения субсидий для приобретения благоустроенного жилья. В марте 2010 года истец подал в администрацию Кытмановского района Алтайского края заявление о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по установленному образцу, приложив все необходимые документы. Указанные документы были приняты на рассмотрение. Решением жилищной комиссии Администрации Кытмановского района от 31 марта 2010 года ему отказано в постановке в список инвалидов и участников ВОВ по Кытмановскому району, нуждающихся в улучшении жилищных условий служащим Кытмановской районной администрации на том основании, что общая площадь жилого помещения, в котором проживает Гришаев Н.Г. с супругой составляет 43,6 кв.м., что превышает учетную норму общей площади жилого помещения на одного человека, нуждающегося в улучшении жилищных условии, которая определена в размере 12,5 кв.м. на 1 человека решением Совета народных депутатов Кытмановского района №55 от 26.08.2008 г. Указанные обстоятельства: статус участника и инвалида Великой Отечественной войны, наличие ветхого неблагоустроенного жилья, а так же подача заявления в жилищную комиссию со всеми необходимыми документами, по мнению истца, обязывали ответчика принять положительное решение по вопросу о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Однако, жилищная комиссия безосновательно уклонилась от рассмотрения его требований в полном объеме и по существу, отказав ему в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. В судебном заседании истец Гришаев Н.Г. и его представитель адвокат Гречишкин Ю.А. на удовлетворении исковых требований настаивали по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Считают, что действия администрации Кытмановского района, выразившиеся в отказе ему в постановке на учет в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны по Кытмановскому району, нуждающихся в улучшении жилищных, являются незаконными. Пояснили так же, что дом, в котором проживает истец построен в 1935 году, не имеет фундамента, под углами дома стояли чурки вместо фундамента, чурки давно сгнили, сделали насыпную завалинку, доски на крыше прогнили, шифер потрескался, крыша течет, нижние бревна до окон так же сгнили. Отопление в доме печное, труб нет, зимой в доме холодно, приходится постоянно топить печь, водоснабжение и канализация в доме отсутствуют, ближайшая колонка находится в 30 метрах от дома. Дом находится в ветхом состоянии, существует угроза его обрушения. Представитель ответчика Распопина Д.Н. целом исковые требования не признала, считает принятое решение об отказе истцу в постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилых условий, законным и обоснованным, поскольку Гришаев Н.Г. проживает в жилом помещении, площадь которого в расчете на одного проживающего лица, превышает учетную норму площади жилого помещения на одного человека, установленную в Кытмановском районе. В соответствии с решением районного Совета народных депутатов Кытмановского района № 55 от 26 августа 2008г. норма общей площади жилого помещения на одного человека, нуждающегося в улучшении жилищных условий, составляет 12,5 кв.м. Поскольку общая площадь жилого помещения по адресу: <адрес> котором проживает истец, составляет 43,6 кв.м., норма общей площади жилья в расчете на 1 человека превышает учетную норму (12,5 кв.м.), установленную на территории Кытмановского района. Вместе с тем, представитель ответчика Распопина Д.Н. признала, что дом Нечаева Н.Г. находится в ветхом состоянии. Заслушав объяснения истца и его представителя, представителя ответчика, исследовав материалы дела, представленные истцом письменные доказательства, материалы учетного дела; документы, представленные по запросу суда, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных исковых требований. Нечаев Н.Г. является участником и инвалидом Великой Отечественной войны и пользуется льготами, предусмотренными Федеральным законом от 12.01.95г. № 5-ФЗ «О ветеранах», что подтверждено удостоверением № 383702. Согласно свидетельства о государственной регистрации права <адрес> Гришаев Н.Г. совместно с супругой А. являются собственником жилого дома <адрес>. Жилой дом имеет общую площадь 43,6 кв.м. Материалами ученого дела № 27, представленного ответчиком по запросу суда, подтверждается факт подачи истцом 15 марта 2010г. заявления в жилищную комиссию администрации района о признании Гришаева Н.Г. нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке его на учет с приложением необходимых документов. Уведомлением от 16.04.2010 г., протоколом заседания жилищной комиссии № 9 от 31.03.2010г. подтверждается факт рассмотрения заявления истца и отказа Гришаеву Н.Г. в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Основанием для отказа послужило превышение учетной нормы общей площади жилого помещения в расчете на одного человека, нуждающегося в улучшении жилищных условий (12,5 кв.м.) по сравнению с общей площадью жилья, приходящегося на долю истца (21,8 кв.м.). Между тем, не смотря на наличие в собственности истца жилого помещения, соответствующего требованиям, предъявляемым к площади жилого помещения в расчете на 1 человека, жилой дом истца находится в ветхом состоянии. Данное обстоятельство было признано представителем ответчика Распопиной Д.Н. в судебном заседании. В соответствии с ч.2 ст. 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств. В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Согласно подп. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 12. 01. 1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» одной из мер социальной поддержки инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий является обеспечение их жильем за счет средств федерального бюджета, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 указанного Федерального закона. Из ст. 23. 2 Федерального закона от 12. 01. 1995 № 5 ФЗ «О ветеранах» (с изменениями и дополнениями) следует, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержке по оплате жилищно-коммунальных услуг и полномочия по обеспечению жильем категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Пункт 2 ч. 3 ст. 23. 2 Закона предусматривает, что объем средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций бюджетов субъектов РФ определяется: по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки: общей площади жилья 36 кв. м и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации для участников Великой Отечественной войны. В соответствии с Законом Алтайского края № 92-ЗС « О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны», п.7 Положения «О предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов в Алтайском каре», утвержденных Постановлением администрации Алтайского края № 407 от 06. 10. 2006, органы местного самоуправления муниципального района наделены государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В преамбуле Указа Президента РФ от 07. 05. 2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» сказано, что он постановлен в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов в дань глубокого уважения ветеранам войны. В соответствии с данным Указом (в редакции Указа Президента РФ от 09. 01. 2010 № 30), жильем должны быть обеспечены все ветераны Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, независимо от постановки их на учет в срок до 01 марта 2005 г. Кроме того, данным нормативным актом (Указом № 30 от 09. 01. 2010) исключен срок окончания реализации данной меры социальной поддержки инвалидов и участников ВОВ. Системный анализ действующего законодательства Российской Федерации позволяет прийти к выводу, что под нуждающимися в улучшении жилищных условий участниками Великой Отечественной войны применительно к Федеральному закону о ветеранах понимаются участники Великой Отечественной войны, соответствующие основаниям признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Согласно справок филиала ФГУР «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Алтайскому краю №144 и №145 от ДД.ММ.ГГГГ и выписок из ЕГРП от 10.03.2011 г., находящихся в материалах учетного дела, Гришаев Н.Г. и А. имеют в собственности только жилой дом по <адрес> общей площадью 43,6 кв.м. Учитывая вышеизложенное, в том случае, если ветеран проживает в жилом помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, этот ветеран должен быть признан органом местного самоуправления нуждающимся в улучшении жилищных условий - на основании пункта 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Учитывая требование обоснованности принятого жилищной комиссией решения о постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, суд исходит из презумпции, что граждане, при обращении в орган, уполномоченный принимать решение, имеют право на постановку на учет. Основанием для отказа в постановке является одно или несколько оснований, установленных ст. 51 ЖК РФ. При этом суд полагает, что бремя сбора и предоставления доказательств, свидетельствующих об отсутствии таких оснований возлагается на ответчика. Вместе с тем, при вынесении решения жилищная комиссия формально, установив превышение нормы площади жилья, отказала в удовлетворении поданного заявления, не оценив состояние пригодности жилья истца для проживания, хотя в судебном заседании представитель ответчика Распопина Д.Н. признала тот факт, что жилой дом истца Гришаева Н.Г. находится в ветхом состоянии. Требования, которым должны отвечать жилые помещения, содержатся в подзаконном акте - Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. № 47 (в дальнейшем Положение) Согласно п.12 указанного Положения жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных. В судебном заседании из объяснений Гришаева Н.Г. и его представителя адвоката Гречишкина Ю.А., установлено, что деревянный жилой дом, в котором проживает Гришаев Н.Г. не имеет водопровода, канализации, снабжен печным отоплением. Данный факт представителем ответчика не оспаривался. Между тем, из информации №519 от ДД.ММ.ГГГГ, представленной администрацией Кытмановского сельсовета по запросу суда следует, что на территории Кытмановского сельсовета имеются водопроводные сети, в том числе по <адрес>, а так же централизованные сети теплоснабжения. В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 12. 01. 1995 № 5 ФЗ «О ветеранах» (с изменениями и дополнениями) ветераны имеют право на обращение в суд за защитой прав, установленных данным законом, другими федеральными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации мер социальной поддержки. При указанных обстоятельствах, установленных судом, решение жилищной комиссии при администрации Кытмановского района Алтайского края об отказе в постановке на учет участника и инвалида ВОВ Гришаева Н.Г. в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны Кытмановского района Алтайского края, нуждающихся в улучшении жилищных условий и получения субсидии, является незаконным. На основании изложенного и, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявленные исковые требования удовлетворить. Признать незаконным решение жилищной комиссии при Администрации Кытмановского района Алтайского края, оформленное протоколом №9 от 31 марта 2010 года об отказе Гришаеву <данные изъяты> в постановке в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны Кытмановского района Алтайского края, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Признать Гришаева <данные изъяты> как участника Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Обязать администрацию Кытмановского района Алтайского края поставить Гришаева <данные изъяты> на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета как ветерана Великой Отечественной войны с момента обращения, 15 марта 2010г. Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме. Судья: М.Г.Ермизина Дата вынесения решения в окончательной форме 02.11.2011г.
Таким образом, жилое помещение по адресу: <адрес>, с учетом установленных судом обстоятельств, не является благоустроенным по смыслу п.12. Положения.