08.09.2011 решение по иску Прокурора Кяхтинского района к ГОУ `Детский дом`



2-586/2011РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Кяхта 08 сентября 2011 года

Кяхтинский районный суд Республики Бурятия в составе:

председательствующего судьи Гимадеевой О.Л.

при секретаре Шагдуровой В.В.,

с участием прокурора Трусовой К.А., представителя ответчика Доржиева Ц.Н.,рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кяхтинского района в интересах несовершеннолетних граждан и неопределенного круга лиц к Государственному образовательному учреждению для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом <адрес>» о понуждении получить лицензию на право ведения образовательной деятельности,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Кяхтинского района обратился в суд в интересах несовершеннолетних граждан и неопределенного круга лиц с иском к Республиканскому агентству по делам семьи и детей Республики Бурятия, Государственному образовательному учреждению для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом <адрес>» о приостановлении деятельности ГОУ «Детский дом <адрес>» до получения лицензии на право образовательной деятельности, указывая, что прокуратурой Кяхтинского района проведена проверка исполнения законодательства о безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних в «Детском доме <адрес>», расположенного по адресу <адрес>. В обосновании своих доводов прокурор сослался на следующие обстоятельства, дал правовое обоснование требований.

В соответствии со ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование.

Согласно п.1 ст. 2 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» государственная политика в области в области образования основывается на принципе гуманистического характера образования, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; общедоступности образования.

Частью 3 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» установлено, что образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

В силу ст. 33 п. 6,7 Закона РФ "Об образовании" право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения). Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, на основании заключения экспертной комиссии.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 08.08.2001г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов РФ и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

В соответствии со ст. 12 п. 4, 5 Закона РФ «Об образовании» к образовательным относятся учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п. 2 типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей утвержденным постановлением Правительства РФ от 01.07.1995г. № 676 право у учреждения на образовательную деятельность возникает с момента выдачи ему лицензии (разрешения).

Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009г. № 277 утверждено положение о лицензировании образовательной деятельности, которое устанавливает порядок лицензирования образовательной деятельности образовательных учреждений. Лицензирующие органы субъектов РФ осуществляют лицензирование образовательной деятельности образовательных учреждений, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 9 Постановления Правительства РФ от 31.03.2009г. №277 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности» осуществление образовательной деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

В настоящее время в ГОУ «Детский дом <адрес>» проживает и воспитывается 38 детей.

В ходе проверки, проведенной прокуратурой района, установлено, что в настоящее время ГОУ «Детский дом <адрес>» осуществляет свою образовательную деятельность без лицензии, ранее выданная лицензия от ДД.ММ.ГГГГ была действительна по 01.10.2010г.

Указанное выше свидетельствует о грубых нарушениях законодательства об образовании, лицензировании и влечет нарушение прав несовершеннолетних воспитанников ГОУ «Детский дом <адрес>».

Таким образом, ГОУ «Детский дом <адрес>» не имеет право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации в связи с отсутствием лицензии.

Кроме того, согласно ст. 28 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ в образовательных учреждениях должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

В силу требований ст. 24 указанного Федерального закона № 52-ФЗ юридические лица обязаны приостановить свою деятельность, оказание услуг, в случаях, если при осуществлении этой деятельности, оказании услуг, нарушаются санитарные правила.

Однако, указанные требования закона ГОУ «Детский дом <адрес>» не исполняются.

Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ГОУ «Детский дом <адрес>» выдано санитарно-эпидемиологическое заключение № о несоответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СП 2.4.990-00 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах интернатах для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Причины несоответствия:

1. в помещениях жилой ячейки на 1 группу детей не предусмотрены:

- комната ля индивидуальных занятий со специалистами (логопед, психолог)
площадь - 9 кв.м;

- комната для стирки и сушки мелких вещей площадью 6 кв.м.

- комната для глажения и чистки одежды площадь 5 кв.м.

- комната для хранения личных сезонных вещей площадью 9 кв.м.

- помещение для уборочного инвентаря площадью 3 кв.м.

- туалетная комната оборудована ногомойкой на 12 детей (при норме
ногомойки на 10 человек), отсутствуют душевые кабины с раздевальными из
расчета 1 рожок на 5 человек.

2. медицинский блок: не предусмотрены приемно-карантинное отделение,
кабинет врача, кабинет медицинской сестры, стоматологический кабинет,комната дежурной медсестры, буфетная - раздаточная с помещением для мытья посуды, ванная, туалет и комната для дезинфицирующих средств, кабинет психологической разгрузки, санитарный узел персонала, кабинет ЛФК.

Несоблюдение ГОУ санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, в том числе отсутствие медицинского кабинета создает угрозу жизни и здоровью детей, работников учреждения, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний (ст.1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Таким образом, Республиканским агентством по делам семьи и детей, администрацией ГОУ «Детский дом <адрес>» не принимаются меры, направленные на устранение вышеуказанных нарушений государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

В соответствии с частью 1 статьи 1065 Гражданского Кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Непринятие мер противоречит требованиям безопасности и представляет прямую угрозу для жизни и здоровья воспитанникам и работникам учреждения.

В соответствии со статьей 12 Гражданского Кодекса РФ одними из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре.

На основании изложенного, прокурор Кяхтинского района просит приостановить деятельность учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ГОУ «Детский дом <адрес>» до получения лицензии на право образовательной деятельности.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора было привлечено Министерство имущественных и земельных отношений РБ.

В судебном заседании прокурор Трусова К.А., действующая на основании доверенности, уточнила исковые требования просила обязать ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом <адрес>» получить лицензию на право ведения образовательной деятельности в срок до ДД.ММ.ГГГГ, без приостановления деятельности ответчика.

Представитель ответчика ГОУ «Детский дом <адрес>», Доржиев Ц.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования прокурора признал в полном объеме, с учетом уточнений, о чем подал письменное заявление.

Представитель третьего лица Министерства имущественных и земельных отношений РБ Елаев В.Н. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Допрошенная по судебному поручению Советским районным судом представитель Министерства имущественных и земельных отношений РБ. Севостьянова Ю.Л. пояснила, что с исковыми требования прокурора Кяхтинского района не согласна, поскольку в случае приостановления деятельности интерната дети не смогут получить образование, что будет являться нарушением их прав. Дополнила, что спорное имущество было передано ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения министерства имущественных и земельных отношений РБ от ДД.ММ.ГГГГ, по передаточному акту . В случае, если имущество, закрепленное за учреждением не будет использоваться в связи с приостановлением его деятельности, Минимущество РБ могут быть рассмотрены предложения учреждения и учредителя по его дальнейшему использованию.

Представитель третьего лица Республиканского агентства по делам семьи и детей <адрес> Дырхеев Д.Д-Н., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, против удовлетворения исковых требований возражал.

Допрошенная в качестве специалиста по делу Сониева Л.Д., суду пояснила, что помещение детского дома в <адрес> не соответствует Санитарным нормам и Правилам. Подтвердила наличие нарушений у ответчика, указанных в иске. Несоблюдение данных Правил может првести к массовому заболеванию детей.

Выслушав пояснения помощника прокурора Трусовой К.А., ответчика Доржиева Ц.Н., мнение специалиста, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 39 ГПК РФ, в которой указаны распорядительные действия сторон по делу, ответчик вправе признать иск.

Судом, согласно ст. 173 ГПК РФ, ответчику разъяснены и понятны последствия признания иска. При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. Признание иска представителем ответчика Доржиевым Ц.Н. изложено в письменной форме, приобщено к материалам дела. Представитель истца не возражала в отношении заявления ответчика.

В соответствии с ч.2 ст. 68 ГПК РФ - признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождают последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.

В случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения может быть указано только на признание иска и принятие его судом (ст. 198 ГПК РФ).

Поскольку у суда нет оснований полагать, что признание иска совершено в целях сокрытия действительных обстоятельств дела или под влиянием обмана, насилия, угроз, добросовестного заблуждения, суд принимает во внимание заявление представителем ответчика Доржиевым Ц.Н. о признании требований истца в полном объеме, соответственно, исковые требования прокурора Кяхтинского района РБ подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд, -

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Кяхтинского района – удовлетворить.

Обязать ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом <адрес>» получить лицензию на право ведения образовательной деятельности в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия через Кяхтинский районный суд в течение 10 дней со дня получения копии решения суда в окончательном виде.

Судья Гимадеева О.Л.