решение от 21.07.2011 года



<данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Кяхта 21 июля 2011 года

Кяхтинский районный суд Республики Бурятии в составе

председательствующего судьи Бутухановой Н.А.,

при секретаре Шагдуровой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Республике Бурятия к Районному Управлению Образования МО «Кяхтинский район», МОУ Мурочинская СОШ о понуждении устранить нарушения санитарного законодательства,

У С Т А Н О В И Л :

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Республике Бурятия обратилось в суд с иском к Районному Управлению Образования МО «Кяхтинский район», МОУ Мурочинская СОШ о понуждении устранить нарушения санитарного законодательства указывая, что в соответствии с пунктами 1, 3 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года № 322, федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

Согласно Постановления правительства РФ «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» от 06 апреля 2004 года № 154 "Федеральная служба находится в подчинении министерства здравоохранения и социального развития РФ, осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. На территории Республики Бурятия служба представлена Управлением и его территориальными органами. В соответствии со статьей 40 Федерального закона «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07 февраля 1992 года, с пунктом 8.4.6. типового положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Управление и его территориальные органы имеют право обращаться в суды с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц или конкретного потребителя.

04 мая 2011 года на основании распоряжения заместителя начальника ТО Управления Роспотребнадзора по РБ Сониевой Л.Д. в отношении Муниципального общеобразовательного учреждения Мурочинская Средняя общеобразовательная школа, расположенная по адресу: Республика Бурятия, Кяхтинский район, с. Мурочи, ул. Школьная д. 29, была проведена внеплановая выездная проверка по контролю ранее выданного предписания об устранении нарушений санитарного законодательства.

В ходе проверки установлено, что из 24 пунктов предписания полностью выполнено 6 пунктов, частично - 2 пункта и 16 пунктов не выполнено. Ответственность за выполнение предписания возлагалась на директора МОУ «Мурочинская СОШ» Буянтуева Б.Б-Д., который в данное время уволен по собственному желанию. В настоящее время обязанности директора исполняет Мункуева Е.Б.

Фактически не выполнены следующие мероприятии:

1) В нарушение требований ст. 32 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункта 2.1. санитарных правил СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2001 г. (далее подтексту - СП 1.1.1058-01), предписывающих обязательное проведение производственного контроля юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с осуществляемой ими деятельностью по обеспечению контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, Мурочинской СОШ не представлены протоколы лабораторных исследований по производственному контролю за 2007-2010 г.г., частично за 2008 г., что свидетельствует о неполноценном проведении производственного контроля.

2)В нарушение требований пункта 2.4.2. санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 ноября 2002 года согласно требованиям, которого каждый обучающийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с его ростом и состоянием зрения и слуха. Для подбора мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка. Табуретки или скамейки вместо стульев не используются. В нарушение данного пункта 80 % школьной мебели устарело, не соответствуют росто-возрастным показателям учащихся, не используется цветовая маркировка мебели, частично используются табуретки.

3) В нарушение пункта 2.4.8. СанПиН 2.4.2.1178-02, которым предусмотрено, что стены учебных помещений должны быть гладкими, допускающими их уборку влажным способом, фактически стены учебных помещений, коридоров имеют трещины, выбоины.

4) В нарушение требований пункта 2.5.9. СанПиН 2.4.2.1178-02, предусматривающего оборудование в туалетных, помещениях кухни, душевых и мастерских вытяжной вентиляции, вентиляция в указанных помещениях не оборудована.

5) В нарушение пункта 2.6.2. СанПиН 2.4.2.1178-02, предписывающего в учебных помещениях обеспечивать нормируемые уровни освещенности и показатели качества освещения в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному и искусственному освещению, проведение чистки осветительной арматуры светильников не реже 2 раз в год и своевременной замены перегоревших ламп, оборудование классных досок софитами. Фактически перегоревшие лампы своевременно не заменяются, часть светильников не имеют лампочек, классные доски не оборудованы осветительными софитами.

6) В нарушение требований пунктов 2.3.22. СанПиН 2.4.2.1178-02, предписывающих иметь в образовательном учреждении медицинский пункт оборудованный помещениями: кабинет врача длиной не менее 7 м (для определения остроты слуха и зрения обучающихся), площадью не менее 14 м2; кабинет зубного врача, площадью 12м, оборудованный вытяжным шкафом; процедурный кабинет, площадью 14 м2; кабинет психолога, площадью 10 м2.; пункта 2.10.1 СанПиН 2.4.2.1178-02 согласно которого все общеобразовательные учреждения укомплектовываются квалифицированными кадрами средних медицинских работников, врачей-педиатров - в нарушение данных требований в Мурочинской СОШ медицинский пункт не предусмотрен, квалифицированных кадров средних медицинских работников не имеется.

7) В нарушение требований пункта 2.3.23. СанПиН 2.4.2.1178-02, предписывающего оборудовать на каждом этаже санитарные узлы для мальчиков и девочек, в Мурочинской СОШ отсутствуют раздельные санитарные узлы, для этих целей оборудованы надворные туалеты.

8) Пунктом 2.12. санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23 июля 2008 года, предписано для сбора твердых бытовых и пищевых отходов на территории хозяйственной зоны следует предусматривать раздельные контейнеры с крышками, установленные на площадках с твердым покрытием, размеры которых превышают площадь основания контейнеров на 1 м во все стороны, в нарушение данного требования на территории хозяйственной зоны не предусмотрена площадка с твердым покрытием для размещения мусоросборных контейнеров.

9) В нарушение пункта 2.13. СанПиН 2.4.5.2409-08 предписывающего обеспечить централизованный вывоз отходов и обработку контейнеров, при заполнении их не более чем на 2/3 объема, централизованный вывоз отходов не обеспечен.

10) В нарушение требований пункта 3.4. СанПиН 2.4.5.2409-08, предписывающего рядом с умывальниками предусмотреть установку электрополотенца (не менее 2) и (или) одноразовые полотенца., в нарушение данного требования электрополотенца (не установлены, одноразовые полотенца не предусмотрены.

11) В нарушение требований пунктов 5.4., 5.10. СанПиН 2.4.5.2409-08, предписывающих мытье кухонной посуды проводить отдельно от столовой посуды. В моечных помещениях вывешивать инструкцию о правилах мытья посуды и инвентаря с указанием концентрации и объемов применяемых моющих средств, согласно инструкции по применению этих средств, и температурных режимах воды в моечных ваннах. Мытье столовой посуды ручным способом проводить в трехсекционных ваннах, фактически на пищеблоке не соблюдаются правила мытья столовой посуды, в связи с отсутствием 3-х секционной моечной ванны для мытья столовой посуды.

12) В нарушение пунктов 6.3. и 6.4. СанПиН 2.4.5.2409-08, предписывающих обязанность на основании сформированного рациона питания разрабатывается меню, включающее распределение перечня блюд, кулинарных, мучных, кондитерских и хлебобулочных изделий по отдельным приемам пищи (завтрак, обед, полдник, ужин). Для обеспечения здоровым питанием всех обучающихся образовательного учреждения, необходимо составление примерного меню на период не менее двух недель (10-14 дней), не разработаны примерные 10-14 дневные меню.

13) В нарушение требований пункта 14.4. санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.5.2409-08, предписывающего обязанность медицинского работника следить за организацией питания в общеобразовательном учреждении, в том числе за качеством поступающих продуктов, правильностью закладки продуктов и приготовлением готовой пищи, в Мурочинской СОШ медицинского работника нет, контроль за организацией питания не осуществляется.

14) В нарушение требований пункта 14.6. СанПиН 2.4.5.2409-08 предписывающего проводить оценку качества блюд бракеражной комиссией в составе не менее трех человек: медицинского работника, работника пищеблока и представителя администрации образовательного учреждения по органолептическим показателям (пробу снимают непосредственно из емкостей, в которых пища готовится) с обязательной регистрацией результат бракеража в "Журнале бракеража готовой кулинарной продукции" - указанный журнал не ведется.

15) В нарушение требований пункта 14.7. СанПиН 2.4.5.2409-08 предписывающего проведение ежедневного, перед началом работы, осмотра работников организации общественного питания образовательного учреждения на наличие гнойничковых заболеваний кожи рук и открытых поверхностей тела, а также ангин, катаральных явлений верхних дыхательных путей, с занесением результатов осмотра перед началом рабочей смены в "Журнал здоровья" - указанный журнал не ведется.

16) В нарушение требований пункта 14.8. СанПиН 2.4.5.2409-08 предписывающем проведение витаминизации блюд под контролем медицинского работника, а при его отсутствии иным ответственным лицом, с регистрацией в "Журнале витаминизации третьих и сладких блюд" - данный журнал не ведется, витаминизация не проводится.

17) В нарушение требований пункта 14.9. СанПиН 2.4.5.2409-08 предписывающего обязанность ведения медицинским работником, для контроля за качественным и количественным составом рациона питания, ассортиментом используемых пищевых продуктов и продовольственного сырья "Ведомости контроля за питанием" – данная ведомость не ведется.

18) В нарушение пункта 14.10. СанПиН 2.4.5.2409-08 предписывающего с контроля за соблюдением условий и сроков хранения скоропортяпшхс продуктов, требующих особых условий хранения, проводить контроль режимов хранения в холодильном оборудовании, с использованием термометров (за исключением ртутных). При отсутствии регистрирующего устройства контроля температурного режима во времени, информацию заносить в "Журнал учета температурного режима в холодильного оборудования" - данный журнал не ведется.

19) В нарушение требований пункта 3 статьи 18 Закона, предписывающего получение разрешения на использование водного объекта в конкретно указанных целях при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта; пункта 1.3. санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования качества воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 17 ноября 2002 года устанавливающего, что нецентрализованным водоснабжением является использование для питьевых и хозяйственных нужд населения воды подземных источников, забираемой с помощью различных сооружений и устройств, открытых для общего пользования или находящихся в индивидуальном пользовании, без подачи ее к месту расходования; пункта 1.4. СанПиН 2.1.4.1175-02, согласно которого источниками нецентрализованного водоснабжения являются подземные воды, захват которых осуществляется путем устройства и специального оборудования водозаборных сооружений (шахтные и трубчатые колодцы, каптажи родников) общего и индивидуального пользования; пункта 1.6. СанПиН 2.1.4.1175-02, закрепляющего положение о контроле за соблюдением требований санитарных правил который осуществляется центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора в соответствии с Положением о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации, в нарушение указанных требований водоснабжение осуществляется из местной пришкольной скважины. На скважину не получено санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам и нормам.

20) В нарушение статьи 11 Закона, предписывающей индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам в соответствии с осуществляемой ими деятельностью выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, Мурочинской СОШ не представлена программа исполнения
предписания с указанием ответственных лиц, подписями.

В соответствии со статьей 41 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на охрану здоровья. Одним из основных условий реализации указанного конституционного права граждан является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Согласно статьи 28 Федерального закона № 52-ФЗ в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществлять меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания н выполнять требования санитарного законодательства.

Согласно статьи 39 Федерального закона № 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти. Уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом. соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

На территории Кяхтинского района, постановлением Главы районной администрации «О реорганизации отдела народного образования» № 65 от 27.02.1996 года, создано Районное управление образования Муниципального образования «Кяхтинский район». Одними из задач, возложенных на Кяхтинское РУО являются: обеспечение конституционных прав граждан Кяхтинского района на образование; планирование и контроль за выполнением мероприятий, обеспечивающих охрану жизни и здоровья детей, подростков в образовательных учреждениях; разработка и обоснование бюджета системы образования района, образовательных нормативов, планов капитального ремонта и строительства, материально-технического обеспечения подведомственных учреждений. Исходя из основных задач, Кяхтинское РУО осуществляет функции заказчика по реконструкции и капитальному ремонт зданий, учреждений районного подчинения, проводит экспертизу и утверждение в установленном порядке проектной документации на строительство районных объектов образования, осуществляет контроль за производством работ в пределах полномочий, предоставленных администрацией района; создает финансовые и материально-технические условия для функционирования учреждений образования и обеспечения их учебно-методическими пособиями, учебниками, техническими средствами обучения, оборудованием, материалами и т.д. в рамках утвержденного бюджета.

На основании изложенного истец просит обязать Кяхтинское РУО, МОУ Мурочинская СОШ выполнить ранее выданное предписание № 9 от 14.04.2010 года, об устранении нарушений санитарного законодательства, а именно: 1) установить производственный контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов в полном объеме; 2) использовать школьную мебель соответствующую росто-возрастным показателям учащихся, с цветовой маркировкой; 3) провести работы по устранению трещин и выбоин на стенах учебных помещений; 4) обеспечить туалетные помещения, помещения кухни, душевые и мастерские вытяжной вентиляции; 5) заменить перегоревшие лампы в осветительных приборах, оборудовать классные доски софитами; 6) оборудовать медицинский пункт, укомплектованный квалифицированными кадрами средних медицинских работников; 7) оборудовать санитарные узлы для мальчиков и девочек; 8) для сбора твердых отходов и пищевых отходов на территории хозяйственной зоны установить раздельные контейнеры с крышками на площадках с твердым покрытием; 9) организовать централизованный вывоз отходов и обработку контейнеров, при заполнении их не более чем на 2/3 объема; 10) установить при обеденном зале столовой, рядом с умывальником, электрополотенца (не менее 2) и (или) одноразовые полотенца; 11) установить трехсекционные ванны на пищеблоке; 12) составить примерное меню на период не менее двух недель (10-14 дней); 13) осуществлять контроль за организацией питания; 14) проводить витаминизацию и минерализацию готовых блюд; 15) завести документацию – «Журнал бракеража готовой кулинарной продукции», «Журнал здоровья», «Журнал витаминизации третьих и сладких блюд», «Ведомости контроля за питанием», «Журнал учета температурного режима холодильного оборудования»; 16) получить разрешение на использование водного объекта (скважины0 в конкретно указанных целях.

В судебном заседании представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Республике Бурятия Сониева Л.Д. поддержала заявленные исковые требования, при этом обратилась с заявлением о прекращении производства по делу в связи с отказом от заявленных исковых требований в части оборудования медицинского пункта, укомплектованного квалифицированными кадрами средних медицинских работников и оборудования санитарных узлов для мальчиков и девочек, на удовлетворении остальных исковых требований настаивает в полном объеме, при этом уточнила срок исполнения исковых требований до 21 июля 2012 года.

Представитель ответчика - Районного Управления Образования МО «Кяхтинский район» Кузнецова Л.Г., действующая на основании доверенности и представитель ответчика - МОУ Мурочинская СОШ Мункуева Е.Б., каждая в отдельности, признали исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Республике Бурятия в Селенгинском районе в полном объеме, о чем подали соответствующее заявление о признании иска.

В соответствии с ч.2 ст. 68 ГПК РФ следует, что признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождают последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.

Поскольку у суда нет оснований полагать, что признание ответчиками совершено в целях сокрытия действительных обстоятельств дела или под влиянием обмана, насилия, угрозы, добросовестного заблуждения, суд принимает во внимание заявления представителей ответчиков Кузнецовой Л.Г. и Мункуевой Е.Б. о признании требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Республике Бурятия в полном объеме. Соответственно суд считает подтвержденным в судебном заседании факт, что несоблюдение в МОУ Мурочинская СОШ нормативных правовых актов, устанавливающих санитарно-эпидемиологические требования, в том числе критерии безопасности и безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенических и иных нормативов, создает угрозу жизни или здоровью, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний среди несовершеннолетних детей, обучающихся в МОУ Мурочинская СОШ.

Поэтому суд считает обоснованным требование Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Республике Бурятия о возложении обязанности на ответчиков устранить нарушения требований санитарного законодательства.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что иск Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Республике Бурятия подлежит удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Республике Бурятия – удовлетворить.

Возложить обязанность на Районное Управление Образования МО «Кяхтинский район» и МОУ Мурочинская СОШ в срок до 21 июля 2012 года устранить нарушения санитарного законодательства, а именно: 1) установить производственный контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов в полном объеме; 2) использовать школьную мебель соответствующую росто-возрастным показателям учащихся, с цветовой маркировкой; 3) провести работы по устранению трещин и выбоин на стенах учебных помещений; 4) обеспечить туалетные помещения, помещения кухни, душевые и мастерские вытяжной вентиляции; 5) заменить перегоревшие лампы в осветительных приборах, оборудовать классные доски софитами; 6) для сбора твердых отходов и пищевых отходов на территории хозяйственной зоны установить раздельные контейнеры с крышками на площадках с твердым покрытием; 7) организовать централизованный вывоз отходов и обработку контейнеров, при заполнении их не более чем на 2/3 объема; 8) установить при обеденном зале столовой, рядом с умывальником, электрополотенца (не менее 2) и (или) одноразовые полотенца; 9) установить трехсекционные ванны на пищеблоке; 10) составить примерное меню на период не менее двух недель (10-14 дней); 11) осуществлять контроль за организацией питания; 12) проводить витаминизацию и минерализацию готовых блюд; 13) завести документацию – «Журнал бракеража готовой кулинарной продукции», «Журнал здоровья», «Журнал витаминизации третьих и сладких блюд», «Ведомости контроля за питанием», «Журнал учета температурного режима холодильного оборудования»; 14) получить разрешение на использование водного объекта (скважины0 в конкретно указанных целях.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РБ в течение 10 дней со дня оглашения путем подачи кассационной жалобы через Кяхтинский районный суд РБ.

Судья Бутуханова Н.А.

<данные изъяты>