РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 марта 2011 года г. Кяхта
Кяхтинский районный суд Республики Бурятия в составе
председательствующего судьи Гимадеевой О.Л.,
при секретаре Тугульдуровой Э.Ц.,
с участием представителя истицы Крахмалевой И.В., действующей на основании доверенности, представителя ответчика Васильевой В.А., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Андреевой Ольги Викторовны к КЭЧ Кяхтинского района о признании незаконным отказ в приватизации жилого помещения, о понуждении заключить договор приватизации на жилое помещение,
У С Т А Н О В И Л:
Истица Андреева О.В. обратилась в суд с иском к ответчику о признании отказа в приватизации жилого помещения незаконным, о понуждении заключить договор приватизации на жилое помещение.
Свои доводы мотивировала следующим, так ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Кяхтинскую КЭЧ района с заявлением по вопросу приватизации занимаемого жилого помещения по адресу: <адрес>.
Из ответа Кяхтинской КЭЧ района следует, что согласно ст. 2 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 04.07.1991 года № 1541-1, приватизации подлежат жилые помещения, находящиеся в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность. Для заключения договора социального найма необходимо предоставить определенный перечень документов.
Истица считает, что требования начальника Кяхтинской КЭЧ района являются незаконными по следующим обстоятельствам:
Во-первых, она обратилась в Кяхтинскую КЭЧ района с заявлением о приватизации спорного жилого помещения, а не о заключении с ним договора социального найма.
Во-вторых, все необходимые документы были предоставлены в Кяхтинскую КЭЧ района при распределении спорного жилого помещения и требование о повторном предоставлении документов, является необоснованным.
В-третьих, спорное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в настоящее время не является служебным, проживание в указанной квартире происходит фактически на условиях социального найма.
В-четвертых, предоставление требуемых документов не предусмотрено ни Жилищным кодексом РФ, ни ФЗ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 04.07.1991 года № 1541-1.
Исходя из вышеизложенного, считает, что требование о предоставлении указанных документов, является незаконным и необоснованным, а отказ Кяхтинской КЭЧ района заключить с ней договор о безвозмездной передаче в собственность занимаемого жилого помещения, нарушает ее право на приватизацию.
Жилое помещение по вышеуказанному адресу было предоставлено истице в октябре месяце 2009 года по договору найма служебного жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ. В спорной квартире истица проживает одна.
Из выписки из лицевого счета № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в указанной квартире состоит на регистрационном учете наниматель - Андреева Ольга Викторовна ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ за спорным жилым помещением закреплен статус «служебного жилья»,
Между тем, имеющиеся документы указывают на отсутствие у спорного жилого помещения статуса «служебное». Таким образом, отказ Кяхтинской КЭЧ района передать истице занимаемое жилое помещение в собственность, является незаконным и подтверждается ниже приведенными доказательствами.
Согласно п. 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 года № 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома, квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством РФ. Из изложенного следует, что после принятия решения о включении жилой площади в число служебных, данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такового в органе, осуществляющем государственный учет жилых помещений, то есть БТИ.
Из уведомления УФРС по РБ №, № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Едином государственном реестре прав записи о регистрации прав, ограничений (обременении) в отношении квартиры, расположенной по адресу: <адрес> отсутствуют.
В АУ «Гостехинвентаризация-Республиканское БТИ» (Кяхтинский филиал) отсутствуют сведения, указывающие, что спорная квартира является служебной.
Кроме того, согласно п. 12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 26,01,2006 года № 42, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным имуществом (далее - орган управления), с учетом требований, установленных настоящими Правилами.
В п. 14 Правил указано, что решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения,
В связи с тем, что Кяхтинской КЭЧ района своевременно не были приняты меры по регистрации жилых помещений в число служебных квартир в органе, осуществляющем государственный учет жилых помещений (БТИ), в соответствии с пунктом 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 г. № 1301, Постановлением администрации МО «Город Кяхта» от 30.12,2009 г. № было отменено Постановление администрации МО «Город Кяхта» № «О присвоении статуса «служебная» квартирам Кяхтинской КЭЧ района» от 16.12.2003 года.
Спорное жилое помещение закреплено за Кяхтинской КЭЧ района на праве оперативного управления и относится к ведомственному жилищному фонду.
В соответствии с требованиями Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 « О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» занимаемые гражданами жилые помещения из числа ведомственного жилищного фонда подлежат приватизации. При этом согласия собственника жилищного фонда на приватизацию не требуется, эти функции возложены действующим жилищным законодательством на предприятие, осуществляющего оперативное управление спорным жилым помещением, в данном случае Кяхтинской КЭЧ района.
Поскольку занимаемой истицей спорное жилое помещение не имеет в настоящее время статуса «служебное» жилье, не зарегистрировано в качестве такого в органе БТИ, следовательно, у нее имеются основания для его приватизации.
С учетом изложенного, просит признать незаконным отказ Кяхтинской КЭЧ района в приватизации занимаемого жилого помещения по адресу <адрес>, обязать Кяхтинскую КЭЧ района заключить договор о передаче жилого помещения в собственность.
Истица Андреева О.В. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в его отсутствие, с участием представителя Крахмалевой И.В..
Представитель истца Крахмалева И.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала исковые требования и доводы, изложенные в иске.
Представитель ответчика - КЭЧ Кяхтинского района Васильева В.А, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения иска, считая действия КЭЧ законными и обоснованными.
Суд, выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, считает, что иск к КЭЧ Кяхтинского района подлежит удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст.217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
Из сообщения начальника Кяхтинской КЭЧ района на заявление Андреевой О.В. о приватизации занимаемого жилого помещения следует, что согласно ст. 2 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 04.07.1991 года № 1541-1, приватизации подлежат жилые помещения, находящиеся в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность. Для заключения договора социального найма Андреевой О.В. необходимо предоставить определенный перечень документов.
Из договора найма служебного жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Кяхтинской КЭЧ района и Андреевой О.В. следует, что последней (нанимателю) предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу <адрес> возмездное владение и пользовании в связи с работой. Сведения о членах семьи нанимателя отсутствуют.
Паспорт гражданина РФ серии № №, выданный на имя Андреевой Ольги Викторовны, родившейся ДД.ММ.ГГГГ, подтверждает, что истица имеет регистрацию в спорном жилом помещении по вышеуказанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ.
Из справки ТСЖ «Звездочка» следует, что Андреева О.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживает и зарегистрирована по месту жительства: <адрес>
Выписка из лицевого счета № ТСЖ «Звездочка» подтверждает, что нанимателем жилого помещения по адресу <адрес> является Андреева О.В. и имеет регистрацию по вышеуказанному адресу.
Из уведомления УФРС по <адрес> об отсутствии в предоставлении запрашиваемой информации от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав, ограничений (обременений) на жилое помещение, расположенные по адресу <адрес>, отсутствуют.
Из уведомления УФРС по <адрес> об отсутствии запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав Андреевой О.В., на объекты недвижимости на территории Республики Бурятия, отсутствуют.
Из архивной справки Архивного отдела администрации МО «Кяхтинский район» РБ № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в списках к Постановлениям Кяхтинской городской администрации № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ квартира <адрес> не значится.
Из архивных справок Архивного отдела администрации МО «Кяхтинский район» РБ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что постановлением Кяхтинской городской администрации № от ДД.ММ.ГГГГ «О служебных квартирах в военных городках №, №, №» признаны служебными квартирами в городках №№ 1,3,6 (за исключением приватизированных). ….. ДОС № квартиры с № по №….; постановлением Кяхтинской городской администрации № от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении статуса служебных квартир и статуса постоянной жилой площади за жилфондом гарнизона» закреплен статус служебных квартир и статус постоянной жилой площади за жилфондом Кяхтинского гарнизона. При этом, как следует из прилагаемого перечня, квартира № указана как «постоянная»; постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ отменено постановление администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ о признании всего жилого фонда МО РФ на территории <адрес> служебным, постановлением Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ за спорным жилым помещением, закреплен статус «служебного жилья».
Согласно передаточного акта № от ДД.ММ.ГГГГ Кяхтинской КЭЧ района принято государственное имущество на праве оперативного управления, в том числе жилой <адрес>.
Свидетельство о внесении в реестр федерального имущества подтверждает, что федеральное имущество закреплено на праве оперативного управления за Кяхтинская КЭЧ района, на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ.
По правилам ст. 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
В соответствии с требованиями Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» занимаемые гражданами жилые помещения из числа ведомственного жилищного фонда подлежат приватизации. При этом согласия собственника жилищного фонда на приватизацию не требуется, эти функции возложены действующим жилищным законодательством на предприятие, осуществляющего оперативное управление спорном жилым помещением.
В судебном заседании установлено, что Кяхтинская КЭЧ района осуществляет оперативное управление спорным жилым помещением, что подтверждается свидетельством о внесении таких сведений в реестр федерального имущества, поэтому суд приходит к выводу, что согласие собственника на приватизацию жилого помещения не требуется, данные функции возложены на Кяхтинскую КЭЧ района.
Кроме этого, спорное жилое помещение не отнесено к числу служебных, что подтверждается отсутствием сведений об ограничении (обременении) в отношении квартиры, расположенной по адресу: <адрес> Едином государственном реестре прав записи о регистрации прав по Правилам отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду, утв. Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 года №42.
Поэтому отказ КЭЧ Кяхтинского района в приватизации спорной квартиры, является незаконным и нарушающим права истицы, поскольку спорное жилое помещение не относиться к перечню жилых помещений, не подлежащих приватизации, указанных в Законе РФ от 4 июля 1991 года № 1541 -1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Вместе с тем, предложение ответчика о необходимости предоставления истицей определенного перечня документов для заключения договора социального найма, по мнению суда, является необоснованным, поскольку не предусмотрены Законом РФ от 4 июля 1991 года № 1541 -1 «О приватизации жилищного фонда РФ».
Поскольку предоставленное жилое помещение не является служебным по вышеприведенным основаниям, фактически обстоятельства дела, такие как проживание Андреевой в квартире на основании договора с 2009 года, наличие регистрации в спорном жилом помещении, подтверждают то обстоятельство, что отношения между сторонами возникли из договора социального найма, доказательств проживания истицы в спорном жилом помещении на иных условиях стороной ответчика не предоставлено.
Как следует из положений ст. 672 ГК РФ в государственном или муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения. Договор социального найма жилого помещения заключается по основаниям, на условиях и в порядке, предусмотренном жилищным законодательством.
При указанных обстоятельствах иск Андреевой О.В. подлежит удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд, -
РЕШИЛ:
Иск Андреевой Ольги Викторовны - удовлетворить.
Признать отказ КЭЧ Кяхтинского района Андреевой О.В., в приватизации жилого помещения, расположенного по адресу <адрес> - незаконным.
Обязать КЭЧ Кяхтинского района заключить с Андреевой Ольгой Викторовной договор о безвозмездной передаче жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в собственность.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение 10 дней со дня получения решения суда в окончательном виде.
Судья Гимадеева О.Л.