26.08. 2011 по иску Овчинникова к КЭЧ Кяхтинского района о защите права на приватизацию



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 августа 2011 года г. Кяхта

Кяхтинский районный суд Республики Бурятия в составе

председательствующего судьи Гимадеевой О.Л.,

при секретаре Шагдуровой В.В.

с участием представителя истца Лешковой Л.Ю., действующей на основании заявления,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Овчинникова Виктора Павловича к КЭЧ <адрес> о признании незаконным отказ в приватизации жилого помещения, о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, о понуждении заключить договор приватизации на жилое помещение, взыскании судебных расходов,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Овчинников В.П. обратился в суд с иском к КЭЧ <адрес> о признании незаконным отказ в приватизации жилого помещения, о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, о понуждении заключить договор приватизации на жилое помещение, взыскании судебных расходов.

Свои доводы мотивировал следующим, что обращался в КЭЧ <адрес> с заявлением по вопросу приватизации занимаемого жилого помещения расположенного по адресу: <адрес>

Его обращение к начальнику КЭЧ <адрес> осталось без ответа и удовлетворения, что послужило основанием для обращения в суд, поскольку отсутствие решения на обращение свыше двухмесячного срока, установленного ст.8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», истец расценивает как отказ, В устной форме начальник КЭЧ <адрес> в приватизации жилья отказал со ссылкой на то, что им не были представлены в КЭЧ <адрес> сведения о том, что спорное жилое помещение находится в оперативном управлении ответчика. В силу чего начальник КЭЧ <адрес> не уполномочен заключить со мной Договор о безвозмездной передаче спорного жилого помещения в собственность.

Кроме того, в устной форме, в жилищной группе КЭЧ Кяхтинского
района пояснили, что занимаемое жилое помещение является служебным, в силу чего оно не может быть приватизировано.

Так, в соответствии со статьями 6 и 7 Закона РФ «О приватизации
жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в
собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками
указанных жилых помещений органами государственной власти, органами
местного самоуправления, а также государственными или муниципальными
унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на
праве хозяйственного ведения, государственными муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление, которых передан жилищный фонд. Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.

По передаточному акту № 182 государственного имущества на праве оперативного управления жилой <адрес> в <адрес>, в котором находится спорное жилое помещение, был передан КЭЧ <адрес> в оперативное управление. Право оперативного управления в отношении <адрес> г, <адрес> в том числе и в отношении занимаемого истцом спорного жилого помещения, сохраняется за КЭЧ <адрес> до настоящего времени. Следовательно, по мнению истца, отказ начальника КЭЧ <адрес> заключить Договор о безвозмездной передачи занимаемого жилого помещения в собственность, является незаконным и необоснованным.

В спорном жилом помещении истец проживает с августа 1995 года, то есть с момента, прибытия к новому месту службы в г<адрес>. КЭЧ <адрес> оформить договорные отношения по поводу спорного жилья отказывалась со ссылкой на его служебный статус,.

Из выписок от ДД.ММ.ГГГГ года следует, что постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за квартирой в <адрес> по ул, Рукавишникова в <адрес> закреплен статус «служебного жилья». Затем постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года служебный статус за спорной квартирой был сохранен. Однако ДД.ММ.ГГГГ данное постановление было отменено Кяхтинской городской администрацией на основании постановления за .

Принятым администрацией <адрес> в декабре ДД.ММ.ГГГГ года постановлением за за спорным жилым помещением вновь закреплен статус «служебного» жилья. Постановлением администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ за ранее принятое администрацией <адрес> постановление от ДД.ММ.ГГГГ отменено.

Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ, утв.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ,
государственному учету подлежат независимо от формы собственности
жилые дома, специализированные дома, квартиры, служебные жилые
помещения, жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный
фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с
законодательством РФ. Из изложенного следует, что после
решения о включении жилой площади в число служебных, данное
жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такового в
органе, осуществляющем государственный учет жилых помещений, то есть в
БТИ. Из справки БТИ усматривается, что в органе технического учета не
имеется сведений о принадлежности спорного жилого к числу служебного.

Согласно сообщению УФРС по РБ следует, что б Едином
Государственном реестре записи о регистрации прав, ограничений (обременении) в отношении <адрес> расположенной по адресу <адрес>, <адрес>, отсутствуют.

Согласно п. 12 Правил отнесения жилого помещения к
специализированному жилому фонду, утвержденному Постановлением
Правительства РФ от 26 января 2006 года № 42,жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным имуществом, с учетом требований, установленных настоящими Правилами.

В п. 14 Правил указано, что решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.

Однако КЭЧ <адрес> не были представлены истцу доказательства, подтверждающие тот факт, что в отношении спорной квартиры было принято решение об отнесении ее к специализированному жилищному фонду.

Заслуживает внимания и то обстоятельство, что истец имеет продолжительный стаж работы в системе Министерства Обороны Российской Федерации, а именно более 26 лет, о чем свидетельствует справка войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ за .

Истец проживает в спорном жилом помещении в связи с трудовыми отношениями в системе МО РФ. На его имя открыт лицевой счет, где он значится нанимателем, производит оплату коммунальных услуг. Учитывая, что спорная квартира не относится к категории «служебных», то пользование ею, происходит на условиях социального найма.

Ограничение прав и свобод гражданина путем определения круга
объектов допустимо только в том случае, если обстоятельства, фактически
обуславливающие особенности правового режима жилья, прежде всего его
целевое назначение, исключает возможность передачи жилого помещения в
частную собственность. На спорное жилое помещение распространяется
общий правовой режим, который допускает возможность его и характеризует его как помещения, предоставленное на условиях договора социального найма. Поэтому он вправе приобрести спорное жилое помещение в собственность, руководствуясь ст. 2 Закона РФ «О жилищного фонда в Российской Федерации». При этом отсутствие договора социального найма не препятствует осуществлению прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления, в данном случае КЭЧ <адрес>, указанного договора.

Спорное жилое помещение закреплено за КЭЧ <адрес> на праве оперативного управления и относится к ведомственному жилищному фонду. В соответствии с требованиями Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» занимаемые гражданами жилые помещения из числа ведомственного жилищного фонда подлежат приватизации.

На основании изложенного, просит признать незаконным отказ <адрес> КЭЧ района в приватизации занимаемого жилого помещения по адресу: <адрес>; признать право пользования жилым помещением на условиях социального найма, обязать <адрес> КЭЧ района заключить договор о передаче его в собственность.

Истец Овчинников В.П. в судебном заседании поддержал доводы изложенные в иске, настаивал на удовлетворении.

Представитель истца Лешкова Л.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала исковые требования и доводы, изложенные в иске, настаивала на удовлетворении иска.

Представитель ответчика - КЭЧ <адрес>, надлежащим образом уведомленный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, каких-либо сведений о причинах неявки суду не представлял, ходатайства об отложении дела слушанием от последнего не поступало, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного представителя.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст.217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 года № 8 предусмотрено, что требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).

Так, ДД.ММ.ГГГГ Овчинников В.П. обратился с заявлением к начальнику Кяхтинской КЭЧ района по вопросу приватизации спорного жилого помещения.

Ответа начальника КЭЧ <адрес> на его заявление в материалах дела не имеется. Отсутствие ответа на заявление Овчинникова В.П. с июня ДД.ММ.ГГГГ года, суд расценивает как отказ в удовлетворении заявления стороны истца в приватизации жилья.

Из справки ТСЖ «Звездочка» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Овчинников В.П. проживает и зарегистрирован по месту жительства <адрес>. Сведений о составе семьи не имеется.

Выписка из лицевого счета подтверждает, что нанимателем спорного жилого помещения является Овчинников В.П.

Из свидетельства о расторжении брака усматривается, что брак между Овчинниковым Виктором Павловичем и ФИО1 прекращен ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлена запись акта о заключении брака , отделом ЗАГС администрации <адрес> муниципального района <адрес>.

Из архивных справок Архивного отдела администрации МО «<адрес>» РБ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что постановлением Кяхтинской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ «О служебных квартирах в военных городках , , », постановлением Кяхтинской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении статуса служебных квартир и статуса постоянной жилой площади за жилфондом гарнизона» за спорным жилым помещением закреплен статус служебного жилья.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменено постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о признании всего жилого фонда МО РФ на территории <адрес> служебным.

В постановлении Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О присвоении статуса «служебная» квартирам КЭЧ <адрес>» спорное жилое помещение в списке значится как «служебное».

ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации МО «<адрес>» было отменено постановление администрации <адрес> « О присвоении статуса « служебная» квартирам КЭЧ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Из архивной справки Архивного отдела администрации МО «Кяхтинский район» РБ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в списках к Постановлениям Кяхтинской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> не значится.

Из справок следует от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в АУ РБ «Гостехинвентаризация - Республиканское БТИ» (<адрес>) нет сведений, указывающих, что квартира, расположенная по адресу <адрес>, является служебной. В указанной справке имеются такие сведения, что Овчинников В.П. участия в приватизации <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не принимал.

Из справки в/ч следует, что подполковник Овчинников В.П имеет выслугу лет по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении 26 лет 2 месяц 05 дней, в льготном исчислении 29 лет 01 месяц 22 дня.

Из справки ФГУП «Ростехинвентризация-Федеральное БТИ» Волгоградский филиал от 11 05.2010 года следует, что за Овчинниковым В.П. по данным архива Калачевского отделения <адрес> личного домовладения или квартиры в <адрес> и <адрес> не зарегистрировано.

Из справки <адрес> Бюро технической инвентаризации (<адрес>) следует, что за Овчинниковым В.П. право собственности или его части в городах и других поселениях не зарегистрировано.

Из справки ГУП ВО «Воронежоблтехинвентаризация» следует, что за Овчинниковым В.П. по данных районных БТИ <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ жилые помещения на праве собственности в <адрес> и в районах <адрес> не зарегистрированы.

Из уведомления УФРС кадастра и картографии по <адрес> об отсутствии в предоставлении запрашиваемой информации от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав, ограничений (обременений) на жилое помещение, расположенные по адресу <адрес> отсутствуют.

Из уведомлений УФРС кадастра и картографии по <адрес> об отсутствии запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав Овчинникова В.П.. на объекты недвижимости на территории Российской Федерации отсутствуют.

Согласно передаточного акта от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> КЭЧ района принято государственное имущество на праве оперативного управления, в том числе жилой <адрес>.

Свидетельство о внесении в реестр федерального имущества подтверждает, что федеральное имущество закреплено на праве оперативного управления за <адрес> КЭЧ района, на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ.

По правилам 296 ГК Российской Федерации учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

Согласно ч.1 ст.299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

В соответствии со ст. 6 Закона "О приватизации жилищного фонда в РФ" передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

В соответствии с требованиями Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» занимаемые гражданами жилые помещения из числа ведомственного жилищного фонда подлежат приватизации. При этом согласия собственника жилищного фонда на приватизацию не требуется, эти функции возложены действующим жилищным законодательством на предприятие, осуществляющего оперативное управление спорным жилым помещением.

В судебном заседании установлено, что Кяхтинская КЭЧ района осуществляет оперативное управление спорным жилым помещением, что подтверждается свидетельством о внесении таких сведений в реестр федерального имущества, поэтому суд приходит к выводу, что согласие собственника на приватизацию жилого помещения не требуется, данные функции возложены на Кяхтинскую КЭЧ района.

Кроме этого, спорное жилое помещение не отнесено к числу служебных, что подтверждается отсутствием таких сведений в органах государственного и технического учета, а также в органах осуществляющих регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в соответствии с Положением о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 года № 1301 и Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду, утв. Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 года №42.

Вместе с тем суд учитывает, что постановлением администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ было отменено постановление администрации <адрес> « О присвоении статуса «служебная» квартирам КЭЧ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Поэтому отказ КЭЧ <адрес> в приватизации спорной квартиры, является незаконным и нарушающим права истца, поскольку спорное жилое помещение не относиться к перечню жилых помещений, не подлежащих приватизации, указанных в ст. 4 Закона РФ от 4 июля 1991 года № 1541 -1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Как установлено судом, истец проживает в спорном жилом помещении с апреля 2005 года, которое было предоставлено КЭЧ <адрес> Овчинникову, в связи с трудовыми отношениями – службой в МО РФ. Фактические обстоятельства дела, такие как проживание истца в квартире, открытие лицевого счета на его имя, оплата коммунальных услуг подтверждают то обстоятельство, что отношения между сторонами возникли из договора социального найма, доказательств проживания истца в спорном жилом помещении на иных условиях стороной ответчика не предоставлено, более того законность проживания истца, ответчиком не оспаривалась.

Как следует из положений ст. 672 ГК РФ в государственном или муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения. Договор социального найма жилого помещения заключается по основаниям, на условиях и в порядке, предусмотренном жилищным законодательством.

При указанных обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Относительно требований возмещения судебных расходов, суд в соответствии со ст. ст. 94,98 ГПК РФ, считает необходимым возместить Овчинникову В.П. судебные расходы, связанные с оплатой госпошлины в сумме 200 рублей, которые подлежат взысканию с КЭЧ <адрес>.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд -

РЕШИЛ:

Иск Овчинникова Виктора Павловича - удовлетворить.

Признать отказ КЭЧ <адрес> Овчинникову В.П. в приватизации жилого помещения, расположенного по адресу <адрес> - незаконным.

Признать право пользования Овчинниковым Виктором Павловичем жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> на условиях социального найма.

Обязать КЭЧ <адрес> заключить с Овчинниковым Виктором Павловичем договор о безвозмездной передаче жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в собственность.

Взыскать с КЭЧ <адрес> РБ в пользу Овчинникова Виктора Павловича 200 (двести)рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд <адрес> в течение 10 дней со дня получения решения суда в окончательном виде.

Судья Гимадеева О.Л.