Дело № 2- 272/2011
Решение
Именем Российской Федерации
с. Кытманово Алтайского края 18 октября 2011г.
Кытмановский районный суд в составе председательствующего судьи М.Г.Ермизиной, при секретаре Курьиной Е.О., с участием представителя истца Тишиной <данные изъяты> - Козловой О.М., действующей на основании доверенности от 16.09.2011г. № 1-1867, представителя ответчика - Администрации Кытмановского района Алтайского края Распопиной Д.Н., действующей на основании доверенности № 185 от 01.03.2011г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-151/2011 по иску Тишиной <данные изъяты> к администрации Кытмановского района Алтайского края о признании решения жилищной комиссии об отказе в постановке Тишиной А.Ф. в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны по Кытмановскому району Алтайского края в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным, признании Тишиной А.Ф. нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязании администрации Кытмановского района осуществить постановку её на учет в сформированный список указанной категории граждан - получателей субсидии с 25 октября 2010г.,
УСТАНОВИЛ:
Тишина <данные изъяты> обратилась в суд с иском к администрации Кытмановского района Алтайского края о признании решения жилищной комиссии об отказе в постановке Тишиной А.Ф. в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны по Кытмановскому району Алтайского края в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным, признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязании администрации Кытмановского района осуществить постановку Тишиной А.Ф.на учет в сформированный список указанной категории граждан - получателей субсидий с 25 октября 2010г.
В обоснование заявленных требований истица указывает, что является вдовой ветерана Великой отечественной войны - Тишина <данные изъяты>, умершего 20 ноября 2000г.
Обратившись 25 октября 2010 г. к ответчику с заявлением о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета, истица получила отказ по тем мотивам, что семья, в которой истица проживает, обеспечена учетной нормой площади жилого помещения ( более 12,5 кв.м.).
Не соглашаясь с отказом, Тишина А.Ф. указывает, что проживает в квартире № <адрес> в качестве нанимателя. Собственником указанного жилого помещения являются дочь О. и ее супруг В.
Сама истица в собственности, на условиях социального найма жилья не имеет.
Указанные обстоятельства: статус вдовы участника Великой Отечественной войны, отсутствие жилого помещения на праве собственности или по договору социального найма, отсутствие статуса члена семьи собственника жилого помещения, подача заявления в жилищную комиссию со всеми необходимыми документами, по мнению истицы, обязывали ответчика принять положительное решение по вопросу о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Истица в судебное заседание не явилась по причине преклонного возраста, состояния здоровья. Об отложении судебного заседания не ходатайствовала, доказательств наличия обстоятельств, препятствующих возможности рассмотрения гражданского дела в ее отсутствие, суду не представила.
Представитель истца Козлова О.М. в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Пояснила, что истица имеет статус вдовы ветерана Великой Отечественной войны. В настоящее время она зарегистрирована в квартире № <адрес>
При этом Тишина А.Ф. проживает в квартире по договору коммерческого найма, временно, до приобретения другого жилья в собственность; в собственности, на условиях социального найма жилья не имеет. Членом семьи О. и В. Тишина А.Ф. не является, так как совместного хозяйства с ними не ведет. Она проживает в отдельной комнате, площадью около 12 кв.м., за пользование которой оплачивает все коммунальные услуги и вносит квартирную плату по договору найма. Истица получает пенсию, которую расходует по своему усмотрению.
Представитель ответчика - Администрации Кытмановского района Алтайского края Распопина Д.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска Тишиной А.Ф.
Пояснила, что комиссия вынесла решение об отказе Тишиной А.Ф. в предоставлении субсидии на приобретение жилья по причине того, что жилое помещение, в котором проживает истица, превышает учетную норму площади жилья на 1 человека и составляет 50 кв.м., следовательно, она обеспечена жилым помещением. При этом, рассматривая вопрос о проживании истицы в жилом помещении, жилищная комиссия располагала информацией о том, что в собственности Тишина А.Ф. жилья не имеет. Вместе с тем, при вынесении решения члены комиссии полагали, что истица проживает в жилом помещении как член семьи собственника.
Заслушав объяснения представителей истца, представителя ответчика, выслушав свидетелей; исследовав материалы дела, представленные истцом письменные доказательства, материалы жилищной комиссии, представленные по запросу суда, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных исковых требований.
Тишина А.Ф. является вдовой участника Великой Отечественной войны -Тишина <данные изъяты> и пользуется льготами, предусмотренными п.п. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 12.01.95 № 5-ФЗ «О ветеранах», что подтверждено удостоверением № (л.д. 13), справкой( л.д.12)свидетельством о браке (л.д. 13), свидетельством о смерти Тишина М.И. (л.д.12).
В соответствии с договором купли-продажи квартиры от 06.08.2004г., объяснениями представителя истца Тишина А.Ф. была снята с регистрационного учета по адресу: <адрес> 03ноября 2003г. в связи с продажей указанной квартиры, и проживала у своего сына в <адрес>.
Согласно выписки из похозяйственных книг ( л.д.8),выписки из домовой книги ( л.д.9), договора коммерческого найма от 23.11.2009г., истица с 24 ноября 2009 г. проживает на условиях временного возмездного пользования в квартире № <адрес>.
Указанная квартира принадлежит на праве собственности В., О., что подтверждается договором ( л.д.6).
Справками филиала ФГУП « Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по Алтайскому краю Барнаульского отделения № 756490 от 25.11.2010г.( л.д.4) и Заринского отделения № 592 от 06.12.2010г. ( л.д.11) удостоверено, что Тишина <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ г.р. не имеет строений, помещений в собственности, зарегистрирована в квартире № <адрес>, общей площадью 58,9 кв.м, жилой площадью 35,2 кв.м, владение значится за В. и О.
Согласно уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю ( л.д.10) Тишина А.Ф., в собственности объектов недвижимого имущества не имеет, сведения о регистрации прав в Едином Государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют.
Справками ( л.д.5-6;16) подтверждается наличия раздельных лицевых счетов по оплате коммунальных услуг в квартире № <адрес> у Тишиной А.Ф., В.
Таким образом, в судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, объяснениями представителя истца, что Тишина А.Ф. не является собственником или пользователем на условиях социального найма жилыми помещениями, а так же не имеет статуса члена семьи собственника жилого помещения.
Материалами дела № 59, представленными ответчиком по запросу суда, подтверждается факт подачи истцом заявления в жилищную комиссию администрации района о признании Тишиной А.Ф. нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке ее на учет с приложением необходимых документов 25.10.2010г.
Уведомлением (л.д.15), протоколом заседания жилищной комиссии № 43 от 13.12.2010 г. подтверждается факт отказа истице в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Основанием для отказа послужило превышение учетной нормы общей площади жилого помещения в расчете на одного человека, нуждающегося в улучшении жилищных условий (12,5 кв.м.) по сравнению с общей площадью жилья, приходящегося на долю истицы (16,6 кв.м.).
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны имеют право на предоставление мер социальной поддержки в виде обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем. При этом обеспечении жильем осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Статьей 23.2 указанного закона определено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Пункт 2 части 3 ст. 23.2 Закона предусматривает, что объем средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций бюджетов субъектов РФ определяется: по обеспечению жильем, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки: общей площади жилья 36 кв. м и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации для участников Великой Отечественной войны.
В соответствии с Законом Алтайского края № 92-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны», п. 7 Положения «О предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов в Алтайском крае», утвержденных Постановлением администрации Алтайского края № 407 от 06. 10. 2006, органы местного самоуправления муниципального района наделены государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Системный анализ действующего законодательства Российской Федерации позволяет прийти к выводу, что под нуждающимися в улучшении жилищных условий участниками Великой Отечественной войны применительно к Федеральному закону о ветеранах понимаются участники Великой Отечественной войны (лица, приравненные к ним), соответствующие основаниям признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Таким образом, основанием для постановки на учет в качестве нуждающегося, является одно и (или) несколько оснований, установленных ст. 51 ЖК РФ.
Учитывая требование обоснованности принятого жилищной комиссией решения о постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, суд исходит из презумпции, что граждане, при обращении в орган, уполномоченный принимать решение, имеют право на постановку на учет. Основанием для отказа в постановке является одно или несколько оснований, установленных ст. 51 ЖК РФ.
При этом суд полагает, что бремя сбора и предоставления доказательств, свидетельствующих об отсутствии таких оснований, возлагается на ответчика.
Вместе с тем, при вынесении решения жилищная комиссия формально, установив превышение нормы площади жилья, отказала в удовлетворении поданного заявления.
Из анализа представленных документов (выписок из похозяйственных книг,домомовй книги, справок Федерального БТИ, уведомления Росреестра, договоров купли-продажи квартиры в <адрес> и <адрес>, договора коммерческого найма, справок о начислении и оплате коммунальных платежей), объяснений представителя истца следует, что истица Тишина А.Ф. не являетсясобственником илинанимателем жилого помещения по договору социального найма, а также членом семьи собственника или нанимателя жилого помещения : квартиры № <адрес>.
Данное обстоятельство не было принято ответчиком во внимание при вынесении решения об отказе Тишиной А.Ф. в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Между тем, само по себе обеспечение истицы учетной нормой площади жилья без определения её правового статуса лица, в котором она проживает в жилом помещении, правового значения не имеет.
В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 12. 01. 1995 № 5 ФЗ «О ветеранах» (с изменениями и дополнениями) ветераны имеют право на обращение в суд за защитой прав, установленных данным законом, другими федеральными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации мер социальной поддержки.
При указанных обстоятельствах, установленных судом, решение жилищной комиссии при администрации Кытмановского района Алтайского края об отказе в постановке на учет вдовы участника ВОВ Тишиной А.Ф. в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны Кытмановского района Алтайского края, нуждающихся в улучшении жилищных условий и получения субсидии, является незаконным.
Поскольку требования истицы основаны на положениях Указа Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» (в редакции от 09.01.2010 г.), которым предписано завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах», суд считает необходимым при удовлетворении заявленных требований изложить их формулировку в иной редакции.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194 - 198, суд
РЕШИЛ:
Заявленные исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным решение жилищной комиссии при администрации Кытмановского района Алтайского края от 13 декабря 2010г. № 43 об отказе Тишиной <данные изъяты> в постановке в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны Кытмановского района Алтайского края в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Признать Тишину <данные изъяты> как вдову участника Великой Отечественной войны нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Обязать администрацию Кытмановского района Алтайского края осуществить постановку Тишиной <данные изъяты> на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета как вдову ветерана Великой Отечественной войны с 25 октября 2010г.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Кытмановский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья М. Г. Ермизина