о защите права на приватизацию



                                                                  2-1019 /2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

         26 октября 2011 года                                    г. Кяхта

Кяхтинский районный суд Республики Бурятия в составе

председательствующего судьи Бутухановой Н.А.,

при секретаре Будаевой М.Ж.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калатуша Алены Иосифовны к Кяхтинской КЭЧ о защите права на приватизацию,

У С Т А Н О В И Л :

     Гр. Калатуша А.И. обратилась в суд с иском к Кяхтинской КЭЧ о защите права на приватизацию, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ она подала в КЭЧ заявление о заключении с ней договора приватизации занимаемого ее семьей жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>. Однако принимать ее заявление в КЭЧ отказались, ссылаясь на то, что начальник КЭЧ не имеет полномочий на заключение договора приватизации. Кроме этого в жилищной группе КЭЧ также в устной форме ей пояснили, что квартира, в которой проживает ее семья, относится к служебной и поэтому не может подлежать приватизации.

Истец расценивает отказ как незаконный, обращает внимание на Передаточный Акт , согласно которому по ее мнению, ДД.ММ.ГГГГ в Кяхтинскую.КЭЧ было передано в оперативное управление государственное имущество, в т.ч. жилой дом, в котором она проживает. Поэтому истец считает, что начальник КЭЧ уполномочен заключать договор приватизации.

Также истец считает, что спорное жилое помещение не является служебным, указывая, что основанием для заселения в спорное жилое помещение было разрешение жилищной комиссии Кяхтинского гарнизона как работнику Кяхтинского гарнизонного военного суда. После этого ей было выдано разрешение начальником жилищной группы КЭЧ на заселение в предоставленное жилое помещение. Однако до настоящего времени договор найма жилого помещения так и не был оформлен. Между тем оснований для отказа в заключении такого договора истец не усматривает. Просит учесть, что сведения из Архивных выписок свидетельствуют о том, что в настоящее время спорное жилое помещение не относится к служебному, а значит по мнению истца, может подлежать приватизации.

Кроме этого истец ссылается на п. 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , из которого следует, что государственному учету подлежат все жилые помещения, пригодные для проживания, независимо от формы собственности. Поэтому истец считает, что в случае включения жилой площади в число служебных квартир, данное жилое помещение должно было быть зарегистрировано в качестве такового в органе технического учета, т.е. в БТИ, чего не было в данном случае.

Также истец обращает внимание на п. 12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , в соответствии с которым следует, что включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд и исключение из такового производится на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным имуществом.

            Учитывая изложенное, истец считает, что она и ее несовершеннолетняя дочь Дарья 1999 г.р. имеют право приватизировать спорное жилое помещение и расценивает свое фактическое проживание именно на условиях договора социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, по ее мнению, не препятствует приватизировать спорное жилое помещение.

С учетом изложенного истец Калатуша А.И. просит признать за ней и дочерью право пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, признать незаконным отказ начальника КЭЧ дать ей разрешение на приватизацию, обязать КЭЧ восстановить нарушенное право на приватизацию, заключив с ней договор о передаче квартиры в собственность. Ее сын, Калатуша А.Г., не возражает против приватизации квартиры и сам не желает принимать участие в приватизации.

В судебное заседание истец Калатуша А.И. не явилась, попросив рассмотреть дело в ее отсутствие в связи с рождением ребенка.

             Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, Калатуша А.Г. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель ответчика в лице Кяхтинской КЭЧ также не явился в судебное заседание, будучи извещенным о времени и месте судебного заседания, поэтому суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.

Исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему выводу.

Как следует из устного ответа начальника КЭЧ, заключение договора приватизации между начальником КЭЧ и истцом невозможно ввиду того, что начальник КЭЧ не наделен полномочиями на передачу ей квартиры в безвозмездную собственность.

О том, что истец обращалась в КЭЧ с заявлением о приватизации, свидетельствует заявление последней со штампом Кяхтинской КЭЧ от ДД.ММ.ГГГГ и уведомление о вручении работнику КЭЧ почтового уведомления с заявлением о даче согласия на приватизацию (л.д.11-12).

Что касается непосредственно оснований отказа в приватизации, то суд считает их необоснованными по следующим основаниям.

Согласно ст. 6 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

В данном случае жилищный фонд МО РФ, расположенный на территории Кяхтинского района, находится в ведении Кяхтинской КЭЧ, что подтверждается Передаточным актом от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому видно, что жилой дом по <адрес>, расположенный в г. Кяхте, действительно, передан Кяхтинской КЭЧ в оперативное управление (л.д.46-48).

Свидетельство о внесении в реестр федерального имущества от ДД.ММ.ГГГГ также указывает на то, что федеральное имущество, переданное по Передаточному акту от ДД.ММ.ГГГГ, внесено в реестр федерального имущества и выдано Кяхтинской КЭЧ как органу, в оперативном управлении которого находится названное федеральное имущество (л.д.49).

Исходя из изложенных доказательств, суд считает подтвержденным факт, что спорное жилое помещение находится именно в оперативном управлении Кяхтинской КЭЧ и поэтому договор приватизации должен быть заключен между истцом и именно Кяхтинской КЭЧ как органом, в чьем оперативном управлении значится квартира. Соответственно, начальник Кяхтинской КЭЧ является лицом, уполномоченным заключать договора приватизации. Обоснований обратного ответчиком в суд не представлено, поэтому указанную ссылку КЭЧ суд считает несостоятельной, как не основанной на нормах закона.

Что касается ссылки ответчика на то, что квартира, в которой проживает истец, относится к служебной жилплощади, суд, с учетом исследованных доказательств, приходит к выводу о том, что данная ссылка также является несостоятельной и, действительно, ущемляет право истца на жилище.

           При этом суд обращает внимание на п. 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ), который разъясняет, что государственный учет жилищного фонда в РФ включает в себя технический (оперативный) учет, официальный статистический учет и бухгалтерский учет. Основу государственного учета составляет технический учет, осуществляемый независимо от принадлежности жилищного фонда по единой для Российской Федерации системе учета путем проведения технической инвентаризации и регистрации документов об обязанностях правообладателей по содержанию жилых строений и жилых помещений. Технический учет возлагается на Бюро технической инвентаризации, которое в соответствии с ч. 4 названного Положения осуществляет технический учет жилищного фонда в городских и сельских поселениях, независимо от его принадлежности.

           Исходя из смысла названной нормы закона следует, что сведения о жилищном фонде РФ, независимо от его принадлежности, в том числе и о служебном жилом фонде Министерства Обороны РФ, должны фиксироваться в БТИ.

           Между тем ответчиком не представлено в суд доказательств того, что спорная квартира, в которой в настоящее время проживает истец, действительно, относится к служебному фонду Министерства Обороны РФ.

            Кроме того, сообщение из Управления Федеральной регистрационной службы по РБ от ДД.ММ.ГГГГ подтверждает о том, что в Едином Государственном реестре прав, записи о регистрации права, ограничений (обременений) на спорную квартиру, расположенную в <адрес>, отсутствуют, что указывает на то, что спорное помещение не было зарегистрировано в УФРС как служебное жилое помещение (л.д.21).

            Аналогичные сведения содержатся и в БТИ (л.д.25).

            Указанное свидетельствует о том, что не было издано решения органа, осуществляющего управление государственным имуществом, о включении спорного жилого помещения в категорию служебного жилья. Из изложенного следует, что в случае включения данного жилого помещения в число служебных, указанная квартира должна была быть зарегистрирована в качестве таковой в УФРС, а также должна была стоять на учете в Бюро технической инвентаризации именно как служебное жилое помещение.

           Однако как установлено в судебном заседании, такая процедура не была соблюдена. Доказательств такового ответчиком в суд не представлено.

           Кроме того, вывод суда о том, что квартира истца не относится к служебной, подтверждается также данными Архивных справок.

           Суд не оспаривает, что Постановлением Кяхтинской городской администрации за от ДД.ММ.ГГГГ спорная квартира была включена в список служебного жилья (л.д.30). Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ статус квартиры был изменен на постоянную жилплощадь (л.д.29). Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ спорная квартира была вновь переведена в служебную жилплощадь (л.д.26). Постановлением администрации г. Кяхты от ДД.ММ.ГГГГ постановление было отменено (л.д.28). В следующих решениях, в частности, в постановлениях от ДД.ММ.ГГГГ квартира значится как служебная (л.д.27), в последующих постановлениях, в частности, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ спорная квартира как служебная уже не значится (л.д.26). Постановлением Главы-руководителя Администрации МО «город Кяхта» от ДД.ММ.ГГГГ постановление от ДД.ММ.ГГГГ, которым военный жилфонд признавался служебным, отменено (л.д.45). Кроме того, постановлением от ДД.ММ.ГГГГ постановление от ДД.ММ.ГГГГ также отменено (л.д.50).

         Из анализа указанных Архивных справок суд приходит к выводу о том, что в настоящее время отсутствует какой-либо документ, изданный органом исполнительной власти, который подтверждал бы довод ответчика об отнесении спорной квартиры к служебной жилплощади. Поэтому суд приходит к выводу о том, что указанная квартира к служебному жилью не относится.

          Кроме этого суд считает необходимым обратить внимание на п. 12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , согласно которым следует, что включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным имуществом, с учетом требований, установленных настоящими Правилами.

         П.14 Правил дополняет, что решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.

          Однако Кяхтинской КЭЧ не были представлены в суд доказательства, подтверждающие факт, что в отношении спорной квартиры, действительно, было принято решение об отнесении ее к специализированному жилищному фонду Министерства Обороны РФ. Поэтому суд соглашается с аргументом истца о том, что спорное жилое помещение относится не к служебному, а к ведомственному жилищному фонду Министерства Обороны РФ. Поэтому ссылку ответчика на принадлежность спорной жилплощади к служебной суд находит несостоятельной и не соответствующей имеющимся по делу доказательствам.

         При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что истец и ее семья в настоящее время проживают на спорной жилплощади фактически на условиях социального найма. Соответственно суд считает, что имелись основания для заключения с семьей истца договора социального найма, что в свою очередь указывает на то, что истец, являясь нанимателем спорной квартиры (л.д.14, л.д.18-19), приобрела вместе со своей дочерью право пользования данным жилым помещением в соответствии с положением ст. 67 ЖК РФ.

           Суд также считает необходимым отметить, что отсутствие на текущий момент договора социального найма между истцом и КЭЧ не является препятствием к приватизации истцом данного жилого помещения, поскольку как указано выше, спорная квартира не является служебной, квартира была выделена истцу в силу трудовых отношений с МО РФ, что подтверждается справкой из Кяхтинского гарнизонного военного суда за от ДД.ММ.ГГГГ, из которой видно, что Калатуша А.И. работает в суде с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.39), ранее жильем от Министерства Обороны РФ она не обеспечивалась, участия в приватизации не принимала, равно как и ее дочь (л.д.20, л.д.22-24, л.д.37-38), сын истца, Калатуша А.Г., не возражает против приватизации квартиры, сам не желает принимать участия в приватизации, о чем подал соответствующее нотариально заверенное согласие (л.д.31).

           Поэтому суд считает, что истец, являясь нанимателем жилого помещения, в отсутствие сведений о принадлежности жилого помещения к служебному, в соответствии со ст. 4 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», имеет право приватизировать жилплощадь, которую занимает ее семья.

           Кроме этого суд учитывает также требования п. 6 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», где предусмотрено, что военнослужащие – граждане, а также граждане, уволенные с военной службы и члены их семей, имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными актами, за исключением служебных жилых помещений в закрытых военных городках.

           Аналогичное положение заложено в ст. 4 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», согласно которой не подлежат приватизации жилые помещения в аварийном состоянии, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения.

           Между тем как установлено в судебном заседании, спорная квартира под указанный перечень не подпадает.

           С учетом изложенного суд признает отказ начальника КЭЧ разрешить истцу приватизацию спорной квартиры незаконным, поскольку этим отказом были нарушены интересы истца и ее несовершеннолетней дочери, поэтому возлагает на КЭЧ Кяхтинского района обязанность восстановить нарушенное право истца на приватизацию путем заключения с истцом договора о безвозмездной передаче квартиры в собственность.

           Исходя из изложенного, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.

           Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Калатуша А.И. удовлетворить.

Признать за Калатуша Аленой Иосифовной, ее несовершеннолетней дочерью Дарьей 1999 г.р. право пользования спорным жилым помещением, расположенным по адресу <адрес>, на условиях договора социального найма.

              Признать незаконным отказ начальника Кяхтинской КЭЧ в выдаче истцу разрешения на приватизацию занимаемого ее семьей жилого помещения.

          Обязать Кяхтинскую КЭЧ восстановить нарушенное право истца на приватизацию путем заключения с Калатуша Аленой Иосифовной, ее несовершеннолетней дочерью Калатуша Дарьей Григорьевной ДД.ММ.ГГГГ г.р. договора о безвозмездной передаче квартиры, расположенной в <адрес>, в их долевую собственность.

          Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятии в течение 10 дней со дня получения сторонами копии решения суда в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Кяхтинский районный суд РБ.

Судья                                                                                    Бутуханова Н.А.