Дело № 2-92/2011г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 апреля 2011 года с.Курья
Судья Курьинского районного суда Алтайского края Рожнов Е.В.
при секретаре Григорьевой О.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Ермаковой <данные изъяты> к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Курьинском районе Алтайского края о включении периодов в трудовой стаж и назначении пенсии,
УСТАНОВИЛ :
Ермакова О.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Курьинском районе Алтайского края (далее Управлению ПФР), в котором указывает, что в настоящее время она работает <данные изъяты> в МОУ <данные изъяты> средняя общеобразовательная школа. Её общий педагогический стаж составляет более 25 лет. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о назначении и выплате ей досрочной трудовой пенсии. Однако ДД.ММ.ГГГГ получила разъяснение Управления ПФР о том, что нет оснований для включения в стаж на соответствующих видах работ периода выборной работы в должности второго секретаря РК ВЛКСМ (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) на основании того, что требуется наличие на 01.10.1993г не менее 2/3 педагогического стажа (16 лет 8 месяцев). Полагает, что данное разъяснение является фактическим отказом в досрочном назначении пенсии. Просила признать отказ незаконным, обязать ответчика включить в стаж на соответствующих видах работ периоды работы в должности второго секретаря РК ВЛКСМ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить ей трудовую пенсию со дня обращения в пенсионный орган (ДД.ММ.ГГГГ ).
В судебном заседании истица свои требования поддержала, пояснив, что когда ее избирали на должность второго секретаря РК ВЛКСМ, то ей поясняли и показывали документы, что это время будет включено в педагогический стаж.
Представители ответчика ГУ УПФ РФ в Курьинском районе Вяткин Д.А. и Зимина Е.И., исковые требования не признали пояснив, что все изложили в отзыве на исковое заявление, действующее законодательство не предусматривает возможности включения в специальный стаж время работы в комсомольских органах, так как данная должность не включена в список утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 (педагоги).
Выслушав участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что, согласно записей в трудовой книжке, истица работала с ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> в <данные изъяты> средней школе, с ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> в <данные изъяты> школе, с ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> в <данные изъяты> средней школе, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ вторым секретарем <данные изъяты> райкома ВЛКСМ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> в <данные изъяты> средней школе, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время <данные изъяты>.
Согласно представленного в суд заявления о назначении пенсии, Ермакова О.В. за назначением пенсии обратилась в УПФР ДД.ММ.ГГГГ.
Решение Управления ПФР от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении пенсии
Ермаковой О.В. из-за отсутствия требуемых 25 лет педагогического стажа в связи с не включением специальный стаж периода работы в <данные изъяты> райкоме ВЛКСМ в должности второго секретаря с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, является необоснованным. При этом суд исходит из следующего.
В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ (с изменениями и дополнениями), лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста.
Согласно п.2 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ (с изменениями и дополнениями), списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В список, утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 (педагоги), должности выборных комсомольских работников не включены.
Истица работала на должностях, не включенных в список, в периоды до принятия закона, регламентирующего назначение пенсии в настоящее время.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 29 января 2004 г. №2-П выразил правовую позицию, согласно которой положения Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично).
С учетом изложенного при определении права на трудовую пенсию исчисление страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, имевших место до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», может производиться по нормам действовавшего на 31 декабря 2001 г. правового регулирования (независимо от продолжительности трудового стажа на указанную дату).
На момент работы истицы в должности второго секретаря РК ВЛКСМ и перевода на работу <данные изъяты> Дома пионеров ДД.ММ.ГГГГ действовало Положение «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от17.12.1959 г.№1397, согласно п.п. 1 и 2 которого, учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах.
Указанная работа подлежала включению в стаж при определенном условии.
В силу п. 4 данного Положения, период работы на выборных комсомольских должностях засчитывалась в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.
С учетом изложенного, при определении права на трудовую пенсию, исчисление страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, имевших место до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», может производиться по нормам действовавшего на 31 декабря 2001 года правового регулирования (независимо от продолжительности трудового стажа на указанную дату).
При оценке пенсионных прав застрахованных лиц путем конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал трудовой стаж может быть определен как в льготном порядке, так и календарно.
Исходя из анализа законодательства и правовой позиции, изложенной в вышеназванном Постановлении Конституционного Суда РФ, суд соглашается с доводами истицы о наличии у нее права на назначение пенсии по старости досрочно, в связи с выработкой требуемого льготного стажа работы на момент обращения за назначением пенсии, так как, судом установлено, что истица на день подачи заявления о назначении пенсии проработала <данные изъяты> года <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых бесспорно дает работникам, осуществляющим педагогическую деятельность право на пенсию за выслугу лет и составляет более 2/3 стажа от необходимых 25 лет. Данное обстоятельство подтверждено трудовой книжкой Ермаковой О.В. и ответчиком не оспаривается.
Истица, переводясь на выборную должность второго секретаря РК ВЛКСМ, и при переводе обратно на работу <данные изъяты>, не могла предполагать о возможных изменениях в законодательстве и знать о том, что она может быть лишена права на досрочное назначение пенсии по выслуге лет.
Учитывая, что статьи 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Указанные периоды работы истца в должности второго секретаря <данные изъяты> райкома ВЛКСМ подлежали включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.
Таким образом, суд считает, что в педагогический стаж истицы подлежат зачету спорный период ее работы.
С учетом времени работы вторым секретарем <данные изъяты> райкома ВЛКСМ специальный педагогический стаж истицы, дающий право на досрочное назначение пенсии по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составил более 25 лет, что достаточно для назначения пенсии по пп.19.п.1 ст. 27 Федерального закона «о трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. №173-ФЗ.
Доводы ответчика о том, что действующее законодательство не предусматривает возможности включения в специальный трудовой стаж, оспариваемый период, не могут быть приняты во внимание, поскольку в данном случае право истицы основано на ранее действовавших правовых нормах, которые такую возможность предусматривали.
Доводы ответчика о том, что 2/3 необходимого стажа должно быть выработано на 1 октября 1993 года, является ошибочным, поскольку п. 4 Положения, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397, предусматривает соотношение указанных периодов на момент возникновения самого права на пенсию.
Иных возражений против иска представители ответчика не привели.
Согласно п.1 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ (с изменениями и дополнениями), трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).
Истица обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, пенсия должна быть назначена с указанного времени.
Руководствуясь ст.194-198, 199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ермаковой <данные изъяты> удовлетворить.
Признать незаконным отказ Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Курьинском районе Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ о не включении в специальный стаж Ермаковой О.В., дающий ей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с педагогической деятельностью, периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Курьинском районе Алтайского края назначить Ермаковой <данные изъяты> досрочную пенсию по старости, в соответствии с п.п.10п.1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях от 17.12.2001 г. №173-ФЗ, засчитав в специальный стаж период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности второго секретаря <данные изъяты> райкома ВЛКСМ, с момента обращения за назначением пенсии - с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Алтайский краевой суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Курьинский районный суд.
Судья: Е.В. Рожнов
Решение в законную силу не вступило