2-4/2011
Решение
Именем Российской Федерации
с. Кытманово Алтайского края 20 января 2011 года
Кытмановский районный суд Алтайского края в составе председательствующего судьи М.Г.Ермизиной, при секретаре Курьиной Е.О.,с участием представителя истца Матвеева <данные изъяты> - адвоката адвокатского кабинета Гречишкина Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Матвеева Н.В. к администрации Кытмановского района Алтайского края о признании незаконным решения жилищной комиссии об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, понуждении ответчика осуществить постановку истца на учет в составе категории граждан- участников и ветеранов Великой Отечественной войны по Кытмановскому району, нуждающихся в улучшении жилищных условий с включением истца в сформированный список указанной категории граждан -получателей субсидии,
УСТАНОВИЛ:
Матвеев <данные изъяты> обратился в суд с иском к администрации Кытмановского района Алтайского края о признании незаконным решения жилищной комиссии администрации Кытмановского района, оформленного протоколом № 9 от 31 марта 2010 г. об отказе Матвееву Н.Ф. в постановке на учет в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны по Кытмановскому району, нуждающихся в улучшении жилищных условий, признании участника ВОВ Матвеева Н.Ф. нуждающимся в улучшении жилищных условий, понуждении ответчика осуществить постановку истца на учет в составе категории граждан - участников и ветеранов ВОВ по Кытмановскому району, нуждающихся в улучшении жилищных условий с включением Матвеева Н.Ф. с 03 марта 2010г. ( момента обращения) в сформированный список указанной категории граждан - получателей субсидий.
В обоснование заявленных требований Матвеев Н.Ф.указал, что является участником Великой Отечественной Войны, в настоящее время проживает в <адрес> жилого <адрес> края вместе с сыном.
Данное жилое помещение, по мнению истца, не отвечает установленным санитарным и техническим требованиям, т.к. отсутствует горячее и холодное водоснабжение, канализация, центральное отопление.
При указанных обстоятельствах истцу приходится носить воду с колонки, которая находится на расстоянии около 300 метров от дома. В зимний период истец вынужден приобретать большое количество угля, дров для автономного отопления. Вместе с тем в силу возраста, состояния здоровья с каждым днем осуществление указанных действий становится затруднительным.
В связи с изданием Указа Президента РФ 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941 - 1945 годов» он относится к категории граждан - участников и ветеранов ВОВ, имеющих право состоять на учете по месту своего жительства в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, а администрация Кытмановского района обязана принять положительное решение о постановке его на учет в составе указанной категории граждан с целью обеспечения получения субсидий для приобретения благоустроенного жилья.
В марте 2010 года истец подал в администрацию Кытмановского района Алтайского края заявление о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по установленному образцу, приложив все необходимые документы. Указанные документы были приняты на рассмотрение.
Решением жилищной комиссии от 31 марта 2010 года отказано в постановке в список инвалидов и участников ВОВ по Кытмановскому району, нуждающихся в улучшении жилищных условий служащим Кытмановской районной администрации по тому основанию, что по данным похозяйственных книг администрации Дмитро-Титовского сельсовета Кытмановского района Алтайского края, общая площадь жилого помещения, в котором проживает Матвеев Н.Ф., превышает учетную норму общей площади жилья на 1 человека, установленную решением районного Совета народных депутатов № 55 от 26 августа 2008 г.
Поскольку ответчик уклонился от рассмотрения заявления в полном объеме и по существу, отказав участнику и ветерану ВОВ в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в составе указанной категории граждан с включением в список указанной категории граждан - получателей субсидий, с целью последующего приобретения жилья в собственность, Матвеев Н.Ф. обратился в суд за защитой нарушенного права.
Истец Матвеев Н.Ф. в судебное заседание не явился по причине преклонного возраста, состояния здоровья. Об отложении судебного заседания не ходатайствовал, доказательств наличия обстоятельств, препятствующих возможности рассмотрения гражданского дела в его отсутствие, суду не представил.
Представитель истца Гречишкин Ю.А. ходатайствовал о рассмотрении гражданского дела в отсутствие истца.
При этом представитель истца на удовлетворении исковых требований настаивал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился по заявлению.
На основании ст.167 ГПК РФ суд, с учетом мнения представителя истца, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившейся на заседание стороны.
В суд поступил отзыв представителя ответчика на поданное Матвеевым Н.Ф. исковое заявление, в соответствии с которым администрация Кытмановского района Алтайского края с исковым заявлением не согласна по следующим основаниям.
Истцом на рассмотрение жилищной комиссии были предоставлены документы в соответствии с законом Алтайского края от 09 декабря 2005 года № 115-ЗС «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма».
В ходе проверки представленных документов установлено, что Матвеев Н.Ф. проживает в жилом помещении, площадь которого в расчете на одного проживающего лица, превышает учетную норму площади жилого помещения на одного человека, нуждающегося в улучшении жилищных условий. Так, по данным похозяйственных книг администрации Кытмановского сельсовета Кытмановского района Алтайского края Матвеев Н.Ф. проживает в <адрес> жилого <адрес>, площадь жилого помещения составляет 30 кв.м На указанной жилой площади проживают 2 человека ( включая истца).
В соответствии с решением районного Совета народных депутатов Кытмановского района № 55 от 26 августа 2008г. норма общей площади жилого помещения на одного человека, нуждающегося в улучшении жилищных условий составляет 12,5 кв.м.
Поскольку общая площадь жилого помещения, в котором проживает истец, составляет 30 кв.м., норма общей площади жилья в расчете на 1 человека превышает учетную норму (12,5 кв.м.), установленную на территории Кытмановского района.
Заслушав объяснение представителя истца, свидетеля Матвеева Е.В., исследовав материалы дела, представленные истцом письменные доказательства, материалы учетного дела, документы, представленные по запросу суда, заключение строительно-технической экспертизы суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных исковых требований.
Согласно копии удостоверения серии Т № ( л.д.7) Матвеев Н.Ф. является участником Великой Отечественной войны.
Из справки ВТЭ -59 № ( л.д.8) следует, что Матвееву Н.Ф. установлена бессрочно вторая группа инвалидности.
Выпиской из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.37), справкой о составе семьи ( л.д.46) подтверждается факт проживания истца в <адрес> жилом <адрес>.
Из указанных документов, объяснений свидетеля П. следует, что истец проживает в данном жилом помещении вместе с сыном П.И.
Из объяснений свидетеля П. следует, что, последний является внуком истца, ежемесячно навещает своего деда. Истец проживает в <адрес> деревянного двухквартирного жилого <адрес>. По мнению свидетеля жилое помещение не предназначено для постоянного проживания в нем : фундамент дома разрушен, крыша протекает, основание и несущие конструкции жилого дома разрушены, в результате чего дом накренился, центральное водоснабжение, водоотведение, отопление отсутствуют. Матвеев Н.Ф.в силу возраста и состояния здоровья не может самостоятельно передвигаться, в связи с чем уход за ним осуществляет П.И., отец свидетеля, который проживает вместе с истцом.
Показания свидетеля подтверждаются актом обследования жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым при обследовании квартиры, в которой проживает Матвеев Н.Ф., комиссией при администрации Дмитро-Титовского сельсовета установлено, что истец проживает в собственной квартире, общей площадью 32 кв.м. с сыном П.И.. В квартире имеется печное отопление, водопровод. Жилое помещение нуждается в капитальном ремонте: замена кровли( шифера), окон, крыльца, отопления, внутренней облицовки стен.
Согласно уведомления об отсутствии в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от 03.03.2010 № 33/003/2010-74, выданного УФС государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, на территории Кытмановского района Алтайского края в ЕГРП отсутствуют сведения о правах Матвеева Николая Федоровича на имеющиеся у него объекты недвижимости.
Вместе с тем из договора о передаче жилья в собственность ( л.д.35-36), следует, что истец является собственником <адрес> жилом <адрес>.
В судебном заседании исследованы материалы учетного дела № 2 по заявлению Матвеева Н.Ф. № М-37-02/1-26, предоставленного администрацией Кытмановского района по судебному запросу.
Заявлением от 04 марта 2010г. подтверждается факт обращения истца в Администрацию Кытмановского района с просьбой о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий участника ВОВ.
Протоколом заседания жилищной комиссии № 9 от 31.03.2010г. ( л.д.21-22), письмом № 279 от 09.04.2010г. подтверждается факт отказа истцу в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по превышения учетной нормы общей площади жилья на 1 человека, установленной решением районного Совета народных депутатов № 55 от 26 августа 2008 г.
Согласно заключения строительно-технической экспертизы № 58-10-12-07 от 22.12.2010г. квартира, в которой проживает истец не пригодна для проживания по основаниям, изложенным в « Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» ( в редакции Постановления Правительства РФ от 02.08.2007г. № 494) ввиду неудовлетворительного технического состояния и ухудшения в связи с физическим износом ( 65,45%) в процессе эксплуатации здания дома, его эксплуатационных характеристик, приведших к снижению уровня надежности, прочности и устойчивости отдельных строительных конструкций, частичной потери несущей способности основных конструктивных элементов; значительной степени биологического повреждения элементов деревянных конструкций, что привело к ухудшению их теплозащитных качеств.
В связи с изложенным экспертом в процессе исследования объекта установлено, что жилое помещение находится в ветхом состоянии, для проживания не пригодна и нормам проживания не соответствует в виду высокой степени износа основных конструктивных элементов квартиры.
В соответствии с ч.1 ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно подп. 4 п.1 ст.14 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» одной из мер социальной поддержки инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий является обеспечение их жильем за счет средств федерального бюджета, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 указанного Федерального закона.
Из ст. 23. 2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5 ФЗ «О ветеранах» (с изменениями и дополнениями) следует, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержке по оплате жилищно-коммунальных услуг и полномочия по обеспечению жильем категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
П.2 ч.3 ст. 23.2 Закона предусматривает, что объем средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций бюджетов субъектов РФ определяется: по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки: общей площади жилья 36 кв. м и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации для участников Великой Отечественной войны.
В соответствии с Законом Алтайского края № 92-ЗС « О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны», п.7 Положения « О предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов в Алтайском каре», утвержденных Постановлением администрации Алтайского края № 407 от 06.10.2006, органы местного самоуправления муниципального района наделены государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В преамбуле Указа Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» сказано, что он постановлен в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов в дань глубокого уважения ветеранам войны.
В соответствии с данным Указом ( в редакции Указа Президента РФ от 09.01.2010г. № 30), жильем должны быть обеспечены все ветераны Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, независимо от постановки их на учет в срок до 01 марта 2005г.
Кроме того данным нормативным актом (Указом № 30 от 09.01.2010г.) исключен срок окончания срока данной меры социальной поддержки инвалидов и участников ВОВ.
Системный анализ действующего законодательства Российской Федерации позволяет прийти к выводу, что под нуждающимися в улучшении жилищных условий участниками Великой Отечественной войны применительно к Федеральному закону о ветеранах понимаются участники Великой Отечественной войны, соответствующие основаниям признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При этом участники Великой Отечественной войны должны признаваться нуждающимися в улучшении жилищных условий в порядке, установленном для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (статьи 50 - 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, Закон Алтайского края № 115-ЗС от 09.12.2005г. "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма"), за исключением предъявления к участникам Великой Отечественной войны требований относительно их имущественного положения.Согласно ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, основанием для постановки на учет в качестве нуждающегося, является одно и ( или) несколько оснований, установленных ст. 51 ЖК РФ.
Учитывая требование обоснованности принятого жилищной комиссией решения о постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, суд исходит из презумпции, что граждане, при обращении в орган, уполномоченный принимать решение, имеют право на постановку на учет. Основанием для отказа в постановке является одно или несколько оснований, установленных ст. 51 ЖК РФ.
При этом суд полагает, что бремя сбора и предоставления доказательств, свидетельствующих об отсутствии таких оснований возлагается на ответчика.
Вместе с тем, при вынесении решения жилищная комиссия формально, установив превышение нормы площади жилья, отказала в удовлетворении поданного заявления.
Судом установлено, что не смотря на наличие в собственности истца жилого помещения, оно не отвечает установленным для жилых помещений требованиям.
Данное обстоятельство подтверждено совокупностью представленных истцом доказательств: объяснениями представителя истца, свидетеля П., актом обследования жилищных условий, заключением строительно-технической экспертизы.
В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 12. 01. 1995 № 5 ФЗ «О ветеранах» (с изменениями и дополнениями) ветераны имеют право на обращение в суд за защитой прав, установленных данным законом, другими федеральными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации мер социальной поддержки.
При указанных обстоятельствах, установленных судом, решение жилищной комиссии при администрации Кытмановского района Алтайского края об отказе в постановке на учет Матвеева Н.Ф. в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны Кытмановского района Алтайского края, нуждающихся в улучшении жилищных условий и получения субсидии, является незаконным.
Поскольку требования истицы основаны на положениях Указа Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» (в редакции от 09.01.2010 г.), которым предписано завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах», суд считает необходимым при удовлетворении заявленных требований изложить их формулировку в иной редакции.
Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Судом при рассмотрении дела по ходатайству истца и за его счет была назначена строительно-техническая экспертиза.
Из уведомления о проведении экспертизы № 971 от 09.12.2010г. следует, что стоимость экспертизы составляет 12000 рублей.
Из объяснений представителя истца следует, что оплата экспертизы истцом произведена.
Вместе с тем доказательств понесенных расходов суду не представлено.
При указанных обстоятельствах у суду отсутствуют основания для взыскания с ответчика судебных расходов, размер которых судом без подтверждающих документов определен быть не может.
Суд считает необходимым разъяснить истцу, что в соответствии с ч.1 ст. 201 ГПК РФ суд, принявший решение по делу, может по своей инициативе или по заявлению лиц, участвующих в деле, принять дополнительное решение в случае, если судом не разрешен вопрос о судебных расходах.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявленные исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным решение жилищной комиссии при Администрации Кытмановского района Алтайского края, оформленное протоколом №9 от 31 марта 2010 года об отказе Матвееву <данные изъяты> в постановке в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны Кытмановского района Алтайского края, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Признать Матвеева <данные изъяты> как участника Великой Отечественной войны, нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Обязать администрацию Кытмановского района Алтайского края поставить Матвеева <данные изъяты> на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета как участника ветерана Великой Отечественной войны с момента обращения, 04 марта 2010г..
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Кытмановский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья М. Г. Ермизина
дата вынесения решения в окончательной форме 25.01.2011г.