Копия
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 апреля 2011 года г. Кяхта
Кяхтинский районный суд Республики Бурятия в составе:
председательствующего – судьи Тахтобиной О.П.,
при секретаре Адиловой О.В.,
с участием заявителя Хоксорова Р., представителя заинтересованного лица – администрации МО «Город Кяхта» Николаева А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда, гражданское дело по жалобе Хоксорова Рахматчо к администрации МО «Город Кяхта», администрации МО «Кяхтинский район» о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, включения в список лиц, нуждающихся в жилье с 1993 года,
УСТАНОВИЛ:
Гр-н Хогсоров Р. обратился в суд с жалобой к администрации МО «Город Кяхта», к администрации МО «Кяхтинский район» о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, включения в список лиц, нуждающихся в жилье с 1993 года, указав в жалобе о том, что он является участником боевых действий на территории <адрес> в период с 1980 по 1982 года, а также участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
В 1992 году он заключил контракт и проходил военную службу в <адрес>. В связи с возникшими конфликтами на территории <адрес> был вынужден отправить свою семью в Россию. Детей он привез в <адрес> в ноябре 1992 года, жену отправил ДД.ММ.ГГГГ. После этого супруга позвонила и сообщила ему, что нет работы, денег и детей нечем кормить и тогда он был вынужден ДД.ММ.ГГГГ приехать в <адрес> на родину своей супруги. Приехав в <адрес> он не смог трудоустроиться и приехал в <адрес>, трудоустроился в феврале 1993 года в КЭЧ <адрес>.
КЭЧ <адрес> выделила ему служебное жилье по договору найма служебного жилого помещения.
Проживая в <адрес>, в 1993 году в конце февраля, заявитель подал документы на получение статуса беженца, а также на получение данного статуса его супруге и детям, а также получения жилья. Однако он получил удостоверение беженца только в октябре 1999 года, также его супруга и дети тоже получили статус беженцев.
В соответствии с п.п. «Ж» пункта 1 Постановления ЦК КПСС и ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 как участник боевых действий в <адрес> имеет право на внеочередное обеспечение жилой площадью. Аналогичные права предоставлены ему Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергающихся воздействию радиации в результате аварии на Чернобыльской АЭС».
Далее заявитель указал, что, воспользовавшись своими правами, он собрал необходимый пакет документов и подал их в администрацию <адрес> для постановки на учет и получения жилья как беженец, но его отправили в районную администрацию, где ему предложили сдать документы в общий отдел, что он сделал.
В дальнейшем он не контролировал движение своих документов.
В октябре 1999 года заявителю выдали удостоверение вынужденного переселенца, однако впоследствии, после получения гражданства России, с него сняли статус беженца, снятие данного статуса с него он считает незаконным, так как никакого жилья ему предоставлено не было. Снятие указанного статуса мотивировали тем, что он имеет жилье. Впоследствии он узнал, что пакет его документов, поданных в общий отдел администрации МО «Кяхтинский район» в феврале 1993 года был утерян. Впоследствии он вновь обратился в администрацию <адрес>, в администрацию МО «Кяхтинский район», однако приняв заявление, ему сообщили, что он не имеет гражданства России и только после получения статуса беженца будут решать. После получения удостоверения беженца он вновь обратился в администрацию <адрес>, в районную администрацию. Однако его заявления остались без регистрации, и соответственно, никакого письменного ответа ему не давали. В 2005 году он ездил в <адрес> с сыном для поступления его в военное училище и там ему разъяснили, что его сын имеет право на поступление в училище вне конкурса. Как сын участника боевых действий в Афганистане, участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, разъяснили его права, льготы, которыми он может воспользоваться и после этого он вновь стал обращаться в различные инстанции и везде ему приходил ответ, что он не состоял в списках лиц, нуждающихся в получении жилья до марта 2005 года и поэтому он не может воспользоваться программой по обеспечению его сертификатом на приобретение жилья. После его неоднократных жалоб его поставили на очередь, однако только в 2006 году.
Заявитель считает, что указанными действиями должностные лица МО «Город Кяхта», администрации МО «Кяхтинский район» нарушают его Конституционные права на жилье, на получение информации и ответов на обращение граждан.
На основании изложенного заявитель просит признать незаконными бездействие должностных лиц администрации МО «Город Кяхта» и администрации МО «Кяхтинский район» по не регистрации заявлений о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилье, обязать восстановить заявителя в льготную очередь на получение жилья с февраля 1993 года.
Заявитель Хоксоров Р. в судебном заседании пояснил, что в феврале 1993 года он обращался в Кяхтинские городскую администрацию и районную администрацию с заявлениями, в которых просил предоставить жилье как вынужденному переселенцу и поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Статус вынужденного переселенца был получен им и членами его семьи только в 1999 году. В августе 2005 года ему устало известно о том, что поданные им ранее, в 1993 году, заявления не были зарегистрированы и он не был поставлен на учет как нуждающийся в жилом помещении. В октябре 2006 года Хоксоров был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В ходе судебного разбирательства гр-н Р.Хоксоров заявил об уточнении заявленных требований, попросив признать незаконным бездействие администрации МО «Город Кяхта» и администрации МО «Кяхтинский район» по не регистрации заявлений Хоксорова о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, обязать администрацию МО «Город Кяхта» восстановить на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении с февраля 1993 года.
Представитель заинтересованного лица администрации МО «Город Кяхта» Николаев А.Н. в судебном заседании заявленные требования не признал, и при этом пояснил, что Хоксоров согласно поданного в октябре 2006 года им заявления был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, данное обращение было первичным, документов, подтверждающих факт обращения в 1993 году, не установлено.
Представитель заинтересованного лица – администрации МО «Кяхтинский район» ФИО5 просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Принимая ранее участие в судебном разбирательства, представитель ФИО5, находя требования Хоксорова необоснованными, пояснила, что в 1993 году исполнительный комитет ФИО1 народных депутатов <адрес> не вел учета лиц, нуждающихся в жилых помещениях, и поэтому гр-н Хоксоров не мог быть поставлен на этот учет.
Выслушав объяснения участников процесса, заслушав показания свидетелей, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии с ч.1 ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Заявитель Хоксоров в судебном заседании пояснил о том, что в августе 2005 года ему стало известно о том, что его заявления, поданные в 1993 году, не были зарегистрированы и о том, что он не состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, однако, в суд с заявлением об оспаривании бездействия органов местного самоуправления обратился в марте 2011 года.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку заявителем пропущен установленный законом трехмесячный срок на подачу заявления, поскольку о нарушении своих прав ему стало известно в августе 2005 года, а в суд он обратился лишь в марте 2011 года.
Причину, которую гр-н Хоксоров, привел в обоснование пропуска срока, а именно то, что он на протяжении последних лет обращается с жалобами в многочисленные инстанции, не является уважительной, поскольку она не препятствовала своевременному обращению заявителя в суд.
Кроме того, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим причинам.
Согласно ст. 30 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшего в 1993 году) учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского ФИО1 народных депутатов. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях и в порядке, устанавливаемых ФИО1 и ФИО2, граждане могут быть приняты на учет и не по месту их жительства.
В соответствии с п.9 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещении в РСФСР, утвержденных Постановлением Совмина РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № (действовавших в 1993 году), следует, что учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского ФИО1 народных депутатов.
В п.11 названных Правил указано, что ведение учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется: в исполнительных комитетах местных ФИО1 народных депутатов - отделами по учету и распределению жилой площади или специально назначенными должностными лицами.
Согласно п.12 этих же Правил для принятия на учет гражданином подается заявление. К заявлению прилагаются: выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета и, в необходимых случаях, справки бюро технической инвентаризации, учреждений здравоохранения и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса.
Заявление регистрируется в Книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая ведется по установленной форме.
Из удостоверения вынужденного переселенца следует, что Хоксоров Рахматчо. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признан вынужденным переселенцем на основании решения Миграционной службы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Из удостоверения участника последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1989 году следует, что он принадлежит Хоксорову Рахматчо. Дата выдачи ДД.ММ.ГГГГ.
Из свидетельства выданного Военным комиссариатом <адрес> № следует, что предъявитель свидетельства за успешное выполнение заданий Правительства СССР имеет право на льготы, установленные постановлением ЦК КПСС и ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ.
Из заявления Хоксорова Рахматчо от ДД.ММ.ГГГГ следует, что он просит принять его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Состав семьи – 4 человека.
Из справки администрации МО «Город Кяхта» № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Хоксоров Рахматчо действительно состоит на очереди в администрации Мо «Город Кяхта» в качестве нуждающегося в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ, номер учетного дела 936.
Из справки администрации МО «Город Кяхта» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Хоксоров Рахматчо, ДД.ММ.ГГГГ года рождения состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении в администрацию МО «Город Кяхта» с ДД.ММ.ГГГГ, по категории граждан, подвергавшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф, и приравненных к ним лиц. До постановки на учет Хоксоров Рахматчо в МО «Город Кяхта» с письменным заявлением не обращался. После постановки на учет обращался в 2007 году, в марте и августе 2009 года. В 2010 году включен в сводный список граждан- участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».
Из сообщения администрации МО «Кяхтинский район» № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что согласно номенклатуре дел, утвержденного Главой администрации района от ДД.ММ.ГГГГ обращения граждан, журнал регистрации обращений граждан, журнал регистрации личного приема граждан главой района подлежат хранению в течение 5 лет, впоследствии комиссионно уничтожаются.
На сегодня сведения о поданных заявлениях, обращениях граждан за 1993 год отсутствуют.
Свидетель ФИО6 в судебном заседании показала, что работала в Кяхтинской городской администрации в период с 1986 по 2009 годы, и в соответствии с ее служебными обязанностями к ней поступала вся входящая корреспонденция, в т.ч. заявления граждан на предоставление жилья, либо о постановке на учет в целях его получения. Далее свидетель показала, что от гр-на Р.Хоксорова в 1993 году не поступали заявление и соответствующий пакет документов с целью постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Также свидетель пояснила, что ведением учета лиц, нуждающихся в жилых помещениях, на территории <адрес> занималась и занимается Кяхтинская городская администрация.
Согласно книге регистрации обращений граждан за 2005 год следует, что обращений от гр-на Хоксорова не поступало.
Из этой же книги за 2006 года следует о поступлении ДД.ММ.ГГГГ заявления Хоксорова о выделении жилья.
Из книги учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений в <адрес> следует, что в 1993 году гр-н Хоксоров на учете не состоял.
Как следует из материалов дела и установлено судом, гр-н Хоксоров на основании поданного ДД.ММ.ГГГГ им заявления был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в октябре 2006 года, каких-либо иных заявлений, имевших место ранее, а именно в 1993 году, о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении со стороны Хоксорова не поступало, доказательств в подтверждение факта обращения с данным заявлением заявителем не представлено.
При таких обстоятельствах, оснований для признания незаконным бездействия администрации МО «Город Кяхта» и администрации МО «Кяхтинский район» по не регистрации в феврале 1993 года заявления о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не имеется.
Относительно возложения на администрацию МО «Город Кяхта» обязанности по восстановлению заявителя на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении с февраля 1993 года, данное требование подлежит отказу в удовлетворении, поскольку, как следует из материалов дела, Хоксоров в 1993 году не был поставлен на учет как нуждающийся в жилом помещении, в связи с тем, что соответствующее заявление с приложением необходимого пакета документов Хоксоровым подано не было, с указанного учета заявитель не был снят, т.е. оснований для восстановления на учете с февраля 1993 года не имеется.
Даже, в том случае, если допустить, что заявление Хоксорова о постановке на учет имело место в феврале 1993 года, и оно не было рассмотрено, то на орган местного самоуправления могла быть возложена обязанность лишь по рассмотрению поступившего обращения, разрешение вопроса о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении относится к компетенции органа местного самоуправления и суд не вправе решать вопросы, относящиеся к компетенции органа местного самоуправления.
Что касается признания бездействия администрации МО «Кяхтинский район» по не регистрации заявления о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, суд находит данное требование необоснованным и подлежащим отказу в удовлетворении, поскольку как установлено судом, ведением учета лиц, нуждающихся в жилых помещениях, на территории г. Кяхта занималась и занимается Кяхтинская городская администрация.
При таких условиях, заявленные требования Хоксорова являются необоснованными и подлежат отказу в удовлетворении.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд, -
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований о признании незаконными бездействия администрации МО «Город Кяхта» и администрации МО «Кяхтинский район» по не регистрации заявлений о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, возложении обязанности на администрацию МО «Город Кяхта» восстановления на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении - Р. Хоксорову отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия через Кяхтинский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ
Копия верна: судья Тахтобина О.П.