Решение об удовлетворении иска о признании незаконным решения жилищной комиссии



Дело № 2-5/2011

Решение

Именем Российской Федерации

с. Кытманово Алтайского края 26 января 2011г.

Кытмановский районный суд в составе председательствующего судьи М.Г.Ермизиной, при секретаре Курьиной Е.О., с участием представителя истца Мордвиной .....- Гечишкина Ю.А., действующего на основании доверенности от 11.10.2010г. № 1-2331, представителя ответчика - Администрации Кытмановского района Алтайского края Диденко О.П., действующей на основании доверенности от 28.05.2010г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-159/2010 по Мордвиной ..... к администрации Кытмановского района Алтайского края о признании решения жилищной комиссии об отказе в постановке Мордвиной Л.И. в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны по Кытмановскому району Алтайского края в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным, признании Мордвиной Л.И. нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязании администрации Кытмановского района осуществить постановку ее на учет в сформированный список указанной категории граждан -получателей субсидии с 29 сентября 2010г.,

УСТАНОВИЛ:

Мордвина ..... обратилась в суд с иском к администрации Кытмановского района Алтайского края о признании решения жилищной комиссии об отказе в постановке Мордвиной Л.И. в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны по Кытмановскому району Алтайского края в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным, признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязании администрации Кытмановского района осуществить постановку Мордвиной Л.И. на учет в сформированный список указанной категории граждан - получателей субсидий с момента обращения - 29 сентября 2010г.

В обоснование заявленных требований истица указывает, что является вдовой ветерана Великой Отечественной войны - Мордвина ....., ДД.ММ.ГГГГ

Обратившись 29 сентября 2010г. к ответчику с заявлением о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета, истица получила отказ по тем мотивам, что Мордвина Л.И. обеспечена учетной нормой площади жилого помещения, которая на территории Кытмановского района составляет 12,5 кв.м.

Не соглашаясь с отказом, Мордвина Л.И. указывает, что жилой дом, в котором она проживает, не благоустроен, не отвечает установленным санитарным и техническим требованиям к жилым помещениям : отсутствует холодное и горячее водоснабжение, туалет находится на улице, для отопления истице приходится закупать большое количество дров и угля в зимнее время, топить печь самостоятельно, что сама истица, в силу возраста и состояния здоровья, не может делать.

Указанные обстоятельства : статус вдовы участника Великой Отечественной войны, отсутствие благоустроенного жилья в собственности, подача заявления в жилищную комиссию со всеми необходимыми документами, по мнению истицы обязывали ответчика принять положительное решение по вопросу о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Истица в судебное заседание не явилась по причине преклонного возраста, состояния здоровья. Об отложении судебного заседания не ходатайствовала, доказательств наличия обстоятельств, препятствующих возможности рассмотрения гражданского дела в ее отсутствие, суду не представила.

Представитель истца -адвокат Гречишкин Ю.А. ходатайствовал о рассмотрении гражданского дела в отсутствие истицы.

При этом представитель истца на удовлетворении исковых требований настаивал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Обосновывая заявленные требования, представитель истца в судебном заседании 02.11.2011г. пояснил, что истица, являясь вдовой участника Великой Отечественной войны, проживает с дочерью в неблагоустроенном жилом доме, при этом Мордвиной Л.И. принадлежит 1/4 доля вправе собственности на жилой <адрес> <адрес> общей площадью 52 кв.м. В дом е имеется водопровод, который не функционирует, дом отапливается автономно. Не смотря на то, что в селе имеется котельная, от которой отапливается сельская школа, в связи с удаленностью жилого дома от котельной, присоединение к ней жилого помещения истицы адвокат Гречишкин Ю.А. считает технически невозможным.

Указанные выше недостатки делают данное жилое помещение непригодным для проживания, требует капитальных вложений, которые значительно превышают стоимость самого объекта недвижимости.

Отсутствие в доме горячей и холодной воды, туалета, ванной комнаты, не позволяет истице вести нормальный образ жизни, выполнять элементарные требования гигиены без значительных физических затрат.

В силу преклонного возраста, состояния здоровья Мордвина Л.И. нуждается в постоянном уходе, самостоятельно не имеет возможности отапливать жилое помещение. Истица имеет статус вдовы ветерана Великой Отечественной войны.

В судебном заседании представитель истца ранее данные объяснения подтвердил, на удовлетворении заявленных требований настаивал. В связи с назначением по делу строительно-технической экспертизы и оплатой расходов по ее проведению в размере 12 000 рублей за счет средств истицы, адвокат Гречишкин Ю.А. ходатайствовал о взыскании указанной суммы судебных расходов с ответчика, включая сумму комиссионного сбора в размер 120 рублей.

Представитель ответчика Диденко О.П. исковые требования не признала, считает принятое решение об отказе истице в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилых помещений, законным и обоснованным, поскольку Мордвина Л.И. проживает в жилом помещении, площадь которого в расчете на одного проживающего лица, превышает учетную норму площади жилого помещения на одного человека, нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Так, по данным похозяйственных книг администрации <адрес> Мордвина Л.И. проживает с дочерью, площадь жилого помещения составляет 52 кв.м. В соответствии с решением районного Совета народных депутатов Кытмановского района № 55 от 26 августа 2008г. норма общей площади жилого помещения на одного человека, нуждающегося в улучшении жилищных условий составляет 12,5 кв.м.

Поскольку общая площадь жилого помещения по адресу: <адрес>, в котором проживает истица, составляет 52 кв.м., норма общей площади жилья в расчете на 1 человека превышает учетную норму (12,5 кв.м.), установленную на территории Кытмановского района.

Заслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика, свидетелей С.., К., исследовав материалы дела, представленные истцом письменные доказательства, материалы учетного дела, документы, представленные по запросу суда, заключение строительно-технической экспертизы, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных исковых требований.

Мордвина Л.И. является вдовой участника Великой Отечественной войны и пользуется льготами, предусмотренными п.п. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 12. 01. 95 № 5-ФЗ «О ветеранах», что подтверждено удостоверением участника Отечественной войны № (л. д.5), удостоверением № ( л.д.5).

Свидетельством о браке ( л.д.6) подтверждается факт заключения брака между истицей и Мордвиным З.А.

Согласно свидетельства о смерти серии I-ТО № ( л.д.7) Мордвин З.А. умер ДД.ММ.ГГГГ

По данным выписки из похозяйственных книг администрации <адрес> № 208 от 23.09.2010 г.( л.д.8), справки администрации ..... сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ( л.д.9) о составе семьи, истица зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес> вместе с дочерью П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Из уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> ( л.д.10), справки федерального БТИ № от ДД.ММ.ГГГГ из учетного дела ( л.д.29) следует, что Мордвина Л.И. собственником недвижимого имущества, зарегистрированного на имя истца, на территории Кытмановского района Алтайского края не имеет.

Вместе с тем, согласно договора о передаче жилья в собственность № от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.11; 51), утвержденного постановлением администрации Новотарабинского сельсовета ( л.д.50), жилой <адрес> был передан в общую долевую собственность граждан Мордвиной ....., А., П., В..

Материалами ученого дела № 46, представленного ответчиком по запросу суда, подтверждается факт подачи истцом 29 сентября 2010г. заявления в жилищную комиссию администрации района о признании Мордвиной Л.И. нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке ее на учет с приложением необходимых документов ( л.д.12).

Уведомлением ( л.д.4), протоколом заседания жилищной комиссии № 31 от 29.09.2010г.( л.д.26-27) подтверждается факт рассмотрения заявления истицы и отказа Мордвиной Л.И. в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Основанием для отказа послужило превышение учетной нормы общей площади жилого помещения в расчете на одного человека, нуждающегося в улучшении жилищных условий (12, 5 кв.м.) по сравнению с общей площадью жилья, приходящегося на долю истицы (26, 00 кв.м.)

Из представленной по запросу суда справки администрации ..... сельсовета ( л.д.49) следует, что на территории поселения ..... сельсовет <адрес> имеются централизованные инженерные сети электроосвещения, хозяйственно-питьевого водоснабжения.

Жилье Мордвиной Л.И., вдовы умершего участника Великой Отечественной войны, снабжено электроосвещением, водоснабжением (холодная вода) из коммунальной системы, отоплением с индивидуальным котлом, водоотведение через индивидуальную канализационную систему.

Из объяснений свидетеля С. следует, что, последняя, находясь в дружеских отношениях с дочерью истицы Б., часто бывает в <адрес>

Свидетелю известно, что Мордвина Л.И. проживает в данном жилом доме со своей дочерью П. До сентября 2010г. в жилом доме проживала А., дочь истицы, которая являлась инвалидом детства ( отсутствие ног). В сентябре 2010г. А. умерла.

Дом, в котором проживает истица, построен около 40-50 лет назад из старых строительных материалов ( разобранного деревянного дома). В связи с тем, что жилой дом стоит под уклоном, во время паводков талые воды подмывали фундамент, что привело к его разрушению. В зимнее время года в жилом помещении холодно. Из-за частичного разрушения основания дома, пол очень холодный, на кухне промерзают углы.

Кровля дома также частично разрушена, в дождливую погоду протекает.

Сама истица в силу возраста и состояния здоровья не может осуществлять уход за собой, является инвалидом по зрению.

Факт отсутствия благоустроенного, пригодного для проживания жилья у истицы подтверждается аналогичными показаниями свидетеля К.

Так, свидетель К., суду пояснила, что истица проживает в с. Новая Тараба в деревянном жилом доме. Свидетель часто бывает в гостях у Мордвиной Л.И., последний раз была 07 ноября 2010г. Жилой дом находится в ветхом состоянии: фундамент частично разрушен, веранда покосилась, зимой в доме очень холодно, холодное и горячее водоснабжение отсутствует. Сама истица является инвалидом по зрению (слепота).

Согласно заключения строительно-технической экспертизы № от 27.12.2010г. жилой дом, в которой проживает истица, не пригоден для проживания по основаниям, изложенным в « Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» ( в редакции Постановления Правительства РФ от 02.08.2007г. № 494) ввиду неудовлетворительного технического состояния и ухудшения в связи с физическим износом ( 66,75%) в процессе эксплуатации здания дома, его эксплуатационных характеристик, приведших к снижению уровня надежности, прочности и устойчивости отдельных строительных конструкций, частичной потери несущей способности основных конструктивных элементов; значительной степени биологического повреждения элементов деревянных конструкций, что привело к ухудшению их теплозащитных качеств.

В связи с изложенным экспертом в процессе исследования объекта установлено, что жилое помещение находится в ветхом состоянии, для проживания не пригодна и нормам проживания не соответствует в виду высокой степени износа основных конструктивных элементов квартиры.

В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны имеют право на предоставление мер социальной поддержки в виде обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем. При этом обеспечении жильем осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Статьей 23.2 указанного закона определено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

П. 2 ч. 3 ст. 23.2 Закона предусматривает, что объем средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций бюджетов субъектов РФ определяется: по обеспечению жильем, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки: общей площади жилья 36 кв. м и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации для участников Великой Отечественной войны.

В соответствии с Законом Алтайского края № 92-ЗС « О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны», п. 7 Положения «О предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов в Алтайском крае», утвержденных Постановлением администрации Алтайского края № 407 от 06. 10. 2006, органы местного самоуправления муниципального района наделены государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Системный анализ действующего законодательства Российской Федерации позволяет прийти к выводу, что под нуждающимися в улучшении жилищных условий участниками Великой Отечественной войны применительно к Федеральному закону о ветеранах понимаются участники Великой Отечественной войны( лица, приравненные к ним), соответствующие основаниям признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Таким образом, основанием для постановки на учет в качестве нуждающегося, является одно и ( или) несколько оснований, установленных ст. 51 ЖК РФ.

Учитывая требование обоснованности принятого жилищной комиссией решения о постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, суд исходит из презумпции, что граждане, при обращении в орган, уполномоченный принимать решение, имеют право на постановку на учет. Основанием для отказа в постановке является одно или несколько оснований, установленных ст. 51 ЖК РФ.

При этом суд полагает, что бремя сбора и предоставления доказательств, свидетельствующих об отсутствии таких оснований возлагается на ответчика.

Вместе с тем, при вынесении решения жилищная комиссия формально, установив превышение нормы площади жилья, отказала в удовлетворении поданного заявления.

Судом установлено, что не смотря на наличие в собственности Мордвиной Л.И. жилого помещения, оно не отвечает установленным для жилых помещений требованиям.

Данное обстоятельство подтверждено совокупностью представленных истцом доказательств: объяснениями представителя истца, свидетелей С. К., заключением строительно-технической экспертизы.

Вместе с тем, при вынесении решения жилищная комиссия формально, установив превышение нормы площади жилья, отказала в удовлетворении поданного заявления.

Судом установлено, что не смотря на наличие в пользовании истца жилого помещения, оно не отвечает установленным для жилых помещений требованиям.

Требования, которым должны отвечать жилые помещения, содержатся в подзаконном акте- Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.( в дальнейшем Положение)

В судебном заседании установлено, что жилой дом, в котором проживает Мордвина Л.И. по адресу: <адрес>, с учетом установленных судом обстоятельств, не пригодно для проживания, находится в ветхом состоянии, что делает обоснованными заявленные требования истицы.

В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 12. 01. 1995 № 5 ФЗ «О ветеранах» (с изменениями и дополнениями) ветераны имеют право на обращение в суд за защитой прав, установленных данным законом, другими федеральными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации мер социальной поддержки.

При указанных обстоятельствах, установленных судом, решение жилищной комиссии при администрации Кытмановского района Алтайского края об отказе в постановке на учет вдовы участника ВОВ Мордвиной Л.И. в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны Кытмановского района Алтайского края, нуждающихся в улучшении жилищных условий и получения субсидии, является незаконным.

Поскольку требования истицы основаны на положениях Указа Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» (в редакции от 09.01.2010 г.), которым предписано завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах», суд считает необходимым при удовлетворении заявленных требований изложить их формулировку в иной редакции.

Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Судом при рассмотрении дела по ходатайству истца и за его счет была назначена строительно-техническая экспертиза.

Согласно квитанций 000768 от 17.12.2010г., № 10636346 от 21.12.20101г. истцом произведена оплата экспертизы в размере 12120 рублей, включая комиссионный сбор в размере 120 рублей за перевод денежных средств.

Указанная денежная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу истца в полном размере.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194 - 198, суд

РЕШИЛ:

Заявленные исковые требования удовлетворить.

Признать незаконным решение жилищной комиссии при администрации Кытмановского района Алтайского края от 30 сентября 2010г. № 31 об отказе Мордвиной ..... в постановке в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны Кытмановского района Алтайского края в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Признать Мордвину ..... как вдову участника Великой Отечественной войны нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Обязать администрацию Кытмановского района Алтайского края поставить Мордвину ..... на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета как вдову ветерана Великой Отечественной войны с 29 сентября 2010г.

Взыскать с ответчика в пользу истца в возмещение судебных расходов по оплате строительно-технической экспертизы 12120 ( Двенадцать тысяч сто двадцать ) рублей.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Кытмановский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья М. Г. Ермизина