Решение об удовлетворении иска о признании незаконным решения жилищной комиссии



Дело № 2- 33/2011

Заочное решение

Именем Российской Федерации

с. Кытманово Алтайского края 31 января 2011г.

Кытмановский районный суд в составе председательствующего судьи М.Г.Ермизиной, при секретаре Курьиной Е.О., с участием представтеля истца Черкасовой <данные изъяты>- Гречишкина Ю.А., действующего на основании доверенности от 24.12.2010г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Черкасовой <данные изъяты> к администрации Кытмановского района Алтайского края о признании решения жилищной комиссии об отказе в постановке Черкасовой А.Е. в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны по Кытмановскому району Алтайского края в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным, признании Черкасовой А.Е. нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязании администрации Кытмановского района осуществить постановку ее на учет в сформированный список указанной категории граждан - получателей субсидии с 28 октября 2010г.,

УСТАНОВИЛ:

Черкасова <данные изъяты> обратилась в суд с иском к администрации Кытмановского района Алтайского края о признании решения жилищной комиссии об отказе в постановке Черкасовой А.Е. в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны по Кытмановскому району Алтайского края в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным, признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязании администрации Кытмановского района осуществить постановку Черкасовой А.Е. на учет в сформированный список указанной категории граждан - получателей субсидий с 28 октября 2010 г.

В обоснование заявленных требований истица указывает, что является вдовой ветерана Великой Отечественной войны - Черкасова <данные изъяты>, пропавшего без вести в годы Великой отечественной войны.

Обратившись 28 октября 2010г. к ответчику с заявлением о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета, истица получила отказ по тем мотивам, что Черкасова А.Е. обеспечена учетной нормой площади жилого помещения, которая на территории Кытмановского района составляет 12,5 кв.м.

Не соглашаясь с отказом, Черкасова А.Е. указывает, что жилья в собственности, пользовании по договору социального найма не имеет, проживает совместно со своим сыном и снохой в доме, собственник которого не определен.

Указанные обстоятельства: статус вдовы участника Великой Отечественной войны, отсутствие жилого помещения на праве собственности или по договору социального найма, подача заявления в жилищную комиссию со всеми необходимыми документами, по мнению истицы, обязывали ответчика принять положительное решение по вопросу о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Истица в судебное заседание не явилась по причине преклонного возраста, состояния здоровья. Об отложении судебного заседания не ходатайствовала, доказательств наличия обстоятельств, препятствующих возможности рассмотрения гражданского дела в ее отсутствие, суду не представила.

Представитель истца Гречишкин Ю.А., действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности от 24 декабря 2010 г., на удовлетворении исковых требований настаивал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Пояснил, что истица проживает в доме, собственник которого не определен, собственного жилья не имеет, по договору социального найма жильем не пользуется. Считает отказ жилищной комиссии администрации Кытмановского района в постановке истицы на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не основанным на законе.

Наличие соответствующих норм материального закона, статус вдовы участника ВОВ, отсутствие у Черкасовой А.Е. жилого помещения на праве собственности или в пользовании по найму, направление ответчику заявления со всеми необходимыми документами и положения п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ дают право истице состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, об уважительных причинах неявки суду не сообщил.

При отсутствии уважительных причин неявки ответчика, заслушав мнение представителя истца, суд, руководствуясь ст. 167, ст.ст. 233-237 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в заочном производстве.

В предварительном судебном заседании представитель ответчика Диденко О.П. возражала против удовлетворения иска, но признала, что истица имеет статус вдовы участника Великой Отечественной войны. При этом судом представителю ответчика было разъяснено, что признание указанного обстоятельства, на котором истица основывает свои требования, в соответствии с положениями ст. 68 ч.2 ГПК РФ, освобождает истца от необходимости дальнейшего его доказывания. Полагала, что истица Черкасова А.Е. проживает с сыном и снохой в жилом помещении, площадь которого в расчете на одного проживающего лица, превышает учетную норму площади жилого помещения на одного человека, нуждающегося в улучшении жилищных условий. Площадь дома, в котором проживает истица, составляет 52 кв. м., норма общей площади жилья в расчете на 1 человека превышает учетную норму (12,5 кв.м.), установленную на территории Кытмановского района. Дом не является муниципальной собственностью, данных свидетельствующих о принадлежности жилого дома кому-либо отсутствуют.

Свидетель В. суду показал, что дом, в котором проживает истица, был построен в 1965 году. В то время он работал в совхозе «Порошинский» в качестве рабочего. Было принято решение построить в <адрес> дома для молодых семей. Строительством занималось Черкасовское отделение совхоза «Порошинский», расположенное в с. Черкасово Кытмановского района. В тот период истица проживала в маленьком ветхом домике с сыном. На земельном участке, прилегающем к дому, было начато строительство нового дома. После завершения строительства, семья Черкасовых стала в нем проживать. Принадлежность данного жилого дома совхозу или иным лицам свидетелю не известна, так как после завершения работ по настилу чердачных перекрытий, свидетеля вместе с бригадой перевели на другой строительный объект. Изначально дом был размером примерно 6м. Х 6 м., т.е. около 40 кв.м.

Свидетель Д. суду показал, что проживает вместе с матерью Черкасовой А.Е. и женой Ч. в жилом доме по <адрес>. Этот дом строил совхоз «Порошинский». Вселившись в этот дом они периодически вносили квартплату в кассу совхоза примерно до 1990 года. Когда в 90-гг.началась приватизация жилья, то он и его члены семьи дом не приватизировали. Документов на дом в совхозе не было. В последствии, когда на базе Черкасовского отделения совхоза «Порошинский» образовался совхоз «Черкасовский» жилой дом на баланс совхоза «Черкасовский» передан не был. Дом нигде не значился. Эти факты известны свидетелю, так как он работал в совхозе «Черкасовский» <данные изъяты>. После организации совхоза «Черкасовский» квартплату они перестали уплачивать, и никто её с них не взимал. Договор социального найма они так же ни с кем не заключали. Оформлять документы на дом в настоящее время не имеет смысла, так как стоимость оформления документов значительно превышает стоимость жилого дома.

Заслушав объяснения представителя истца, свидетелей, исследовав материалы дела, представленные истцом письменные доказательства, материалы учетного дела № 58 от 28.10.2010 г., документы, представленные по запросу суда, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных исковых требований.

Черкасова А.Е. является вдовой участника Великой Отечественной войны и пользуется льготами, предусмотренными п.п. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 12. 01. 95 № 5-ФЗ «О ветеранах», что подтверждено соответствующим удостоверением № (л. д.4), корешком извещения на пропавшего без вести (л.д. 6), сведениями, содержащимися в книге памяти ( л.д.14-15).

Согласно выписки Администрации <данные изъяты> сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ, справки № от ДД.ММ.ГГГГ, выписки из домовой книги, содержащейся в учетном деле № Черкасова А.Е. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована с 2002 г. по адресу: <адрес>. Совместно с ней проживают сын Д., ДД.ММ.ГГГГ г.р. и сноха Ч., ДД.ММ.ГГГГ г.р.

Из уведомлений № 33/003/2010-495 от 25.10.2010г., № 33/003/2010-545 от 16.12.2010г., № 33/003/2010-544 от 16.12.2010г., выданного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, следует, что Черкасова <данные изъяты>, Черкасов <данные изъяты> и Черкасова <данные изъяты> по данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним жилья в собственности не имеют.

Справкой Федерального БТИ ( л.д.16) подтверждается отсутствие жилья в собственности истицы.

Согласно справки Администрации <данные изъяты> сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленной по запросу суда, Черкасовой А.Е. жилые помещения на территории поселения <данные изъяты> сельсовет <адрес> на условиях социального найма не передавались.

Материалами дела № 58, представленным ответчиком по запросу суда, подтверждается факт подачи истцом заявления в жилищную комиссию администрации района о признании Черкасовой А.Е. нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке ее на учет с приложением необходимых документов.

Уведомлением (л.д.7), протоколом заседания жилищной комиссии № 43 от 13.12.2010г. подтверждается факт отказа истице в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Основанием для отказа послужило превышение учетной нормы общей площади жилого помещения в расчете на одного человека, нуждающегося в улучшении жилищных условий (12,5 кв.м.) по сравнению с общей площадью жилья, приходящегося на долю истицы (17,4 кв.м.).

В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны имеют право на предоставление мер социальной поддержки в виде обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем. При этом обеспечении жильем осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Статьей 23.2 указанного закона определено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

П. 2 ч. 3 ст. 23.2 Закона предусматривает, что объем средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций бюджетов субъектов РФ определяется: по обеспечению жильем, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки: общей площади жилья 36 кв. м и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации для участников Великой Отечественной войны.

В соответствии с Законом Алтайского края № 92-ЗС « О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны», п. 7 Положения «О предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов в Алтайском крае», утвержденных Постановлением администрации Алтайского края № 407 от 06. 10. 2006, органы местного самоуправления муниципального района наделены государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Системный анализ действующего законодательства Российской Федерации позволяет прийти к выводу, что под нуждающимися в улучшении жилищных условий участниками Великой Отечественной войны применительно к Федеральному закону о ветеранах понимаются участники Великой Отечественной войны( лица, приравненные к ним), соответствующие основаниям признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом, основанием для постановки на учет в качестве нуждающегося, является одно и (или) несколько оснований, установленных ст. 51 ЖК РФ.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Учитывая вышеизложенное, в том случае, если ветеран проживает в жилом помещении, не являясь собственником (нанимателем) этого жилого помещения, а также не являясь членом семьи собственника (нанимателя) данного жилого помещения, то при отсутствии у ветерана иного жилого помещения, принадлежащего ему на праве собственности или занимаемого по договору социального найма, этот ветеран должен быть признан органом местного самоуправления нуждающимся в улучшении жилищных условий - на основании пункта 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Учитывая требование обоснованности принятого жилищной комиссией решения о постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, суд исходит из презумпции, что граждане, при обращении в орган, уполномоченный принимать решение, имеют право на постановку на учет. Основанием для отказа в постановке является одно или несколько оснований, установленных ст. 51 ЖК РФ.

При этом суд полагает, что бремя сбора и предоставления доказательств, свидетельствующих об отсутствии таких оснований возлагается на ответчика.

Поскольку доказательств наличия жилого помещения в собственности либо пользовании по договору социального найма у истицы ответчиком суду не представлено, а из имеющихся в деле доказательств следует, что Черкасова А.Е. не имеет жилого помещения в собственности и пользовании как наниматель, то суд приходит к выводу о нуждаемости последней в улучшении жилищных условий.

В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 12. 01. 1995 № 5 ФЗ «О ветеранах» (с изменениями и дополнениями) ветераны имеют право на обращение в суд за защитой прав, установленных данным законом, другими федеральными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации мер социальной поддержки.

При указанных обстоятельствах, установленных судом, решение жилищной комиссии при администрации Кытмановского района Алтайского края об отказе в постановке на учет вдовы участника ВОВ Черкасовой А.Е. в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны Кытмановского района Алтайского края, нуждающихся в улучшении жилищных условий и получения субсидии, является незаконным.

Поскольку требования истицы основаны на положениях Указа Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» (в редакции от 09.01.2010 г.), которым предписано завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах», суд считает необходимым при удовлетворении заявленных требований изложить их формулировку в иной редакции.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявленные исковые требования удовлетворить.

Признать незаконным решение жилищной комиссии при администрации Кытмановского района Алтайского края от 13.12.22010г. № 43 об отказе Черкасовой <данные изъяты> в постановке в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны Кытмановского района Алтайского края в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Признать Черкасову <данные изъяты>, как вдову участника Великой Отечественной войны, нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Обязать администрацию Кытмановского района Алтайского края поставить Черкасову <данные изъяты> на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета как вдову ветерана Великой Отечественной войны с 28 октября 2010г.

Разъяснить ответчику право подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Алтайский краевой суд через Кытмановский районный суд в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья М. Г. Ермизина

Дата вынесения решения в окончательной форме 05.02.201