23.06.2011 по иску Поповой о защите права на приватизацию



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 июня 2011 года г. Кяхта

Кяхтинский районный суд Республики Бурятия в составе

председательствующего судьи Гимадеевой О.Л.,

при секретаре Шагдуровой В.В.

с участием истца Поповой М.И., представителя истца Лешковой Л.Ю., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Поповой Марии Ивановны к КЭЧ <адрес> о признании незаконным отказ в приватизации жилого помещения, о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, о понуждении заключить договор приватизации на жилое помещение, взыскании судебных расходов,

У С Т А Н О В И Л:

Истица Попова М.И. обратилась в суд с иском к КЭЧ Кяхтинского района о признании незаконным отказ в приватизации жилого помещения, о признании права проживания в жилом помещении на условиях социального найма, о понуждении заключить договор приватизации на жилое помещение.

Свои доводы мотивировала следующим, так истица обратилась в КЭЧ <адрес> с заявлением по вопросу приватизации занимаемого жилого помещения по адресу <адрес>.

В приватизации жилья ей было отказано со ссылкой на ст. 2 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», согласно которой в приватизации могут участвовать граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма. Поскольку ей был выдан на спорное жилое помещение ордер от ДД.ММ.ГГГГ с красной полосой по диагонали, как на служебное жилье, то оснований для приватизации занимаемого жилого помещения у нее не имеется.

Как указывает истица, основанием для заселения в спорное жилое помещение является ордер от ДД.ММ.ГГГГ за . Кроме нее в квартире проживает сын - ФИО1, который не желает участвовать в приватизации жилья.

На момент выдачи ордера семья истицы состояла из трех человек. Кроме нее с сыном в квартире проживал бывший супруг ФИО2, который после расторжения брака выехал в <адрес> Коми для постоянного проживания. С указанного периода времени истица и ее сын постоянно проживают в данной квартире. О том, что за квартирой до настоящего времени сохраняется статус «служебного жилого помещения» ей стало известно после получения ответа начальника КЭЧ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на заявление, в котором она просила разрешить приватизацию занимаемого жилого помещения по вышеуказанному адресу.

На ордере имеется красная полоса по диагонали, однако отсутствует запись, что он «служебный» и выдан на «служебное» жилое помещение. Между тем, данная отметка в ордере является ошибочной по следующим основаниям.

Согласно статье 101 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент выделения спорного жилого помещения моей семье, жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Как следует из содержания Архивной выписки от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением Кяхтинской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ «О служебных квартирах в военных городках , и » за квартирой 78 в <адрес> был закреплен статус «служебной».

Позже, постановлением Кяхтинской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ статус жилья изменен на «постоянный». Однако данное постановление было отменено постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Принятым, впоследствии, постановлением городской администрацией от ДД.ММ.ГГГГ о признании квартир КЭЧ <адрес> служебными, спорному жилому помещению присвоен статус «служебного», что подтверждается данными архивной справки . Постановлением администрации МО «Город Кяхта» от ДД.ММ.ГГГГ за ранее принятое администрацией <адрес> постановление от ДД.ММ.ГГГГ отменено.

Согласно пункту 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 13 октября 1997 года № 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома, квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством РФ. Из изложенного следует, что после принятия решения о включении жилой площади в число служебных, данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такового в органе, осуществляющем государственный учет жилых помещений, то есть в БТИ. Из справки БТИ усматривается, что в органе технического учета не имеется сведений о принадлежности спорного жилого помещения к числу служебного.

Согласно сообщению УФРС по РБ следует, что в Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав, ограничений (обременении) в отношении <адрес>, расположенной по адресу г, Кяхта, <адрес>, отсутствуют

Согласно п. 12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 года № 42, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным имуществом, с учетом требований, установленных настоящими Правилами.

В п. 14 Правил указано, что решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.

Однако КЭЧ <адрес> не были представлены доказательства, подтверждающие тот факт, что в отношении спорной квартиры было принято решение об отнесении ее к специализированному жилищному фонду.

В свою очередь истица имеет продолжительный стаж работы в системе Министерства Обороны Российской Федерации, а именно более 20 лет, о чем свидетельствует справка Отдела ВК РБ по <адрес> за ..

Семья истицы вселена в спорное жилое помещение в связи с трудовыми отношениями - службой по контракту. На имя истицы открыт лицевой счет, имеет регистрацию и производит оплату коммунальных услуг. Учитывая, что спорная квартира не относится к категории «служебных», пользование жилым помещением, в отношении которого ведется спор, происходит на условиях социального найма.

Согласно п. 6 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.

Ограничение прав и свобод гражданина путем определения круга объектов допустимо только в том случае, если обстоятельства, фактически обуславливающие особенности правового режима жилья, прежде всего его целевое назначение, исключает возможность передачи жилого помещения в частную собственность. На спорное жилое помещение распространяется общий правовой режим, который допускает возможность его приватизации и характеризует его как помещения, предоставленное на условиях договора социального найма. По мнению истца, она вправе приобрести спорное жилое помещение в собственность, руководствуясь ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». При этом отсутствие договора социального найма не препятствует осуществлению гражданином прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления, в данном случае КЭЧ <адрес>, указанного договора.

На основании изложенного, просит признать незаконным отказ Кяхтинской КЭЧ района в приватизации занимаемого жилого помещения по адресу: <адрес>; признать право пользования жилым помещением на условиях социального найма, обязать Кяхтинскую КЭЧ района заключить договор о передаче его в собственность, взыскать судебные расходы в сумме 15200 рублей.

Истица Попова М.И. в судебном заседании поддержала доводы, изложенные выше, просила удовлетворить иск в полном объеме.

Представитель истца Лешкова Л.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала исковые требования своего доверителя. Настаивала на удовлетворении требований.

Представитель ответчика - КЭЧ Кяхтинского района надлежащим образом уведомленный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, каких-либо сведений о причинах неявки суду не представлял, ходатайства об отложении дела слушанием от последнего не поступало, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного представителя.

Суд, выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, считает, что иск к КЭЧ Кяхтинского района подлежит удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст.217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

Из сообщения начальника Кяхтинской КЭЧ района на заявление Поповой М.И. о приватизации занимаемого жилого помещения следует, что согласно ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 04.07.1991 года № 1541-1, приватизации подлежат жилые помещения, находящиеся в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность. Для заключения договора социального найма Поповой М.И. необходимо предоставить определенный перечень документов.

Ордер от ДД.ММ.ГГГГ подтверждает, что Поповой Марии Ивановне было предоставлено право занятия жилой площади по адресу <адрес> семьей, состоящей из трех человек. Состав семьи муж ФИО2, сын ФИО1.

Паспорт гражданина РФ серии 8108 , выданный на имя
Поповой Марии Ивановны, родившейся ДД.ММ.ГГГГ, подтверждает, что истица имеет регистрацию в спорном жилом помещении по вышеуказанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ.

Выписка из лицевого счета от ДД.ММ.ГГГГ ТСЖ «Звездочка» подтверждает, что нанимателем жилого помещения по адресу <адрес> является Попова М.И., и члены ее семьи - сын ФИО8, указанные лица имеют регистрацию по вышеуказанному адресу.

Из справки от ДД.ММ.ГГГГ ТСЖ «Звездочка» следует, что Попова Мария Ивановна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживает и зарегистрирована по месту жительства: <адрес>. Ее состав семьи составляет сын ФИО1

Из свидетельства о заключении брака следует, что ФИО2 и ФИО4 заключили брак ДД.ММ.ГГГГ о чем составлена запись акта о заключении брака № <адрес> отделом ЗАГС. После заключения брака присвоены фамилии: мужу ФИО1, жене ФИО1.

Из справки Военного комиссариата следует, что Попова М.И. уволена ДД.ММ.ГГГГ по ст. 51.А 1 (по возрасту) и ее выслуга лет в календарном исчислении составляет 22 года, в льготном 33 года.

Из архивной справки Архивного отдела администрации МО «Кяхтинский район» РБ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в списках к Постановлениям Кяхтинской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> не значится.

Из архивных справок Архивного отдела администрации МО «Кяхтинский район» РБ ,776,777,778 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что постановлением Кяхтинской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ «О служебных квартирах в военных городках , , » признаны служебными квартирами в городках №№ 1,3,6 (за исключением приватизированных). ….. ДОС квартиры с по ….; постановлением Кяхтинской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении статуса служебных квартир и статуса постоянной жилой площади за жилфондом гарнизона» закреплен статус служебных квартир и статус постоянной жилой площади за жилфондом Кяхтинского гарнизона. При этом, как следует из прилагаемого перечня, <адрес> по ДОС по <адрес> указана как «постоянная»; постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменено постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о признании всего жилого фонда МО РФ на территории <адрес> служебным, в постановлении Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О присвоении статуса «служебная» квартирам КЭЧ <адрес>» спорное жилое помещение в списке значится как «служебное». ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации МО « <адрес>» было отменено постановление администрации <адрес> « О присвоении статуса « служебная» квартирам КЭЧ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Из уведомления УФРС кадастра и картографии по <адрес> об отсутствии запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав Поповой М.И. на объекты недвижимости на территории <адрес>, отсутствуют.

Из уведомления УФРС кадастра и картографии по <адрес> об отсутствии в предоставлении запрашиваемой информации от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав, ограничений (обременений) на жилое помещение, расположенные по адресу <адрес>, отсутствуют.

Из справки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в АУ РБ «Гостехинвентаризация - Республиканское БТИ» (Кяхтинский филиал) нет сведений, указывающих, что квартира, расположенная по адресу <адрес>, является служебной, кроме того по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Попова М.И. участия в приватизации на территории <адрес> не принимала.

ФИО2, ФИО1 (сын истицы), выразили согласие на приватизацию квартиры, находящейся по адресу <адрес> нотариально удостоверенной форме, отказавшись от права на приватизацию спорной квартиры, что следует из материалов дела.

Согласно передаточного акта от ДД.ММ.ГГГГ Кяхтинской КЭЧ района принято государственное имущество на праве оперативного управления, в том числе жилой <адрес>.

Свидетельство о внесении в реестр федерального имущества подтверждает, что федеральное имущество закреплено на праве оперативного управления за Кяхтинской КЭЧ района, на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ.

По правилам 296 ГК Российской Федерации учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

В соответствии с требованиями Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» занимаемые гражданами жилые помещения из числа ведомственного жилищного фонда подлежат приватизации. При этом согласия собственника жилищного фонда на приватизацию не требуется, эти функции возложены действующим жилищным законодательством на предприятие, осуществляющего оперативное управление спорном жилым помещением.

В судебном заседании установлено, что Кяхтинская КЭЧ района осуществляет оперативное управление спорным жилым помещением, что подтверждается свидетельством о внесении таких сведений в реестр федерального имущества, поэтому суд приходит к выводу, что согласие собственника на приватизацию жилого помещения не требуется, данные функции возложены на Кяхтинскую КЭЧ района.

Кроме этого, спорное жилое помещение не отнесено к числу служебных, что подтверждается отсутствием сведений в органах государственного и технического учета, а также в органах осуществляющих регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с Положением о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 года № 1301 и Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду, утв. Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 года №42.

Поэтому отказ КЭЧ Кяхтинского района в приватизации спорной квартиры, является незаконным и нарушающим права истицы, учитывая при этом, что спорное жилое помещение не относиться к перечню жилых помещений, не подлежащих приватизации, указанных в ст. 4 Закона РФ от 4 июля 1991 года № 1541 -1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Вместе с тем, требование ответчика о необходимости предоставления истицей определенного перечня документов для заключения договора социального найма, по мнению суда, является необоснованным, поскольку не предусмотрено вышеуказанным Законом РФ от 4 июля 1991 года № 1541 -1.

В соответствии с п. 40 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 15.02.2000г. № 80, заселение жилых помещений для постоянного проживания, служебных жилых помещений, служебных жилых помещений, предназначенных для временного проживания, и общежитий производится по соответствующим ордерам. Выдача ордеров на служебные жилые помещения, а также вселение в служебные жилые помещения производится в порядке, установленном для жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда. Ордера на жилые помещения, в том числе на служебные жилые помещения, выдаются КЭЧ районов.

В соответствии с п. 55 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 31.07.1994 года № 335, закреплено, что на служебные жилые помещения выдается ордер по установленной форме (Приложение № 5 к Правилам), который является единственным основанием для вселения в предоставленное служебное жилое помещение по договору найма.

Истице был выдан ордер на спорное жилое помещение 16.02.1998 года, каких - либо сведений, указывающих на его принадлежность к «служебному» суду не предоставлено, кроме того, при предоставлении спорного жилого помещения каких-либо документов, свидетельствующих о том, что выделено именно служебное жилое помещение семье истицы также не предоставлено.

В связи с чем, по мнению суда, имеются основания для приватизации жилья, поэтому отказ КЭЧ Кяхтинского района в приватизации спорной квартиры, является незаконным и нарушающим права истицы, поэтому ответчик обязан заключить договор приватизации с истицей, не принимавшей ранее участие в приватизации.

Также, судом установлено, что на имя истицы открыт лицевой счет, истица проживают в спорной квартире с 1998 года, имеет регистрацию в вышеуказанном жилом помещении, несет расходы по оплате коммунальных услуг.

Учитывая, что спорная квартира не относиться к категории служебных, суд приходит к выводу о том, что пользование истицей спорной квартирой происходит на условиях социального найма, в соответствии со ст. 60 ЖК РФ. Доказательств того, что истица проживают в спорном жилом помещении на иных условиях, стороной ответчика не было представлено.

Как следует из положений ст. 672 ГК РФ в государственном или муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения. Договор социального найма жилого помещения заключается по основаниям, на условиях и в порядке, предусмотренном жилищным законодательством. Отсутствие такого договора в письменной форме, не исключают права пользования истцами жильем на условиях социального найма.

При таких обстоятельствах, иск Поповой М.И. подлежит удовлетворению в полном объеме.

Относительно требований возмещения судебных расходов, суд в соответствии со ст. ст. 94,98,100 ГПК РФ, считает необходимым возместить истице Поповой М.И. судебные расходы в виде госпошлины в сумме 200 рублей, также расходы, связанные с оплатой услуг представителя в сумме рублей, при этом учитывая сложность и объем дела, участие представителя в судебном заседании. Всего взысканию подлежит сумма в размере рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Поповой Марии Ивановны - удовлетворить.

Признать отказ КЭЧ <адрес> Поповой М.И., в приватизации жилого помещения, расположенного по адресу <адрес> - незаконным.

Признать право пользования Поповой Марии Ивановны жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> на условиях социального найма.

Обязать КЭЧ <адрес> заключить с поповой Марией Ивановной договор о безвозмездной передаче жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> собственность.

Взыскать с КЭЧ <адрес> в пользу Поповой Марии Ивановны судебные расходы в сумме рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение 10 дней со дня получения решения суда в окончательном виде.

Судья Гимадеева О.Л.