Именем Российской Федерации 23 мая 2011 года г. Кяхта Кяхтинский районный суд Республики Бурятии в составе: председательствующего - судьи Гимадеевой О.Л., при секретаре Шагдуровой В.В., с участием истца Поварницына В.Н., представителя соответчика Дылыковой Э.Н., действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда, гражданское дело по иску Поварницына Владимира Николаевича к Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерству социальной защиты населения РБ, РГУ «Центр социальной поддержки населения» о признании подвергшимся радиационному воздействию, вследствие ядерных испытаний, о понуждении выдать удостоверение, подтверждающее право на получение мер социальной поддержки, УСТАНОВИЛ: Истец обратился в суд с иском к ответчикам о признании подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с получением суммарной дозы облучения более 25 сЗв, о понуждении ответчика - Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий выдать удостоверение единого образца, подтверждающего право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», как лицу, проживавшему в период радиационного воздействия в <адрес>, получившему дозу облучения более 25 сЗв. Исковые требования мотивировал тем, что он, Поварницын Владимир Николаевич, ДД.ММ.ГГГГ г.р., с 1957 года по 1975 годы проживал в <адрес>. Считает, что в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 15 марта 1995 г. N 356-р (с изменениями от 4 декабря 1995 г., 8 февраля 2002 г.) <адрес>, района является населенным пунктом, население которого получило вследствие ядерного испытания 29 августа 1949 год радиационное воздействие. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 года «О социальных гарантиях гражданам, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», гражданам, которые проживали в 1949-1963 годах в населенных пунктах на территории РФ и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также, детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей, гарантируются меры социальной поддержки, установленные настоящим Федеральным законом. Определением Конституционного суда РФ от 11.07.2006 года № 404-О, отменившим частично действие постановление Правительства РФ от 27.12.2004 1 № 849, механизм реализации ст. 1 ФЗ от 02.02.2002 года №2 - ФЗ, регулирующий вопросы признания граждан пострадавшими вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне частично утрачен. Истец считает, что на основании ст. 1 ФЗ от 10.01.2002 года «О социальных гарантиях гражданам, подвергнувшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» он имеет право на получение дополнительных гарантий и льгот утвержденных вышеуказанным законом. Единственным документом для получения льгот, является удостоверение единого образца, выдаваемое МЧС РФ. Он письменно через отдел Соцзащиты по Кяхтинскому району обращался в МЧС В судебном заседании истец Поварницын В.Н., поддержал исковые требования и суду пояснил, что доводы, изложенные в иске, полностью поддерживает, что его родители приехали в <адрес>, когда ему еще не было года от рождения. Поэтому он в <адрес> стал проживать уже с 1957 года и проживал до 1975 года, так как с 1975 году он ушел на службу в армию. В <адрес> он окончил восьмилетнюю школу, и затем с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проходил обучение в ГПТУ <адрес>. Его младший брат ФИО3, проживавший в <адрес> бывшей Казахской ССР 1961 года по 1976 годы, имеет удостоверение гражданина, подвергнувшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, суммарная ( накопленная ) эффективная доза облучения свыше 25 сЗв(бэр), выданное ДД.ММ.ГГГГ. Просил удовлетворить иск. Представитель ответчика РГУ « ЦСПН» Дылыкова Э. Н., действующая на основании доверенности, не признала исковые требования, предъявленные в РГУ « ЦСПН» в связи с тем, что на учреждение не возложена обязанность по выдаче таких удостоверений. РГУ «Центр соцподдержки», как уполномоченный орган, осуществляет прием документов от граждан и далее по подведомственности направляет в Минсоцзащиты РБ, которое в свою очередь направляет – в Министерство РФ по ГО и ЧС, то есть в полномочия РГУ не входит признание граждан подвергшимся радиационному воздействию следствии ядерных испытаний и выдача удостоверений единого образца, поэтому считает, что между истцом и РГУ « ЦСПН» отсутствует спор о праве. Ответчики - представители МЧС России, Министерства соцзащиты РБ в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом. Суд считает возможным рассмотреть иск в отсутствии не явившихся лиц. Суд, выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, считает, что иск к ответчику является обоснованным и подлежащим удовлетворению. Требования, предъявленные к другим ответчиками не подлежат удовлетворению. От Министерства социальной защиты населения РБ в суд поступил отзыв согласно которого соответчик не признал иск, по тем основаниям, что Минсоцзащиты как уполномоченный орган только принимает заявления от граждан и направляет их в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которое и принимает решение о выдаче удостоверения единого образца, дающего право на меры социальной поддержки. ДД.ММ.ГГГГ Минсоцзащиты, в соответствии с пунктом 5 Порядка, направило Реестр учета (граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ящерных испытаний на (Семипалатинском полигоне, включая Поварницына В.Н., с приложением представленных им документов, для оформления удостоверения единого образца в Департамент развития инфраструктуры Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, и чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий отказало Поварницыну В.Н. в выдаче удостоверения, мотивируя тем, что выдача удостоверений гражданам, с неустановленной дозой облучения, действующим законодательством не предусмотрена. Судом, на основании ст. 79 ГПК РФ была назначена судебная медико- экологическая экспертиза, проведение которой было поручено экспертам КГУ « НИИ Региональных медико- экологических проблем» <адрес>. Экспертиза была назначена для выяснения вопроса о получении истцом Поварницыным В.Н., суммарной ( накопленной) эффективной дозы облучения. Данная экспертиза не была проведена, так как согласно сообщения директора Краевого государственного учреждения « Научно- исследовательский институт региональных медико- биологических проблем», методикой определения суммарных доз облучения лиц из населения, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в настоящее время, не владеют, в связи с чем, представить заключение экспертов – специалистов по гражданскому делу, не представляется возможным. В соответствии с принятыми Методическими указаниями определения суммарных ( накопленных) эффективных доз облучения лиц из населения, подвергшихся воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне - определяются дозы облучения лиц из населения различного возраста за любой промежуток времени, включающий или не включающий дату локального выпадения радиоактивных продуктов испытательного ядерного взрыва. Адресная оценка суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения конкретного лица в соответствии с Методическими указаниями определяется на основании сведений о датах проживания и возрасте во время проживания этого лица в упомянутых населенных пунктах. В п.1.2. данных Методических указаний ( далее МУ), установленные в результате адресного применения настоящих МУ оценки доз облучения конкретных лиц из населения предназначаются для вынесения официальных заключений о соответствии (несоответствии) полученных ими суммарных (накопленных) эффективных доз облучения законодательной норме, дающей право на получение установленных Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" льгот и компенсаций в порядке обеспечения гарантий социальной защиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Вынесение официальных заключений этого содержания в другом порядке не допускается. Так, отсутствие на день рассмотрения дела судом органов, уполномоченных определять дозы облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и выносить официальные заключения о соответствии (несоответствии) полученных ими суммарных (накопленных) эффективных доз облучения норме Федерального закона, дающей право на получение установленных льгот и компенсаций, не является основанием считать заявленные требования необоснованными, так как отсутствие надлежащей процедуры реализации гражданином права, гарантированного законом, не может служить препятствием к реализации этого права. В силу статьи 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 4 декабря 2007 г. N 960-О-П, вопросы о возможности предоставления мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, могут быть решены судами общей юрисдикции в зависимости от фактических обстоятельств, подтверждающих либо опровергающих получение ими суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр). При этом, обязанность возмещения вреда, причиненного гражданам в результате радиационного воздействия вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, государство приняло на себя, поэтому на соответствующие государственные органы должна возлагаться процессуальная обязанность по доказыванию того обстоятельства, что полученная лицом суммарная (накопленная) эффективная доза облучения менее 5 сЗв (бэр). В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 11.07.2006 N 404-О "По запросу Калининградской областной Думы о проверке конституционности подпункта "б" пункта 3 Правил выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, как вытекает из статей 1, 2 и 7, ст. ст. 42, 53 Конституции РФ, - конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства. Так, граждане РФ имеют право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологической катастрофой. Вред, причиненный гражданам в результате радиационного воздействия вследствие техногенных аварий и иных чрезвычайных ситуаций, порождает особый характер отношений между гражданином и государством: обязанность возмещения вреда, который, исходя из его масштабов и числа пострадавших, не может быть возмещен в порядке, установленном гражданским, административным, уголовным и другим отраслевым законодательством, государство принимает на себя. Социальная защита граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне 29 августа 1949 года и 7 августа 1962 года, первоначально была предусмотрена Указом Президента Российской Федерации от 20 декабря 1993 года N 2228, которым с 1 апреля 1994 года на граждан, проживавших в 1949 - 1963 годах и получивших в периоды радиационного воздействия суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения больше 5 сЗв (бэр), в населенных пунктах, включенных в утверждаемый Советом Министров - Правительством Российской Федерации перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, распространялись отдельные компенсации и льготы, установленные Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Распоряжением Правительства РФ от 10 февраля 1994 года N 162-р был утвержден Перечень населенных пунктов Алтайского края, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне 29 августа 1949 года и 7 августа 1962 года. В данный Перечень было включено <адрес>, бывшей Казахской ССР. При этому указано, что население данного населенного пункта получило вследствие ядерного испытания 29.08.1949 года суммарную( накопленную) эффективную дозу облучения более 25 сЗв(бэр). В связи с принятием Федерального закона от 19 августа 1995 года "О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" Указ Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2228 был признан утратившим силу. Принятым вышеназванным Федеральным законом на граждан, проживавших в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также дети первого и второго поколения указанных граждан, страдающие заболеваниями вследствие радиационного воздействия на их родителей, были распространены отдельные льготы и компенсации, установленные Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (статья 1 Закона). Действующий в настоящее время Федеральный закон от 10 января 2002 года "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" гарантирует установленные им меры социальной поддержки гражданам, проживавшим в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в указанные перечени населенных пунктов, население которых получило суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр) (статья 1Закона). Согласно части первой статьи 5 названного Федерального закона, п.2 Порядка выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне( утв. Приказом МЧС 18.09.2009 года № 540) гражданам, которые проживали в 1949-1963 годах в населенных пунктах на территории РФ, включенных в Перечни населенных пунктов, в которых население получило суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления. Пунктом 3 указанного Порядка выдачи удостоверений предусмотрено, что для получения удостоверения от гражданина требуется документ, подтверждающий факт проживания в населенном пункте, включенном в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию, в период радиационного воздействия. При обращении гражданина за получением удостоверения и представлении документов о проживании в соответствующем населенном пункте за пределами периода воздействия от граждан могут быть истребованы документы о полученной суммарной (накопленной) эффективной дозе облучения, на основании расчетов доз облучения граждан в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке. Для получения удостоверения граждане обращаются по месту жительства в органы исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченные органы государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством субъектов РФ с соответствующим заявлением. Удостоверения оформляются Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в течении 2месяцев со дня поступления представлений об оформлении и выдаче удостоверений от уполномоченных органов ( п.5 Порядка выдачи удостоверений). Как следует из копии паспорта – истец ФИО1, родился ДД.ММ.ГГГГ на ст. <адрес>. Из архивной справки следует, что в документах архивного фонда <адрес> в похозяйственных книгах за 1957-1976 годы значится Поварницын В.Н., 1957 года рождения. <адрес> сельского Совета до 1992 относилась к <адрес> Семипалатинской ныне <адрес>. Из свидетельства о восьмилетнем образовании, выданном ДД.ММ.ГГГГ следует, что истец обучался в <адрес> средней школе <адрес>. Из ответа ответчика от ДД.ММ.ГГГГ на письмо истца о выдаче удостоверения единого образца как лицу, подвергшемуся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в связи с проживанием в <адрес>, истцу было отказано, так как соответствующую дозу облучения ( более 25 сЗв ) он не мог получить по причине того, что на день ядерных испытаний не проживал в <адрес>. Кроме того, из сообщения направленного ответчиком в Министерство соцзащиты населения РБ на поступившую заявку о выдаче удостоверения истцу, также следует, что выдача удостоверений гражданам с неустановленной дохой облучения действующим федеральным законодательством не предусмотрена. Далее, согласно письменному отказу истцу ответчиком в выдаче удостоверения единого образца от ДД.ММ.ГГГГ было сообщено, что ситец не проживал на период проведения ядерных испытаний в населенных пунктах, определенных перечнем. Указанными перечными установлены сверхнормативные дозы облучения граждан ( более 5 сЗв9 (бэр)). В судебном заседании было установлено, что Поварницын В.Н., проживал с 1957 года по 1975 год, (то есть в пределах периода радиационного воздействия 29.08.1949 года и 07.08.1962 года) в <адрес> семипалатинской области, бывшей Казахской ССР, был включен Министерством социальной защиты в Реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию, данный Реестр с приложенными документами были направлены в МЧС РФ 29.03.2010 года. Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что поскольку истец проживал в <адрес> в пределах периода с 1957 года по 1975 год, то его требования о признании подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с получением суммарной ( накопленной) дозы облучения более 25 сЗв( бэр) и распространении на истца социальных льгот о гарантий, установленных в ст. 2 Федерального закона « О социальных гарантиях гражданам, подвергнувшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», о понуждении ответчика МЧС РЫФ выдать истцу удостоверение единого образца, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. Ответчиком истцу было отказано в выдаче удостоверения по причине того, что лицам выдача удостоверений гражданам с неустановленной дозой облучения действующим федеральным законодательством не предусмотрена. На день рассмотрения дела истцу не было выдано требуемое удостоверение. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом ( ст. 56 ГПК РФ). Стороной ответчика в судебное заседание не было представлено доказательств того обстоятельства, что полученная лицом ( накопленная ) эффективная доза облучения менее 25 сЗв ( бэр), то есть, не представлено доказательства законности действия ответчика, отказавшего истцу в выдаче удостоверения. Постановлением Правительства РФ от 03.04.2009 года № 300 установлено, что Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным определять порядок выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Доводы ответчика, изложенные в письменных отказах истцу в выдаче удостоверения, судом не принимаются во внимание. До обращения истца суд с настоящим иском, были разработаны Методические указания определения суммарных (накопленных) эффективных доз облучения лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденные Постановлением Главного государственного врача РФ от 21.01.2011 года. Между тем, на сегодняшний день отсутствуют органы, уполномоченные определять дозы облучения лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и выносить официальные заключения о соответствии полученных доз облучения норме Федерального закона «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне». Нормативный акт в соответствии, с которым на МЧС РФ возложена обязанность по выдаче удостоверений гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, является действующим. Так, удостоверения единого образца оформляются Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий после поступления представлений об оформлении и выдаче удостоверений от уполномоченных органов (п.5 Порядка выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (утв. Приказом МЧС 18.09.2009 года № 540)). Обязанность по выдаче истцу удостоверения лежит на ответчике. Поэтому заявленные требования истца являются правомерными, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является надлежащим ответчиком по делу. Учитывая, что РГУ «Центр социальной поддержки населения», Министерство социальной защиты населения РБ не уполномочены выдавать удостоверения единого образца, то в требованиях к указанным лицам суд считает необходимым отказать. В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. С ответчика - МЧС России подлежит взысканию в пользу истца, уплаченная им при подаче иска госпошлина в размере 200 рублей. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск Поварницына Владимира Николаевича к Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - удовлетворить. Признать Поварницына Владимира Николаевича подвергшимся радиационному воздействию, вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с получением суммарной ( накопленной ) дозой обучения более 25 сЗв(бэр). В иске к Министерству социальной защиты населения РБ, РГУ «Центр социальной поддержки населения» - отказать. Обязать Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий выдать на имя Поварницына Владимира Николаевича удостоверение единого образца, подтверждающее право Поварницына В.Н., на получение мер социальной поддержки, предусмотренные Федеральным законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», как лицу, проживавшему в период радиационного воздействия в <адрес>, получившему дозу облучения более 25 сЗв(бэр). Взыскать с Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в пользу Поварницына Владимира Николаевича судебные расходы в сумме 200 (двести) рублей. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение 10 дней со дня получения решения суда в окончательном виде. Судья Гимадеева О.Л.
РФ с просьбой выдать ему удостоверение, как лицу подвергшемуся
радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в связи с проживанием в <адрес>.
Все необходимые документы им были переданы в отдел Соцзащиты населения. Однако ему было отказано в выдаче удостоверения, в связи с тем, что ядерные испытания проводились 29 августа 1949 года, а по представленным документам он проживал с 1957 по 1976 годы и в настоящее время идет подготовка проекта нормативно-правового акта, регламентирующего отнесение граждан к льготной категории с учетом временного фактора, определяющего дозы облучения и включающего величины понижающих коэффициентов для расчета доз облучения лицам, проживающим с более поздней даты после ядерного взрыва, в населенном пункте, включенном в перечень населенных пунктов, подвергнувшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Этот довод ответчика истец просит не принимать во внимание, так как данного нормативно-правового акта не существует. Однако, нормативно-правовой акт на основании которого на МЧС РФ возложена обязанность по выдаче удостоверений гражданам, подвергшимся радиационному воздействию, вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне является действующим и поэтому подлежит применению на всей территории РФ, а именно Приказ МЧС РФ от 18 сентября 2009 г. № 540 «Об утверждении Порядка выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".