24.01.2011 решение по иску Назимовой И.Н.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 января 2011 года г. Кяхта

Кяхтинский районный суд Республики Бурятии в составе:

председательствующего - судьи Гимадеевой О.Л.,

при секретаре Будаевой М.Ж.,

с участием истицы Назимовой И.Н., представителя истца Лешковой Л.Ю., действующей на основании заявления, представителя ответчика Бутина Д.Д., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда, гражданское дело по иску Назимовой Ирины Николаевны к КЭЧ <адрес> о признании незаконным отказ в приватизации жилого помещения, о признании договора найма служебного жилого помещения незаконным, о понуждении заключить договор приватизации на жилое помещение, о взыскании судебных расходов, о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Истица обратилась в суд с иском к ответчику о признании договора найма служебного жилого помещения незаконным, о признании права пользования спорным жилым помещением на условиях социального найма, о признании отказа в приватизации жилого помещения незаконным, о понуждении заключить договор приватизации на жилое помещение, о взыскании судебных расходов.

Свои доводы мотивировал следующим, так в ноябре 2010 года супруг истицы ФИО1 обратился в КЭЧ <адрес>, с заявлением по вопросу приватизации занимаемого ими жилого помещения по адресу <адрес>.

Основанием для проживания в спорном жилом помещении является Договор найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ за №. Кроме истицы в квартире проживает ее супруг ФИО1, который не желает участвовать в приватизации спорного жилого помещения.

В жилом помещении семье истицы проживает с 1998 года. Спорное жилое помещение было выделено её семье по решению КЭЧ <адрес>, однако ни ордера, ни договора на спорное жилое помещение ответчик не оформил, пока супруг истицы в марте 2007 года, в очередной раз, не обратился к начальнику КЭЧ <адрес> за выдачей договора на право проживания в спорном жилом помещении.

В приватизации жилья ему было отказано со ссылкой на ст. 2 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», согласно которой в приватизации могут участвовать граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма. Поскольку на занимаемое жилое помещение был выдан Договор найма служебного жилого помещения, то оснований для приватизации спорного жилья не имеется.

Согласно пункту 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 13 октября 1997 года № 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома, квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством РФ. Из изложенного следует, что после принятия решения о включении жилой площади в число служебных, данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такового в органе, осуществляющем государственный учет жилых помещений, то есть в БТИ. Из справки БТИ усматривается, что в органе технического учета- не имеется сведений о принадлежности спорного жилого помещения к числу служебного.

Согласно сообщению УФРС по РБ следует, что в Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав, ограничений (обременении) в отношении <адрес>, расположенной по адресу <адрес>, отсутствуют.

Согласно п. 12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 года № 42, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным имуществом (далее - орган управления), с учетом требований, установленных настоящими Правилами.

В п. 14 Правил указано, что решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течении 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.

Однако КЭЧ <адрес> не были представлены доказательства, подтверждающие тот факт, что в отношении спорной квартиры было принято решение об отнесении ее к специализированному жилищному фонду.

Правоотношения по поводу спорного жилья возникли в период действия Жилищного кодекса РСФСР. Согласно ст. 4 названного кодекса находящиеся на территории РСФСР жилые дома, жилые помещения в других строениях образуют жилищный фонд, в который включал в себя: государственный, общественный жилищный фонд, жилищный фонд строительных кооперативов и индивидуальный жилищный фонд.

В соответствии с передаточным актом № от ДД.ММ.ГГГГ в оперативное управление КЭЧ <адрес> было передано государственное имущество, в том числе жилые дома. Тем самым, переданный КЭЧ <адрес> жилищный фонд относился к государственному жилищному фонду и находился в ведении Министерства Обороны РСФСР. Жилые дома, в соответствии с требованиями ст. 7 ЖК РСФСР предназначались для постоянного проживания граждан, а также для использования в качестве служебных.

Семья истицы вселена в спорное жилое помещение в 1998 году. На имя супруга ФИО1 открыт лицевой счет, где он значится как наниматель, а истица- член семьи нанимателя, имеет регистрацию с 2006 года, производят оплату коммунальных услуг. Учитывая, что спорная квартира не относится к категории «служебных», пользование жилым помещением, в отношении которого ведется спор, происходит на условиях социального найма.

Ограничение прав и свобод гражданина путем определения круга объектов допустимо только в том случае, если обстоятельства, фактически обуславливающие особенности правового режима жилья, прежде всего его целевое назначение, исключает возможность передачи жилого помещения в частную собственность. На спорное жилое помещение распространяется общий правовой режим, который допускает возможность его приватизации и характеризует его как помещения, предоставленное на условиях договора социального найма. Поэтому, по мнению истицы, она вправе приобрести спорное жилое помещение в собственность, руководствуясь ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». При этом отсутствие договора социального найма не препятствует осуществлению гражданином прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления, в данном случае КЭЧ <адрес>, указанного договора.

На основании изложенного просит признать договор найма служебного жилого помещения незаконным, признать право пользования спорным жилым помещением на условиях социального найма, признать отказ КЭЧ района в приватизации жилого помещения незаконным, обязать ответчика заключить договор о безвозмездной передаче в собственность жилого помещения, взыскать судебные расходы связанные с оплатой услуг представителя в сумме 15000 рублей, госпошлины в сумме 200 рублей.

Истица Назимова И.Н. в судебном заседании поддержала вышеизложенное, настаивала на удовлетворении исковых требований.

Представитель истца Лешкова Л.Ю., действующая на основании заявления, в судебном заседании поддержала исковые требования и доводы своего доверителя, просила удовлетворить иск.

Представитель ответчика - КЭЧ <адрес> Бутин Д.Д., действующий на основании доверенности, в судебном заседание возражал против удовлетворения исковых требований, находя их необоснованными. При этом представил отзыв, в котором указал, что истица обратилась в КЭЧ <адрес> с заявлением о приватизации жилого помещения по адресу <адрес>, так как согласно статьи 2 ФЗ « О приватизации жилищного фонда РФ » от 4 июля 1991 года № 1541-1 говориться, что приватизации подлежат помещения находящиеся в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий и оперативном управлении учреждении, на условиях социального найма, в праве с согласия всех совместно проживающих членов семьи, а так же несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность.

Так же согласно статьи 49 Жилищного Кодекса РФ пункта 1 говориться что « По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального имущества жилищного фондов». Данное помещение принадлежит к государственному жилищному фонду. Согласно пункта 2 этой же статьи « Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям, нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленным настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленным законом соответствующего субъекта РФ, с учётом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению».

Согласно статьи 40 пункта 3 Конституции РФ «Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за достойную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленным законом нормами».

Гражданка Назимова И.Н. утверждает, что проживает в квартире на условиях социального найма жилого помещения, хотя с ней заключён договор служебного найма жилого помещения, она не была признана малоимущей и нуждающейся в жилом помещении.

При обращении гражданки Назимовой И.Н. в КЭЧ <адрес> для приватизации жилого помещения по адресу <адрес> было доведено что, необходимо иметь договор социального найма, тогда у неё возникнет право на приватизацию данного жилого помещения. А на дату обращения гражданки Назимовой И.Н. в КЭЧ <адрес> уже действовал приказ Министра Обороны № 1280 от 30 сентября 2010 года « О предоставлении военнослужащим вооружённых сир РФ жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений». Назимовой И.Н. в КЭЧ <адрес> необходимо было предоставить данные документы, которые указаны в Приложении № 1 к данному приказу и КЭЧ <адрес> готова заключить договор социального найма с гражданкой Назимовой И.Н. после предоставления соответствующих документов. Просил отказать в удовлетворении иска.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в данном деле был привлечен ФИО1 в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований, на стороне истицы.

Третье лицо ФИО1 в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, при этом возражений по существу иска не имел.

Суд, выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, считает, что иск к КЭЧ <адрес> подлежит удовлетворению в полном объеме.

Согласно ст. 2 Закона РФ от 4 июля 1991 года № 1541 -1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно сообщения начальника Кяхтинской КЭЧ района на заявление ФИО1 о приватизации спорного жилого помещения, в заключении договора приватизации последнему отказано, с ссылкой на ст. 2 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 04.07.1991 года № 1541-1, о том, что приватизации подлежат жилые помещения находящиеся в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Из договора найма служебного жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между Кяхтинской КЭЧ района и ФИО9 следует, что последнему (нанимателю) предоставлено в возмездное владение и пользование жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>, на период службы в МО <адрес>. Членом семьи нанимателя указана жена Назимова И.Н..

Согласно справки МО «Город Кяхта» № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 принадлежит квартира на основании договора найма служебного помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, расположенная по адресу <адрес>.

Из справки № от ДД.ММ.ГГГГ ТСЖ «Звездочка» следует, что ФИО1 проживает и зарегистрирован по месту жительства <адрес>, его состав семьи составляет жена Назимова Ирина Николаевна.

Выписка из лицевого счета № подтверждает, что нанимателем жилого помещения по адресу <адрес> является ФИО1, и члены его семьи жена Назимова Ирина Николаевна. Вышеуказанные лица имеют регистрацию в спорном жилом помещении.

Свидетельство о заключении брака подтверждает, что ФИО1 и Тютрина Ирина Николаевна заключили брак ДД.ММ.ГГГГ. После заключения брака жене присвоена фамилия «Назимова».

Сведения трудовой книжки подтверждают, что истица принята на работу с ДД.ММ.ГГГГ в Кяхтинскую КЭЧ района, где и работает по настоящее время.

Из справки МВД РБ ОВО при ОВД по <адрес> следует, что ФИО1 работает в ОВД по <адрес> с августа 1981 года по сегодняшний день.

Паспорт гражданина РФ (копия) серии № номер № выданный на имя Назимовой Ирины Николаевны подтверждает, что истица имеет регистрацию в спорном жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ.

Из справки №,№ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в АУ РБ «Гостехинвентаризация – Республиканское БТИ» (Кяхтинский филиал) нет сведений, подтверждающих, статус квартиры, расположенной по адресу <адрес>, в качестве служебной, кроме того по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Назимова И.Н., ФИО10 участия в приватизации на территории <адрес> не принимали.

Из архивных справок Архивного отдела администрации МО «Кяхтинский район» РБ №,№ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что постановлением Кяхтинской городской администрации № от ДД.ММ.ГГГГ «О служебных квартирах в военных городках №, №, №» признаны служебными квартирами в городках №№ 1,3,6 (за исключением приватизированных). ….. ДОС № квартиры с № по №….; постановлением Кяхтинской городской администрации № от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении статуса служебных квартир и статуса постоянной жилой площади за жилфондом гарнизона» закреплен статус служебных квартир и статус постоянной жилой площади за жилфондом Кяхтинского гарнизона. При этом, как следует из прилагаемого перечня, <адрес> указана как «служебная»; постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ отменено постановление администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ о признании всего жилого фонда МО РФ на территории <адрес> служебным, постановлением Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ за спорным жилым помещением, не закреплен статус «служебного жилья», в списке спорное жилое помещение не значится..

Из архивных справок Архивного отдела администрации МО «Кяхтинский район» РБ № от ДД.ММ.ГГГГ года следует, что в списках к Постановлениям Кяхтинской городской администрации № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ квартира <адрес> не значится.

Из уведомления УФРС по <адрес> об отсутствии запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав Назимовой Ирины Николаевны, ФИО1 на объекты недвижимого имущества, отсутствуют.

Из уведомления УФРС по <адрес> об отказе в предоставлении запрашиваемой информации от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав, ограничений (обременений) на жилое помещение, расположенные по адресу <адрес>, отсутствуют.

Супруг истица ФИО1 выразил согласие не приватизацию квартиры по адресу <адрес>, в нотариально удостоверенной форме.

Постановлением Администрации МО «Город Кяхта» № от ДД.ММ.ГГГГ постановление администрации <адрес> № « О присвоении статуса «служебная» квартирам КЭЧ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменено.

Из справки МО «Город Кяхта» от ДД.ММ.ГГГГ Назимова И.Н. на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении предоставляемого по договорам социального найма в Администрации МО « <адрес>» не состоит, малоимущей не признавалась.

Согласно пункту 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 13 октября 1997 года № 1301 государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома, квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством РФ, следовательно, после принятия решения о включении жилой площади в число служебных, оно должно было быть зарегистрировано в качестве такового в органах государственной и технической регистрации недвижимости, то есть в БТИ и Федеральной регистрационной службы.

Согласно п.12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду, утв. Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 года №42, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, с учетом требований, установленных настоящими Правилами, п.14 указанных правил, что решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.

Сообщение АУ РБ «Гостехинвентаризация – Республиканское БТИ» (Кяхтинский филиал) не содержит какой-либо информации о том, что спорное жилое помещение является «служебным», сведения, определяющие вышеуказанную квартиру как «служебную» у них отсутствуют. Из уведомления УФРС по РБ следует, что в Едином государственном реестре прав записи о регистрации прав, ограничений (обременении) в отношении квартиры, расположенной по адресу: <адрес> отсутствуют.

В соответствии с требованиями Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» занимаемые гражданами жилые помещения из числа ведомственного жилищного фонда подлежат приватизации. При этом согласия собственника жилищного фонда на приватизацию не требуется, эти функции возложены действующим жилищным законодательством на предприятие, осуществляющего оперативное управление спорным жилым помещением, в данном случае Кяхтинская КЭЧ района.

В судебном заседании, ответчиком Кяхтинской КЭЧ района не представлено доказательств, подтверждающих тот факт, что в отношении спорной квартиры было принято решение об отнесении спорного жилья к специализированному жилищному фонду и регистрации как такового в органах, осуществляющих регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что <адрес> занимаемая семьей истицы, не имеет статуса служебного жилого помещения, следовательно, отказ КЭЧ <адрес> в приватизации спорной квартиры, не являющейся служебной, является незаконным и нарушающим права истца, т.к. спорное жилое помещение, занимаемое им не относится к той категории жилых помещений, которые не подлежат приватизации, поэтому ответчик обязан заключить договор приватизации с истицей, не принимавшей ранее участие в приватизации.

В соответствии с ч.1 и ч.3 ст.104 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения предоставляются гражданам в виде отдельной квартиры, соответственно по договору найма служебного жилого помещения.

В ходе судебного заседания было установлено, что спорная квартира не относится к категории служебных жилых помещений, поэтому договор найма служебного помещения между сторонами противоречит требованиям ч.1 и ч.3 ст. 104 ЖК РФ, потому не может быть признан законным, поэтому суд полагает обоснованными требования истца о признании настоящего договора незаконным.

Поскольку предоставленное жилое помещение не является служебным по вышеприведенным основаниям, фактически обстоятельства дела подтверждают то обстоятельство, что отношения между сторонами возникли из договора социального найма. В данном случае юридически значимыми обстоятельствами является обстоятельства проживания Назимовой в квартире, не отнесенной в установленном порядке к служебной, наличие у нее права приобрести жилое помещение в порядке приватизации бесплатно и отказ ответчика в реализации им данного права.

Как следует из положений ст. 672 ГК РФ в государственном или муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения. Договор социального найма жилого помещения заключается по основаниям, на условиях и в порядке, предусмотренном жилищным законодательством. Отсутствие такого договора в письменной форме, не исключают права пользования истцами жильем на условиях социального найма.

Доводы представителя ответчика о том, что истица не отнесена к категории граждан, имеющих право состоять на учете для получения жилья по договору социального найма, вследствие чего она не вправе требовать заключения договора приватизации не основан на законе. Для реализации своего права на приватизацию занимаемого жилого помещения граждане не должны состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» не содержит такого условия.

Относительно требований возмещения судебных расходов, суд в соответствии со ст. ст. 94,98,100 ГПК РФ, считает необходимым возместить истице Назимовой И.Н. судебные расходы в виде оплаты госпошлины в сумме 200 рублей, и оплату услуг представителя в сумме 3000 рублей, которая подлежит взысканию с Кяхтинской КЭЧ района. При этом суд учитывает сложность дела, его объем, участие представителя в судебном заседании, поэтому считает сумму в размере 3000 рублей определенной в разумных пределах.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Назимовой И.Н. - удовлетворить.

Признать договор найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, заключенного между ФИО1. и КЭЧ <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, незаконным. Признать право пользования Назимовой И.Н., жилым помещением на адресу <адрес>9 на условиях социального найма.

Признать отказ КЭЧ <адрес> Назимовой И.Н. - члену семьи ФИО1, в приватизации жилого помещения, расположенного по адресу <адрес> – незаконным.

Обязать КЭЧ <адрес> заключить с Назимовой Ириной Николаевной договор о безвозмездной передаче жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в собственность.

Взыскать с КЭЧ <адрес> судебные расходы в пользу Назимовой Ирины Николаевны в размере 3200 ( три тысячи двести) рублей

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение 10 дней со дня получения решения суда в окончательном виде.

Председательствующий: Гимадеева О.Л.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>