Решение об удовлетворении иска Ивановой о признании незаконным решения жилищной комиссии



Дело № 2- 20/2012

Решение

Именем Российской Федерации

с. Кытманово Алтайского края                                             11 января 2012г.                                                                                

Кытмановский районный суд в составе председательствующего судьи М.Г.Ермизиной, при секретаре Курьиной Е.О., с участием истца Ивановой Анны Никифоровны, представителя истца адвоката адвокатского кабинета Гречишкина Ю.А., предоставившего удостоверение № 141 и ордер № 002546 от 11.01.2012г., представителя ответчика - Администрации Кытмановского района Алтайского края Распопиной Д.Н., действующей на основании доверенности № 185 от 01.03.2011г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-20/2012 по иску Ивановой .. к Администрации Кытмановского района Алтайского края о признании решения жилищной комиссии об отказе в постановке Ивановой А.Н. в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны по Кытмановскому району Алтайского края в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным, признании Ивановой А.Н. нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязании Администрации Кытмановского района осуществить постановку ее на учет в сформированный список указанной категории граждан -получателей субсидии с 07 декабря 2011г.,

УСТАНОВИЛ:

Иванова .. обратилась в суд с иском к Администрации Кытмановского района Алтайского края о признании решения жилищной комиссии об отказе в постановке Ивановой А.Н. в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны по Кытмановскому району Алтайского края в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным, признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязании Администрации Кытмановского района осуществить постановку Ивановой А.Н.на учет в сформированный список указанной категории граждан - получателей субсидий с 07 декабря 2011г.

    В обоснование заявленных требований истица указывает, что является вдовой участника Великой Отечественной войны.

    Обратившись 07 декабря 2011г. к ответчику с заявлением о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета, истица получила отказ по тем мотивам, что Иванова А.Н. обеспечена учетной нормой площади жилого помещения, которая на территории Кытмановского района составляет 12,5 кв.м.

    Не соглашаясь с отказом, Иванова А.Н.указывает, что проживает в <адрес>. Дом был построен и введен в эксплуатацию в 1961г. В настоящее время указанный жилой дом в связи с физическим износом в процессе эксплуатации не отвечает понятию жилого помещения, поскольку деформированы крыша, стены, подоконники, дверные проемы, пол, что свидетельствует об исчерпании несущей способности и опасности обрушения стен, потолка, крыши дома.

Вследствие ветхости в зимний период времени в помещениях жилого дома низкая температура, для отопления истице приходится использовать большое количество дров и угля, что требует дополнительных затрат.

    Указанные обстоятельства: статус вдовы участника Великой Отечественной войны, непригодность принадлежащего истице жилого дома для проживания, подача заявления в жилищную комиссию со всеми необходимыми документами, обязывали ответчика принять положительное решение по вопросу о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

     В судебном заседании истица Иванова А.Н., ее представитель адвокат Гречишкин Ю.А. на удовлетворении заявленного настаивали в полном объеме по основаниям изложенным в исковом заявлении.

     Кроме того, Иванова А.Н. пояснила, что имеет статус вдовы ветерана Великой Отечественной войны. В настоящее время она проживает одна в <адрес>. Жилой дом, в котором проживает истица, был построен в 1961 году её супругом. Капитальный ремонт дома не производился. В 1979г. к основанию дома был подведен фундамент, который в настоящее время частично разрушен, имеются глубокие трещины.

    Дом ветхий, отопление печное, канализации, центрального водоснабжения в доме нет. Зимой в жилом помещении очень холодно, приходится постоянно топить печь. Иного жилья у Ивановой А.Н. в собственности не имеется. В силу своего преклонного возраста и состояния здоровья, она уже не в состоянии жить в неблагоустроенном доме с печным автономным отоплением..

    Адвокат Гречишкин Ю.А. считает отказ жилищной комиссии администрации Кытмановского района в постановке истицы на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не основанным на законе.

    Наличие соответствующих норм материального закона, статус вдовы участника ВОВ, непригодность принадлежащего истице жилого дома на праве собственности в силу физического износа (ветхости) для проживания, направление ответчику заявления со всеми необходимыми документами и положения п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ дают право истице состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

     Представитель ответчика - Администрации Кытмановского района Алтайского края Распопина Д.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска Ивановой А.Н.

    Пояснила, что комиссия вынесла решение об отказе Ивановой А.Н. в предоставлении получении субсидии на приобретение жилья по причине того, что жилое помещение, в котором проживает истица, превышает учетную норму площади жилья на 1 человека и составляет 34,2 кв.м., следовательно, она обеспечена жилым помещением. По вопросу о соответствии жилого помещения, в котором проживает Иванова А.Н. требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. №47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» ей было рекомендовано обратиться в межведомственную комиссию при Администрации Кытмановского района.

    Представитель ответчика Распопина Д.Н. в судебном заседании признала факт проживания истицы в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям., подав соответствующее заявление в письменном виде.

    Заслушав объяснения истца, представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, представленные истцом письменные доказательства, материалы жилищной комиссии, представленные по запросу суда, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных исковых требований.

    В соответствии с ч.2 ст. 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.

Таким образом, факт проживания Ивановой А.Н. в принадлежащем ей на праве собственности жилом доме, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, не подлежал доказыванию истцом.

    Иванова А.Н. является вдовой участника Великой Отечественной войны и пользуется льготами, предусмотренными п.п. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 12.01.95 № 5-ФЗ «О ветеранах», что подтверждено удостоверением № 27002 (л.д.9),справкой военного комиссара № 185 от 03.12.2003г., свидетельством о браке (л.д.6).

Согласно свидетельства о государственной регистрации права ( л.д.10) Ивановой А.Н. принадлежит на праве собственности одноэтажный жилой дом <адрес>

     Из указанного выше свидетельства, материалов учетного дела: справки Федерального БТИ № 1503 от 06.12.2011г.,выписки из ЕГРП № 33/006/2011-266 судом установлено, что общая площадь жилого помещения, принадлежащего истице составляет 34,2 кв.м., жилая площадь-24.1 кв.м.

В соответствии с копией паспорта (л. д. 12); выпиской из домовой книги от 06.12.2011г., справкой .. сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ Иванова А.Н. зарегистрирована и проживает с 18.08.1979г. по адресу: <адрес>.

         Материалами дела № 94, представленными ответчиком по запросу суда, подтверждается факт подачи истцом заявления в жилищную комиссию администрации района о признании Ивановой А.Н. нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке ее на учет с приложением необходимых документов.

    Уведомлением (л.д.8),протоколом заседания жилищной комиссии № 73 от 13.12.2011 г. подтверждается факт отказа истице в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

    Основанием для отказа послужило превышение учетной нормы общей площади жилого помещения в расчете на одного человека, нуждающегося в улучшении жилищных условий (12,5 кв.м.) по сравнению с общей площадью жилья, приходящегося на долю истицы (34,2 кв.м.).

    В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны имеют право на предоставление мер социальной поддержки в виде обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем. При этом обеспечении жильем осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

     Статьей 23.2 указанного закона определено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

    Пункт 2 части 3 ст. 23.2 Закона предусматривает, что объем средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций бюджетов субъектов РФ определяется: по обеспечению жильем, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки: общей площади жилья 36 кв. м и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации для участников Великой Отечественной войны.

    В соответствии с Законом Алтайского края № 92-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны», п. 7 Положения «О предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов в Алтайском крае», утвержденных Постановлением администрации Алтайского края № 407 от 06. 10. 2006, органы местного самоуправления муниципального района наделены государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

    Системный анализ действующего законодательства Российской Федерации позволяет прийти к выводу, что под нуждающимися в улучшении жилищных условий участниками Великой Отечественной войны применительно к Федеральному закону о ветеранах понимаются участники Великой Отечественной войны (лица, приравненные к ним), соответствующие основаниям признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

    Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

    Таким образом, основанием для постановки на учет в качестве нуждающегося, является одно и (или) несколько оснований, установленных ст. 51 ЖК РФ.

    Учитывая требование обоснованности принятого жилищной комиссией решения о постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, суд исходит из презумпции, что граждане, при обращении в орган, уполномоченный принимать решение, имеют право на постановку на учет. Основанием для отказа в постановке является одно или несколько оснований, установленных ст. 51 ЖК РФ.

    При этом суд полагает, что бремя сбора и предоставления доказательств, свидетельствующих об отсутствии таких оснований, возлагается на ответчика.

    Вместе с тем, при вынесении решения жилищная комиссия формально, установив превышение нормы площади жилья, отказала в удовлетворении поданного заявления.

Из анализа представленных документов (свидетельства о государственной регистрации права, выписки из ЕГРП, справки Федерального БТИ ) следует, что истица имеет в собственности жилой дом ...

Вместе с тем, данное жилое помещение не пригодно для проживания в силу его ветхости, что признано ответчиком и не подлежало доказыванию истцом.

Учитывая вышеизложенное, в том случае, если член семьи умершего участника Великой Отечественной войны проживает в жилом помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, он должен быть признан органом местного самоуправления нуждающимся в улучшении жилищных условий - на основании пункта 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

        В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 12. 01. 1995 № 5 ФЗ «О ветеранах» (с изменениями и дополнениями) ветераны имеют право на обращение в суд за защитой прав, установленных данным законом, другими федеральными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации мер социальной поддержки.

    При указанных обстоятельствах, установленных судом, решение жилищной комиссии при администрации Кытмановского района Алтайского края об отказе в постановке на учет вдовы участника ВОВ Ивановой А.Н. в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны Кытмановского района Алтайского края, нуждающихся в улучшении жилищных условий и получения субсидии, является незаконным.

    Поскольку требования истицы основаны на положениях Указа Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» (в редакции от 09.01.2010 г.), которым предписано завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах», суд считает необходимым при удовлетворении заявленных требований изложить их формулировку в иной редакции.

    На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194 - 198, суд

РЕШИЛ:

    Заявленные исковые требования удовлетворить.

    Признать незаконным решение жилищной комиссии при администрации Кытмановского района Алтайского края, оформленное протоколом № 73 от 13 декабря 2011года об отказе Ивановой .. в постановке в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны Кытмановского района Алтайского края в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

    Признать Иванову .. как вдову участника Великой Отечественной войны нуждающейся в улучшении жилищных условий.

    Обязать     Администрацию Кытмановского района Алтайского края осуществить постановку Ивановой .. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета как вдову ветерана Великой Отечественной войны с 07 декабря 2011г.

    Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в апелляционном порядке через Кытмановский районный суд в течение 1 ( Одного) месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                                                                М. Г. Ермизина

..

..

..