Дело № 2-37/2010
Решение
Именем Российской Федерации
с. Кытманово Алтайского края 03 марта 2011 года
Кытмановский районный суд Алтайского края
в составе:
Председательствующего, судьи Ермаковой Л.Я.,
при секретаре Ягодкиной Е.В.,
с участием процессуального истца, помощника прокурора Кытмановского района Середы А.М., представителя истца Кучменко А.В., представителей ответчика Мокрякова С.А., Распопиной Д.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску
прокурора Кытмановского района в интересах Дегтяревой ...... к Администрации Кытмановского района Алтайского края о признании решения жилищной комиссии об отказе в постановке Дегтяревой ...... в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны по Кытмановскому району Алтайского края в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным, признании Дегтяревой ...... нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязании Администрации Кытмановского района Алтайского края осуществить постановку на учет в сформированный список указанной категории граждан - получателей субсидий с 07 октября 2010 года,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кытмановского района обратился в суд с иском к Администрации Кытмановского района Алтайского края в интересах Дегтяревой ...... о признании жилищной комиссии об отказе в постановке её (Дегтяревой М.И.) в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны по <адрес> в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным, признании Дегтяревой ...... нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязании Администрации Кытмановского района осуществить постановку на учет в сформированный кречетовой Е.П., представившей список указанной категории граждан - получателей субсидий с 07 октября 2010 года
В обоснование заявленных требований, прокурор Кытмановского района ссылается на то, что Дегтярева М.И. является вдовой участника Великой Отечественной войны - Дегтярева ......, умершего ДД.ММ.ГГГГ. 07 октября 2010 года Дегтярева М.И. обратилась в Администрацию Кытмановского района с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как собственного жилья она не имеет.
На заседании жилищной комиссии Администрации Кытмановского района от 29 ноября 2010 года было принято решение об отказе в постановке на учет, так как согласно справки БТИ, жилая площадь дома, в котором она проживает, составляет 40 кв. м, то есть на одного проживающего, приходится 13,3 кв. м, тогда как согласно решения Кытмановского районного Совета от 26.08.2008 года № 55 норма общей жилой площади на одного человека составляет 12,5 кв. м.
В соответствии с п. 7 Положения «О предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов в Алтайском крае», утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 06. 10. 06 № 407, орган местного самоуправления муниципального района наделен государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов ВОВ в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В части, не урегулированной указанным Положением, учет указанной категории граждан осуществляется в порядке, установленном Законом Алтайского края от 09. 12. 2005 № 115-ЗС. Данным законом установлен исчерпывающий перечень документов, прикладываемых к заявлению о постановке на учет, а также 30-тидневынй срок для принятия решения по существу заявления. Органы местного самоуправления, получая федеральные субвенции, через краевой бюджет, осуществляют государственные полномочия, в том числе ведут учет граждан, указанных в ч. 2 ст. 1 Закона АК № 92-ЗС, в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, согласно п. 2 ст. 3 данного Закона. Учет граждан осуществляется, в частности, путем ежегодного формирования соответствующих списков граждан в хронологической последовательности постановки граждан на учет в качестве нуждающихся (п. 8 раздела 3 Положения). Предоставление мер социальной поддержки указанной категории граждан осуществляется в форме субсидий на приобретение в собственность гражданина благоустроенного жилого помещения, пригодного для проживания и отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям.
Отказ в принятии граждан на учет допускается на основании Жилищного кодекса РФ (п. 5 ст. 5 Закона АК № 115-ЗС). Согласно ст. 54 Жилищного кодекса РФ, перечень оснований для отказа является исчерпывающим, к ним относятся: не предоставление документов, предусмотренных ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса РФ, представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не истек срок, предусмотренный ст. 53 Жилищного кодекса РФ.
Кроме того, в ч. 2 ст. 54 ЖК РФ предусмотрено, что решение об отказе в принятии на учет, должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные ч. 1 вышеуказанной статьи.
Вывод жилищной комиссии Администрации Кытмановского района является необоснованным, так как при проведении проверки установлено, что Дегтярева М.И. собственного жилого помещения не имеет, являясь членом семьи собственника жилого помещения, проживает в доме жилой площадью 34, 2 кв. м.. Дом, в котором проживает Дегтярева М.И., не отвечает санитарным и техническим требованиям к жилым помещениям, так как имеется только печное отопление, отсутствует холодное и горячее водоснабжение, центральное отопление, канализация, отсутствует ванна, туалет находится во дворе.
Наличие вышеуказанных норм материального права, статус вдовы участника ВОВ, отсутствие у Дегтяревой М.И. жилого помещения на праве собственности или найма, направление ответчику заявления со всеми необходимыми документами, дают право Дегтяревой М.И. состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В судебном заседании процессуальный истец, помощника прокурора Кытмановского района Середа А.М., представитель истца Кучменко А.В., на удовлетворении заявленного иска настаивали, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представители ответчика, Администрации Кытмановского района Алтайского края Мокряков С.А., Распопина Д.Н., иск прокурора Кытмановского района не признали.
Заслушав объяснения сторон, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, представленные истцом письменные доказательства, материалы учетного дела № 51 от 07.10.2010 г., суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных исковых требований.
Дегтярева М.И. является вдовой участника Великой Отечественной войны и пользуется льготами, предусмотренными п.п. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 12. 01. 95 № 5-ФЗ «О ветеранах», что подтверждено соответствующим удостоверением № (л. д. 10), копией свидетельства о заключении брака (л.д. 15), копией свидетельства о смерти Дегтярева В.И. (л.д. 16).
Согласно справки от 06.10.2010 года, реестра-выписки Администрации Кытмановского сельсовета от 06.10.2010 года (л.д. 7-8), содержащихся в учетном деле № 51, Дегтярева М.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>. Совместно с ней проживают зять А. и дочь Б..
Согласно выписок из ЕГРП о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости № 33/002/2010-447 от 07.10.2010 года, выданного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, следует, что Дегтярева М.И. по данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним жилья в собственности не имеют (л.д. 5).
Справкой Федерального БТИ (л.д. 6) подтверждается отсутствие жилья в собственности истицы.
Согласно технического паспорта на индивидуальный жилой дом по <адрес> его собственниками являются А. и Б.. Из данного документа также усматривает, что в данном жилом доме имеется только печное отопление, отсутствует водопровод, канализация, горячее водоснабжение. Общая площадь жилого дома 40,9 кв. м., жилая - 32,4 кв. м. (л.д. 18-23). Согласно договора о передаче жилья в собственность, жилой <адрес> передан в совместную собственность А. и Б. (л. д. 24-27).
Материалами дела № 51, представленным ответчиком по запросу суда, подтверждается факт подачи истцом заявления в жилищную комиссию администрации района о признании Дегтяревой М.И. нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке ее на учет с приложением необходимых документов (л.д. 2).
Уведомлением (л.д. 3), протоколом заседания жилищной комиссии № 40 от 29.11.2011 года подтверждается факт отказа истице в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Основанием для отказа послужило превышение учетной нормы общей площади жилого помещения в расчете на одного человека, нуждающегося в улучшении жилищных условий (12,5 кв.м.) по сравнению с общей площадью жилья, приходящегося на долю истицы.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны имеют право на предоставление мер социальной поддержки в виде обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем. При этом, обеспечение жильем осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Статьей 23.2 указанного закона определено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
П. 2 ч. 3 ст. 23.2 Закона предусматривает, что объем средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций бюджетов субъектов РФ определяется: по обеспечению жильем, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки: общей площади жилья 36 кв. м и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации для участников Великой Отечественной войны.
В соответствии с Законом Алтайского края № 92-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны», п. 7 Положения «О предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов в Алтайском крае», утвержденных Постановлением администрации Алтайского края № 407 от 06. 10. 2006, органы местного самоуправления муниципального района наделены государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Системный анализ действующего законодательства Российской Федерации позволяет прийти к выводу, что под нуждающимися в улучшении жилищных условий участниками Великой Отечественной войны применительно к Федеральному закону о ветеранах понимаются участники Великой Отечественной войны (лица, приравненные к ним), соответствующие основаниям признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, основанием для постановки на учет в качестве нуждающегося, является одно и (или) несколько оснований, установленных ст. 51 ЖК РФ.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Учитывая вышеизложенное, в том случае, если ветеран проживает в жилом помещении, не являясь собственником (нанимателем) этого жилого помещения, а также не являясь членом семьи собственника (нанимателя) данного жилого помещения, то при отсутствии у ветерана иного жилого помещения, принадлежащего ему на праве собственности или занимаемого по договору социального найма, этот ветеран должен быть признан органом местного самоуправления нуждающимся в улучшении жилищных условий - на основании пункта 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Учитывая требование обоснованности принятого жилищной комиссией решения о постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, суд исходит из презумпции, что граждане, при обращении в орган, уполномоченный принимать решение, имеют право на постановку на учет. Основанием для отказа в постановке является одно или несколько оснований, установленных ст. 51 ЖК РФ.
При этом, суд полагает, что бремя сбора и предоставления доказательств, свидетельствующих об отсутствии таких оснований возлагается на ответчика.
Поскольку доказательств наличия жилого помещения в собственности либо пользовании по договору социального найма у истицы ответчиком суду не представлено, а из имеющихся в деле доказательств следует, что Дегтярева М.И. не имеет жилого помещения в собственности и пользовании как наниматель, то суд приходит к выводу о нуждаемости последней в улучшении жилищных условий.
В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 12. 01. 1995 № 5 ФЗ «О ветеранах» (с изменениями и дополнениями) ветераны имеют право на обращение в суд за защитой прав, установленных данным законом, другими федеральными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации мер социальной поддержки.
При указанных обстоятельствах, установленных судом, решение жилищной комиссии при администрации Кытмановского района Алтайского края об отказе в постановке на учет вдовы участника ВОВ Дегтяревой М.И. в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны Кытмановского района Алтайского края, нуждающихся в улучшении жилищных условий и получения субсидии, является незаконным.
Поскольку требования истицы основаны на положениях Указа Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» (в редакции от 09.01.2010 г.), которым предписано завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах», суд считает необходимым при удовлетворении заявленных требований изложить их формулировку в иной редакции.
На основании п. 19 ч. 1 ст. 333-36 НК РФ от уплаты госпошлины Администрацию Кытмановского района Алтайского края как ответчика, освободить.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Кытмановского района в интересах Дегтяревой ...... удовлетворить.
Признать незаконным решение жилищной комиссии при Администрации Кытмановского района Алтайского края от 29 ноября 2010 года, выраженное протоколом жилищной комиссии при Администрации Кытмановского района Алтайского края № 40 об отказе Дегтяревой ...... в постановке в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны Кытмановского района Алтайского края в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Признать Дегтяреву ......, как вдову участника Великой Отечественной войны, нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Обязать Администрацию Кытмановского района Алтайского края поставить на учет Дегтяреву ...... в составе категории граждан, участников и ветеранов Великой Отечественной войны Кытмановского района Алтайского края, нуждающихся в улучшении жилищных условий в целях обеспечения жильем за счет федерального бюджета как вдову ветерана Великой Отечественной войны, с момента обращения 07 октября 2010 года.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Алтайский краевой суд через Кытмановский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в мотивированной форме.
Председательствующий, судья Л.Я. Ермакова
......
......
......а