08.06.2011 решение по иску Антоновой Ю.С. к КЭЧ района о защите права на приватизацию



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 июня 2011 года г. Кяхта

Кяхтинский районный суд Республики Бурятия в составе

председательствующего судьи Гимадеевой О.Л.,

при секретаре Шагдуровой В.В.

с участием представителя истца Дерюгиной Н.Н.., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Антоновой Юлии Сергеевны, ФИО6 в лице законного представителя Антоновой Ю.С., к КЭЧ <адрес> о признании незаконным отказ в приватизации жилого помещения, о признании договора найма служебного жилого помещения недействительным, о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, о понуждении заключить договор приватизации на жилое помещение,

У С Т А Н О В И Л:

Истец и законный представитель несовершеннолетнего Антоновой Ю.С. обратилась в суд с иском к КЭЧ <адрес> о признании незаконным отказ в приватизации жилого помещения, о признании договора найма служебного жилого помещения недействительным, о признании пользования и проживания в жилом помещении на условиях социального найма, о понуждении заключить договор приватизации на жилое помещение.

Свои доводы мотивировал следующим, так истица обратилась в Кяхтинскую КЭЧ района по вопросу приватизации занимаемого жилого помещения по адресу: <адрес>.

Из ответа Кяхтинской КЭЧ района следует, что согласно ст. 2 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 04.07.1991 года № 1541-1, приватизации подлежат жилые помещения, находящиеся в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность. Для заключения договора социального найма необходимо предоставить определенный перечень документов.

Считает, что требования начальника Кяхтинской КЭЧ района ФИО12, являются незаконными по следующим обстоятельствам: во-первых, истица обратилась в Кяхтинскую КЭЧ района с заявлением о приватизации спорного жилого помещения, а не о заключении с ней договора социального найма. Во-вторых, все необходимые документы были предоставлены в Кяхтинскую КЭЧ района при распределении спорного жилого помещения и требование о повторном предоставлении документов, является необоснованным. В-третьих, спорное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в настоящее время не является служебным, проживание в указанной квартире происходит фактически на условиях социального найма. В-четвертых, предоставление требуемых документов не предусмотрено ни Жилищным кодексом РФ, ни ФЗ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 04.07.1991 года № 1541-1.

Исходя из вышеизложенного, считает, что отказ Кяхтинской КЭЧ района заключить с истицей и ее несовершеннолетней дочерью ФИО6 договор о безвозмездной передаче в собственность занимаемого жилого помещения, нарушает их право на приватизацию.

Жилое помещение по вышеуказанному адресу было предоставлено матери Антоновой Юлии Сергеевны, ФИО1 в июле месяце 2009 года по договору найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ. В спорной квартире истица проживает совместно с мужем ФИО5 1985 г.р. и несовершеннолетней дочерью - ФИО6 2010 г.р.

Из выписки из лицевого счета от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в указанной квартире состоит на регистрационном учете наниматель -ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, муж нанимателя -ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дети нанимателя: дочь - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., дочь - Антонова Юлия Сергеевна, ДД.ММ.ГГГГ г.р., зять - ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ г.р., внучка - ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р.

Постановлением Администрации <адрес> № 138 от ДД.ММ.ГГГГ за спорным жилым помещением закреплен статус «служебного жилья».

Между тем, имеющиеся документы указывают на отсутствие у спорного жилого помещения статуса «служебное». Таким образом, отказ Кяхтинской КЭЧ района передать гр. Антоновой Ю.С. и ее несовершеннолетней дочери, занимаемое жилое помещение в собственность, является незаконным и подтверждается ниже приведенными доказательствами.

Согласно п. 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 года № 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома, квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством РФ. Из изложенного следует, что после принятия решения о включении жилой площади в число служебных, данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такового в органе, осуществляющем государственный учет жилых помещений, то есть БТИ.

Из уведомления УФРС по РБ , от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Едином государственном реестре прав записи о регистрации прав, ограничений (обременении) в отношении квартиры, расположенной по адресу: <адрес> отсутствуют.

В АУ «Гостехинвентаризация-Республиканское БТИ» (Кяхтинский филиал) отсутствуют сведения, указывающие, что спорная квартира является служебной согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, согласно п. 12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 года № 42, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным имуществом (далее - орган управления), с учетом требований, установленных настоящими Правилами.

В п. 14 Правил указано, что решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.

В связи с тем, что Кяхтинской КЭЧ района своевременно не были приняты меры по регистрации жилых помещений в число служебных квартир в органе, осуществляющем государственный учет жилых помещений (БТИ), в соответствии с пунктом 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 г. № 1301, Постановлением администрации МО «Город Кяхта» от ДД.ММ.ГГГГ № 263 было отменено Постановление администрации МО «Город Кяхта» № 138 «О присвоении статуса «служебная» квартирам Кяхтинской КЭЧ района» от ДД.ММ.ГГГГ.

Спорное жилое помещение закреплено за Кяхтинской КЭЧ района на
праве оперативного управления и относится к ведомственному жилищному
фонду. В соответствии с требованиями Закона РФ от 04.07.1991 года
№ 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»
занимаемы гражданами жилые помещения из числа ведомственного
жилищного фонда подлежат приватизации. При этом согласия собственника
жилищного фонда на приватизацию не требуется, эти функции возложены
действующим жилищным законодательством на предприятие,
осуществляющего оперативное управление спорным жилым помещением, в
данном случае Кяхтинской КЭЧ района.

Поскольку занимаемое жилое помещение по адресу <адрес> не имеет в настоящее время статуса «служебное» жилье, не зарегистрировано в качестве такового в органе БТИ, следовательно, у истцов имеются основания для его приватизации.

Члены семьи Антоновой Юлии Сергеевны: мать - ФИО1, отец - ФИО2, сестра - ФИО7, супруг - ФИО5 не возражают против

приватизации квартиры Антоновой Юлией Сергеевной, что подтверждается нотариально оформленными Согласиями.

На основании изложенного, просит признать незаконным отказ Кяхтинской КЭЧ района в приватизации занимаемого жилого помещения по адресу: <адрес>; признать договор найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ недействительным; признать пользование и проживание в жилом помещении на условиях социального найма, обязать Кяхтинскую КЭЧ района заключить договор о передаче его в собственность.

Истица и законный представитель несовершеннолетней Антонова Ю.С. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, с участием представителя Дерюгиной Н.Н.

Представитель истца Дерюгина Н.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала исковые требования и доводы, изложенные в иске. При этом уточнила заявленные исковые требования дополнив, просила признать право пользования истцами спорным жилым помещением, расположенным по адресу <адрес> на условиях социального найма, поскольку сложившееся правоотношения между сторонами жилищные, поэтому пользование и проживание в спорном жилом помещении происходит на условиях социального найма. Настаивала на удовлетворении требований

Представитель ответчика - КЭЧ <адрес> надлежащим образом уведомленный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, каких-либо сведений о причинах неявки суду не представлял, ходатайства об отложении дела слушанием от последнего не поступало, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного представителя.

Третье лицо ФИО1 просила рассмотреть дело в его отсутствие, против удовлетворения иска не возражал.

Суд, выслушав пояснения участника процесса, исследовав материалы дела, считает, что иск к КЭЧ <адрес> подлежит удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст.217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

Из сообщения начальника Кяхтинской КЭЧ района на заявление Антоновой Ю.С. о приватизации занимаемого жилого помещения следует, что согласно ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 04.07.1991 года № 1541-1, приватизации подлежат жилые помещения, находящиеся в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность. Указано, что для заключения договора социального найма Антоновой Ю.С. необходимо предоставить определенный перечень документов.

Из договора найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Кяхтинской КЭЧ района и ФИО1 следует, что последнему (нанимателю) предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу <адрес> во владение и пользование в связи с работой. Имеются сведения о членах семьи: муж – ФИО2, дочь ФИО3.

Паспорт гражданина РФ серии 8108 , выданный на имя Антоновой Юлии Сергеевны, родившейся ДД.ММ.ГГГГ, подтверждает, что истица имеет регистрацию в спорном жилом помещении по вышеуказанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ

Из свидетельства о заключении брака усматривается, что ФИО5 и ФИО8 заключили брак ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлена запись акта о заключении брака № <адрес> отделом Управления ЗАГС <адрес>. После заключения брака присвоены фамилии: мужу ФИО4, жене Антонова.

Из свидетельства о заключении брака усматривается, что ФИО9 и ФИО3 заключили брак ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлена запись акта о заключении брака № <адрес> отделом Управления ЗАГС <адрес>. После заключения брака присвоены фамилии: мужу ФИО7, жене ФИО7.

Из свидетельства о заключении брака усматривается, что ФИО2 и ФИО10 заключили брак ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлена запись акта о заключении брака Отделом ЗАГС <адрес>. После заключения брака присвоены фамилии: мужу ФИО1, жене ФИО1.

Свидетельство о рождении ФИО6, родившейся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Бурятия подтверждает, что ее матерью действительно является Антонова Юлия Сергеевна, отцом ФИО5.

Из справки ТСЖ «Звездочка» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Антонова Ю.С. проживает и зарегистрирован по месту жительства <адрес>, имеет состав семьи: ФИО5, дочь ФИО6.

Выписка из лицевого счета подтверждает, что на регистрационном учете по адресу <адрес> состоят наниматель ФИО1, муж ФИО2, дочь ФИО3, дочь Антонова Ю.С., зять ФИО5, внучка ФИО6

Из уведомления УФРС кадастра и картографии по <адрес> об отсутствии запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав ФИО6 на объекты недвижимости на территории <адрес>, отсутствуют.

Из уведомления УФРС кадастра и картографии по <адрес> об отсутствии в предоставлении запрашиваемой информации от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав, ограничений (обременений) на жилое помещение, расположенные по адресу <адрес>, отсутствуют.

Из справки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в АУ РБ «Гостехинвентаризация - Республиканское БТИ» (Кяхтинский филиал) нет сведений, указывающих, что квартира, расположенная по адресу <адрес>, является служебной, кроме того по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Антонова Ю.С. участия в приватизации на территории <адрес> не принимала.

Из справки Администрации <адрес> следует, что по данным отдела приватизации Антонова (ФИО15) Ю.С. в малолетнем возрасте была включена в договор приватизации жилого помещения по адресу <адрес>.

Из архивных справок Архивного отдела администрации МО «Кяхтинский район» РБ , от ДД.ММ.ГГГГ следует, что постановлением Кяхтинской городской администрации № 86 от ДД.ММ.ГГГГ «О служебных квартирах в военных городках , , » признаны служебными квартирами в городках №№ 1,3,6 (за исключением приватизированных). ….. квартиры с по ….; постановлением Кяхтинской городской администрации № 5 от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении статуса служебных квартир и статуса постоянной жилой площади за жилфондом гарнизона» закреплен статус служебных квартир и статус постоянной жилой площади за жилфондом Кяхтинского гарнизона. При этом, как следует из прилагаемого перечня, <адрес> указана как «служебная»; постановлением администрации <адрес> № 40 от ДД.ММ.ГГГГ отменено постановление администрации <адрес> № 5 от ДД.ММ.ГГГГ о признании всего жилого фонда МО РФ на территории <адрес> служебным, в постановлении Администрации <адрес> № 138 от ДД.ММ.ГГГГ «О присвоении статуса «служебная» квартирам КЭЧ <адрес>» спорное жилое помещение в списке значится как «Служебное». ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации МО « <адрес>» было отменено постановление администрации <адрес> № 138 « О присвоении статуса « служебная» квартирам КЭЧ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Из архивной справки Архивного отдела администрации МО «Кяхтинский район» РБ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в списках к Постановлениям Кяхтинской городской администрации № 39 от ДД.ММ.ГГГГ, № 114 от ДД.ММ.ГГГГ, № 196 от ДД.ММ.ГГГГ, № 249 от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> в <адрес> не значится. Постановлением Администрации <адрес> № 252 от ДД.ММ.ГГГГ «О переводе квартир, закрепленных за военнослужащими 140-го танкового полка в разряд служебных» спорное жилое помещение значится в прилагаемом списке.

ФИО7, ФИО5, ФИО1, ФИО2 не возражают против приватизации квартиры, расположенной по адресу <адрес>, что подтверждается нотариально оформленным согласием.

Согласно передаточного акта от ДД.ММ.ГГГГ Кяхтинской КЭЧ района принято государственное имущество на праве оперативного управления, в том числе жилой <адрес>.

Свидетельство о внесении в реестр федерального имущества подтверждает, что федеральное имущество закреплено на праве оперативного управления за Кяхтинской КЭЧ района, на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ.

По правилам 296 ГК Российской Федерации учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

В соответствии с требованиями Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» занимаемые гражданами жилые помещения из числа ведомственного жилищного фонда подлежат приватизации. При этом согласия собственника жилищного фонда на приватизацию не требуется, эти функции возложены действующим жилищным законодательством на предприятие, осуществляющего оперативное управление спорном жилым помещением.

В судебном заседании установлено, что Кяхтинская КЭЧ района осуществляет оперативное управление спорным жилым помещением, что подтверждается свидетельством о внесении таких сведений в реестр федерального имущества, поэтому суд приходит к выводу, что согласие собственника на приватизацию жилого помещения не требуется, данные функции возложены на Кяхтинскую КЭЧ района.

Кроме этого, спорное жилое помещение не отнесено к числу служебных, что подтверждается отсутствием сведений в органах государственного и технического учета, а также в органах осуществляющих регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с Положением о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 года № 1301 и Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду, утв. Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 года №42.

Постановлением администрации МО «Город Кяхта» № 263 от ДД.ММ.ГГГГ было отменено постановление администрации <адрес> № 138 « О присвоении статуса «служебная» квартирам КЭЧ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, также постановлением администрации МО «Город Кяхта» № 21 от ДД.ММ.ГГГГ было отменено постановление администрации <адрес> № 252 «О переводе квартир, закрепленных за военнослужащими 140-го танкового полка в разряд служебных» от ДД.ММ.ГГГГ, поэтому заключение с ФИО1 договора найма служебного жилого помещения не свидетельствует о том, что спорная квартира имеет режим служебного жилья.

Поэтому отказ КЭЧ Кяхтинского района в приватизации спорной квартиры, является незаконным и нарушающим права истцов, поскольку спорное жилое помещение не относиться к перечню жилых помещений, не подлежащих приватизации, указанных в ст. 4 Закона РФ от 4 июля 1991 года № 1541 -1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Более того, требование ответчика о необходимости предоставления истцом определенного перечня документов для заключения договора социального найма, по мнению суда, являются необоснованным, поскольку не предусмотрены вышеуказанным Законом РФ от 4 июля 1991 года № 1541 -1.

В соответствии с ч.1 и ч.3 ст.104 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения предоставляются гражданам в виде отдельной квартиры, соответственно по договору найма служебного жилого помещения.

Сделка является недействительной по основаниям, установленным ГК РФ, в силу признания ее таковой судом либо независимо от такого признания (ничтожная сделка) (ст. 166 ГК РФ).

Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (ст. 167 ГК РФ).

Статья 168 ГК РФ предусматривает, что сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

В ходе судебного заседания было установлено, что спорная квартира не относится к категории служебных жилых помещений по вышеприведенным основаниям, поэтому договор найма служебного помещения между сторонами противоречит требованиям ч.1 и ч.3 ст. 104 ЖК РФ, потому не может быть признан законным, в связи с чем, суд полагает обоснованными требования истца о признании настоящего договора недействительным.

Учитывая, что предоставленное жилое помещение не является служебным, фактические обстоятельства дела, такие как проживание истцов, в квартире на основании договора с 2009 года, наличие регистрации в спорном жилом помещении, подтверждают то обстоятельство, что отношения между сторонами возникли из договора социального найма, доказательств проживания истцов в спорном жилом помещении на иных условиях стороной ответчика не предоставлено.

Как следует из положений ст. 672 ГК РФ в государственном или муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения. Договор социального найма жилого помещения заключается по основаниям, на условиях и в порядке, предусмотренном жилищным законодательством.

В соответствии со ст. 69 Жилищного кодекса РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя.

Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности.

Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения.

При указанных обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд -

РЕШИЛ:

Иск Антоновой Юлии Сергеевны, ФИО6 в лице законного представителя Антоновой Ю.С. - удовлетворить.

Признать отказ КЭЧ <адрес> Антоновой Ю.С., в приватизации жилого помещения, расположенного по адресу <адрес> - незаконным.

Признать договор найма служебного жилого помещения заключенного ДД.ММ.ГГГГ между КЭЧ <адрес> РБ и ФИО1 недействительным.

Признать право пользования Антоновой Юлии Сергеевны, ФИО6 жилым помещении, расположенным по адресу: <адрес>, на условиях социального найма.

Обязать КЭЧ <адрес> заключить с Антоновой Юлией Сергеевной, ФИО6 в лице законного представителя Антоновой Ю.С. договор о безвозмездной передаче жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> собственность.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение 10 дней со дня получения решения суда в окончательном виде.

Судья Гимадеева О.Л.