Дело № 2-7/2011
Решение
Именем Российской Федерации
с. Кытманово Алтайского края 24 января 2011г.
Кытмановский районный суд в составе председательствующего судьи М.Г.Ермизиной, при секретаре Курьиной Е.О., с участием истца Авраменко ....., представителя истца адвоката адвокатского кабинета Гречишкина Ю.А., предоставившего ордер № 002535 от 08 ноября 2010г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-164/2010 по иску Авраменко ..... к администрации Кытмановского района Алтайского края о признании решения жилищной комиссии об отказе в постановке Авраменко Л.Ф. в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны по Кытмановскому району Алтайского края в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным, признании Авраменко Л.Ф. нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязании администрации Кытмановского района осуществить постановку ее на учет в сформированный список указанной категории граждан - получателей субсидии с 13 сентября 2010г.,
УСТАНОВИЛ:
Авраменко ..... обратилась в суд с иском к администрации Кытмановского района Алтайского края о признании решения жилищной комиссии об отказе в постановке Авраменко Л.Ф. в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны по Кытмановскому району Алтайского края в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным, признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязании администрации Кытмановского района осуществить постановку Авраменко Л.Ф. на учет в сформированный список указанной категории граждан - получателей субсидий с момента обращения - 13 сентября 2010 г.
В обоснование заявленных требований истица указывает, что является вдовой ветерана Великой Отечественной войны - Авраменко ....., умершего ДД.ММ.ГГГГ
Обратившись ДД.ММ.ГГГГ к ответчику с заявлением о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета, истица получила отказ по тем мотивам, что Авраменко Л.Ф. обеспечена учетной нормой площади жилого помещения, которая на территории Кытмановского района составляет 12,5 кв.м.
Не соглашаясь с отказом, Авраменко Л.Ф. указывает, что жилой дом, в котором она проживает, не благоустроен, не отвечает установленным санитарным и техническим требованиям к жилым помещениям: отсутствует холодное и горячее водоснабжение, туалет находится на улице, для отопления истице приходится закупать большое количество дров и угля в зимнее время.
Указанные обстоятельства, а именно: статус вдовы участника Великой Отечественной войны, отсутствие благоустроенного жилья в собственности, подача заявления в жилищную комиссию со всеми необходимыми документами, по мнению истицы, обязывали ответчика принять положительное решение по вопросу о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Истица Авраменко Л.Ф. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивала, ранее данные объяснения в судебном заседании 08 ноября 2011г. подтвердила.
В судебном заседании 08 ноября 2011г. истица пояснила, что проживает одна, дом ветхий и требует основательного ремонта, на который необходимы большие денежные средства. Дому более 50 лет, бревна сгнили, стены промерзают, фундамент разрушен. Зимой в доме очень холодно, приходится закупать большое количество угля.
Представитель истицы Гречишкин Ю.А. дополнил так же, что жилой дом не пригоден для постоянного проживания в нем, т.к. основание и несущие конструкции жилого дома, крыша имеют повреждения, трещины, температура в холодное время года не поднимается выше отметки +13С. Отсутствуют вентиляция, централизованное отопление и водоснабжение. Не смотря на то, что площадь занимаемого истицей жилого помещения формально превышает учетную норму площади жилья, установленную на территории Кытмановского района для целей постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие недостатки жилого дома делают его непригодным для проживания. В силу преклонного возраста, состояния здоровья Авраменко Л.Ф. затруднительно осуществлять уход за собой и жилым домом. Истица имеет статус вдовы ветерана Великой Отечественной войны.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, надлежащим образом о времени и месте судебного заседания извещен. В возражении на исковое заявление от 27.10.2010г. в письменном виде ходатайствовал о рассмотрении гражданского дела в его отсутствие.
Заслушав мнение участников процесса, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившейся стороны.
В судебном заседании 08 ноября 2011г. представители ответчика Безрукова Е.В. и Мокряков С.А. возражали против удовлетворения иска Авраменко Л.Ф. по причине того, что жилое помещение, в котором проживает истица превышает учетную норму площади жилья на 1 человека, следовательно, обеспечена жилым помещением. При обращении с заявлением о постановке на учет не заявляла о необходимости обследования жилья межведомственной комиссией на предмет пригодности его для проживания. В выписке из технического паспорта на жилое помещение указано, что износ жилого дома составляет 39%.
В отзыве на исковое заявление ответчик заявленные исковые требования не признает по следующим основаниям.
Истицей на заседание жилищной комиссии были предоставлены документы, в соответствии с законом Алтайского края от 09 декабря 2005 года № 115-ЗС «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма», по которым была проведена проверка.
В ходе проверки установлено, что Авраменко Л.Ф. проживает в жилом помещении, площадь которого в расчете на одного проживающего лица, превышает учетную норму площади жилого помещения на одного человека, нуждающегося в улучшении жилищных условий. Так, по данным похозяйственных книг администрации Сунгайского сельсовета Кытмановского района Алтайского края Авраменко Л.Ф. проживает в доме площадь которого составляет 49,4 кв.м. В соответствии с решением районного Совета народных депутатов Кытмановского района № 55 от 26 августа 2008 г. норма общей площади жилого помещения на одного человека, нуждающегося в улучшении жилищных условий составляет 12,5 кв.м.
Поскольку общая площадь жилого помещения по адресу: <адрес>, в котором проживает истица, составляет 49,4 кв.м., норма общей площади жилья в расчете на 1 человека превышает учетную норму (12,5 кв.м.), установленную на территории Кытмановского района.
Заслушав объяснения истца, представителя истца, исследовав материалы дела, представленные истцом письменные доказательства, материалы учетного дела, документы, представленные по запросу суда, заключение строительно-технической экспертизы суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных исковых требований.
Авраменко Л.Ф. является вдовой участника Великой Отечественной войны и пользуется льготами, предусмотренными п.п. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 12. 01. 95 № 5-ФЗ «О ветеранах», что подтверждено удостоверением № (л.д. 6).
Согласно справки администрации ..... сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ, содержащейся в материалах дела (л.д. 7) Авраменко Л.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована по адресу: <адрес>.
Из уведомления № 33/003/2010-367 от 13.09.2010г., выданного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, следует, что Авраменко ..... по данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним является собственником жилого дома и земельного участка по <адрес>.
Согласно копии договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.33-34) жилой дом был приобретен истицей у граждан ФИО7, ФИО8
Вместе с тем, с учетом объяснений истца, судом установлено, что фактически сделка исполнена сторонами в 2000 г. Причиной оформления прав на объект недвижимого имущества послужила необходимость предоставления документов на жилое помещение для оформления субсидии на оплату коммунальных услуг. Указанное обстоятельство приобретения жилого помещения 10 лет назад признано ответчиком в судебном заседании 08.11.2010г. и не подлежало доказыванию истцом.
Кроме того факт проживания истицы в жилом <адрес> с 11.11.2000г. подтверждается выпиской из домовой книги № от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.22).
Свидетельством о браке (л.д. 4) подтверждается факт регистрации брака между Авраменко Л.Ф.(до регистрации брака .....) и Авраменко П.А.
Материалами дела № представленными ответчиком по запросу суда, подтверждается факт подачи истцом заявления в жилищную комиссию администрации района о признании Авраменко Л.Ф. нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке ее на учет с приложением необходимых документов (л.д. 21).
Уведомлением (л.д.8), протоколом заседания жилищной комиссии № 31 от 30.09.2010г. подтверждается факт рассмотрения заявления истицы и отказа Авраменко Л.Ф. в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Основанием для отказа послужило превышение учетной нормы общей площади жилого помещения в расчете на одного человека, нуждающегося в улучшении жилищных условий (12,5 кв.м.) по сравнению с общей площадью жилья (49,4 кв.м.)
Согласно заключения строительно-технической экспертизы № 58-10-12-11 от 22.12.2010г. жилой дом, в котором проживает истец не пригоден для проживания по основаниям, изложенным в «Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (в редакции Постановления Правительства РФ от 02.08.2007г. № 494) ввиду неудовлетворительного технического состояния и ухудшения в связи с физическим износом (65,90 %) в процессе эксплуатации здания дома, его эксплуатационных характеристик,приведших к снижению уровня надежности, прочности и устойчивости отдельных строительных конструкций, частичной потери несущей способности основных конструктивных элементов; значительной степени биологического повреждения элементов деревянных конструкций, что привело к ухудшению их теплозащитных качеств.
В связи с изложенным, экспертом в процессе исследования объекта установлено, что жилой дом находится в ветхом состоянии и для постоянного проживания в нем не пригоден ввиду высокой степени износа основных конструктивных элементов.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны имеют право на предоставление мер социальной поддержки в виде обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем. При этом обеспечении жильем осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Статьей 23.2 указанного закона определено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
П. 2 ч. 3 ст. 23.2 Закона предусматривает, что объем средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций бюджетов субъектов РФ определяется: по обеспечению жильем, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки: общей площади жилья 36 кв. м и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации для участников Великой Отечественной войны.
В соответствии с Законом Алтайского края № 92-ЗС « О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны», п. 7 Положения «О предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов в Алтайском крае», утвержденных Постановлением администрации Алтайского края № 407 от 06. 10. 2006, органы местного самоуправления муниципального района наделены государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Системный анализ действующего законодательства Российской Федерации позволяет прийти к выводу, что под нуждающимися в улучшении жилищных условий участниками Великой Отечественной войны применительно к Федеральному закону о ветеранах понимаются участники Великой Отечественной войны( лица, приравненные к ним), соответствующие основаниям признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, основанием для постановки на учет в качестве нуждающегося, является одно и (или) несколько оснований, установленных ст. 51 ЖК РФ.
Учитывая требование обоснованности принятого жилищной комиссией решения о постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, суд исходит из презумпции, что граждане, при обращении в орган, уполномоченный принимать решение, имеют право на постановку на учет.
При этом суд полагает, что бремя сбора и предоставления доказательств, свидетельствующих об отсутствии таких оснований, возлагается на ответчика.
Вместе с тем ответчиком не представлено доказательств отсутствия оснований для постановки истицы на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
При вынесении решения жилищная комиссия, формально установив превышение нормы площади жилья, отказала в удовлетворении поданного заявления.
Судом установлено, что, не смотря на наличие в собственности истца жилого помещения, оно не отвечает установленным для жилых помещений требованиям.
Данное обстоятельство подтверждено совокупностью представленных истцом доказательств: объяснениями представителя истца, заключением строительно-технической экспертизы.
Требования, которым должны отвечать жилые помещения, содержатся в подзаконном акте- Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. № 47.( в дальнейшем Положение)
В судебном заседании установлено, что жилой дом, в котором проживает Авраменко Л.Ф. по адресу: <адрес>, с учетом установленных судом обстоятельств, не пригодно для проживания, находится в ветхом состоянии, что делает обоснованными заявленные требования истицы.
В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 12. 01. 1995 № 5 ФЗ «О ветеранах» (с изменениями и дополнениями) ветераны имеют право на обращение в суд за защитой прав, установленных данным законом, другими федеральными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации мер социальной поддержки.
При указанных обстоятельствах, установленных судом, решение жилищной комиссии при администрации Кытмановского района Алтайского края об отказе в постановке на учет вдовы участника ВОВ Авраменко Л.Ф. в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны Кытмановского района Алтайского края, нуждающихся в улучшении жилищных условий и получения субсидии, является незаконным.
Поскольку требования истицы основаны на положениях Указа Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» (в редакции от 09.01.2010 г.), которым предписано завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов и участников Великой Отечественной войны ( лиц, приравненных к ним), имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах», суд считает необходимым при удовлетворении заявленных требований изложить их формулировку в иной редакции.
Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Судом при рассмотрении дела по ходатайству истца и за его счет была назначена строительно-техническая экспертиза.
Из уведомления о проведении экспертизы № 952 от 30.11.2010г. следует, что стоимость экспертизы составляет 12000 рублей.
Истицей Авраменко Л.Ф. в судебное заседание представлена банковская квитанция об оплате стоимости экспертизы в размере 12 360 рублей, из которых 12 000 рублей составляет стоимость экспертизы, 360 рублей - комиссионный сбор за банковские услуги по переводу платежа.
Таким образом, суд считает необходимым взыскать с ответчика в полном объеме расходы, произведенные истицей Авраменко Л.Ф. на проведение строительно-технической экспертизы.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194 - 198, суд
РЕШИЛ:
Заявленные исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным решение жилищной комиссии при администрации Кытмановского района Алтайского края от 30 сентября 2010г. № 31 об отказе Авраменко ..... в постановке в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны Кытмановского района Алтайского края в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Признать Авраменко ....., как вдову участника Великой Отечественной войны, нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Обязать администрацию Кытмановского района Алтайского края поставить Авраменко ..... на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета как вдову ветерана Великой Отечественной войны с 13 сентября 2010г.
Взыскать с ответчика в пользу истца в возмещение судебных расходов по оплате строительно-технической экспертизы 12360 (Двенадцать тысяч триста шестьдесят ) рублей.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Кытмановский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья М. Г. Ермизина