РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 06 июня 2011 года г. Кяхта Кяхтинский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Гимадеевой О.Л., при секретаре Шагдуровой В.В. с участием представителя истца Дерюгиной Н.Н.., действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соковиковой Ирины Андреевны, ФИО1 в лице законного представителя Соковиковой И.А., к КЭЧ <адрес> о признании незаконным отказ в приватизации жилого помещения, о признании договора найма служебного жилого помещения недействительным, о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, о понуждении заключить договор приватизации на жилое помещение, У С Т А Н О В И Л: Истица и законный представитель несовершеннолетних Соковикова И.А. обратилась в суд с иском к КЭЧ <адрес> о признании незаконным отказ в приватизации жилого помещения, о признании договора найма служебного жилого помещения недействительным, о признании проживания в жилом помещении на условиях социального найма, о понуждении заключить договор приватизации на жилое помещение. Свои доводы мотивировала следующим, так истица обратилась в Кяхтинскую КЭЧ района по вопросу приватизации занимаемого жилого помещения по адресу: <адрес>. Из ответа Кяхтинской КЭЧ района следует, что согласно ст. 2 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 04.07.1991 года № 1541-1, приватизации подлежат жилые помещения, находящиеся в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность. Для заключения договора социального найма необходимо предоставить определенный перечень документов. Считает, что требования начальника Кяхтинской КЭЧ района ФИО5, являются незаконными по следующим обстоятельствам: во-первых, истица обратилась в Кяхтинскую КЭЧ района с заявлением о приватизации спорного жилого помещения, а не о заключении с ней договора социального найма. Во-вторых, все необходимые документы были предоставлены в Кяхтинскую КЭЧ района при распределении спорного жилого помещения и требование о повторном предоставлении документов, является необоснованным. В-третьих, спорное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в настоящее время не является служебным, проживание в указанной квартире происходит фактически на условиях социального найма. В-четвертых, предоставление требуемых документов не предусмотрено ни Жилищным кодексом РФ, ни ФЗ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 04.07.1991 года № 1541-1. Исходя из вышеизложенного, считает, что отказ Кяхтинской КЭЧ района заключить с истицей и ее несовершеннолетним сыном ФИО10 г.р. договор о безвозмездной передаче в собственность занимаемого жилого помещения, нарушает их право на приватизацию. Жилое помещение по вышеуказанному адресу было предоставлено истице в июле 2010 года по договору найма служебного жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ. В спорной квартире Соковикова проживает совместно с несовершеннолетним сыном - ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р. Указанные лица состоят на регистрационном учете в спорном жилом помещении. Постановлением Администрации <адрес> № 138 от ДД.ММ.ГГГГ за спорным жилым помещением закреплен статус «служебного жилья». Между тем, имеющиеся документы указывают на отсутствие у спорного жилого помещения статуса «служебное». Таким образом, отказ Кяхтинской КЭЧ района передать истице и ее несовершеннолетнему ребенку ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения занимаемое жилое помещение в собственность, является незаконным и подтверждается ниже приведенными доказательствами. Согласно п. 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 года № 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома, квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством РФ. Из изложенного следует, что после принятия решения о включении жилой площади в число служебных, данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такового в органе, осуществляющем государственный учет жилых помещений, то есть БТИ. Из уведомления УФРС по РБ № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ И го да следует, что в Едином государственном реестре прав записи о регистрации прав, ограничений (обременении) в отношении квартиры, расположенной по адресу: <адрес> отсутствуют. В АУ «Гостехинвентаризация-Республиканское БТИ» (Кяхтинский филиал) отсутствуют сведения, указывающие, что спорная квартира является служебной согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ Кроме того, согласно п. 12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 года № 42, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным имуществом (далее - орган управления), с учетом требований, установленных настоящими Правилами. В п. 14 Правил указано, что решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения. В связи с тем, что Кяхтинской КЭЧ района своевременно не были приняты меры по регистрации жилых помещений в число служебных квартир в органе, осуществляющем государственный учет жилых помещений (БТИ), в соответствии с пунктом 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 г. № 1301, Постановлением администрации МО «Город Кяхта» от ДД.ММ.ГГГГ п № 263 было отменено Постановление администрации МО «Город Кяхта» № 138 «О присвоении статуса «служебная» квартирам Кяхтинской КЭЧ района» от ДД.ММ.ГГГГ. Спорное жилое помещение закреплено за Кяхтинской КЭЧ района на праве оперативного управления и относится к ведомственному жилищному фонду. В соответствии с требованиями Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» занимаемые гражданами жилые помещения из числа ведомственного жилищного фонда подлежат приватизации. При этом согласия собственника жилищного фонда на приватизацию не требуется, эти функции возложены действующим жилищным законодательством на предприятие, осуществляющего оперативное управление спорным жилым помещением, в данном случае Кяхтинской КЭЧ района. Поскольку занимаемое жилое помещение не имеет в настоящее время статуса «служебное» жилье, не зарегистрировано в качестве такового в органе БТИ, следовательно, у истцов имеются основания для его приватизации. На основании изложенного, истица просит признать незаконным отказ Кяхтинской КЭЧ района в приватизации занимаемого жилого помещения по адресу: <адрес> <адрес>; признать договор найма служебного жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ недействительным; признать проживание в жилом помещении на условиях социального найма, обязать Кяхтинскую КЭЧ района заключить договор о передаче его в собственность. Истица и законный представитель несовершеннолетних Соковикова И.А. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, с участием представителя Дерюгиной Н.Н. Представитель истца Дерюгина Н.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала исковые требования и доводы, изложенные в иске. При этом уточнила заявленные исковые требования дополнив, просила признать право пользования истцами спорным жилым помещением, расположенным по адресу <адрес> на условиях социального найма, настаивала на удовлетворении иска. Представитель ответчика - КЭЧ Кяхтинского района надлежащим образом уведомленный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, каких-либо сведений о причинах неявки суду не представлял, ходатайства об отложении дела слушанием от последнего не поступало, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного представителя. Суд, выслушав пояснения участника процесса, исследовав материалы дела, считает, что иск к КЭЧ Кяхтинского района подлежит удовлетворению в полном объеме. В соответствии со ст.217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное. Из сообщения начальника Кяхтинской КЭЧ района на заявление Соковиковой И.А. о приватизации занимаемого жилого помещения следует, что согласно ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 04.07.1991 года № 1541-1, приватизации подлежат жилые помещения, находящиеся в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность. Указано, что для заключения договора социального найма Соковиковой И.А. необходимо предоставить определенный перечень документов. Из договора найма служебного жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Кяхтинской КЭЧ района и Соковиковой И.А. следует, что последней (нанимателю) предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу <адрес> <адрес> во владение и пользование в связи с работой. Имеются сведения о членах семьи: сын ФИО2. Паспорт гражданина РФ серии 8102 №, выданный на имя Соковиковой Ирины Андреевны, родившейся ДД.ММ.ГГГГ, подтверждает, что истица имеет регистрацию в спорном жилом помещении по вышеуказанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ. Паспорт гражданина РФ серии 8109 №, выданный на имя ФИО12, родившегося ДД.ММ.ГГГГ, подтверждает, что истец имеет регистрацию в спорном жилом помещении по вышеуказанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ. Из справки ТСЖ «Звездочка» № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Соковикова И.А. проживает и зарегистрирована по месту жительства <адрес> состав семьи составляет сын ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. Выписка из лицевого счета № подтверждает, что на регистрационном учете по адресу <адрес> состоят наниматель Соковикова Ирина Андреевна, и член ее семьи – сын ФИО2. Из уведомления УФРС кадастра и картографии по <адрес> об отсутствии в предоставлении запрашиваемой информации от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав, ограничений (обременений) на жилое помещение, расположенные по адресу <адрес>, отсутствуют. Из уведомления УФРС кадастра и картографии по <адрес> об отсутствии запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав Соковиковой И.А., ФИО1 на объекты недвижимости на территории Республики Бурятия, отсутствуют. Из справки № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в АУ РБ «Гостехинвентаризация - Республиканское БТИ» (Кяхтинский филиал) нет сведений, указывающих, что квартира, расположенная по адресу <адрес> <адрес>, является служебной, кроме того по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Соковикова И.А., ФИО2 участия в приватизации на территории <адрес> не принимали. Из справки администрации МО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Соковикова И.А. рождения проживала и была зарегистрирована по адресу: <адрес>. Затем уезжала и вновь была прописана по вышеуказанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. На территории администрации не участвовала в приватизации, не имела и не имеет собственного жилья. Из архивных справок Архивного отдела администрации МО «Кяхтинский район» РБ № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что постановлением Кяхтинской городской администрации № 86 от ДД.ММ.ГГГГ «О служебных квартирах в военных городках №, №, №» признаны служебными квартирами в городках №№ 1,3,6 (за исключением приватизированных). ….. № квартиры с № по №….; постановлением Кяхтинской городской администрации № 5 от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении статуса служебных квартир и статуса постоянной жилой площади за жилфондом гарнизона» закреплен статус служебных квартир и статус постоянной жилой площади за жилфондом Кяхтинского гарнизона. При этом, как следует из прилагаемого перечня, квартира № № указана как «служебная»; постановлением администрации <адрес> № 40 от ДД.ММ.ГГГГ отменено постановление администрации <адрес> № 5 от ДД.ММ.ГГГГ о признании всего жилого фонда МО РФ на территории <адрес> служебным, в постановлении Администрации <адрес> № 138 от ДД.ММ.ГГГГ «О присвоении статуса «служебная» квартирам КЭЧ <адрес>» спорное жилое помещение в списке значится как «служебное». ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации МО « <адрес>» было отменено постановление администрации <адрес> № 138 « О присвоении статуса « служебная» квартирам КЭЧ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Из архивной справки Архивного отдела администрации МО «Кяхтинский район» РБ № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в списках к Постановлениям Кяхтинской городской администрации № 39 от ДД.ММ.ГГГГ, № 114 от ДД.ММ.ГГГГ, № 196 от ДД.ММ.ГГГГ, № 252 от ДД.ММ.ГГГГ, № 249 от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> не значится. Согласно передаточного акта № от ДД.ММ.ГГГГ Кяхтинской КЭЧ района принято государственное имущество на праве оперативного управления, в том числе жилой <адрес>. Свидетельство о внесении в реестр федерального имущества подтверждает, что федеральное имущество закреплено на праве оперативного управления за Кяхтинской КЭЧ района, на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ. По правилам 296 ГК Российской Федерации учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества. В соответствии с требованиями Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» занимаемые гражданами жилые помещения из числа ведомственного жилищного фонда подлежат приватизации. При этом согласия собственника жилищного фонда на приватизацию не требуется, эти функции возложены действующим жилищным законодательством на предприятие, осуществляющего оперативное управление спорном жилым помещением. В судебном заседании установлено, что Кяхтинская КЭЧ района осуществляет оперативное управление спорным жилым помещением, что подтверждается свидетельством о внесении таких сведений в реестр федерального имущества, поэтому суд приходит к выводу, что согласие собственника на приватизацию жилого помещения не требуется, данные функции возложены на Кяхтинскую КЭЧ района. Кроме этого, спорное жилое помещение не отнесено к числу служебных, что подтверждается отсутствием сведений в органах государственного и технического учета, а также в органах осуществляющих регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с Положением о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 года № 1301 и Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду, утв. Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 года №42. Постановлением администрации МО «Город Кяхта» № 263 от ДД.ММ.ГГГГ было отменено постановление администрации <адрес> № 138 «О присвоении статуса «служебная» квартирам КЭЧ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, поэтому на момент заключения с истицей договора найма служебного жилого помещения - спорное жилое помещение не имело статуса «служебного» жилья. Поэтому отказ КЭЧ Кяхтинского района в приватизации спорной квартиры, является незаконным и нарушающим права истцов, поскольку спорное жилое помещение не относиться к перечню жилых помещений, не подлежащих приватизации, указанных в ст. 4 Закона РФ от 4 июля 1991 года № 1541 -1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Более того, требование ответчика о необходимости предоставления истицей определенного перечня документов для заключения договора социального найма по мнению суда являются необоснованным, поскольку не предусмотрены вышеуказанным Законом РФ от 4 июля 1991 года № 1541 -1. В соответствии с ч.1 и ч.3 ст.104 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения предоставляются гражданам в виде отдельной квартиры, соответственно по договору найма служебного жилого помещения. Сделка является недействительной по основаниям, установленным ГК РФ, в силу признания ее таковой судом либо независимо от такого признания (ничтожная сделка) ( ст. 166 ГК РФ). Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения( ст. 167 ГК РФ). Статья 168 ГК РФ предусматривает, что сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. В ходе судебного заседания было установлено, что спорная квартира не относится к категории служебных жилых помещений по вышеприведенным основаниям, поэтому договор найма служебного помещения между сторонами противоречит требованиям ч.1 и ч.3 ст. 104 ЖК РФ, потому не может быть признан законным, в связи с чем, суд полагает обоснованными требования истцов о признании настоящего договора недействительным. Учитывая, что предоставленное жилое помещение не является служебным, фактические обстоятельства дела, такие как проживание истицы, в квартире на основании договора с 2010 года, наличие регистрации в спорном жилом помещении, подтверждают то обстоятельство, что отношения между сторонами возникли из договора социального найма, доказательств проживания истцов в спорном жилом помещении на иных условиях стороной ответчика не предоставлено. Как следует из положений ст. 672 ГК РФ в государственном или муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения. Договор социального найма жилого помещения заключается по основаниям, на условиях и в порядке, предусмотренном жилищным законодательством. В соответствии со ст. 69 Жилищного кодекса РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения. При указанных обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд - РЕШИЛ: Иск Соковиковой Ирины Андреевны, ФИО1 в лице законного представителя Соковиковой И.А. - удовлетворить. Признать отказ КЭЧ <адрес> Соковиковой И.А в приватизации жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>, <адрес> <адрес> - незаконным. Признать договор найма служебного жилого помещения № заключенного ДД.ММ.ГГГГ между КЭЧ <адрес> РБ и Сооковиковой И.А недействительным. Признать право пользования Соковиковой Ириной Андреевной, ФИО1 жилым помещении, расположенным по адресу: <адрес> на условиях социального найма. Обязать КЭЧ <адрес> заключить с Соковиковой Ириной Андреевной, ФИО1 в лице законного представителя Соковиковой И.А договор о безвозмездной передаче жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в собственность. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение 10 дней со дня получения решения суда в окончательном виде. Судья Гимадеева О.Л.