05.07.2011 по иску Шаймуратовых о защите права на приватизацию



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 июля 2011 года г. Кяхта

Кяхтинский районный суд Республики Бурятия в составе

председательствующего судьи Гимадеевой О.Л.,

при секретаре Шагдуровой В.В.

с участием законного представителя несовершеннолетних ФИО12 представителя истцов Лешковой Л.Ю., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 в лице законного представителя ФИО11 к КЭЧ <адрес> о признании незаконным отказ в приватизации жилого помещения, о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, о понуждении заключить договор приватизации на жилое помещение, взыскании судебных расходов,

У С Т А Н О В И Л:

Законный представитель несовершеннолетних Шаймуратова Т.Е. обратилась в суд с иском к КЭЧ Кяхтинского района о признании незаконным отказ в приватизации жилого помещения, о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, о понуждении заключить договор приватизации на жилое помещение, взыскании судебных расходов.

Свои доводы мотивировала следующим, так ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратился в КЭЧ <адрес> с заявлением по вопросу приватизации несовершеннолетними детьми занимаемого жилого помещения по адресу <адрес>, поскольку является нанимателем указанного жилого помещения.

Также в спорном жилом помещении проживают его: супруга -ФИО6 и несовершеннолетние дети: ФИО1 Диана, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО1 Руслан, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. ФИО6и ее супруг не желают принимать участие в приватизации занимаемого жилого помещения.

В приватизации жилья было отказано со ссылкой на то, что у КЭЧ <адрес> право подписи и передачи в безвозмездное пользование жилых помещений отсутствует. В силу чего начальник КЭЧ <адрес> не уполномочен заключить Договор о безвозмездной передаче спорного жилого помещения в долевую собственность.

Кроме того, в устной форме, в жилищной группе КЭЧ <адрес> пояснили, что занимаемое жилое помещение является «служебным» жильем, так как основанием для проживания в нем является ордер от ДД.ММ.ГГГГ с красной полосой по диагонали.

Так, в соответствии со статьями 6 и 7 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление, которых передан жилищный фонд. Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.

Как указывает ФИО6, по передаточному акту государственного имущества на праве оперативного управления жилой ДОС военного городка в <адрес>, в котором находится спорное жилое помещение, был передан КЭЧ <адрес> в оперативное управление. Право оперативного управления в отношении ДОСа военного городка в <адрес>, в том числе и в отношении занимаемого семьей ФИО1 спорного жилого помещения, сохраняется за КЭЧ <адрес> до настоящего времени. Следовательно, отказ начальника КЭЧ <адрес> заключить с несовершеннолетними ФИО1, ФИО2 договор о безвозмездной передачи занимаемого жилого помещения в собственность, является незаконным и необоснованным.

Основанием для заселения в спорное жилое помещение является ордер от ДД.ММ.ГГГГ. На ордере имеется красная полоса по диагонали, однако отсутствует запись, что он «служебный» и выдан на «служебное» жилое помещение. Между тем, данная отметка в ордере является ошибочной по следующим основаниям.

Согласно статье 101 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент выделения спорного жилого помещения семье ФИО1, жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Как следует из содержания Архивной выписки от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением Кяхтинской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ «О служебных квартирах в военных городках , и » за квартирой <адрес> военного городка в городе Кяхта был закреплен статус «служебной».

Позже, постановлением Кяхтинской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ вновь закреплен статус «служебного» жилья. Однако данное постановление было отменено постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Принятым, впоследствии, постановлениями городской администрацией спорному жилому помещению статус «служебного» жилья не присваивался, что подтверждается данными архивных выписок

Согласно пункту 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 13 октября 1997 года № 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома, квартиры. служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством РФ. Из изложенного следует, что после принятия решения о включении жилой площади в число служебных, данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такового в органах, осуществляющих государственный и технический учет жилых помещений, то есть в БТИ и УФРС по РБ.

Согласно уведомления УФРС по РБ следует, что в Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав, ограничений (обременении) в отношении <адрес>, расположенной по адресу <адрес>, военный городок , отсутствуют.

Согласно п. 12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 года № 42, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным имуществом (далее - орган управления), с учетом требований, установленных настоящими Правилами.

В п. 14 Правил указано, что решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий""регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.

Однако КЭЧ <адрес> не были представлены доказательства, подтверждающие тот факт, что в отношении спорной квартиры было принято решение об отнесении ее к специализированному жилищному фонду.

Спорное жилое помещение закреплено за КЭЧ Кяхтинского района на праве оперативного управления и относится к ведомственному жилищному фонду. В соответствии с требованиями Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» занимаемые гражданами жилью помещения из числа ведомственного жилищного фонда подлежат приватизации.

Семья истцов вселена в спорное жилое помещение в период прохождения ФИО3 военной службы. На его имя открыт лицевой счет, где он значится как наниматель, а законный представительи дети - члены семьи нанимателя, имеет регистрацию по адресу спорного жилого помещения и производим оплату коммунальных услуг. Учитывая, что спорная квартира не относится к категории «служебных», пользование жилым помещением, в отношении которого ведется спор, происходит на условиях социального найма.

По мнению законного представителя истцов, ограничение прав и свобод гражданина путем определения круга объектов допустимо только в том случае, если обстоятельства, фактически обуславливающие особенности правового режима жилья, прежде всего его целевое назначение, исключают возможность передачи жилого помещения в частную собственность. На спорное жилое помещение распространяется общий правовой режим, который допускает возможность его приватизации и характеризует его как помещение, предоставленное на условиях договора социального найма. Поэтому истцы вправе приобрести спорное жилое помещение в собственность, руководствуясь ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». При этом отсутствие договора социального найма не препятствует осуществлению гражданином прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления, в данном случае КЭЧ <адрес>, указанного договора.

Заслуживает внимания и то обстоятельство, что ФИО3 проходит военную службу по контракту и имеет выслугу лет в календарном исчислении более 15 лет в системе Министерства Обороны Российской Федерации.

Согласно п. 6 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.

На основании изложенного, просит признать незаконным отказ Кяхтинской КЭЧ района в приватизации занимаемого жилого помещения по адресу: <адрес> проживание в жилом помещении на условиях социального найма, обязать Кяхтинскую КЭЧ района заключить договор о передаче его в собственность, взыскать судебные расходы в сумме 15000 рублей за оплату слугу представителя, 200 рублей за оплату госпошлину, всего 15200 рублей.

Законный представитель несовершеннолетних ФИО6 в судебном заседании поддержала доводы, изложенные выше, просила удовлетворить.

Представитель истцов Лешкова Л.Ю., действующая на основании заявления, в судебном заседании поддержала исковые требования своих доверителей. Настаивала на удовлетворении требований.

Представитель ответчика - КЭЧ Кяхтинского района надлежащим образом уведомленный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, каких-либо сведений о причинах неявки суду не представлял, ходатайства об отложении дела слушанием от последнего не поступало, в связи, с чем суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного представителя.

Суд, выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, считает, что иск к КЭЧ Кяхтинского района подлежит удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст.217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

Из сообщения начальника Кяхтинской КЭЧ района на заявление ФИО3, о приватизации занимаемого жилого помещения следует, что у Кяхтинской КЭЧ района права подписи и передачи в безвозмездное пользование жилых помещений отсутствует.

Ордер от ДД.ММ.ГГГГ подтверждает, что ФИО3 предоставлено право занятия жилой площади по адресу <адрес> семьей, состоящей из четырех человек. Состав семьи жена ФИО6, дочь ФИО1, сын ФИО2.

Из справки от ДД.ММ.ГГГГ ТСЖ «Звездочка» следует, что ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживает и зарегистрирована по месту жительства: <адрес>. Ее состав семьи составляет муж ФИО3, дочь ФИО1, сын ФИО2.

Выписка из лицевого счета от ДД.ММ.ГГГГ ТСЖ «Звездочка» подтверждает, что нанимателем жилого помещения по адресу <адрес> <адрес> является ФИО3, и члены его семьи - жена ФИО6, дочь ФИО1, сын ФИО2, указанные лица имеют регистрацию по вышеуказанному адресу.

Из свидетельства о заключении брака следует, что ФИО4 и ФИО5 заключили брак ДД.ММ.ГГГГ о чем составлена запись акта о заключении брака Отделом ЗАГС мэрии <адрес>. После заключения брака присвоены фамилии: мужу ФИО1, жене ФИО1.

Свидетельство о рождении ФИО2, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Россия подтверждает, что ее матерью действительно является ФИО6, отцом ФИО4.

Из справки в/ч 93280 следует, что ФИО3 проходит военную службу по контракту и его выслуга лет в календарном исчислении составляет 15 лет 07 месяцев.

Из архивной справки Архивного отдела администрации МО «Кяхтинский район» РБ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в списках к Постановлениям Кяхтинской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> не значится.

Из архивных справок Архивного отдела администрации МО «Кяхтинский район» РБ , от ДД.ММ.ГГГГ следует, что постановлением Кяхтинской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ «О служебных квартирах в военных городках , , » признаны служебными квартирами в городках №№ 1,3,6 (за исключением приватизированных). ….. ДОС квартиры с по ….; постановлением Кяхтинской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении статуса служебных квартир и статуса постоянной жилой площади за жилфондом гарнизона» закреплен статус служебных квартир и статус постоянной жилой площади за жилфондом Кяхтинского гарнизона. При этом, как следует из прилагаемого перечня, <адрес> по ДОС , указана как «служебная»; постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменено постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о признании всего жилого фонда МО РФ на территории <адрес> служебным, в постановлении Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О присвоении статуса «служебная» квартирам КЭЧ <адрес>» спорное жилое помещение в списке не значится. ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации МО « <адрес>» было отменено постановление администрации <адрес> «О присвоении статуса «служебная» квартирам КЭЧ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Из уведомления УФРС кадастра и картографии по <адрес> об отсутствии в предоставлении запрашиваемой информации от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав, ограничений (обременений) на жилое помещение, расположенные по адресу <адрес>, отсутствуют.

Из уведомления УФРС кадастра и картографии по <адрес> об отсутствии запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав ФИО1, ФИО2 на объекты недвижимости на территории Республики Бурятия, Республики Северная Осетия-Алания отсутствуют.

Из выписки Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества, следует, что ФИО1 принадлежат следующие объекты недвижимого имущества: 3 комнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес> 1/4 общей долевой собственности.

Из справки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в АУ РБ «Гостехинвентаризация - Республиканское БТИ» (Кяхтинский филиал) нет сведений, указывающих, что квартира, расположенная по адресу <адрес>, является служебной.

ФИО3, ФИО6 выразили согласие на приватизацию квартиры, находящейся по адресу <адрес> нотариально удостоверенной форме, отказавшись от права на приватизацию спорной квартиры, что следует из материалов дела.

Согласно передаточного акта от ДД.ММ.ГГГГ Кяхтинской КЭЧ района принято государственное имущество на праве оперативного управления, в том числе жилой дом 207 г. Кяхта.

Свидетельство о внесении в реестр федерального имущества подтверждает, что федеральное имущество закреплено на праве оперативного управления за Кяхтинской КЭЧ района, на основании заявления от 20 апреля 2000 года.

По правилам 296 ГК Российской Федерации учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

В соответствии с требованиями Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» занимаемые гражданами жилые помещения из числа ведомственного жилищного фонда подлежат приватизации. При этом согласия собственника жилищного фонда на приватизацию не требуется, эти функции возложены действующим жилищным законодательством на предприятие, осуществляющего оперативное управление спорном жилым помещением.

В судебном заседании установлено, что Кяхтинская КЭЧ района осуществляет оперативное управление спорным жилым помещением, что подтверждается свидетельством о внесении таких сведений в реестр федерального имущества, поэтому суд приходит к выводу, что согласие собственника на приватизацию жилого помещения не требуется, данные функции возложены на Кяхтинскую КЭЧ района.

Кроме этого, спорное жилое помещение не отнесено к числу служебных, что подтверждается отсутствием сведений в органах государственного и технического учета, а также в органах осуществляющих регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с Положением о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 года № 1301 и Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду, утв. Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 года №42.

Поэтому отказ КЭЧ <адрес> в приватизации спорной квартиры, является незаконным и нарушающим права истцов, учитывая при этом, что спорное жилое помещение не относиться к перечню жилых помещений, не подлежащих приватизации, указанных в ст. 4 Закона РФ от 4 июля 1991 года № 1541 -1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

В соответствии с п. 40 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 15.02.2000г. № 80, заселение жилых помещений для постоянного проживания, служебных жилых помещений, служебных жилых помещений, предназначенных для временного проживания, и общежитий производится по соответствующим ордерам. Выдача ордеров на служебные жилые помещения, а также вселение в служебные жилые помещения производится в порядке, установленном для жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда. Ордера на жилые помещения, в том числе на служебные жилые помещения, выдаются КЭЧ районов.

В соответствии с п. 55 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 31.07.1994 года № 335, закреплено, что на служебные жилые помещения выдается ордер по установленной форме (Приложение № 5 к Правилам), который является единственным основанием для вселения в предоставленное служебное жилое помещение по договору найма.

ФИО3 был выдан ордер на спорное жилое помещение 23.04.2004 года, каких - либо сведений, указывающих на его принадлежность к «служебному» суду не предоставлено, кроме того, при предоставлении спорного жилого помещения каких-либо документов, свидетельствующих о том, что выделено именно служебное жилое помещение семье Шаймуратовых также не предоставлено.

В связи с чем, по мнению суда, имеются основания для приватизации жилья, поэтому отказ КЭЧ Кяхтинского района в приватизации спорной квартиры, является незаконным и нарушающим права истцов, поэтому ответчик обязан заключить договор приватизации с истцами, не принимавшими ранее участие в приватизации жилого помещения.

Также, судом установлено, что истцы проживают в спорной квартире с 2004 года, имеют регистрацию в вышеуказанном жилом помещении, являются членами семьи нанимателя.

Учитывая, что спорная квартира не относиться к категории служебных, суд приходит к выводу о том, что пользование истцами спорной квартирой происходит на условиях социального найма, в соответствии со ст. 60 ЖК РФ. Доказательств того, что истцы проживают в спорном жилом помещении на иных условиях, стороной ответчика не было представлено.

Как следует из положений ст. 672 ГК РФ в государственном или муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения. Договор социального найма жилого помещения заключается по основаниям, на условиях и в порядке, предусмотренном жилищным законодательством. Отсутствие такого договора в письменной форме, не исключают права пользования истцами жильем на условиях социального найма.

В соответствии со ст. 69 Жилищного кодекса РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя.

Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности.

Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения.

При таких обстоятельствах, иск ФИО1 подлежит удовлетворению в полном объеме.

Относительно требований возмещения судебных расходов, суд в соответствии со ст. ст. 94,98,100 ГПК РФ, считает необходимым возместить истцам судебные расходы в виде госпошлины в сумме 200 рублей, также расходы, связанные с оплатой услуг представителя в разумных пределах, в сумме 3000 рублей, при этом учитывая сложность и объеме дела, участие представителя в судебном заседании, всего 3200 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск ФИО1, ФИО2 в лице законного представителя ФИО6. - удовлетворить.

Признать отказ КЭЧ <адрес> ФИО3, действующего в интересах детей в приватизации жилого помещения, расположенного по адресу <адрес> - незаконным.

Признать право пользования ФИО1, ФИО2 жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, на условиях социального найма.

Обязать КЭЧ <адрес> заключить с ФИО1, ФИО2 в лице законного представителя ФИО6 договор о безвозмездной передаче жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> <адрес> собственность.

Взыскать с КЭЧ <адрес> РБ в пользу ФИО6 3200 рублей

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд <адрес> в течение 10 дней со дня получения решения суда в окончательном виде.

Судья Гимадеева О.Л.

<данные изъяты>

<данные изъяты>