РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 21 июня 2011 года г. Кяхта Кяхтинский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Гимадеевой О.Л., при секретаре Шагдуровой В.В. с участием представителя истца Крахмалевой И.В., действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Казаковой Натальи Анатольевны, ФИО2, ФИО5 в лице законного представителя Казаковой Натальи Анатольевны к КЭЧ <адрес> о признании незаконным отказ в приватизации жилого помещения, о признании договора найма служебного жилого помещения недействительным, о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, о понуждении заключить договор приватизации на жилое помещение, У С Т А Н О В И Л: Истец и законный представитель несовершеннолетних Казакова Н.А. обратилась в суд с иском к КЭЧ <адрес> о признании незаконным отказ в приватизации жилого помещения, о признании договора найма служебного жилого помещения недействительным, о признании пользования и проживания в жилом помещении на условиях социального найма, о понуждении заключить договор приватизации на жилое помещение. Свои доводы мотивировал следующим, так истица обратилась в Кяхтинскую кЭЧ района с заявлением по вопросу приватизации занимаемого жилого помещения по адресу: <адрес> Из ответа Кяхтинской КЭЧ района следует, что у Кяхтинской КЭЧ района отсутствует право подписи и передачи в безвозмездное пользование жилых помещений, в связи с чем гр. Казаковой Н. А. было отказано в передаче жилого помещения в собственность. Считает, что отказ начальника Кяхтинской КЭЧ района ФИО7 заключить договор о передаче в собственность занимаемого жилого помещения является незаконными и необоснованным, в связи с тем, что Кяхтинская КЭЧ района обладает правом оперативного управления жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> Данный отказ нарушает право истцов на приватизацию. Далее истица указывает, что в соответствии с ч. 1 ст. 296 Гражданского кодекса РФ казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества. Жилое помещение по вышеуказанному адресу было предоставлено ФИО3 (супруги истицы) в ноябре месяце 2008 года по договору найма служебного жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ. В спорной квартире гр. Казакова Н. А., проживает с мужем - ФИО10, сыновьями ФИО2 и ФИО5. Указанные лица состоят на регистрационном учете в спорном жилом помещении. Постановлением Администрации <адрес> № 138 от ДД.ММ.ГГГГ за спорным жилым помещением закреплен статус «служебного жилья». Между тем, имеющиеся документы указывают на отсутствие у спорного жилого помещения статуса «служебное». Таким образом, отказ Кяхтинской КЭЧ района передать занимаемое жилое помещение в собственность истцов, является незаконным и подтверждается ниже приведенными доказательствами. Согласно п. 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 года № 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома, квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством РФ. Из изложенного следует, что после принятия решения о включении жилой площади в число служебных, данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такового в органе, осуществляющем государственный учет жилых помещений, то есть БТИ. Из уведомлений УФРС по РБ №, №, № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Едином государственном реестре прав записи о регистрации прав, ограничений (обременении) в отношении квартиры, расположенной по адресу: <адрес> отсутствуют. В АУ «Гостехинвентаризация-Республиканское БТИ» (Кяхтинский филиал) отсутствуют сведения, указывающие, что спорная квартира является служебной. Кроме того, согласно п. 12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 года № 42, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным имуществом (далее - орган управления), с учетом требований, установленных настоящими Правилами. В п. 14 Правил указано, что решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения. В связи с тем, что Кяхтинской КЭЧ района своевременно не были приняты меры по регистрации жилых помещений в число служебных квартир в органе, осуществляющем государственный учет жилых помещений (БТИ), в соответствии с пунктом 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 г. № 1301, Постановлением администрации МО «Город Кяхта» от ДД.ММ.ГГГГ № 263 было отменено Постановление администрации МО «Город Кяхта» № 138 «О присвоении статуса «служебная» квартирам Кяхтинской КЭЧ района» от ДД.ММ.ГГГГ. Спорное жилое помещение закреплено за Кяхтинской КЭЧ района на праве оперативного управления и относится к ведомственному жилищному фонду. В соответствии с требованиями Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» занимаемы гражданами жилые помещения из числа ведомственного жилищного фонда подлежат приватизации. При этом согласия собственника жилищного фонда на приватизацию не требуется, эти функции возложены действующим жилищным законодательством на предприятие, осуществляющего оперативное управление спорным жилым помещением, в данном случае Кяхтинской КЭЧ района. Поскольку занимаемое истицей и ее несовершеннолетними сыновьями жилое помещение не имеет в настоящее время статуса «служебное» жилье, не зарегистрировано в качестве такового в органе БТИ, в УФРС по РБ, следовательно, у истцов есть основания для его приватизации. Супруг истицы ФИО3 не возражает против приватизации нанимателем жилого помещения, расположенного адресу: <адрес>, о чем имеется нотариально оформленное Согласие. На основании изложенного, просит признать незаконным отказ Кяхтинской КЭЧ района в приватизации занимаемого жилого помещения по адресу: <адрес>; признать договор найма служебного жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ недействительным; признать пользование и проживание в жилом помещении на условиях социального найма, обязать Кяхтинскую КЭЧ района заключить договор о передаче его в собственность. Истец и законный представитель несовершеннолетних Казакова Н.А в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, с участием представителя. Представитель истца Крахмалева И.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в иске. Настаивала на удовлетворении требований. Представитель ответчика - КЭЧ Кяхтинского района надлежащим образом уведомленный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, каких-либо сведений о причинах неявки суду не представлял, ходатайства об отложении дела слушанием от последнего не поступало, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного представителя. Третье лицо ФИО3 в судебное заседание не явился, просил рассмотрение дело в его отсутствие, по существу иска возражений не имел. Суд, выслушав пояснения участника процесса, исследовав материалы дела, считает, что иск к КЭЧ <адрес> подлежит удовлетворению в полном объеме. В соответствии со ст.217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное. Из сообщения начальника Кяхтинской КЭЧ района на заявление Казаковой Н.А. о передаче жилого помещения в собственность безвозмездно следует, что у Кяхтинской КЭЧ района право подписи и передачи в безвозмездное пользование жилых помещений отсутствует. Из договора найма служебного жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Кяхтинской КЭЧ района и ФИО3 следует, что последнему (нанимателю) предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу <адрес> возмездное владение и пользование в связи с прохождением службы. Имеются сведения о членах семьи: жена Казакова Наталья Анатольевна, сын ФИО2, сын ФИО5. Паспорт гражданина РФ серии 8104 №, выданный на имя Казаковой Натальи Анатольевны, родившейся ДД.ММ.ГГГГ, подтверждает, что истица имеет регистрацию в спорном жилом помещении по вышеуказанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ Из свидетельства о заключении брака следует, что ФИО3 и ФИО4 заключили брак ДД.ММ.ГГГГ о чем составлена запись акта о заключении брака № <адрес> отделом Управления ЗАГС. После заключения брака присвоены фамилии: мужу ФИО1, жене Казакова. Свидетельство о рождении ФИО2, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Бурятия подтверждает, что его матерью действительно является Казакова Наталья Анатольевна, отцом ФИО3. Свидетельство о рождении ФИО5, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Бурятия подтверждает, что его матерью действительно является Казакова Наталья Анатольевна, отцом ФИО3. Из справки ТСЖ «Звездочка» № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Казакова Н.А. проживает и зарегистрирована по месту жительства <адрес>, её состав семьи составляет муж ФИО3, сын ФИО2, сын ФИО5. Выписка из лицевого счета № подтверждает, что на регистрационном учете по адресу <адрес> состоят Казакова Наталья Анатольевна, ФИО3, ФИО2, ФИО5. Из справки № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в АУ РБ «Гостехинвентаризация - Республиканское БТИ» (Кяхтинский филиал) нет сведений, указывающих, что квартира, расположенная по адресу <адрес> является служебной, кроме того по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Казакова Н.А. участия в приватизации на территории <адрес> не принимала. Из уведомления УФРС кадастра и картографии по <адрес> об отсутствии в предоставлении запрашиваемой информации от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав, ограничений (обременений) на жилое помещение, расположенные по адресу <адрес>, отсутствуют. Из уведомления УФРС кадастра и картографии по <адрес> об отсутствии запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав Казаковой Н.А., ФИО1, ФИО5 на объекты недвижимости на территории <адрес>, отсутствуют. Из архивных справок Архивного отдела администрации МО «Кяхтинский район» РБ № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что постановлением Кяхтинской городской администрации № 86 от ДД.ММ.ГГГГ «О служебных квартирах в военных городках №, №, №» признаны служебными квартирами в городках №№ 1,3,6 (за исключением приватизированных). ….. ДОС № квартиры с № по №….; постановлением Кяхтинской городской администрации № 5 от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении статуса служебных квартир и статуса постоянной жилой площади за жилфондом гарнизона» закреплен статус служебных квартир и статус постоянной жилой площади за жилфондом Кяхтинского гарнизона. При этом, как следует из прилагаемого перечня, квартира № указана как «служебная»; постановлением администрации <адрес> № 40 от ДД.ММ.ГГГГ отменено постановление администрации <адрес> № 5 от ДД.ММ.ГГГГ о признании всего жилого фонда МО РФ на территории <адрес> служебным, в постановлении Администрации <адрес> № 138 от ДД.ММ.ГГГГ «О присвоении статуса «служебная» квартирам КЭЧ <адрес>» спорное жилое помещение в списке значится как «Служебное». ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации МО « <адрес>» было отменено постановление администрации <адрес> № 138 « О присвоении статуса « служебная» квартирам КЭЧ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Из архивной справки Архивного отдела администрации МО «Кяхтинский район» РБ № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в списках к Постановлениям Кяхтинской городской администрации № 39 от ДД.ММ.ГГГГ, № 114 от ДД.ММ.ГГГГ, № 196 от ДД.ММ.ГГГГ, № 252 от ДД.ММ.ГГГГ, № 249 от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> не значится. ФИО3 (супруг истицы) не возражает против приватизации квартиры, расположенной по адресу <адрес>, что подтверждается нотариально оформленным согласием. Согласно передаточного акта № от ДД.ММ.ГГГГ Кяхтинской КЭЧ района принято государственное имущество на праве оперативного управления, в том числе жилой <адрес>. Свидетельство о внесении в реестр федерального имущества подтверждает, что федеральное имущество закреплено на праве оперативного управления за Кяхтинской КЭЧ района, на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п. 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 года № 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома, квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством РФ. Из изложенного следует, что после принятия решения о включении жилой площади в число служебных, данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такового в органе, осуществляющем государственный учет жилых помещений, то есть БТИ. Кроме того, согласно п. 12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 года № 42, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным имуществом (далее - орган управления), с учетом требований, установленных настоящими Правилами. В п. 14 Правил указано, что решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения. По правилам ст. 296 ГК Российской Федерации учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества. Согласно ч.1 ст.299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника. В соответствии со ст. 6 Закона "О приватизации жилищного фонда в РФ" передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. В соответствии с требованиями Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» занимаемые гражданами жилые помещения из числа ведомственного жилищного фонда подлежат приватизации. При этом согласия собственника жилищного фонда на приватизацию не требуется, эти функции возложены действующим жилищным законодательством на предприятие, осуществляющего оперативное управление спорном жилым помещением. В судебном заседании установлено, что Кяхтинская КЭЧ района осуществляет оперативное управление спорным жилым помещением, что подтверждается свидетельством о внесении таких сведений в реестр федерального имущества, поэтому суд приходит к выводу, что согласие собственника на приватизацию жилого помещения не требуется, данные функции возложены на Кяхтинскую КЭЧ района. Кроме этого, спорное жилое помещение не отнесено к числу служебных, что подтверждается отсутствием таких сведений в органах государственного и технического учета, а также в органах осуществляющих регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в соответствии с Положением о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 года № 1301 и Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду, утв. Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 года №42. Постановлением администрации МО «Город Кяхта» № 263 от ДД.ММ.ГГГГ было отменено постановление администрации <адрес> № 138 « О присвоении статуса «служебная» квартирам КЭЧ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Заключение Договора найма служебного жилого помещения не свидетельствует о том, что спорная квартира имеет режим служебного жилья. Поскольку спорное жилое помещение не относиться к перечню жилых помещений, не подлежащих приватизации, поэтому отказ КЭЧ <адрес> в приватизации спорной квартиры, является незаконным и нарушающим права истцов. В соответствии с ч.1 и ч.3 ст.104 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения предоставляются гражданам в виде отдельной квартиры, соответственно по договору найма служебного жилого помещения. Сделка является недействительной по основаниям, установленным ГК РФ, в силу признания ее таковой судом либо независимо от такого признания (ничтожная сделка) ( ст. 166 ГК РФ). Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения( ст. 167 ГК РФ). Статья 168 ГК РФ предусматривает, что сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. Судом установлено, что спорная квартира не относится к категории служебных жилых помещений по вышеприведенным основаниям, поэтому договор найма служебного помещения между сторонами противоречит требованиям ч.1 и ч.3 ст. 104 ЖК РФ, потому не может быть признан законным, в связи с чем, суд полагает обоснованными требования истцов о признании настоящего договора недействительным. Учитывая, что предоставленное жилое помещение не является служебным, фактические обстоятельства дела, такие как проживание истцов, в квартире на основании договора с 2008 года, наличие регистрации в спорном жилом помещении, подтверждают то обстоятельство, что отношения между сторонами возникли из договора социального найма, доказательств проживания истцов в спорном жилом помещении на иных условиях стороной ответчика не предоставлено. Как следует из положений ст. 672 ГК РФ в государственном или муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения. Договор социального найма жилого помещения заключается по основаниям, на условиях и в порядке, предусмотренном жилищным законодательством. В соответствии со ст. 69 Жилищного кодекса РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения. При указанных обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд - РЕШИЛ: Иск Казаковой Натальи Анатольевны, ФИО2, ФИО5 в лице законного представителя Казаковой Н.А. - удовлетворить. Признать отказ КЭЧ <адрес> Казаковой Н.А., в приватизации жилого помещения, расположенного по адресу <адрес> - незаконным. Признать договор найма служебного жилого помещения № заключенного ДД.ММ.ГГГГ между КЭЧ <адрес> РБ и ФИО3 недействительным. Признать право пользования Казаковой Натальи Анатольевны, ФИО2, ФИО5 жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, на условиях социального найма. Обязать КЭЧ <адрес> заключить с Казаковой Натальей Анатольевной, ФИО2, ФИО5 в лице законного представителя Казаковой Н.А. договор о безвозмездной передаче жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> собственность. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение 10 дней со дня получения решения суда в окончательном виде. Судья Гимадеева О.Л.