27.06.2011 по иску Филоновой о защите права на приватизацию



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 июня 2011 года г. Кяхта

Кяхтинский районный суд Республики Бурятия в составе

председательствующего судьи Гимадеевой О.Л.,

при секретаре Шагдуровой В.В.

с участием представителя истца Крахмалевой И.В., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Филоновой Елены Сергеевны, ФИО4 в лице законного представителя Филоновой Елены Сергеевны к КЭЧ <адрес> о признании незаконным отказ в приватизации жилого помещения, о признании краткосрочного договора найма жилого помещения недействительным, о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, о понуждении заключить договор приватизации на жилое помещение,

У С Т А Н О В И Л:

Истица и законный представитель несовершеннолетнего Филонова Е.С. обратилась в суд с иском к КЭЧ <адрес> о признании незаконным отказ в приватизации жилого помещения, о признании краткосрочного договора найма жилого помещения недействительным, о признании пользования и проживания в жилом помещении на условиях социального найма, о понуждении заключить договор приватизации на жилое помещение.

Свои доводы мотивировала следующим, так истица обратилась в Кяхтинскую КЭЧ района по вопросу приватизации занимаемого жилого помещения по адресу: <адрес>.

Из ответа Кяхтинской КЭЧ района следует, что гр. Филонова Е.С. необходимо предоставить сведения о том, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, закреплено на праве оперативного управления за Кяхтинской КЭЧ района, начальник Кяхтинской КЭЧ района отказал заключить договор о безвозмездной передачи жилого помещения в собственность с гр. Филоновой Е.С. и ее несовершеннолетним сыном ФИО1 Артемом, ДД.ММ.ГГГГ

Считает, что требования начальника Кяхтинской КЭЧ района ФИО6, о предоставлении вышеуказанных сведений не являются обязанностью нанимателя, изъявившего желание приватизировать занимаемое ею и ее несовершеннолетним сыном жилое помещение, и не регламентировано ни Жилищным кодексом РФ, ни ФЗ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 04.07.1991 года № 1541-1. Спорное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в настоящее время не является служебным, проживание в указанной квартире происходит фактически на условиях социального найма.

Исходя из вышеизложенного, считает, что отказ Кяхтинской КЭЧ района заключить договор о безвозмездной передаче в собственность занимаемого жилого помещения, нарушает право истцов на приватизацию

Жилое помещение по вышеуказанному адресу было предоставлено супругу Филоновой Елене Сергеевне, ФИО1 в марте 2011 года по краткосрочному договору от ДД.ММ.ГГГГ

В спорной квартире гр. Филонова Е.С., согласно справке о составе семьи от ДД.ММ.ГГГГ проживает совместно с супругом ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и несовершеннолетним сыном -ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р.

Указанные лица состоят на регистрационном учете в спорном жилом помещении.

Постановлением Администрации <адрес> № 138 от ДД.ММ.ГГГГ за спорным жилым помещением закреплен статус «служебного жилья».

Между тем, имеющиеся документы указывают на отсутствие у спорного жилого помещения статуса «служебное». Таким образом, отказ Кяхтинской КЭЧ района передать истице и ее несовершеннолетнему сыну занимаемое жилое помещение в собственность, является незаконным и подтверждается ниже приведенными доказательствами.

Согласно п. 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 года № 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома, квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством РФ. Из изложенного следует, что после принятия решения о включении жилой площади в число служебных, данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такового в органе, осуществляющем государственный учет жилых помещений, то есть БТИ.

Из уведомления УФРС по РБ , от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Едином государственном реестре прав записи о регистрации прав, ограничений (обременении) в отношении квартиры, расположенной по адресу: <адрес> отсутствуют.

В АУ «Гостехинвентаризация-Республиканское БТИ» (Кяхтинский филиал) отсутствуют сведения, указывающие, что спорная квартира является служебной, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ

Кроме того, согласно п. 12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 года № 42, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к

определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным имуществом (далее - орган управления), с учетом требований, установленных настоящими Правилами.

В п. 14 Правил указано, что решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.

В связи с тем, что Кяхтинской КЭЧ района своевременно не были приняты меры по регистрации жилых помещений в число служебных квартир в органе, осуществляющем государственный учет жилых помещений (БТИ), в соответствии с пунктом 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 г. № 1301, Постановлением администрации МО «Город Кяхта» от ДД.ММ.ГГГГ было отменено Постановление администрации МО «Город Кяхта» «О присвоении статуса «служебная» квартирам Кяхтинской КЭЧ района» от ДД.ММ.ГГГГ.

Спорное жилое помещение закреплено за Кяхтинской КЭЧ района на праве оперативного управления и относится к ведомственному жилищному фонду. В соответствии с требованиями Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» занимаемы гражданами жилые помещения из числа ведомственного жилищного фонда подлежат приватизации. При этом согласия собственника жилищного фонда на приватизацию не требуется, эти функции возложены действующим, жилищным законодательством на предприятие, осуществляющего оперативное управление спорным жилым помещением, в данном случае Кяхтинской КЭЧ района.

Поскольку занимаемое жилое помещение по адресу <адрес> не имеет в настоящее время статуса «служебное» жилье, не зарегистрировано в качестве такового в органе БТИ, следовательно, у истцов имеются основания для его приватизации.

Супруг ФИО1 не возражает против приватизации квартиры его супругой, что подтверждается нотариально оформленным Согласием.

На основании изложенного, истица просит признать незаконным отказ Кяхтинской КЭЧ района в приватизации занимаемого жилого помещения по адресу: <адрес>; признать краткосрочный договор найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ недействительным; признать право пользования жилым помещением на условиях социального найма, обязать Кяхтинскую КЭЧ района заключить договор о передаче его в собственность.

Истица и законный представитель несовершеннолетнего Филонова Е.С. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, с участием представителя.

Представитель истца Крахмалева И.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала исковые требования и доводы, изложенные в иске, настаивала на удовлетворении.

Представитель ответчика - КЭЧ Кяхтинского района надлежащим образом уведомленный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, каких-либо сведений о причинах неявки суду не представлял, ходатайства об отложении дела слушанием от последнего не поступало, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного представителя.

Третье лицо ФИО1 просил рассмотреть дело в его отсутствие, против удовлетворения иска не возражал.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст.217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 года № 8 предусмотрено, что требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).

Из ответа начальника КЭЧ Кяхтинского района на заявление Филоновой Е.С.о передаче жилого помещения в собственность безвозмездно следует, что ею не были представлены сведения о том, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> закреплено на праве оперативного управления за Кяхтинской КЭЧ района. Исходя из вышеизложенного, начальник Кяхтинской КЭЧ района не уполномочен подписывать договор о безвозмездной передаче жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> ее собственность.

Из краткосрочного договора найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Кяхтинской КЭЧ района и ФИО1, а также членами его семьи женой Филоновой Е.С., сыном ФИО4, следует, что нанимателю и членам его семьи предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>, срок действия до ДД.ММ.ГГГГ.

Из свидетельства о заключении брака усматривается, что ФИО1 и ФИО2 заключили брак ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлена запись акта о заключении брак № <адрес> отделом Управления ЗАГС РБ. После заключения брака присвоены фамилии: мужу ФИО1, жене ФИО1.

Свидетельство о рождении ФИО4, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в пгт. Месногорский, <адрес>, Карачаево-Черкесской Республики подтверждает, что его матерью действительно является Филонова Елена Сергеевна, отцом ФИО1.

Из справки ТСЖ «Звездочка» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Филонова Е.С. проживает по месту жительства <адрес>, ее состав семьи составляет муж ФИО1, сын ФИО4.

Выписка из лицевого счета подтверждает, что на регистрационном учете по адресу <адрес> состоят наниматель ФИО1, и члены его семьи жена Филонова Е.С., сын ФИО4

Из уведомления УФРС кадастра и картографии по Республике Бурятия об отсутствии в предоставлении запрашиваемой информации от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав, ограничений (обременений) на жилое помещение, расположенные по адресу <адрес>, отсутствуют.

Из уведомлений УФРС кадастра и картографии по Республике Бурятия об отсутствии запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав ФИО3, ФИО4 на объекты недвижимости на территории <адрес> и Карачаево-Черкесской Республики, отсутствуют.

Из справки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в АУ РБ «Гостехинвентаризация - Республиканское БТИ» (Кяхтинский филиал) нет сведений, указывающих, что квартира, расположенная по адресу <адрес>, является служебной, кроме того по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Филонова Е.С участия в приватизации на территории <адрес> не принимала.

Из архивных справок Архивного отдела администрации МО «Кяхтинский район» РБ , от ДД.ММ.ГГГГ следует, что постановлением Кяхтинской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ «О служебных квартирах в военных городках , , » признаны служебными квартирами в городках №№ 1,3,6 (за исключением приватизированных). ….. ДОС квартиры с по ….; постановлением Кяхтинской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении статуса служебных квартир и статуса постоянной жилой площади за жилфондом гарнизона» закреплен статус служебных квартир и статус постоянной жилой площади за жилфондом Кяхтинского гарнизона. При этом, как следует из прилагаемого перечня, <адрес> по ДОС указана как «постоянная»; постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменено постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о признании всего жилого фонда МО РФ на территории <адрес> служебным, в постановлении Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О присвоении статуса «служебная» квартирам КЭЧ <адрес>» спорное жилое помещение в списке не значится. ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации МО « <адрес>» было отменено постановление администрации <адрес> « О присвоении статуса « служебная» квартирам КЭЧ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Из архивной справки Архивного отдела администрации МО «Кяхтинский район» РБ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в списках к Постановлениям Кяхтинской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ квартира № не значится.

ФИО1 (супруг истицы) не возражает против приватизации квартиры, расположенной по адресу <адрес>, <адрес>, что подтверждается нотариально оформленным согласием.

Согласно передаточного акта от ДД.ММ.ГГГГ Кяхтинской КЭЧ района принято государственное имущество на праве оперативного управления, в том числе жилой <адрес>. Кяхта.

Свидетельство о внесении в реестр федерального имущества подтверждает, что федеральное имущество закреплено на праве оперативного управления за Кяхтинской КЭЧ района, на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно справки о проверке жилищных условий, ФИО1 был признан нуждающимся в предоставлении служебной жилой площади.

Из списка распределения жилых помещений по войсковой части следует, что ФИО1 представлено жилое помещение по адресу <адрес>

По правилам 296 ГК Российской Федерации учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

Согласно ч.1 ст.299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

В соответствии со ст. 6 Закона "О приватизации жилищного фонда в РФ" передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

В соответствии с требованиями Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» занимаемые гражданами жилые помещения из числа ведомственного жилищного фонда подлежат приватизации. При этом согласия собственника жилищного фонда на приватизацию не требуется, эти функции возложены действующим жилищным законодательством на предприятие, осуществляющего оперативное управление спорном жилым помещением.

В судебном заседании установлено, что Кяхтинская КЭЧ района осуществляет оперативное управление спорным жилым помещением, что подтверждается свидетельством о внесении таких сведений в реестр федерального имущества, поэтому суд приходит к выводу, что согласие собственника на приватизацию жилого помещения не требуется, данные функции возложены на Кяхтинскую КЭЧ района.

Кроме этого, спорное жилое помещение не отнесено к числу служебных, что подтверждается отсутствием таких сведений в органах государственного и технического учета, а также в органах осуществляющих регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в соответствии с Положением о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 года № 1301 и Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду, утв. Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 года №42.

Поэтому отказ КЭЧ Кяхтинского района в приватизации спорной квартиры, является незаконным и нарушающим права истцов, поскольку спорное жилое помещение не относиться к перечню жилых помещений, не подлежащих приватизации, указанных в ст. 4 Закона РФ от 4 июля 1991 года № 1541 -1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

В судебном заседании было установлено, что семья истицы проживает в спорном жилом помещении с августа 2005 года, которое было предоставлено КЭЧ Кяхтинского района Филонову А.С., в связи с трудовыми отношениями – службой в МО РФ. Фактические обстоятельства дела, такие как проживание истицы, в квартире на основании договора, открытие лицевого счета на имя истицы, наличие регистрации в спорном жилом помещении, оплата коммунальных услуг подтверждают то обстоятельство, что отношения между сторонами возникли из договора социального найма, доказательств проживания истцов в спорном жилом помещении на иных условиях стороной ответчика не предоставлено.

Сделка является недействительной по основаниям, установленным ГК РФ, в силу признания ее таковой судом либо независимо от такого признания (ничтожная сделка) ( ст. 166 ГК РФ).

Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения ( ст. 167 ГК РФ).

Статья 168 ГК РФ предусматривает, что сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

В соответствии с п. 4 ч.3 ст. 19 Жилищного кодекса РФ жилищный фонд коммерческого использования - совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование, ч.4 указанной статьи Кодекса предусматривает, что жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в частности в соответствии с Постановлением от 13 октября 1997 г. N 1301 «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации»

Действующее гражданское законодательство регламентирует коммерческий наем жилого помещения нормами, содержащимися в главе 35 ГК РФ.

Договор коммерческого найма жилого помещения может быть заключен в любом жилищном фонде, за исключением жилищного фонда социального использования (п. 1 ч. 3 ст. 19 ЖК РФ), в котором жилые помещения могут предоставляться только по договору социального найма

Как следует из справки Кяхтинской КЭЧ район от 30.11.2010 года, жилищный фонд коммерческого использования в Кяхтинской КЭЧ района отсутствует.

Кроме того, договор коммерческого найма является договором возмездным, предполагающим получение дохода (прибыли) от сдачи помещения по такому договору, поэтому суд полагает обоснованными требования о признании краткосрочного договора найма жилого помещения № 3 от 28.03.2011 года недействительным, поскольку его заключение противоречит действующему законодательству, не относится к категории жилого помещения фонда коммерческого использования, и не имеет статуса служебного жилого помещения, соответственно, не мог быть заключен.

Как следует из положений ст. 672 ГК РФ в государственном или муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения. Договор социального найма жилого помещения заключается по основаниям, на условиях и в порядке, предусмотренном жилищным законодательством.

В соответствии со ст. 69 Жилищного кодекса РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя.

Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности.

Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения.

Отсутствие договора социального найма жилого помещения не является препятствием для реализации права Филоновой Е.С. и ее несовершеннолетнего сына ФИО4 на приватизацию занимаемого жилого помещения.

При указанных обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд -

РЕШИЛ:

Иск Филоновой Елены Сергеевны, ФИО4 в лице законного представителя Филоновой Е.С. - удовлетворить.

Признать отказ КЭЧ <адрес> ФИО3 в приватизации жилого помещения, расположенного по адресу <адрес> <адрес> - незаконным.

Признать краткосрочный договор найма жилого помещения заключенного ДД.ММ.ГГГГ между КЭЧ <адрес> РБ и ФИО1 недействительным.

Признать право пользования Филоновой Еленой Сергеевной, ФИО4 жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> социального найма.

Обязать КЭЧ <адрес> заключить с Филоновой Еленой Сергеевной, ФИО4 в лице законного представителя Филоновой Е.С. договор о безвозмездной передаче жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в собственность.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение 10 дней со дня получения решения суда в окончательном виде.

Судья Гимадеева О.Л.