РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 декабря 2010 года <адрес>
Кяхтинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего - судьи Тахтобиной О.П.,
при секретаре Агафоновой Е.Л.,
с участием истицы ФИО1, представителя ответчика ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда, гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к КЭЧ <адрес> о защите права на приватизацию,
УСТАНОВИЛ:
Гр-ка ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к КЭЧ <адрес> о защите права на приватизацию.
В обоснование исковых требований истица сослалась на следующие обстоятельства.
Так, ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Кяхтинскую КЭЧ района с заявлением по вопросу приватизации занимаемого жилого помещения по адресу: <адрес>, ДОС 215, <адрес>. Однако, начальник Кяхтинской КЭЧ района отказал в заключении с нею договора приватизации занимаемого жилого помещения по вышеуказанному адресу, ссылаясь на то, что согласно Приказу командующего войсками Сибирского военного округа за № от ДД.ММ.ГГГГ «О подчинении начальнику Сибирского квартирно-эксплуатационного управления (территориального) должностных лиц, занимающихся учетом и распределением жилой площади, а также жилищных групп квартирно-эксплуатационных частей (районов), содержащихся по штатному расписанию 2009 года № КЭУ», начальник Кяхтинской КЭЧ района не в праве подписывать документы жилищной группы, данная функция возложена на начальника Сибирского квартирно-эксплуатационного управления (территориальное), в связи с этим истице было отказано в приватизации занимаемого жилого помещения.
Жилое помещение по вышеуказанному адресу было предоставлено ее супругу ФИО2 в сентябре 2010 года по договору найма служебного жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ В спорной квартире согласно справке о составе семьи № от ДД.ММ.ГГГГ проживает она с супругом ФИО2.
Из выписки из лицевого счета № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в указанной квартире состоят на регистрационном учете истица - ФИО1, супруга нанимателя и наниматель - ФИО2.
Из архивной выписки № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что постановлением Администрацией <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ за спорным жилым помещением не закреплен статус «служебного жилья».
Между тем, имеющиеся документы указывают на отсутствие у спорного жилого помещения статуса «служебное». Таким образом, отказ Кяхтинской КЭЧ района передать ей занимаемое жилое помещение в собственность, является незаконным и подтверждается ниже приведенными доказательствами.
Согласно п. 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома, квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством РФ. Из изложенного следует, что после принятия решения о включении жилой площади в число служебных, данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такового в органе, осуществляющем государственный учет жилых помещений, то есть БТИ.
Из уведомления УФРС по РБ № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Едином государственном реестре прав записи о регистрации прав, ограничений (обременении) в отношении квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, ДОС 215, <адрес> отсутствуют.
В АУ «Гостехинвентаризация-Республиканское БТИ» (Кяхтинский филиал) отсутствуют сведения, указывающие, что спорная квартира является служебной, что подтверждается справкой № от ДД.ММ.ГГГГ
Кроме того, согласно п. 12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду, утвержденному Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным имуществом (далее - орган управления), с учетом требований, установленных настоящими Правилами.
В п. 14 Правил указано, что решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.
Спорное жилое помещение закреплено за Кяхтинской КЭЧ района на праве оперативного управления и относится к ведомственному жилищному фонду. В соответствии с требованиями Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» занимаемые гражданами жилые помещения из числа ведомственного жилищного фонда подлежат приватизации. При этом согласия собственника жилищного фонда на приватизацию не требуется, эти функции возложены действующим жилищным законодательством на предприятие, осуществляющего оперативное управление спорным жилым помещением, в данном случае Кяхтинской КЭЧ района.
Поскольку занимаемое ФИО1 жилое помещение по адресу <адрес>, ДОС 215, <адрес> не имеет в настоящее время статуса «служебное» жилье, не зарегистрировано в качестве такового в органе БТИ, следовательно, у нее есть основания для его приватизации.
Далее истица указала, что ее супруг ФИО2 не желает принимать участие в приватизации, что подтверждается нотариально оформленным согласием на приватизацию спорной квартиры на ее имя.
На основании изложенного истица просит признать незаконным отказ Кяхтинской КЭЧ района в приватизации занимаемого ею жилого помещения по адресу: <адрес>, ДОС 215, <адрес>; обязать Кяхтинскую КЭЧ района восстановить ее право на приватизацию жилого помещения по вышеуказанному адресу путем заключения с ней договора о передаче в его собственность; взыскать с ответчика судебные расходы в размере 200 рублей, а именно за оплату государственной пошлины.
В судебном заседании истица ФИО1, подтвердив обстоятельства, изложенные выше, настаивала на удовлетворении иска, и при этом заявила об увеличении исковых требований, попросив признать договор найма служебного жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между КЭЧ <адрес> и ее супругом, ФИО2, недействительным.
Обосновывая свою позицию о пользовании спорным жилым помещением на условиях социального найма, истица обратила внимание на то, что добросовестно выполняет обязанности нанимателя, имеющийся договор найма служебного жилого помещения не отражает существующих правоотношений, сложившиеся правоотношения между истицей и КЭЧ района являются жилищными.
Кроме того, истица пояснила, что проживает в указанной выше квартире с декабря 2009 года, договор найма служебного жилого помещения был заключен лишь в сентябре 2010 года.
Представитель Кяхтинской КЭЧ района ФИО5 не признала исковые требования ФИО1, находя их необоснованными, пояснив при этом, что спорная квартира предоставлена супруг истицы как служебная, в связи с чем был оформлен договор найма служебного жилого помещения, и поэтому она не подлежит приватизации.
Кроме того, упомянутый выше представитель пояснила, что приватизация спорной квартиры невозможна в связи с тем, что в соответствии с ст. 2 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ» в приватизации могут участвовать граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, на условиях социального найма, с семьей ФИО1 заключен договор найма служебного жилого помещения, поэтому оснований для приватизации спорного жилья не имеется.
Судом в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ДД.ММ.ГГГГ гола был привлечен ФИО2
Третье лицо ФИО2 просил рассмотреть дело в его отсутствие, против удовлетворения иска не возражал.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст.1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.
В ст.2 названного Закона указано, что граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Кроме того, суд полагает необходимым учесть п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (с изменениями), в котором указано «требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).. .»
При этом согласно п.8 указанного Постановления «исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1, 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.»
Из ответа начальника КЭЧ на заявление ФИО1, следует, что начальник КЭЧ не имеет полномочий на подписание документов, связанных с приватизацией жилфонда Министерства Обороны РФ, поскольку указанная функция возложена на начальника Сибирского квартирно-эксплуатационного управления (территориального).
Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что состав семьи истицы составляет ее муж – ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Из выписки из лицевого счета № следует, что в ДОС 215 <адрес> проживают наниматель: ФИО2 – 1985 года рождения, жена – ФИО1 – 1987 года рождения.
Из архивной выписки № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что постановлениями администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ спорная квартира числится как служебная.
Согласно архивной выписке № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ отменено указанное выше постановление № от ДД.ММ.ГГГГ.
Из архивной выписки № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в постановлении администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ спорная <адрес> ДОС 215 <адрес> в прилагаемом к постановлению списке служебных квартир не значится.
Из копии постановления администрации МО «Город Кяхта» № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в связи с тем, что КЭЧ <адрес> своевременно не были приняты меры по регистрации жилых помещений в число служебных квартир в органе, осуществляющем государственный учет жилых помещений (БТИ), в соответствии с п.2 Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденном Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № постановление администрации <адрес> № «О присвоении статуса «служебная» квартирам КЭЧ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменено.
Из архивной выписки от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что в прилагаемых списках к Постановлениям Кяхтинской городской администрации: № от ДД.ММ.ГГГГ о закреплении квартирам статуса постоянная; № от ДД.ММ.ГГГГ о присвоении статуса служебных жилых помещений в домах МО РФ <адрес>; № от ДД.ММ.ГГГГ об исключении из списка служебного жилья и закреплении статуса постоянного жилья; № от ДД.ММ.ГГГГ об исключении из списка служебного и закреплении статуса постоянного жилья; № от ДД.ММ.ГГГГ администрации <адрес> «О переводе квартир, закрепленных за военнослужащими 140-го танкового полка в разряд служебных»; № от ДД.ММ.ГГГГ о закреплении статуса «служебного» жилья, <адрес> ДОС 215 <адрес> не значится.
Согласно копии паспорта следует, что ФИО1 зарегистрирована по адресу: <адрес>, ДОС 215 <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ.
Из копии договора найма служебного жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Кяхтинская КЭЧ района предоставила нанимателю ФИО2 и членам его семьи: супруге ФИО1, жилое помещение по адресу: <адрес>, ДОС 215 <адрес>.
Из свидетельства о заключении брака следует, что ФИО2 и ФИО3 заключили брак ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлена запись акта о заключении брака №. После заключения брака жене присвоена фамилия – «Крахмалева».
Из справки № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в АУ РБ «Гостехинвентаризация – Республиканское БТИ» (Кяхтинский филиал) нет документов, подтверждающих статус квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, ДОС 215, <адрес>, как служебной. ФИО1 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> участия в приватизации не принимала.
Из справки Государственного предприятия <адрес> «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства» № от ДД.ММ.ГГГГ об использовании права приватизации следует, что на территории <адрес> ФИО1 (ФИО3), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не использовала право бесплатной приватизации жилого помещения.
Согласно сообщению УФРС по <адрес> следует, что в Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав, ограничений (обременений) в отношении квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, ДОС № <адрес> отсутствуют.
Согласно сообщениям УФРС по <адрес> следует, что запрашиваемая информация о правах ФИО1 на имеющиеся у нее объекты недвижимости не может быть предоставлена, поскольку в Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав этого субъекта отсутствуют.
Согласно уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что запрашиваемая информация о правах ФИО1 на имеющиеся у нее объекты недвижимости не может быть предоставлена, поскольку в Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав этого субъекта отсутствуют. Уведомление содержит сведения из Единого Государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории <адрес> на указанную в нем дату.
Из согласия от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения дает согласие и не возражает против приватизации квартиры, находящейся по адресу: <адрес>, ДОС 215, <адрес>, на имя ФИО1. Настоящим согласием он отказывается от права на приватизацию указанной квартиры, правовые последствия отказа от права на приватизацию ему известны.
Из передаточного акта № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Государственным комитетом по управлению имуществом <адрес> переданы КЭЧ <адрес> на праве оперативного управления основные средства, в т.ч. жилой <адрес>.
Свидетельство о внесении в реестр федерального имущества указывает на то, что федеральное имущество, переданное по Передаточному акту от ДД.ММ.ГГГГ №, внесено в реестр федерального имущества и выдано Кяхтинской КЭЧ как органу, в оперативном управлении которого находится названное федеральное имущество.
Из справки № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на жилищной комиссии Кяхтинского гарнизона ДД.ММ.ГГГГ за № была распределена квартира по адресу: <адрес>, ДОС 215 <адрес>, лейтенанту ФИО2 на состав семьи 2 человека (жена 6 ФИО1).
Согласно п.2 Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.
Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Кроме того, согласно п.12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (далее - орган управления), с учетом требований, установленных настоящими Правилами.
В п.14 этих Правил указано, что решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.
В соответствии со ст.217 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
Согласно пункту 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд (ст. 6 Закона "О приватизации жилищного фонда в РФ").
Анализ исследованных доказательств, позволяет суду прийти к следующим выводам:
- во-первых, жилищный фонд, в т.ч. спорное жилое помещение, передан Кяхтинской КЭЧ района в оперативное управление, и в соответствии с указанной выше ст.6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» занимаемые гражданами жилые помещения из числа ведомственного жилищного фонда подлежат приватизации, при этом согласия собственника жилищного фонда на приватизацию не требуется, эти функции возложены на предприятие, осуществляющего оперативное управление спорным жилым помещением, в данном случае КЭЧ <адрес>;
- во-вторых, спорная квартира не является служебной, поскольку она не была поставлена на государственный учет и зарегистрирована таковой в органе, осуществляющего регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
При таких условиях, суд приходит к выводу о том, что отказ КЭЧ <адрес> в приватизации занимаемого истицей жилого помещения является незаконным, нарушающим право истицы, т.к. спорное жилое помещение, занимаемое ею не относится к той категории жилых помещений, которые не подлежат приватизации.
Таким образом, в соответствии с требованиями ст.ст. 2 и 4, 6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» занимаемая истицей квартира может быть приватизирована.
В соответствии со ст. 69 Жилищного кодекса РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя.
Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности.
Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения.
Как видно из материалов дела и установлено судом, ФИО1 и члены его семьи были вселены в спорное жилое помещение в связи с трудовыми отношениями. Вселение и проживание в указанном выше жилом помещении было произведено на основании договора найма служебного жилого помещения выданного КЭЧ района, на имя ФИО2 был открыт лицевой счет, истица проживает в спорной квартире, имеет регистрацию с октября 2010 года, производит оплату коммунальных услуг.
Таким образом, следует прийти к выводу о том, что возникшие между истицей и ответчиком правоотношения являются жилищными, и, учитывая, что спорная квартира не относится к категории служебных, пользование ФИО1 жилым помещением, в отношении которого ведется спор, происходит на условиях социального найма.
В соответствии с ч.1 и ч.3 ст.104 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения предоставляются гражданам в виде отдельной квартиры.
Договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
По смыслу приведенной правовой нормы следует, что по договору найма служебного жилого помещения в пользование предоставляются служебные жилые помещения.
Вместе с тем, как установлено выше, спорная квартира не относится к категории служебных жилых помещений.
В соответствии со ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно ст. 168 ГК РФ сделка не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Учитывая изложенное выше, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований о признании недействительным договора найма служебного жилого помещения №, поскольку спорное жилое помещение, как было указано выше, не имеет статуса служебного жилого помещения, в силу чего такой договор между ФИО2 и КЭЧ района не мог быть заключен.
При таких обстоятельствах, суд находит иск ФИО1 обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Приходя к такому выводу, по мнению суда, отсутствие договора социального найма жилого помещения само по себе не может являться препятствием к реализации гр-кой ФИО1, добросовестно выполняющей обязанности нанимателя, права на приватизацию спорного жилого помещения.
Относительно возмещения судебных расходов, суд в соответствии со ст. ст. 94, 98 ГПК РФ, считает необходимым возместить истице судебные расходы, связанные с уплатой госпошлины в размере 200 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд, -
РЕШИЛ:
Признать договор найма служебного жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между КЭЧ <адрес> и ФИО2 в отношении <адрес> ДОСе № <адрес> недействительным.
Признать отказ КЭЧ <адрес> в приватизации занимаемого ФИО1 жилого помещения по адресу: <адрес>, ДОС № <адрес> – незаконным.
Обязать КЭЧ <адрес> восстановить нарушенное право ФИО1 на приватизацию жилого помещения путем заключения с ФИО1 договора передачи в собственность жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, ДОС №, <адрес>.
Взыскать с КЭЧ <адрес> в пользу ФИО1 судебные расходы в сумме 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда <адрес> через Кяхтинский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ