Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 декабря 2010 года г. Кяхта
Кяхтинский районный суд Республики Бурятии в составе:
председательствующего - судьи Гимадеевой О.Л.,
при секретаре Будаевой М.Ж.,
с участием истицы и законного представителя несовершеннолетнего Вахрушевой Н.С., представителя истца Лешковой Л.Ю., действующей на основании заявления,
рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда, гражданское дело по иску Вахрушевой Натальи Сергеевны, ФИО4 в лице законного представителя Вахрушевой Натальи Сергеевны к КЭЧ <адрес> о признании незаконным отказ в приватизации жилого помещения, о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, признании договора найма служебного жилого помещения незаконным, о понуждении заключить договор приватизации на жилое помещение, о взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Истица Вахрушева Н.С. действующая в своих интересах и несовершеннолетнего ФИО4 обратилась в суд с иском к ответчику о признании незаконным отказ в приватизации жилого помещения, о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, признании договора найма служебного жилого помещения незаконным, о понуждении заключить договор приватизации на жилое помещение, о взыскании судебных расходов.
Свои доводы мотивировала следующим, так ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в КЭЧ <адрес> от своего имени и от имени
своего несовершеннолетнего сына ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с заявлением по вопросу приватизации занимаемого жилого помещения по адресу <адрес>. В приватизации жилья ей было отказано со ссылкой на приказ командующего войсками Сибирского военного округа за 313 от 05 августа 2010 года «О подчинении начальнику Сибирского квартирно-эксплуатационного управления (территориального) должностных лиц, занимающихся учетом и распределением жилой площади, а также жилищных групп квартирно-эксплуатационных частей (районов), содержащихся по штатному расписанию 2009 года №КЭУ», согласно которому начальник КЭЧ района не вправе подписывать документы жилищной группы, данная функция возложена на начальника Сибирского квартирно-эксплуатационного управления (территориального).В связи с этим, начальник КЭЧ <адрес> отказался заключить с истицей и ее несовершеннолетним сыном, Договор о безвозмездной передачи жилого помещения в собственность, предложив обратиться по данному вопросу к начальнику Сибирского КЭУ (территориального). Кроме того, в устной форме, в жилищной группе КЭЧ <адрес> истице пояснили, что занимаемое жилое помещение является «служебным» жильем, так как основанием для проживания в нем является Договор найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ за №.
В соответствии со статьями 6 и 7 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной
власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в
оперативное управление, которых передал жилищный фонд. Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием,
учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.
По передаточному акту № государственного имущества на праве оперативного управления жилой <адрес>, в котором находится спорное жилое помещение, был передан КЭЧ <адрес> в оперативное управление. Право оперативного управления в отношении <адрес> в <адрес>, в том числе и в отношении занимаемого семьей истицы спорного жилого помещения, сохраняется за КЭЧ <адрес> до настоящего времени. Следовательно, отказ начальника КЭЧ <адрес> заключить Договор о безвозмездной передачи занимаемого жилого помещения в собственность, является незаконным и необоснованным.
Основанием для заселения в спорное жилое помещение является Договор служебного найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ за №. Кроме нее и несовершеннолетнего ребенка в квартире проживает супруг истицы ФИО1, который не желает участвовать в приватизации спорного жилого помещения.
Из архивных выписок № и № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что постановлением администрации г. Кяхта № от ДД.ММ.ГГГГ за квартирой № в <адрес> в <адрес> закреплен статус «служебного жилья». В иных постановления администрации города Кяхта до 2005 года, отсутствуют сведения о принадлежности спорного жилого помещения к числу «служебного» жилья. Постановлением администрации МО «Город Кяхта» от ДД.ММ.ГГГГ за № ранее принятое администрацией города Кяхта постановление № от ДД.ММ.ГГГГ отменено.
Далее истцы сослались на следующее. Согласно пункту 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 13 октября 1997 года № 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома, квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством РФ. Из изложенного следует, что после принятия решения о включении жилой площади в число служебных, данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такового в органе, осуществляющем государственный учет жилых помещений, то есть в БТИ. Из справки БТИ усматривается, что в органе технического учета не имеется сведений о принадлежности спорного жилого помещения к числу служебного.
Согласно сообщению УФРС по РБ № 12/020/2010-479 следует, что в Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав, ограничений (обременении) в отношении <адрес>, расположенной по адресу <адрес>, отсутствуют.
Согласно п. 12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 года № 42, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным имуществом (далее - орган управления), с учетом требований, установленных настоящими Правилами.
В п. 14 Правил указано, что решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.
Однако КЭЧ <адрес> не были представлены доказательства, подтверждающие тот факт, что в отношении спорной квартиры было принято решение об отнесении ее к специализированному жилищному фонду.
Спорное жилое помещение закреплено за КЭЧ <адрес> на праве оперативного управления и относится к ведомственному жилищному фонду. В соответствии с требованиями Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» занимаемые гражданами жилые помещения из числа ведомственного жилищного фонда подлежат приватизации. При этом согласия собственника жилищного фонда на приватизацию не требуется, эти функции возложены действующим жилищным законодательством на предприятие, осуществляющего оперативное управление спорным жилым помещением, в данном случае КЭЧ <адрес>.
На основании изложенного истцы просят признать незаконным отказ КЭЧ <адрес> в приватизации занимаемого жилого помещения, признать договор найма служебного жилого помещения незаконным, обязать ответчика заключить договор о безвозмездной передаче в собственность жилого помещения по адресу <адрес>., взыскать судебные расходы.
Истица Вахрушева Н.С., в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в иске, при это уточнила свои требования, просила признать незаконным отказ КЭЧ <адрес> в приватизации занимаемого жилого помещения, признать договор найма служебного жилого помещения незаконным, признать право пользования спорным жилым помещением на условиях социального найма, обязать ответчика заключить договор о безвозмездной передаче в собственность жилого помещения по адресу <адрес>., взыскать с ответчика сумму госпошлины 200 рублей и расходы на оплату услуг представителя в сумме 15000 рублей.
Представитель истца Лешкова Л.Ю, действующая на основании заявления, в судебном заседании поддержала исковые требования и доводы, изложенные в иске. Настаивала на удовлетворении иска.
Представитель ответчика - КЭЧ <адрес> Васильева В.А, действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия. При этом представила отзыв на исковое заявление, в котором не признала исковые требования истца, ссылаясь на ст. 2 Закона РФ от 4 июля 1991 года № 1541 -1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» что граждане, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В данном случае имеет место договор служебного найма жилого помещения. Относительно доводов признания настоящего договора недействительным, дополнила, что договор подписан сторонами обоюдно, каких-либо претензий при подписании договора истица не высказывала. Просила отказать в удовлетворении иска.
Третье лицо ФИО1, в судебное заседание не явился. Просил рассмотреть иск в его отсутствие.
Суд считает возможным рассмотреть иск в отсутствии не явившихся лиц.
Суд, выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, считает, что иск к КЭЧ <адрес> подлежит удовлетворению в полном объеме.
Согласно сообщения начальника Кяхтинской КЭЧ района на заявление Вахрушевой Н.С., ей отказано в заключении договора приватизации, так как в соответствии с приказом командующего войсками Сибирского военного округа за № 313 от 05.08.2010 года, «О подчинении начальнику Сибирского квартирно-эксплутационного управления (территориального) должностных лиц, занимающихся учетом и распределением жилой площади, а также жилищных групп квартирно-эксплутационных частей (районов), содержащихся по штатному расписанию 2009 года № КЭУ», начальник Кяхтинской КЭЧ района не вправе подписывать документы жилищной группы, данная функция возложена на начальника Сибирского квартирно-эксплутационого управления (территориальное).
Из договора найма служебного жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Кяхтинской КЭЧ района и ФИО1 следует, что последнему (нанимателю) предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу <адрес> возмездное владение и пользование. Настоящий договор заключен на время прохождения службы. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселены члены его семьи: супруга Вахрушева Н.С., сын ФИО4.
Из справки МО «Город Кяхта» следует, что ФИО1 действительно зарегистрирован в <адрес> имеет состав семьи жена Вахрушева Н.С., сын ФИО4.
Свидетельство о рождении ФИО4 подтверждает, что он родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Бурятия, его отцом действительно является ФИО1, матерью Вахрушева Наталья Сергеевна.
Из справки в/ч 69647 следует, что ФИО1. проходит военную службу по контракту в ВС РФ. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ его выслуга лет в календарном исчислении составляет 8 лет 10 месяцев.
Паспорт гражданина РФ серии 8106 №, выданный на имя Вахрушевой Натальи Сергеевны, родившейся ДД.ММ.ГГГГ, подтверждает, что истица имеет регистрацию в спорном жилом помещении по вышеуказанному адресу с 14 апреля 2009 года.
Из архивной справки Архивного отдела администрации МО «Кяхтинский район» РБ № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в списках к Постановлениям Кяхтинской городской администрации № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ квартира <адрес> в <адрес> не значится.
Из архивных справок Архивного отдела администрации МО «Кяхтинский район» РБ от 960 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что постановлением Администрации города Кяхта № от ДД.ММ.ГГГГ за спорным жилым помещением, закреплен статус «служебного жилья».
Из уведомления УФРС по <адрес> об отсутствии в предоставлении запрашиваемой информации от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав, ограничений (обременений) на жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>, отсутствуют.
Из уведомления УФРС по <адрес> об отсутствии запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав Вахрушевой Н.С., ФИО4, ФИО1 на объекты недвижимости на территории <адрес>, отсутствуют.
Из договора от ДД.ММ.ГГГГ об оказании юридических услуг, заключенного между ИП «Лешкова» и Вахрушевой Н.С. следует, что стоимость услуг по договору составляет 15000 рублей,
Из справки № от ДД.ММ.ГГГГ АУ РБ «Гостехинвентаризация – Республиканское БТИ» (Кяхтинский филиал) следует, что нет сведений, подтверждающих, статус квартиры, расположенной по адресу <адрес>, в качестве служебной. Кроме этого, указано, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Вахрушева Н.С. на территории <адрес> собственного приватизированного жилья не имеет.
Согласно передаточного акта № от ДД.ММ.ГГГГ Кяхтинской КЭЧ района принято государственное имущество на праве оперативного управления, в том числе жилой <адрес>.
В соответствии с приказом командующего войсками Сибирского военного округа за № 313 от 05.08.2010 года, «О подчинении начальнику Сибирского квартирно-эксплутационного управления (территориального) должностных лиц, занимающихся учетом и распределением жилой площади, а также жилищных групп квартирно-эксплутационных частей (районов), содержащихся по штатному расписанию 2009 года № КЭУ», начальник жилищных групп оформление всех документов осуществлять за подписью начальника Сибирского квартирно-эксплутационого управления (территориальное).
Свидетельство о внесении в реестр федерального имущества подтверждает, что федеральное имущество закреплено на праве оперативного управления за Кяхтинская КЭЧ района, на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ.
Из справки от ДД.ММ.ГГГГ ТСЖ «Звездочка» следует, что ФИО1 проживающий по адресу <адрес>, задолженность по квартплате, отоплению, водоснабжению и водоотведению на ДД.ММ.ГГГГ не имеет.
Из справки от ДД.ММ.ГГГГ ТСЖ «Звездочка» следует, что ФИО1 проживает и зарегистрирован по адресу <адрес>. Его состав семьи составляет жена Вахрушева Н.С., сын ФИО4.
ФИО1 выразил согласие на приватизацию спорного жилого помещения в нотариально удостоверенной форме.
Из справки Кяхтинской КЭЧ района следует, что в Кяхтинской КЭЧ района нет фонда коммерческого использования.
Согласно ст. 2 Закона РФ от 4 июля 1991 года № 1541 -1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 13 октября 1997 года № 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома, квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из него производится в соответствии с жилищным законодательством РФ, следовательно, после принятия решения о включении жилой площади в число служебных, оно должно было быть зарегистрировано в качестве такового в органах государственной и технической регистрации недвижимости, то есть в БТИ.
Согласно п.12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду, утв. Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 года №42, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, с учетом требований, установленных настоящими Правилами, п.14 указанных правил, что решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.
В соответствии с требованиями Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» занимаемые гражданами жилые помещения из числа ведомственного жилищного фонда подлежат приватизации. При этом согласия собственника жилищного фонда на приватизацию не требуется, эти функции возложены действующим жилищным законодательством на предприятие, осуществляющего оперативное управление спорном жилым помещением.
В судебном заседании установлено, что Кяхтинская КЭЧ района осуществляет оперативное управление спорным жилым помещением, что подтверждается свидетельством о внесении в реестр федерального имущества, актом передачи, поэтому суд приходит к выводу, что согласие собственника на приватизацию жилого помещения не требуется, согласие на проведение такой процедуры возложено на ответчика.
Также, следует отметить, что спорное жилое помещение не относиться к перечню жилых помещений, не подлежащих приватизации, указанных в ст. 4 Закона РФ от 4 июля 1991 года № 1541 -1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», кроме этого в отношении спорной квартиры не было принято решение об отнесении к специализированному жилищному фонду и регистрации как такового в органе, осуществляющего регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В связи с чем, по мнению суда, имеются основания для приватизации жилого помещения, поэтому отказ КЭЧ <адрес> в приватизации спорной квартиры, является незаконным и нарушающим права истцов, поэтому ответчик обязан заключить договор приватизации с истцами, не принимавшим ранее участие в приватизации.
В соответствии с ч.1 и ч.3 ст.104 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения предоставляются гражданам в виде отдельной квартиры, соответственно по договору найма служебного жилого помещения.
В ходе судебного заседания было установлено, что спорная квартира не относится к категории служебных жилых помещений, поэтому договор найма служебного помещения между сторонами противоречит требованиям ч.1 и ч.3 ст. 104 ЖК РФ, потому не может быть признан законным, поэтому суд полагает обоснованными требования истца о признании настоящего договора незаконным.
Учитывая, что спорная квартира не относиться к категории служебных, суд приходит к выводу о том, что пользование истцами спорной квартиры происходит на условиях социального найма в соответствии со ст. 60 ЖК РФ, поскольку на имя ФИО1 был открыт лицевой счет, истцы проживают в спорной квартире с 2008 года, имеют регистрацию, производят оплату коммунальных услуг. Доказательств того, что истцы проживают в спорном жилом помещении на иных условиях, стороной ответчика не было представлено.
Как следует из положений ст. 672 ГК РФ в государственном или муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения. Договор социального найма жилого помещения заключается по основаниям, на условиях и в порядке, предусмотренном жилищным законодательством. Отсутствие такого договора в письменной форме, не исключают права пользования истцами жильем на условиях социального найма.
Относительно требований возмещения судебных расходов, суд в соответствии со ст. ст. 94,98,100 ГПК РФ, считает необходимым возместить истице Вахрушевой Н.С.. судебные расходы в виде оплаты госпошлины в сумме 200 рублей, и оплату услуг представителя в сумме 3000 рублей, которая подлежит взысканию с Кяхтинской КЭЧ района. При этом суд учитывает сложность дела, его объем, участие представителя в судебном заседании, поэтому считает сумму в размере 3000 рублей определенной в разумных пределах.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Вахрушевой Натальи Сергеевны, ФИО3 в лице законного представителя Вахрушевой Натальи Сергеевны к КЭЧ <адрес> о признании незаконным отказа в приватизации жилого помещения, о признании договора найма служебного жилого помещения незаконным, о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, о понуждении заключить договор приватизации на жилое помещение - удовлетворить.
Признать отказ КЭЧ <адрес> Вахрушевой Наталье Сергеевне в приватизации жилого помещения, расположенного по адресу <адрес> – незаконным.
Признать договор найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>, заключенного между КЭЧ <адрес> РБ и ФИО1, незаконным.
Признать право пользования Вахрушевой Н.С., ФИО4 жилым помещением - квартирой № в <адрес> на условиях социального найма.
Обязать КЭЧ <адрес> заключить с Вахрушевой Натальей Сергеевной, ФИО4 в лице законного представителя Вахрушевой Н.С. договор о безвозмездной передаче жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> собственность.
Взыскать с КЭЧ <адрес> в пользу Вахрушевой Н.С. 3 200 (три тысячи двести ) рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течении 10 дней со дня получения решения суда в окончательном виде.
Судья Гимадеева О.Л
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>